Образование на просторах постсоветского пространства до сих пор находится на поистине стратосферной высоте. Можно, например, посетить крохотный аул посреди бескрайней казахской степи и познакомиться там с парой молодых людей, которые обожают Шекспира, уважают Стендаля, сдержанно относятся к импрессионистам, чуть теплее – к примитивистам. И посвящают минуты досуга дискуссиям о творчестве Альбера Камю. Зовут молодых людей Салтанат и Куандык. Это главные герои фильма «Ласковое безразличие мира» режиссера Адильхана Ержанова в исполнении Динары Бактыбаевой и Куандыка Дюсембаева. Картину тепло приняли на Каннском фестивале этого года, так что многочисленные реверансы создателей фильма в адрес французской культуры не остались неоцененными.
Семья обладательницы красного платья и желтого зонтика красавицы Салтанат оказалась в крайне тяжелой жизненной ситуации. Глава семейства с самурайской последовательностью дал ответ на тот «один поистине серьезный философский вопрос», который был задан певцом абсурдизма Альбером Камю. Для тех, кто слегка подзабыл содержание знаменитого эссе «Миф о Сизифе» напомню, что речь там идет о самоубийстве. Итак, папенька покинул этот бессмысленный мир, распростершийся под пустыми небесами, а мать Салтанат осталась выяснять отношения с коллекторами, налоговой инспекцией, прокуратурой. Кредиты муженек заботливо оформлял на нее, она же числилась директором созданного им ТОО. А крайняя оказалась Салтанат. Потому что нельзя быть на свете красивой такой. Мама отправляет ее в город, где обитает дядя Хаим, госслужащий, обладающий недюжинными сутенерскими талантами, а также многочисленными связями с власть предержащими и чрезвычайно похотливыми старцами.
Степную Дульсинею сопровождает влюбленный в нее рыцарь, талантливый художник Куандык, человек без паспорта, но с увесистыми кулаками. Далее авторы фильма пытаются переплести сюжетные коллизии «Бесприданницы» и «Бонни и Клайда». Все это, напоминаю, с явными и косвенными отсылками к философским экзерсисам одного из отцов экзистенциализма.
Что не понравилось, так это откровенное стремление создать кинопродукт фестивального потребления. Дело вкуса, конечно, но потуги насытить кино-зрелище интеллектуальным наполнением казахстанскому коллективу удались не очень. Салтанат и Куандык произносят несколько программных монологов, но они не впечатляют ни формой, ни содержанием (актеров, судя по всему, тексты, предложенные сценаристами, не вдохновили). Они не смогли воспламениться ни шекспировскими страстями, ни достоевским безумием. Камю, конечно, автор более аскетичный, чем его английский и русский предшественники, но не до такой же степени. Зато создание абсурдистской истории слегка расхолодило авторов фильма. Они позволили себе несколько логических разрывов, неубедительных психологических решений. Почему, например, Куандык поджигает склад, что включает цепную реакцию жестокости и негодяйства? Ни психологически, ни ситуационно этот поступок никак не обоснован. А, понятно: если бога нет, то все можно? Стоп, это из другой оперы. У Камю было немного не так: нужно соблюдать достоинство даже в отсутствие бога.
В оправдание создателей картины можно сказать, что они, попытались решить очень непростую творческую задачу. Они очень старались – получилось не всегда. Хотя, если верить прессе, французы были в целом довольны. Как же: в далеком центрально-азиатском государстве снимают шляпу перед галльским гением! Потомки погонщиков кэмелов знают Камю!
А теперь о том, что удалось команде Ержанова, почему «Ласковое безразличие мира» можно считать удачей кинематографистов из Казахстана. Работа оператора и постановка света – выше всяких похвал. Да, иногда оператор, что называется, заигрывался. Его стремление к выстраиванию супер-эстетского кадра зачастую вступает в противоречие с элементарным здравым смыслом. Главные герои снимают комнатенку в пристанционном поселке. Обшарпанная дверь, облупившаяся штукатурка на стене. А рядом обои, узор которых поражает плотностью рисунка, сравнимой с затейливостью музейного гобелена. Тут же висят винтажные картины, повсюду расставлены лампы с абажурами филигранной работы. Что-то похожее операторы вытворяют, снимая чиновничий кабинет провинциальных коррупционеров. А какую анфиладу нам показывают в скромном сельском домике! И в центре кадра – роскошная Салтанат. Правда, капли алой крови на белоснежных цветочных лепестках все же следует признать слишком попсовым приемом. Но тут надо было отдать должное степному колориту.
Дуэт главных персонажей – еще одна большая удача Ержанова. Они создают замечательный контраст, как визуальный, так и психологический. Куандык Дюсембаев, судя по тому, что он не является профессиональным актером, обладает недюжинным природным талантом. Пара поработала отлично. Актеры сумели частично нивелировать недостатки сыроватого сюжета и, что называется, вытащили фильм.
Будем надеяться, коллектив во главе с Адильханом Ержановым еще не раз порадует зрителей творческими находками. А Камю лучше оставить французским коллегам. Ведь у Казахстана есть свои культурные герои. Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Мухтар Ауэзов и Сакен Сейфуллин – целая плеяда. Чуть не забыл мою любимую Бибигуль Тулегенову!
7
,9
2018, Казахстан, Драмы
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Образование на просторах постсоветского пространства до сих пор находится на поистине стратосферной высоте. Можно, например, посетить крохотный аул посреди бескрайней казахской степи и познакомиться там с парой молодых людей, которые обожают Шекспира, уважают Стендаля, сдержанно относятся к импрессионистам, чуть теплее – к примитивистам. И посвящают минуты досуга дискуссиям о творчестве Альбера Камю. Зовут молодых людей Салтанат и Куандык. Это главные герои фильма «Ласковое безразличие мира» режиссера Адильхана Ержанова в исполнении Динары Бактыбаевой и Куандыка Дюсембаева. Картину тепло приняли на Каннском фестивале этого года, так что многочисленные реверансы создателей фильма в адрес французской культуры не остались неоцененными. Семья обладательницы красного платья и желтого зонтика красавицы Салтанат оказалась в крайне тяжелой жизненной ситуации. Глава семейства с самурайской последовательностью дал ответ на тот «один поистине серьезный философский вопрос», который был задан певцом абсурдизма Альбером Камю. Для тех, кто слегка подзабыл содержание знаменитого эссе «Миф о Сизифе» напомню, что речь там идет о самоубийстве. Итак, папенька покинул этот бессмысленный мир, распростершийся под пустыми небесами, а мать Салтанат осталась выяснять отношения с коллекторами, налоговой инспекцией, прокуратурой. Кредиты муженек заботливо оформлял на нее, она же числилась директором созданного им ТОО. А крайняя оказалась Салтанат. Потому что нельзя быть на свете красивой такой. Мама отправляет ее в город, где обитает дядя Хаим, госслужащий, обладающий недюжинными сутенерскими талантами, а также многочисленными связями с власть предержащими и чрезвычайно похотливыми старцами. Степную Дульсинею сопровождает влюбленный в нее рыцарь, талантливый художник Куандык, человек без паспорта, но с увесистыми кулаками. Далее авторы фильма пытаются переплести сюжетные коллизии «Бесприданницы» и «Бонни и Клайда». Все это, напоминаю, с явными и косвенными отсылками к философским экзерсисам одного из отцов экзистенциализма. Что не понравилось, так это откровенное стремление создать кинопродукт фестивального потребления. Дело вкуса, конечно, но потуги насытить кино-зрелище интеллектуальным наполнением казахстанскому коллективу удались не очень. Салтанат и Куандык произносят несколько программных монологов, но они не впечатляют ни формой, ни содержанием (актеров, судя по всему, тексты, предложенные сценаристами, не вдохновили). Они не смогли воспламениться ни шекспировскими страстями, ни достоевским безумием. Камю, конечно, автор более аскетичный, чем его английский и русский предшественники, но не до такой же степени. Зато создание абсурдистской истории слегка расхолодило авторов фильма. Они позволили себе несколько логических разрывов, неубедительных психологических решений. Почему, например, Куандык поджигает склад, что включает цепную реакцию жестокости и негодяйства? Ни психологически, ни ситуационно этот поступок никак не обоснован. А, понятно: если бога нет, то все можно? Стоп, это из другой оперы. У Камю было немного не так: нужно соблюдать достоинство даже в отсутствие бога. В оправдание создателей картины можно сказать, что они, попытались решить очень непростую творческую задачу. Они очень старались – получилось не всегда. Хотя, если верить прессе, французы были в целом довольны. Как же: в далеком центрально-азиатском государстве снимают шляпу перед галльским гением! Потомки погонщиков кэмелов знают Камю! А теперь о том, что удалось команде Ержанова, почему «Ласковое безразличие мира» можно считать удачей кинематографистов из Казахстана. Работа оператора и постановка света – выше всяких похвал. Да, иногда оператор, что называется, заигрывался. Его стремление к выстраиванию супер-эстетского кадра зачастую вступает в противоречие с элементарным здравым смыслом. Главные герои снимают комнатенку в пристанционном поселке. Обшарпанная дверь, облупившаяся штукатурка на стене. А рядом обои, узор которых поражает плотностью рисунка, сравнимой с затейливостью музейного гобелена. Тут же висят винтажные картины, повсюду расставлены лампы с абажурами филигранной работы. Что-то похожее операторы вытворяют, снимая чиновничий кабинет провинциальных коррупционеров. А какую анфиладу нам показывают в скромном сельском домике! И в центре кадра – роскошная Салтанат. Правда, капли алой крови на белоснежных цветочных лепестках все же следует признать слишком попсовым приемом. Но тут надо было отдать должное степному колориту. Дуэт главных персонажей – еще одна большая удача Ержанова. Они создают замечательный контраст, как визуальный, так и психологический. Куандык Дюсембаев, судя по тому, что он не является профессиональным актером, обладает недюжинным природным талантом. Пара поработала отлично. Актеры сумели частично нивелировать недостатки сыроватого сюжета и, что называется, вытащили фильм. Будем надеяться, коллектив во главе с Адильханом Ержановым еще не раз порадует зрителей творческими находками. А Камю лучше оставить французским коллегам. Ведь у Казахстана есть свои культурные герои. Абай Кунанбаев, Чокан Валиханов, Мухтар Ауэзов и Сакен Сейфуллин – целая плеяда. Чуть не забыл мою любимую Бибигуль Тулегенову!