В феврале 2019 года креативный директор Saint Laurent Энтони Ваккарелло обратился к Гаспару Ноэ и предложил принять участие в проекте “Self” («Личность»). В рамках проекта бренд поддерживает артистов и дает возможность сделать что-то по их выбору. Выпуском Self-01 руководил фотограф Дайдо Морияма, 02 — концептуальная художница Ванесса Бикрофт, 03 — писатель Брет Истон Эллис, которыйснял короткий метр. Выпуск №4 предложили сделать Гаспару Ноэ. Гаспар Ноэ набросал вкратце идею для фильма из трех строк и предложил Ваккарелло снять фильм к Каннскому кинофестивалю, который начинался через 2,5 месяца. Это означало, что нужно делать всё в спешке – поиск локаций, кастинг актеров и техников, выбор костюмов. Но в итоге всё получилось – премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале, в секции «Полуночных показов».По сюжету Беатрис Даль снимает фильм, в котором Шарлотта Генсбур исполняет роль ведьмы. Вдохновением для режиссера стали фильмы «Ведьмы» Беньямина Кристенсена (1922) и «День гнева» Карла ТеодораДрейера (1943), фрагменты которого использованы в «Вечном свете». Характеризуя свой фильм, слову «феминистский» он предпочитает другое – «тестостеронофобный». Это связано как с темой «фильма в фильме» – средневековой охотой на ведьм, в результате которой погибло много женщин, так и с мужскими персонажами «Вечного света». Съёмки фильма под предводительством Даль оборачиваются сущим кошмаром, и это, по словам Гаспара Ноэ, – отражение его страха облажаться на площадке, страшный сон каждого режиссёра и своеобразный коллаж того, что значит снимать авторский фильм.Актёров для фильма Ноэ выбирал вместе с Энтони Ваккарелло, и у каждого из них первыми в списке стояли имена Шарлотты Генсбур и Беатрис Даль. Режиссёр признаётся в любви этим актрисам и говорит,что восхищается не только их работой, выбором ролей, но и их смелостью и чувством юмора. Принять участие в фильме предложили также и близкому другу Гаспара Ноэ, актёру Карлу Глусману («Любовь»), инескольким музам YSL – например, актрисе Эбби Ли («Неоновый демон», «Безумный Макс: Дорога ярости») и актеру Феликсу Марито («Дикий», «120 ударов в минуту»).Из-за того, что фильм был запущен в максимально сжатые сроки, у Гаспара Ноэ особо не было времени на ь диалоги — он доверился своим актёрам. Сцена разговора между Беатрис Даль и Шарлоттой Генсбур вначале фильма, – это длинная импровизация, снятая в последний, пятый, день работы на площадке. Режиссер попросил актрис поговорить о съёмках фильма и ведьмах, и из 20 минут этой беседы в фильм вошло 12. Именно доверие актёрам и желание использовать их собственную речь помогли сделать диалоги в фильме максимально естественными, считает режиссёр.Определяя жанр фильма, Ноэ отказывается называть его драмой. Для него «Вечный свет» – комедия о человеческом конфликте, который становится смешным в свой чрезмерности. Режиссёр признаётся, что всесамые смешные моменты возникали на съемочной площадке сами собой. В «Вечном свете» не только показаны фрагменты из известных фильмов, но и используются цитаты великих кинематографистов: Карла Теодора Дрейера, Луиса Бунюэля, Райнера Вернера Фассбиндера, Жан-Люка Годара. Упоминаются лишь их имена – без фамилий, так же, как в титрах записаны только имена актёров и членов съёмочной группы. Ноэ объясняет это тем, что в античном Риме использовали только имена: Цезарь, Марк-Аврелий, Клеопатра – без ненужных (необязательных) фамилий после. Упомянутых великих режиссёров Ноэ считает своимидрузьями – так же, как и актёров фильма – в силу того, что они оставили след в его жизни и сильно повлияли на него. За этим трибьютом и благодарностью — мысль о том, что современное искусство, созидая, использует наработки и изобретательность своих великих предшественников.В «Вечном свете» использованы три самых распространенных формата в истории кино — это 1,33:1, панорамный 1,85:1 и широкоэкранный 2,35:1. Гаспар Ноэ объясняет это тем, что ему хотелось использоватьинструменты, которые он никогда не пробовал раньше. После огромного количества длинных планов, съёмок сверху и даже в 3D он решил попробовать использовать разные форматы и поделить экран, а также включить в фильм фрагменты из других фильмов и цитаты. Как и в большинстве своих предыдущих фильмов Ноэ в «Вечном свете» использует стробоскоп. По его словам, мерцание света может иметь гипнотический эффект: есть люди, которых оно может переносить в состояние иррационального страха, тогда как других – в состояние покоя. А самого Гаспара стробоскоп погружает в видения.
Отзывы