В рамках основного конкурса последнего Каннского фестиваля проект "Озеро диких гусей" китайского режиссера и сценариста Дяо Инаня ("Чёрный уголь, тонкий лёд"), который можно отнести к попытке завуалированным языком неонуара рассказать о настроениях, царящих в Поднебесной, привлек к себе массу достаточного внимания и получил свою порцию аплодисментов. Четвертая по счету работа Дяо полна постановочных амбиций и концентрируется вокруг той обратной стороны Китая, которую редко удается во всей красе увидеть иностранцам. Постановщик отнюдь не случайно выбирает жанр нуара и начинает эксплуатировать его клише и архетипы для показа взаимоотношений отдельных представителей криминального дна и служителей порядка густонаселенного мегаполиса Ухань в самом центре Китая. В фильме Дяо на залитых ярким и крикливым искусственным улицах кварталов-анклавов, где вряд ли часто ступает нога европейца или американца, находится место и полицейским, и гангстерам, и путанам, спешащим на глазах друг у друга по своим делам, однако увлеченность режиссера эстетической и техническими сторонами процесса не стремится выдавать обличительный социальный комментарий. Поскольку действие картины происходит в 2012 году, в те времена, когда нынешний лидер китайских коммунистов Си Цзиньпин еще не пришел к власти, то ленте Дяо удалось стать частью фестивального киноэкспорта еще и выполняющего высокохудожественную обличительную функцию о рядовой жизни государства, утопающего в грезах о величии и современной ключевой роли на карте мира. Парадоксально, но через фигуры беглого гангстера, роковой красавицы, которая большую часть фильма находится на его стороне, копов и плохих парней, идущих по следу в поисках одного и того же человека, Дяо показывает Китай индустриальной страной с остановившимся временем. Не случайно, все его нуаровые стереотипы выполняют свою мрачную работу в большей степени удачно даже в условиях максимальной скученности населения, которое очень часто становится не только свидетелем и невольной жертвой в бандитских и полицейских перестрелках. Символичные многочисленные озера вокруг Уханя подобны настоящим слепым пятнам, переплыв которые можно навсегда спрятаться от правосудия и раствориться среди пейзажей. Характерно, что у Дяо блошиные рынки, предприятия, где до сих пор нет никакой автоматизации, спальные кварталы, застроенные домами практически примыкающими друг к другу, и дешевые ресторанчики, в которых можно вместе с порцией лапшички получить на десерт еще и пулю в живот, выполняют роль того самого лабиринта, где даже своим не всегда находится достойное место. Поэтому "Озеро диких гусей" с легкостью погружает в глубины китайского криминала не только зрителей, но и вполне добропорядочных граждан этой страны, депрессивно показывая ту самую волну, которая накрывает и преступников, и их преследователей, и мужчин, и женщин, оставляя после просмотра в памяти серию запоминающихся сцен, фатальность и разветвленную сеть насилия.
Дяо Инань постоянно перемещает характеры "Озера диких гусей" в различных временных периодах, создавая нелинейность экранной истории на материале всего нескольких дней, плотно заполненных событиями. Немногословный Чжоу Зенонг (Ху Гэ) недавно освободился из тюрьмы, он является криминальным авторитетом средней руки и приходит на воровскую сходку, которая проходит в подвале замызганного отеля, который находится в одном из спальных районов Уханя. Опытные угонщики мотоциклов показывают дерзким юнцам как можно угонять без проблем разные модели, как похищать из них GPS-навигаторы и аккумуляторы. На этом семинаре воровского мастерства должен произойти раздел территорий, закрепленных конкретно за каждым членом группировки. Однако, как обычно, в первый раз что-то пошло не так в результате возникновения конфликта интересов, началась яростная и отчаянная перестрелка стилизованная под немой кинематограф и в этой бойне персонаж Ху Гэ получает легкое ранение. Во второй раз что-то пойдет не так, когда начнется воровская спартакиада, когда каждый из гангстеров должен будет доказать право на свое место в криминальной цепочке и украсть как минимум шесть мотоциклов всего в течение одной ночи. Во время движения под проливным дождем чудом оставшийся в живых Чжоу, который несколькими десятками минут ранее избежал смертельной ловушки натянутой над дорогой, по ошибке подстреливает пару полицейских, приняв их за членов конкурирующей банды. Герой Ху Гэ перманентно истекающий кровью на протяжении всего фильма пускается в бега и становится предметом повышенного интереса всех сразу: и полицейских, и бандитов, и обычных обывателей, это приводит его на встречу в самом начале проекта с Лю Айай (Квай Луньмэй, "Чёрный уголь, тонкий лёд"), проституткой-купальщицей, которая обслуживает клиентов прямо в водах озера, целомудренно накрыв голову белой широкополой шляпой, по которой все страждущие быстрого секса сразу же опознают ее на берегу. Чжоу хочет пересечь как раз то самое озеро, где Лю принимает клиентов, и достичь его менее густо заселенной стороны. Молодая женщина пришла на встречу по заданию своего босса Хуа Хуа (Ци Дао, "Последний ужин") и, само собой, в лучших традициях нуара она будет до самого конца femme fatale и нести ту самую тайну о том, для чего ее приставили сопровождать Чжоу - либо помочь раненому, но всегда готовому к последней перестрелке бандиту, либо сделать так, чтобы полиция выплатила за его голову баснословный выкуп и далее больше себе ни в чем не отказывать.
Механика развития "Озера диких гусей" у Дяо устроена так, что очень тщательно, с множеством своеобразных и эксцентричных деталей он рассказывает в течение первой половины ленты почему за характерами Ху Гэ и Квай Луньмэй во всей сложившейся неразберихе готова погнаться большая часть жителей Уханя. Чувствуется, что режиссер прекрасно владеет всеми съемочными локациями и, тем не менее, он настолько избирателен в показе определенных мест мегаполиса, что его жанровое высказывание становится настоящим погружением зрителей в среду, где в множестве черно-коричневых оттенков обшарпанного города, залитых холодным неоновым светом, возникает масса сюрпризов о скрытой от посторонних глаз жизни современного Китая. Страна массового копирования и фабрика-всего-на-свете до сих пор отплясывает под олдскульное диско Boney M и Dschinghis Khan притоптывая в такт светодиодными подошвами переодетых полицейских, идущих по следу Чжоу и готовых устроить любое шоу ради огромного куша награды за его голову. Можно наивно подумать, что между беглым бандитом и таинственной во всех смыслах героиней Луньмэй возникнет некое подобие романтической связи, однако Дяо и здесь мастерски разыгрывает зрителей, со всем цинизмом предлагая только физиологическое удовлетворение, наспех, ночью, в лодке, когда Лю с видимым отвращением сбрасывает мужское семя за борт. Постановщик так сталкивает интересы всего ограниченного круга персонажей относительно поимки Чжоу, что становится максимально ясно, как сильно хотят вырваться все характеры за рамки привычного бытия и как максимально далеко они готовы зайти при этом. Не появлявшийся пять лет на пороге собственного дама протагонист хочет, чтобы его сдала полиции собственная жена, труженица водной страсти Лю мечтает открыть собственное дело на полученные деньги и, наконец, для капитана полиции (Ляо Фань, "Пепел – самый чистый белый") поимка живого или мертвого Чжоу сродни получению удовлетворения от охотничьего трофея, когда рядом с трупом персонажа Ху Гэ можно будет сделать селфи и разместить его потом в соцсетях. Дяо стремится сочетать эстетически выверенные балетные постановки драк и погонь с мрачными наблюдениями из жизни китайцев, далеких от криминала. Ему удается создать целый мир, микровселенную из гангстеров и копов, которые без большого труда оказываются вполне взаимозаменяемы на тех местах, которые они занимают и которые могут трансформироваться друг в друга без больших моральных потерь в этом замутненном собственной рутиной пространстве, где о прогрессе можно говорить лишь с кривой усмешкой.
Для Дяо Инаня в "Озере диких гусей" важным оказывается погружение на уровень экранного ила, второго слоя и второго дна, где преступление и его последствия приобретают отчетливые сюрреалистические черты особенно в эпизоде в зоопарке, когда даже морда тигра показана недоумевающей от всего происходящего. В замутненном, перегруженном массой деталей и подробностей сюжете постановщик стремится к сочетанию эстетики боли и красоты. Главный герой проекта изящно борется за жизнь, перебинтовывая себя в одиночку с подлинным гимнастическим мастерством, но спустя некоторое время с импровизационной цирковой изобретательностью он уже лишает дыхания преследователя при помощи обычного зонта. Симфоническая слаженность и немногословность героев ленты, не пускающихся в пространные объяснения происходящего, завораживающе-эффектно визуализируют то, о чем нужно говорить в сценарии страницами текста. Дяо проявляет себя как большой мастер по части кинематографических намеков и недосказанностей, кажется, что он точно знает какой именно нужно дать в нарративе шанс Лю и Чжоу, чтобы показать, насколько они оторваны от обычного человеческого достоинства, которое они стараются вернуть силой. Люди и их собственные тени во всевозможных проявлениях являются одним из самых сильных мест конфликта этой ленты, которая стремится показать, что только ценой убийств и предательств можно купить себе путь к свободе от той удручающей жизни, потому что в представлении Дяо Китай показан все-таки как одно из самых ненормальных мест на нашей планете. Поэтому "Озеро диких гусей" содержит еще больше критических замечаний на тему прогрессирующих классовых различий в современном мире, где жители Поднебесной чувствуют себя загнанными в угол. На том поле, где режиссер сочетает нуар и социальность ему действительно нет равных, потому что Дяо находится в непрекращающемся соревновании, но только с самим собой, а ощутимую нехватку сюжетной ясности он с легкостью компенсирует великолепными и запоминающимися визуальными играми.
7
,6
2019, Драмы
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В рамках основного конкурса последнего Каннского фестиваля проект "Озеро диких гусей" китайского режиссера и сценариста Дяо Инаня ("Чёрный уголь, тонкий лёд"), который можно отнести к попытке завуалированным языком неонуара рассказать о настроениях, царящих в Поднебесной, привлек к себе массу достаточного внимания и получил свою порцию аплодисментов. Четвертая по счету работа Дяо полна постановочных амбиций и концентрируется вокруг той обратной стороны Китая, которую редко удается во всей красе увидеть иностранцам. Постановщик отнюдь не случайно выбирает жанр нуара и начинает эксплуатировать его клише и архетипы для показа взаимоотношений отдельных представителей криминального дна и служителей порядка густонаселенного мегаполиса Ухань в самом центре Китая. В фильме Дяо на залитых ярким и крикливым искусственным улицах кварталов-анклавов, где вряд ли часто ступает нога европейца или американца, находится место и полицейским, и гангстерам, и путанам, спешащим на глазах друг у друга по своим делам, однако увлеченность режиссера эстетической и техническими сторонами процесса не стремится выдавать обличительный социальный комментарий. Поскольку действие картины происходит в 2012 году, в те времена, когда нынешний лидер китайских коммунистов Си Цзиньпин еще не пришел к власти, то ленте Дяо удалось стать частью фестивального киноэкспорта еще и выполняющего высокохудожественную обличительную функцию о рядовой жизни государства, утопающего в грезах о величии и современной ключевой роли на карте мира. Парадоксально, но через фигуры беглого гангстера, роковой красавицы, которая большую часть фильма находится на его стороне, копов и плохих парней, идущих по следу в поисках одного и того же человека, Дяо показывает Китай индустриальной страной с остановившимся временем. Не случайно, все его нуаровые стереотипы выполняют свою мрачную работу в большей степени удачно даже в условиях максимальной скученности населения, которое очень часто становится не только свидетелем и невольной жертвой в бандитских и полицейских перестрелках. Символичные многочисленные озера вокруг Уханя подобны настоящим слепым пятнам, переплыв которые можно навсегда спрятаться от правосудия и раствориться среди пейзажей. Характерно, что у Дяо блошиные рынки, предприятия, где до сих пор нет никакой автоматизации, спальные кварталы, застроенные домами практически примыкающими друг к другу, и дешевые ресторанчики, в которых можно вместе с порцией лапшички получить на десерт еще и пулю в живот, выполняют роль того самого лабиринта, где даже своим не всегда находится достойное место. Поэтому "Озеро диких гусей" с легкостью погружает в глубины китайского криминала не только зрителей, но и вполне добропорядочных граждан этой страны, депрессивно показывая ту самую волну, которая накрывает и преступников, и их преследователей, и мужчин, и женщин, оставляя после просмотра в памяти серию запоминающихся сцен, фатальность и разветвленную сеть насилия. Дяо Инань постоянно перемещает характеры "Озера диких гусей" в различных временных периодах, создавая нелинейность экранной истории на материале всего нескольких дней, плотно заполненных событиями. Немногословный Чжоу Зенонг (Ху Гэ) недавно освободился из тюрьмы, он является криминальным авторитетом средней руки и приходит на воровскую сходку, которая проходит в подвале замызганного отеля, который находится в одном из спальных районов Уханя. Опытные угонщики мотоциклов показывают дерзким юнцам как можно угонять без проблем разные модели, как похищать из них GPS-навигаторы и аккумуляторы. На этом семинаре воровского мастерства должен произойти раздел территорий, закрепленных конкретно за каждым членом группировки. Однако, как обычно, в первый раз что-то пошло не так в результате возникновения конфликта интересов, началась яростная и отчаянная перестрелка стилизованная под немой кинематограф и в этой бойне персонаж Ху Гэ получает легкое ранение. Во второй раз что-то пойдет не так, когда начнется воровская спартакиада, когда каждый из гангстеров должен будет доказать право на свое место в криминальной цепочке и украсть как минимум шесть мотоциклов всего в течение одной ночи. Во время движения под проливным дождем чудом оставшийся в живых Чжоу, который несколькими десятками минут ранее избежал смертельной ловушки натянутой над дорогой, по ошибке подстреливает пару полицейских, приняв их за членов конкурирующей банды. Герой Ху Гэ перманентно истекающий кровью на протяжении всего фильма пускается в бега и становится предметом повышенного интереса всех сразу: и полицейских, и бандитов, и обычных обывателей, это приводит его на встречу в самом начале проекта с Лю Айай (Квай Луньмэй, "Чёрный уголь, тонкий лёд"), проституткой-купальщицей, которая обслуживает клиентов прямо в водах озера, целомудренно накрыв голову белой широкополой шляпой, по которой все страждущие быстрого секса сразу же опознают ее на берегу. Чжоу хочет пересечь как раз то самое озеро, где Лю принимает клиентов, и достичь его менее густо заселенной стороны. Молодая женщина пришла на встречу по заданию своего босса Хуа Хуа (Ци Дао, "Последний ужин") и, само собой, в лучших традициях нуара она будет до самого конца femme fatale и нести ту самую тайну о том, для чего ее приставили сопровождать Чжоу - либо помочь раненому, но всегда готовому к последней перестрелке бандиту, либо сделать так, чтобы полиция выплатила за его голову баснословный выкуп и далее больше себе ни в чем не отказывать. Механика развития "Озера диких гусей" у Дяо устроена так, что очень тщательно, с множеством своеобразных и эксцентричных деталей он рассказывает в течение первой половины ленты почему за характерами Ху Гэ и Квай Луньмэй во всей сложившейся неразберихе готова погнаться большая часть жителей Уханя. Чувствуется, что режиссер прекрасно владеет всеми съемочными локациями и, тем не менее, он настолько избирателен в показе определенных мест мегаполиса, что его жанровое высказывание становится настоящим погружением зрителей в среду, где в множестве черно-коричневых оттенков обшарпанного города, залитых холодным неоновым светом, возникает масса сюрпризов о скрытой от посторонних глаз жизни современного Китая. Страна массового копирования и фабрика-всего-на-свете до сих пор отплясывает под олдскульное диско Boney M и Dschinghis Khan притоптывая в такт светодиодными подошвами переодетых полицейских, идущих по следу Чжоу и готовых устроить любое шоу ради огромного куша награды за его голову. Можно наивно подумать, что между беглым бандитом и таинственной во всех смыслах героиней Луньмэй возникнет некое подобие романтической связи, однако Дяо и здесь мастерски разыгрывает зрителей, со всем цинизмом предлагая только физиологическое удовлетворение, наспех, ночью, в лодке, когда Лю с видимым отвращением сбрасывает мужское семя за борт. Постановщик так сталкивает интересы всего ограниченного круга персонажей относительно поимки Чжоу, что становится максимально ясно, как сильно хотят вырваться все характеры за рамки привычного бытия и как максимально далеко они готовы зайти при этом. Не появлявшийся пять лет на пороге собственного дама протагонист хочет, чтобы его сдала полиции собственная жена, труженица водной страсти Лю мечтает открыть собственное дело на полученные деньги и, наконец, для капитана полиции (Ляо Фань, "Пепел – самый чистый белый") поимка живого или мертвого Чжоу сродни получению удовлетворения от охотничьего трофея, когда рядом с трупом персонажа Ху Гэ можно будет сделать селфи и разместить его потом в соцсетях. Дяо стремится сочетать эстетически выверенные балетные постановки драк и погонь с мрачными наблюдениями из жизни китайцев, далеких от криминала. Ему удается создать целый мир, микровселенную из гангстеров и копов, которые без большого труда оказываются вполне взаимозаменяемы на тех местах, которые они занимают и которые могут трансформироваться друг в друга без больших моральных потерь в этом замутненном собственной рутиной пространстве, где о прогрессе можно говорить лишь с кривой усмешкой. Для Дяо Инаня в "Озере диких гусей" важным оказывается погружение на уровень экранного ила, второго слоя и второго дна, где преступление и его последствия приобретают отчетливые сюрреалистические черты особенно в эпизоде в зоопарке, когда даже морда тигра показана недоумевающей от всего происходящего. В замутненном, перегруженном массой деталей и подробностей сюжете постановщик стремится к сочетанию эстетики боли и красоты. Главный герой проекта изящно борется за жизнь, перебинтовывая себя в одиночку с подлинным гимнастическим мастерством, но спустя некоторое время с импровизационной цирковой изобретательностью он уже лишает дыхания преследователя при помощи обычного зонта. Симфоническая слаженность и немногословность героев ленты, не пускающихся в пространные объяснения происходящего, завораживающе-эффектно визуализируют то, о чем нужно говорить в сценарии страницами текста. Дяо проявляет себя как большой мастер по части кинематографических намеков и недосказанностей, кажется, что он точно знает какой именно нужно дать в нарративе шанс Лю и Чжоу, чтобы показать, насколько они оторваны от обычного человеческого достоинства, которое они стараются вернуть силой. Люди и их собственные тени во всевозможных проявлениях являются одним из самых сильных мест конфликта этой ленты, которая стремится показать, что только ценой убийств и предательств можно купить себе путь к свободе от той удручающей жизни, потому что в представлении Дяо Китай показан все-таки как одно из самых ненормальных мест на нашей планете. Поэтому "Озеро диких гусей" содержит еще больше критических замечаний на тему прогрессирующих классовых различий в современном мире, где жители Поднебесной чувствуют себя загнанными в угол. На том поле, где режиссер сочетает нуар и социальность ему действительно нет равных, потому что Дяо находится в непрекращающемся соревновании, но только с самим собой, а ощутимую нехватку сюжетной ясности он с легкостью компенсирует великолепными и запоминающимися визуальными играми.