Дебютная полнометражная инди-лента "Во имя спасения" шведского режиссера и сценариста Виктора Данелла, скрывающегося от публики под псевдонимом в творческой группировке Crazy Pictures, вызвала живой отклик на нескольких европейских фестивалях в конце прошлого года, включая фестиваль фантастических фильмов в Париже. Работа Данелла, метящего в духовные наследники Стивена Спилберга и Роланда Эммериха, стала еще одним уверенным и ярким примером того, как можно снимать интересное и многозначительное кино без поддержки крупных продюсерских компаний, прибегая к методам краудфандинга. Картина, уложившаяся в смехотворный по нынешним временам бюджет в два миллиона долларов, оказывается фильмом на злобу дня, который поднимает со дна давние европейские страхи времен "холодной войны". Лента от Crazy Pictures иррационально и без всяких видимых аргументов намекает еще один раз в послесловии на то, что во всем виноваты русские, когда показывает Президента России со словами о стабилизации российской экономики. То, что часть скандинавского населения живет в апокалиптическом ожидании и ждет угрозы с Востока, оказывается оживающей реальностью, которую автор проекта очень талантливо трансформирует в сложную по замыслу экранную историю вместе с соавтором сценария и исполнителем главной роли Кристоффером Нурденрутом. Шведская съемочная коалиция, абсолютно не стесняется своих голливудских амбиций, очень четко осознавая, что представляет очень талантливый продукт, который претендует на эпопею, в которой смешиваются кислотные дожди, несущие беспамятство, отцы и дети, любовь, бедствия, взрывающиеся вертолеты и возможный вариант реакции властей на неожиданную атаку населения страны, которая уже много лет старается поддерживать тотальный нейтралитет. История "Во имя спасения" хорошо вписывается в традиции скандинавских триллеров, она заставляет замирать, волнует и не кажется списанной из учебника для успешных сценаристов. Деятели из Crazy Pictures используют стратегию комиксов, однако формируют окружающую реальность намного глубже, чем это делают Marvel и DC, и уверенно держат в руках сразу несколько сюжетных линий, добиваясь развития ведущих характеров. Поэтому "Во имя спасения" является именно тем драматическим триллером, который эксплуатирует коллективное бессознательное не только шведов, предлагая рассказ о выживании с фантастически хорошо поставленными для такого мизерного бюджета спецэффектами и провокационной фабулой о жертвах иностранного вмешательства и климатической катастрофы.
Когда владелец частного легкомоторного самолета Бьорн (Йеспер Баркселиус) вылетает на патрулирование акватории Северного моря вместе со своим сыном Алексом (Кристоффер Нурденрут), то может показаться, что перед нами - энтузиаст-эколог, который мониторит прохождение устаревших российских танкеров с нефтью, наносящих непоправимый урон окружающей среде и жителям моря. Бьорн является бывшим военным и живет в шведской глубинке, оставаясь сторонником теории заговоров и конспирологом, который считает, что Швеция представляет собой замечательный плацдарм для террористов и атак спецслужб других государств. Баркселиусу удается показать при этом, как смешивается в одном мужчине паранойя на предмет поисков постоянных врагов и кризис среднего возраста, порождающий непрерывные конфликты с женой и сыном. Робкий и пребывающий постоянно в замешательстве Алекс одарен музыкально и у него есть талант. После знакомства с Анной (Лиза Хенни), умеющей играть на пианино, герой Нурденрута находит поддержку с ее стороны в музицировании, но, кажется, совсем не получает того сердечного отклика от девушки, на который он рассчитывал. В результате разразившегося очередного скандала мать Алекса покидает семью и уезжает, из-за этого Бьорн начинает обходиться с сыном еще жестче и постоянно оскорбляет его, считая абсолютно никчемным. Тем не менее, когда протагонист сбегает в шведскую столицу Стокгольм, он добивается спустя некоторое время успеха именно в качестве пианиста и композитора, сочиняющего современную музыку и предлагающего публике оригинальные инструментовки. Будучи известен, Алекс находится в постоянном честолюбивом поиске и готовится к поездке в Берлин для записи очередного альбома. Внезапно для всех на одной из станций стокгольмского метро происходит крупный взрыв, и так становится известно о смерти матери Алекса, которая погибла в результате теракта, ответственность за который взяла на себя группировка ИГИЛ. Помимо этого в центре города гремит несколько взрывов, разрушается один из больших мостов, а гражданское население начинают накрывать паника и недоумение от того, что государство и спецслужбы не могут встать на защиту обычных людей. Бьорн, который сейчас работает на одной из крупнейших электрических подстанций во всей Швеции, начинает становиться самодеятельным визионером и усматривает за всеми событиями хорошо спланированное вражеское нападение, очевидно, что враг пока еще ему не известен, но колесики бородатого конспиролога уже вовсю тикают и начинают сеять последовательную смуту, заставляя готовиться к отражению возможной атаки на энергетический узел.
На первый взгляд может показаться, что в "Во имя спасения" смешивается достаточно большое число сюжетных линий примерно одинаковой степени важности, однако прочный каркас экранной истории не позволяет основным персонажам далеко отдаляться друг от друга, постоянно сталкивая их и предлагая неординарные ходы. В триллере, находящемся в шаге от начала Третьей мировой войны, получают развитие и эмоциональная любовная история Алекса и Анны, и не отстающая по степени интенсивности разбивания старых семейных скелетов история об отце и сыне, отдалившихся друг от друга и не знающих, как можно прийти к прощению и соединению. Crazy Pictures стремятся максимально наполнить безысходностью надвигающейся на страну страшной неизвестности после общенационального праздника - Дня летнего солнцестояния - начинает лить страшной силы дождь, готовый отправить под воду всю страну, с неба начинают падать птицы, спецназ начинает передвигаться в противогазах и расстреливает мирных жителей, которые начинают терять память в результате климатологической диверсии. Динамичный монтаж ленты Данелла позволяет говорить о хорошо продуманных поворотах действия, избегающих импровизации и работающих больше на создание жути и захват зрителей врасплох от происходящего. В стиле Майкла Бэя на одном из стокгольмских мостов начинают биться в огромном количестве автомобили от того, что их водители неожиданно начинают терять навыки управления и становиться агрессивными, целыми деревнями население пускается в спешную эвакуацию в сторону непонятных бункеров, где можно отсидеться и переждать катаклизм. Размеры национальной катастрофы становятся настолько ужасающе-огромными, что стремление спасти драгоценное шведское правительство приводит к его почти полной гибели. От эпизода к эпизоду напряженность "Во имя спасения" растет и постепенно оказывается способна зацепить настолько, что сопричастность к этой истории уже не вызывает каких-либо вопросов. Мирная скандинавская страна, родина Карлсона и Фрекен Бок, похоже, вот-вот пройдет свою точку невозврата и станет жертвой изощренного черного коллапса, который размазывает население и полностью лишает его воспоминаний. Очевидно, что парламент взорван, родина в опасности, и вот тогда важно объединение Бьорна и Алекса, которые будут еще раз противостоять их общему прошлому и ни один из них не сможет удержаться от долгожданной расплаты.
Готовясь практически всю первую половину экранного времени "Во имя спасения" к мощнейшему по своей силе столкновению и противостоянию во время катастрофы, Crazy Pictures оказываются весьма проницательными авторами и не рисуют однозначных персонажей, для которых свойственна и мелодрама, и черная зависть, и обман во имя спасения, и желание вернуть прошлое в самых немыслимых проявлениях. Однако есть время и место для главного героя Алекса, который организует людей, не будучи Суперменом или Человеком-пауком. Этот характер способен вызвать не только восхищение аудитории, но удивить ее, вызывая гнев своими ребяческими поступками и откровенным инфантилизмом, который прорастает на почве эгоизма избалованного музыканта. Жизни людей после наступления злосчастного, льющегося с небес, ненастья, слабых, обреченных на сочувствие, не понимающих, что с ними происходит, напоминают от сцены к сцене жалких букашек, которые мечутся по родному заповеднику и готовы покориться леденящему страху. В тех невероятных по своей силе эпизодах, где герой Баркселиуса расправляется со шведскими спецназовцами, которые намереваются взять под контроль электростанцию, есть героизм от классических боевиков 80-х, в котором глянец преломляется в психическое заболевание одинокого мужчины, испытывающего тягу к изощренным убийствам при помощи самостоятельно сконструированных машин смерти. Страх от того, что это никогда не должно было произойти растекается буквально в каждом кадре гипертрофированной и измененной реальности второй части, которая стремится к мокьюментари и хочет показать, что все могло быть основано на реальных событиях. Поэтому "Во имя спасения" стараются, насколько можно и насколько это позволяют повороты сюжета, провоцировать аудиторию очевидным саспенсом, в котором слышны отголоски реальной политики. Удивительно, но в проекте нет тех героев, которые готовы спасти мир классическим способом, персонаж Нурденрута чувствует себя жертвой и подчиняется воле обстоятельств, подобно всем тем несчастным, с кем его сводит судьба за все это время, когда сотни тысяч людей оказываются больны и с большим трудом принимают свою обреченность. Страна, стремящаяся сейчас ограничить поток въезжающих иммигрантов, оказывается под обстрелом со стороны все более глобализирующегося мира и оказывается, по мысли авторов, совсем не способной держать удар от коварных врагов. Такой сатирический анализ дел идет ленте на пользу и показывает самодовольные и эгоцентричные индустриальные державы на примере Швеции в очень неприглядном и рефлексирующем свете.
4
,6
2018, Катастрофы
128 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная полнометражная инди-лента "Во имя спасения" шведского режиссера и сценариста Виктора Данелла, скрывающегося от публики под псевдонимом в творческой группировке Crazy Pictures, вызвала живой отклик на нескольких европейских фестивалях в конце прошлого года, включая фестиваль фантастических фильмов в Париже. Работа Данелла, метящего в духовные наследники Стивена Спилберга и Роланда Эммериха, стала еще одним уверенным и ярким примером того, как можно снимать интересное и многозначительное кино без поддержки крупных продюсерских компаний, прибегая к методам краудфандинга. Картина, уложившаяся в смехотворный по нынешним временам бюджет в два миллиона долларов, оказывается фильмом на злобу дня, который поднимает со дна давние европейские страхи времен "холодной войны". Лента от Crazy Pictures иррационально и без всяких видимых аргументов намекает еще один раз в послесловии на то, что во всем виноваты русские, когда показывает Президента России со словами о стабилизации российской экономики. То, что часть скандинавского населения живет в апокалиптическом ожидании и ждет угрозы с Востока, оказывается оживающей реальностью, которую автор проекта очень талантливо трансформирует в сложную по замыслу экранную историю вместе с соавтором сценария и исполнителем главной роли Кристоффером Нурденрутом. Шведская съемочная коалиция, абсолютно не стесняется своих голливудских амбиций, очень четко осознавая, что представляет очень талантливый продукт, который претендует на эпопею, в которой смешиваются кислотные дожди, несущие беспамятство, отцы и дети, любовь, бедствия, взрывающиеся вертолеты и возможный вариант реакции властей на неожиданную атаку населения страны, которая уже много лет старается поддерживать тотальный нейтралитет. История "Во имя спасения" хорошо вписывается в традиции скандинавских триллеров, она заставляет замирать, волнует и не кажется списанной из учебника для успешных сценаристов. Деятели из Crazy Pictures используют стратегию комиксов, однако формируют окружающую реальность намного глубже, чем это делают Marvel и DC, и уверенно держат в руках сразу несколько сюжетных линий, добиваясь развития ведущих характеров. Поэтому "Во имя спасения" является именно тем драматическим триллером, который эксплуатирует коллективное бессознательное не только шведов, предлагая рассказ о выживании с фантастически хорошо поставленными для такого мизерного бюджета спецэффектами и провокационной фабулой о жертвах иностранного вмешательства и климатической катастрофы. Когда владелец частного легкомоторного самолета Бьорн (Йеспер Баркселиус) вылетает на патрулирование акватории Северного моря вместе со своим сыном Алексом (Кристоффер Нурденрут), то может показаться, что перед нами - энтузиаст-эколог, который мониторит прохождение устаревших российских танкеров с нефтью, наносящих непоправимый урон окружающей среде и жителям моря. Бьорн является бывшим военным и живет в шведской глубинке, оставаясь сторонником теории заговоров и конспирологом, который считает, что Швеция представляет собой замечательный плацдарм для террористов и атак спецслужб других государств. Баркселиусу удается показать при этом, как смешивается в одном мужчине паранойя на предмет поисков постоянных врагов и кризис среднего возраста, порождающий непрерывные конфликты с женой и сыном. Робкий и пребывающий постоянно в замешательстве Алекс одарен музыкально и у него есть талант. После знакомства с Анной (Лиза Хенни), умеющей играть на пианино, герой Нурденрута находит поддержку с ее стороны в музицировании, но, кажется, совсем не получает того сердечного отклика от девушки, на который он рассчитывал. В результате разразившегося очередного скандала мать Алекса покидает семью и уезжает, из-за этого Бьорн начинает обходиться с сыном еще жестче и постоянно оскорбляет его, считая абсолютно никчемным. Тем не менее, когда протагонист сбегает в шведскую столицу Стокгольм, он добивается спустя некоторое время успеха именно в качестве пианиста и композитора, сочиняющего современную музыку и предлагающего публике оригинальные инструментовки. Будучи известен, Алекс находится в постоянном честолюбивом поиске и готовится к поездке в Берлин для записи очередного альбома. Внезапно для всех на одной из станций стокгольмского метро происходит крупный взрыв, и так становится известно о смерти матери Алекса, которая погибла в результате теракта, ответственность за который взяла на себя группировка ИГИЛ. Помимо этого в центре города гремит несколько взрывов, разрушается один из больших мостов, а гражданское население начинают накрывать паника и недоумение от того, что государство и спецслужбы не могут встать на защиту обычных людей. Бьорн, который сейчас работает на одной из крупнейших электрических подстанций во всей Швеции, начинает становиться самодеятельным визионером и усматривает за всеми событиями хорошо спланированное вражеское нападение, очевидно, что враг пока еще ему не известен, но колесики бородатого конспиролога уже вовсю тикают и начинают сеять последовательную смуту, заставляя готовиться к отражению возможной атаки на энергетический узел. На первый взгляд может показаться, что в "Во имя спасения" смешивается достаточно большое число сюжетных линий примерно одинаковой степени важности, однако прочный каркас экранной истории не позволяет основным персонажам далеко отдаляться друг от друга, постоянно сталкивая их и предлагая неординарные ходы. В триллере, находящемся в шаге от начала Третьей мировой войны, получают развитие и эмоциональная любовная история Алекса и Анны, и не отстающая по степени интенсивности разбивания старых семейных скелетов история об отце и сыне, отдалившихся друг от друга и не знающих, как можно прийти к прощению и соединению. Crazy Pictures стремятся максимально наполнить безысходностью надвигающейся на страну страшной неизвестности после общенационального праздника - Дня летнего солнцестояния - начинает лить страшной силы дождь, готовый отправить под воду всю страну, с неба начинают падать птицы, спецназ начинает передвигаться в противогазах и расстреливает мирных жителей, которые начинают терять память в результате климатологической диверсии. Динамичный монтаж ленты Данелла позволяет говорить о хорошо продуманных поворотах действия, избегающих импровизации и работающих больше на создание жути и захват зрителей врасплох от происходящего. В стиле Майкла Бэя на одном из стокгольмских мостов начинают биться в огромном количестве автомобили от того, что их водители неожиданно начинают терять навыки управления и становиться агрессивными, целыми деревнями население пускается в спешную эвакуацию в сторону непонятных бункеров, где можно отсидеться и переждать катаклизм. Размеры национальной катастрофы становятся настолько ужасающе-огромными, что стремление спасти драгоценное шведское правительство приводит к его почти полной гибели. От эпизода к эпизоду напряженность "Во имя спасения" растет и постепенно оказывается способна зацепить настолько, что сопричастность к этой истории уже не вызывает каких-либо вопросов. Мирная скандинавская страна, родина Карлсона и Фрекен Бок, похоже, вот-вот пройдет свою точку невозврата и станет жертвой изощренного черного коллапса, который размазывает население и полностью лишает его воспоминаний. Очевидно, что парламент взорван, родина в опасности, и вот тогда важно объединение Бьорна и Алекса, которые будут еще раз противостоять их общему прошлому и ни один из них не сможет удержаться от долгожданной расплаты. Готовясь практически всю первую половину экранного времени "Во имя спасения" к мощнейшему по своей силе столкновению и противостоянию во время катастрофы, Crazy Pictures оказываются весьма проницательными авторами и не рисуют однозначных персонажей, для которых свойственна и мелодрама, и черная зависть, и обман во имя спасения, и желание вернуть прошлое в самых немыслимых проявлениях. Однако есть время и место для главного героя Алекса, который организует людей, не будучи Суперменом или Человеком-пауком. Этот характер способен вызвать не только восхищение аудитории, но удивить ее, вызывая гнев своими ребяческими поступками и откровенным инфантилизмом, который прорастает на почве эгоизма избалованного музыканта. Жизни людей после наступления злосчастного, льющегося с небес, ненастья, слабых, обреченных на сочувствие, не понимающих, что с ними происходит, напоминают от сцены к сцене жалких букашек, которые мечутся по родному заповеднику и готовы покориться леденящему страху. В тех невероятных по своей силе эпизодах, где герой Баркселиуса расправляется со шведскими спецназовцами, которые намереваются взять под контроль электростанцию, есть героизм от классических боевиков 80-х, в котором глянец преломляется в психическое заболевание одинокого мужчины, испытывающего тягу к изощренным убийствам при помощи самостоятельно сконструированных машин смерти. Страх от того, что это никогда не должно было произойти растекается буквально в каждом кадре гипертрофированной и измененной реальности второй части, которая стремится к мокьюментари и хочет показать, что все могло быть основано на реальных событиях. Поэтому "Во имя спасения" стараются, насколько можно и насколько это позволяют повороты сюжета, провоцировать аудиторию очевидным саспенсом, в котором слышны отголоски реальной политики. Удивительно, но в проекте нет тех героев, которые готовы спасти мир классическим способом, персонаж Нурденрута чувствует себя жертвой и подчиняется воле обстоятельств, подобно всем тем несчастным, с кем его сводит судьба за все это время, когда сотни тысяч людей оказываются больны и с большим трудом принимают свою обреченность. Страна, стремящаяся сейчас ограничить поток въезжающих иммигрантов, оказывается под обстрелом со стороны все более глобализирующегося мира и оказывается, по мысли авторов, совсем не способной держать удар от коварных врагов. Такой сатирический анализ дел идет ленте на пользу и показывает самодовольные и эгоцентричные индустриальные державы на примере Швеции в очень неприглядном и рефлексирующем свете.