Свою вторую полнометражную работу "Прекрасная эпоха" французский режиссер и сценарист Николя Бедос ("Он и Она") впервые представил взыскательной публике Каннского фестиваля на внеконкурсном показе в этом году. Эта во всем смыслах остроумная работа содержит в себе множество едких замечаний на тему социализации творческих жертв цифровой эпохи, которые абсолютно не желают прощаться с традиционными орудиями производства и с упорством престарелых мамонтов тихо отстаивают свои права на сохранение традиции. Постановщик изящно выстраивает свой проект в качестве драматической комедии, отправляющейся по волнам памяти главного героя при помощи вполне современного постановочного аттракциона, когда по желанию заказчика может быть реконструирован любой день и час любой исторической эпохи. Сценарий Бедоса далек от традиционного в подобных фильмах футуризма и размещает действие ленты в настоящем времени, в современной Франции, где большая часть креативного населения уже давно не соприкасается с обычными ручкой и бумагой, а предпочитает творить и потреблять искусство исключительно при помощи онлайн-платформ. Однако, именно ностальгия и любопытство очень часто заставляют многих из них возвращаться к старым временам и разыгрывать фантазии о прошлом, которое, как известно, с возрастом становится только лучше и привлекательнее. Возможность эскапизма за весьма приличную сумму в памятные времена Бедос преподносит для зрителей отнюдь не как увлекательное развлечение. Главный герой фильма 70-летний Виктор (Даниель Отой, "Приключения Реми", "Любовник моей жены") долгое время работал карикатуристом в обычной "бумажной" газете, рисовал комиксы и был определенно счастлив от того, что занят любимым делом, пусть даже и не снискав особой славы. Протагонист пытается вернуть время своей молодости, начало 70-х, не только из желания убежать от разящей реальности, где на него уже смотрят многие как на живое ископаемое, находящееся на половине пути к старческому маразму. Напротив, возвращение в ту эпоху, где он был по-настоящему счастлив должно, по мысли Бедоса, помочь художнику осуществить внутреннюю перезагрузку и спровоцировать его на новые работы, не уступающие по накалу страстей его замечательной юности, когда он был еще никому не известен и мог только мечтать о своей славе. Постановщик не воспевает старомодность и не смеется открыто над ретроградством, в первую очередь ему важно показать действительно ли жизнь была лучше тогда, в 70-х, когда не было ни смартфонов, ни компьютеров, ни других устройств, все упрощающих и делающих все максимально опосредованным при помощи пары кнопок. Поэтому "Прекрасная эпоха" может претендовать на тот тип кино, в котором продуманно смешивается столкновение между старым и новым, а путешествие героя в свою молодость способно привести чуть не к катастрофическим последствиям, настолько притягательным оказывается для героя Отоя то время, когда креатив проливался из него десятками новых рисунков.
Нагруженная остротами и едкими репликами героев "Прекрасная эпоха" Бедоса начинается с того, что успешный психоаналитик Марианн (Фанни Ардан, "Секреты", "Соседка") после 45 лет брака выставляет за дверь своего мужа Виктора (Даниель Отой). Причина расставания лежит на поверхности - за почти полвека совместного проживания героиню Ардан не просто раздражает ее муж, ее раздражает в нем абсолютно все, начиная от отсутствия желания принять дух времени и создавать хотя бы видимость движения в ногу с ним до обычных бытовых банальностей типа храпа по ночам, который уже давно стал настоящим постельным бедствием. От своего сына Максима (Микаэль Коэн, "Приключения Аладдина", "Дом вверх дном"), преуспевающего менеджера фирмы, которая занимается производством медиаконтента, характер Отоя получает подарочный сертификат на организацию "путешествия во времени" и поначалу относится к этому абсолютно скептически. Виктор уже давно находится не удел и превратился в заросшего бородой ворчуна, способного лишь вызывать насмешки со стороны друзей и знакомых из-за своего предсказуемого буквально до каждого слова олдскульного поведения. Расширенная активность, в том числе и сексуальная, Марианн с одной стороны толкает ее на то, чтобы избавиться от этого изрядно надоевшего мужа, пыльного мешка без искры и амбиций, по ее мнению, безнадежно отсталого и не пробуждающего уже давно в ней никаких желаний, с другой - персонаж Ардан вполне в современном духе мечтает наконец-то начать жить со своим любовником и пациентом, который возрастом не намного отстал от Виктора. Оказавшись в отчаянном положении, характер Отоя обращается к сотрудникам фирмы, от которой он получил сертификат на путешествие и которой руководит Антуан (Гийом Кане, "Непотопляемые", "Двойная жизнь"), старый друг Максима, проводивший в детском возрасте много времени в его семье, образцовой по его мнению. Детище Антуана доставляет много радости своим не страдающим от бедности клиентам и выстроено практически по голливудскому образцу, во множестве павильонов с кинематографической тщательностью исторических фильмов реконструируются годы и эпохи, а большой штат актеров и специально приглашаемых время от времени звезд уносит дорогих заказчиков в выбранное время. Для самого Виктора очень важно вернуться в 16 мая 1974 года, в день, когда он познакомился с Марианн, и попытаться понять, почему в последнее время он живет с совершенно другим человеком. Там, в кафе, роль будущей жены сыграет Марго (Дория Тилье, "Ив", "Игра"), подруга и любовница Антуана, которая смешает для персонажа Отоя коктейль из памяти и реальности, будучи более молодой и прекрасной версией Марианн.
В первую очередь в "Прекрасной эпохе" впечатляет то, как Николя Бедос с успехом покоряет множество творческих высот на протяжении всего фильма, оставаясь верным традициям французской комедии и смешивая в ней классические традиции и современность. Режиссер использует хорошо проверенные сюжетные арки для развития характеров, но при этом все действующие лица проекта буквально дышат сегодняшним днем, вовлечены в новейшие технологии и показывают, что коммуникативные связи даже между супругами, прожившими почти полвека в браке, могут испытать серьезный кризис из-за того, что один из них в силу своего упрямства не хочет идти в ногу со временем. Для Бедоса оказывается чрезвычайно важным не просто вывести персонажа Даниеля Отоя из зоны старческого комфорта, но и показать, что кажущееся неторопливым и уже застывающим настоящее может вызывать острую боль и доставлять массу эмоций, столь необходимых для любого творческого человека. Внешнее влияние, которое получает в подарок Виктор, в лице не вызывающего большого сочувствия характера Гийома Кане оказывается тем самым почти божественным провидением, позволяющим разыграть для главного героя хорошо поставленный спектакль в уже полустершихся лицах иллюзорной юности и дать герою Отоя еще один шанс почувствовать себя живым в мире живых теней из памяти. Само собой, у старающегося держать все под контролем и показательно прихрамывающего на одну ногу Антуана далеко не все так хорошо складывается в отношениях с Марго вне площадок, где она играет множество ролей. Персонаж Кане, при всей его внешней значимости и успешности, по-прежнему остается тем маленьким мальчиком, искренне завидующим семье Виктора, который для полного осуществления фантазий своих клиентов готов до мельчайших деталей контролировать своих исполнителей и чувствует полную опустошенность после проигрывания чужих жизней и эпох. Очевидно, что Бедос, создавая этот проект, прекрасно понимал, что перезапуск истории даже одного человека, пусть даже хорошо срежиссированный и исполненный при помощи множества нанятых актеров и статистов, не является в полной мере тем подлинным путешествием в прошлое, а скорее должен напоминать терапию души для самого заказчика Виктора, который вот-вот начнет погружаться в пучины мизантропии.
В отличие от своего центрального персонажа, Бедос в "Прекрасной эпохе" не бежит от реальности, а тонко чувствует ее, размещая в проекте именно те характеры, которые максимально созвучны настоящему, все действующие лица кажутся шагнувшими на экран из того мира, в котором мы сейчас живем и они точно так же цепляются за все его ценности и условности. Благодаря характеру Фанни Ардан режиссер стремится показать даже не эмансипированную и циничную женщину, способную принимать решения и сохраняющую чувства где-то в запретной глубине своего сердца, которое наполнено прагматизмом, сколько некую идею воскрешения давно ушедшей близости для главного героя, кажущегося дезориентированным во всех отношениях. Режиссер стремится к естественности и не использует традиционные фантастические ходы, когда бородатый дед вдруг сказочным образом превращается в 20-летнего юнца, напротив, рассказ Бедоса дает возможность Виктору еще раз выйти на ту же самую площадку, в том же самом кафе и понять, что все произошедшее с ним после того майского дня в 1974 году не было случайностью и ошибкой судьбы. Этот второй слой фильма считывается не настолько хорошо во время просмотра, но показывает, что иногда муза художника должна иметь не по-женски твердое плечо, а не быть только источником для вдохновения. Вполне очевидно, что характер Дории Тилье играет для главного персонажа роль чувственного плацебо, заставляя его вновь двигаться к почти безнадежно утраченному себе. И когда в кульминационном моменте на месте Марго появляется Марианн во время очередной постановочной встречи, остается только удивляться мастерству замысла Бедоса, который сделал вновь девушкой мечты настоящую супругу для побитого жизнью мужа. Такие минуты хочется иногда продлить вечно, тем не менее, для добровольного двухчасового зрительского вуайеризма лента Бедоса заканчивается комфортным, практически голливудским финалом, пряча все колкости и остроты в заранее подготовленные места. Поэтому "Прекрасная эпоха" оказывается прекрасным способом для каждого зрителя пережить свой личный катарсис вместе с главным героем и средством для постижения кажущегося противоречивым настоящего.
8
,2
2019, Мелодрамы
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Свою вторую полнометражную работу "Прекрасная эпоха" французский режиссер и сценарист Николя Бедос ("Он и Она") впервые представил взыскательной публике Каннского фестиваля на внеконкурсном показе в этом году. Эта во всем смыслах остроумная работа содержит в себе множество едких замечаний на тему социализации творческих жертв цифровой эпохи, которые абсолютно не желают прощаться с традиционными орудиями производства и с упорством престарелых мамонтов тихо отстаивают свои права на сохранение традиции. Постановщик изящно выстраивает свой проект в качестве драматической комедии, отправляющейся по волнам памяти главного героя при помощи вполне современного постановочного аттракциона, когда по желанию заказчика может быть реконструирован любой день и час любой исторической эпохи. Сценарий Бедоса далек от традиционного в подобных фильмах футуризма и размещает действие ленты в настоящем времени, в современной Франции, где большая часть креативного населения уже давно не соприкасается с обычными ручкой и бумагой, а предпочитает творить и потреблять искусство исключительно при помощи онлайн-платформ. Однако, именно ностальгия и любопытство очень часто заставляют многих из них возвращаться к старым временам и разыгрывать фантазии о прошлом, которое, как известно, с возрастом становится только лучше и привлекательнее. Возможность эскапизма за весьма приличную сумму в памятные времена Бедос преподносит для зрителей отнюдь не как увлекательное развлечение. Главный герой фильма 70-летний Виктор (Даниель Отой, "Приключения Реми", "Любовник моей жены") долгое время работал карикатуристом в обычной "бумажной" газете, рисовал комиксы и был определенно счастлив от того, что занят любимым делом, пусть даже и не снискав особой славы. Протагонист пытается вернуть время своей молодости, начало 70-х, не только из желания убежать от разящей реальности, где на него уже смотрят многие как на живое ископаемое, находящееся на половине пути к старческому маразму. Напротив, возвращение в ту эпоху, где он был по-настоящему счастлив должно, по мысли Бедоса, помочь художнику осуществить внутреннюю перезагрузку и спровоцировать его на новые работы, не уступающие по накалу страстей его замечательной юности, когда он был еще никому не известен и мог только мечтать о своей славе. Постановщик не воспевает старомодность и не смеется открыто над ретроградством, в первую очередь ему важно показать действительно ли жизнь была лучше тогда, в 70-х, когда не было ни смартфонов, ни компьютеров, ни других устройств, все упрощающих и делающих все максимально опосредованным при помощи пары кнопок. Поэтому "Прекрасная эпоха" может претендовать на тот тип кино, в котором продуманно смешивается столкновение между старым и новым, а путешествие героя в свою молодость способно привести чуть не к катастрофическим последствиям, настолько притягательным оказывается для героя Отоя то время, когда креатив проливался из него десятками новых рисунков. Нагруженная остротами и едкими репликами героев "Прекрасная эпоха" Бедоса начинается с того, что успешный психоаналитик Марианн (Фанни Ардан, "Секреты", "Соседка") после 45 лет брака выставляет за дверь своего мужа Виктора (Даниель Отой). Причина расставания лежит на поверхности - за почти полвека совместного проживания героиню Ардан не просто раздражает ее муж, ее раздражает в нем абсолютно все, начиная от отсутствия желания принять дух времени и создавать хотя бы видимость движения в ногу с ним до обычных бытовых банальностей типа храпа по ночам, который уже давно стал настоящим постельным бедствием. От своего сына Максима (Микаэль Коэн, "Приключения Аладдина", "Дом вверх дном"), преуспевающего менеджера фирмы, которая занимается производством медиаконтента, характер Отоя получает подарочный сертификат на организацию "путешествия во времени" и поначалу относится к этому абсолютно скептически. Виктор уже давно находится не удел и превратился в заросшего бородой ворчуна, способного лишь вызывать насмешки со стороны друзей и знакомых из-за своего предсказуемого буквально до каждого слова олдскульного поведения. Расширенная активность, в том числе и сексуальная, Марианн с одной стороны толкает ее на то, чтобы избавиться от этого изрядно надоевшего мужа, пыльного мешка без искры и амбиций, по ее мнению, безнадежно отсталого и не пробуждающего уже давно в ней никаких желаний, с другой - персонаж Ардан вполне в современном духе мечтает наконец-то начать жить со своим любовником и пациентом, который возрастом не намного отстал от Виктора. Оказавшись в отчаянном положении, характер Отоя обращается к сотрудникам фирмы, от которой он получил сертификат на путешествие и которой руководит Антуан (Гийом Кане, "Непотопляемые", "Двойная жизнь"), старый друг Максима, проводивший в детском возрасте много времени в его семье, образцовой по его мнению. Детище Антуана доставляет много радости своим не страдающим от бедности клиентам и выстроено практически по голливудскому образцу, во множестве павильонов с кинематографической тщательностью исторических фильмов реконструируются годы и эпохи, а большой штат актеров и специально приглашаемых время от времени звезд уносит дорогих заказчиков в выбранное время. Для самого Виктора очень важно вернуться в 16 мая 1974 года, в день, когда он познакомился с Марианн, и попытаться понять, почему в последнее время он живет с совершенно другим человеком. Там, в кафе, роль будущей жены сыграет Марго (Дория Тилье, "Ив", "Игра"), подруга и любовница Антуана, которая смешает для персонажа Отоя коктейль из памяти и реальности, будучи более молодой и прекрасной версией Марианн. В первую очередь в "Прекрасной эпохе" впечатляет то, как Николя Бедос с успехом покоряет множество творческих высот на протяжении всего фильма, оставаясь верным традициям французской комедии и смешивая в ней классические традиции и современность. Режиссер использует хорошо проверенные сюжетные арки для развития характеров, но при этом все действующие лица проекта буквально дышат сегодняшним днем, вовлечены в новейшие технологии и показывают, что коммуникативные связи даже между супругами, прожившими почти полвека в браке, могут испытать серьезный кризис из-за того, что один из них в силу своего упрямства не хочет идти в ногу со временем. Для Бедоса оказывается чрезвычайно важным не просто вывести персонажа Даниеля Отоя из зоны старческого комфорта, но и показать, что кажущееся неторопливым и уже застывающим настоящее может вызывать острую боль и доставлять массу эмоций, столь необходимых для любого творческого человека. Внешнее влияние, которое получает в подарок Виктор, в лице не вызывающего большого сочувствия характера Гийома Кане оказывается тем самым почти божественным провидением, позволяющим разыграть для главного героя хорошо поставленный спектакль в уже полустершихся лицах иллюзорной юности и дать герою Отоя еще один шанс почувствовать себя живым в мире живых теней из памяти. Само собой, у старающегося держать все под контролем и показательно прихрамывающего на одну ногу Антуана далеко не все так хорошо складывается в отношениях с Марго вне площадок, где она играет множество ролей. Персонаж Кане, при всей его внешней значимости и успешности, по-прежнему остается тем маленьким мальчиком, искренне завидующим семье Виктора, который для полного осуществления фантазий своих клиентов готов до мельчайших деталей контролировать своих исполнителей и чувствует полную опустошенность после проигрывания чужих жизней и эпох. Очевидно, что Бедос, создавая этот проект, прекрасно понимал, что перезапуск истории даже одного человека, пусть даже хорошо срежиссированный и исполненный при помощи множества нанятых актеров и статистов, не является в полной мере тем подлинным путешествием в прошлое, а скорее должен напоминать терапию души для самого заказчика Виктора, который вот-вот начнет погружаться в пучины мизантропии. В отличие от своего центрального персонажа, Бедос в "Прекрасной эпохе" не бежит от реальности, а тонко чувствует ее, размещая в проекте именно те характеры, которые максимально созвучны настоящему, все действующие лица кажутся шагнувшими на экран из того мира, в котором мы сейчас живем и они точно так же цепляются за все его ценности и условности. Благодаря характеру Фанни Ардан режиссер стремится показать даже не эмансипированную и циничную женщину, способную принимать решения и сохраняющую чувства где-то в запретной глубине своего сердца, которое наполнено прагматизмом, сколько некую идею воскрешения давно ушедшей близости для главного героя, кажущегося дезориентированным во всех отношениях. Режиссер стремится к естественности и не использует традиционные фантастические ходы, когда бородатый дед вдруг сказочным образом превращается в 20-летнего юнца, напротив, рассказ Бедоса дает возможность Виктору еще раз выйти на ту же самую площадку, в том же самом кафе и понять, что все произошедшее с ним после того майского дня в 1974 году не было случайностью и ошибкой судьбы. Этот второй слой фильма считывается не настолько хорошо во время просмотра, но показывает, что иногда муза художника должна иметь не по-женски твердое плечо, а не быть только источником для вдохновения. Вполне очевидно, что характер Дории Тилье играет для главного персонажа роль чувственного плацебо, заставляя его вновь двигаться к почти безнадежно утраченному себе. И когда в кульминационном моменте на месте Марго появляется Марианн во время очередной постановочной встречи, остается только удивляться мастерству замысла Бедоса, который сделал вновь девушкой мечты настоящую супругу для побитого жизнью мужа. Такие минуты хочется иногда продлить вечно, тем не менее, для добровольного двухчасового зрительского вуайеризма лента Бедоса заканчивается комфортным, практически голливудским финалом, пряча все колкости и остроты в заранее подготовленные места. Поэтому "Прекрасная эпоха" оказывается прекрасным способом для каждого зрителя пережить свой личный катарсис вместе с главным героем и средством для постижения кажущегося противоречивым настоящего.