Уже своим первым полнометражным фильмом, получившим в России не очень точное локализованное название «Здесь курят» /2005/, Джейсон Райтман играючи опроверг известное утверждение «князя гуманистов» Эразма Роттердамского, сетовавшего (в сатирической «Похвале глупости»): «Почему-то нет удачи людям, приверженным мудрости, ни в одном из дел их, особливо же – в детях». Дебютант раскрылся подлинно зрелым режиссёром, причём напрашивавшееся сравнение с отцом наводило на совсем «неудобные» выводы. Айван заслуженно считался одним из ведущих голливудских комедиографов периода «рейганомики», однако работал (в художественном отношении) всё-таки неровно, а по мере приближения XXI века чаще, увы, разочаровывал поклонников прежних картин. «Наследник» же творит на удивление стабильно, избегая самоповторов, обращаясь к актуальным проблемам и вместе с тем – обнаруживая редкостную деликатность, неизменно раскрываясь тонким психологом. Папа с младых ногтей приучал отпрыска к суматохе съёмочной площадки – и, скажем, в «Охотниках за привидениями 2» /1989/ сын отметился в эпизодической роли сердитого ребёнка, высказывающего в лицо нью-йоркским преследователям призраков всё, что о них думает. Но… говорить о каком-то решающем родительском влиянии явно некорректно.
Изложенные выше соображения заставляли ждать выхода третьей части легендарного суперхита с особым нетерпением, дополнительно подогретым несколькими переносами даты премьеры (по причине ковидных ограничений в кинопрокате). Билл Мюррей неоднократно публично заявлял, что не жалует сиквелы, и крайне скептически относился к идее ещё раз предстать в обличии доктора Питера Венкмана вместе с соратниками, обрядившимися в пыльные костюмы. Однако откровенно неудавшийся вольный римейк (вернее, перезапуск) оригинала, снятый в 2016-м году Полом Фигом с прицелом оседлать феминистскую волну, вызвал настолько язвительные комментарии, что медиафраншиза потребовала срочного спасения. Забегая вперёд, замечу, что Джейсон достойно справился с непростой задачей, хотя в итоге и не воспользовался сценарием Дэна Эйкройда, написанным ещё тремя десятилетиями ранее (условно окрещённым «Охотники за привидениями 3: Одержимый»), взяв на себя функции кинодраматурга на пару с Гилом Кинаном. Миссия представлялась тем более ответственной, что в 2014-м году, как ни печально, покинул наш бренный мир Гарольд Рамис…
Райтман-младший, безусловно, не прогадал, сделав ставку (вместо взрослых женщин, как у Фига) на представителей подрастающего поколения. В данном отношении он оказался солидарен с Джимом Джармушем, который в недавнем полупародийном хорроре «Мёртвые не умирают» /2019/ (кстати, тоже с участием Мюррея) отстаивал мысль, что современные детишки гораздо умнее и находчивее, чем кажется взрослым, а потому – имеют куда больше шансов уцелеть в надвигающемся зомби-апокалипсисе. Фиби поначалу ничего не знает о научных изысканиях дедушки, предпочитавшего не общаться с близкими, превратившегося в форменного отшельника и после внезапной смерти оставившего дочери Кэлли, в одиночку воспитывающей сына-подростка Тревора с его младшей сестрой, кучу долгов да ветхий дом, расположенный в глухомани – в окрестностях провинциального населённого пункта Саммервиль, штат Оклахома. Между прочим, авторы остроумно и ненавязчиво подчёркивают контраст воззрений представителей разных поколений, показывая, что юный Подкаст хоть пытается идти в ногу со временем, выкладывая в Интернете собственные репортажи и зарисовки на тему паранормальных явлений. В тамошней же школе по-прежнему используют допотопные видеомагнитофоны – и Гэри Груберсон (1) показывает ученикам на уроках фильмы ужасов про бешеного сенбернара Куджо и куклу-маньяка Чаки. Но главное заключается, конечно же, в том, что Игон почти сразу устанавливает контакт со смышлёной внучкой, носящей подозрительно похожие очки: девочка не пугается общения с призраком, интуитивно догадываясь, что ему нужно сообщить нечто важное. Официально считается, что после спасения крупнейшего города США от проделок Виго Карпатского духи не выказывали буйства, однако на поверку – злые силы не исчезли, а затаились и терпеливо ждут наступления часа, когда смогут триумфально вернуться на Землю.
Таким образом, ностальгические мотивы получают у Джейсона Райтмана весьма убедительное драматургическое обоснование. Изумлённым наследникам придётся схлестнуться с двойником Лизуна (Slimer), и в погоне за этим ненасытным поедателем всего и вся изрядно пострадает городок. Ещё смешнее, когда маршмэллоу (иногда наименование популярного у американцев кондитерского изделия не совсем корректно переводят, как ‘зефир’ или ‘мармелад’) в форме белых человечков, ожив и повылазив из упаковок, учиняют переполох в местном супермаркете на глазах у изумлённого Гэри. Наконец, ничем хорошим точно не обернётся встреча с могущественным Гозером, приходу которого опять предшествует вселение Привратника и Ключника в тела избранных смертных. Другое дело, что и у пожилых друзей-товарищей есть ещё порох в пороховницах: они готовы, став плечом к плечу в самый напряжённый момент, преподать молодёжи мастер-класс по спасению планеты. Истинные охотники за привидениями не стареют душой!
Не стану утверждать, будто третья часть смотрится увлекательнее первой, так и оставшейся, пожалуй, вершиной карьеры Айвана, но свежеиспечённое продолжение не воспринимается и, наоборот, бледной тенью былых достижений «фабрики грёз». Джейсону, по-видимому, казалось принципиальным отстраниться от гигантомании двух предыдущих лент. Эпохальные события, грозящие вылиться в конец света, необязательно-де могут происходить в мегаполисах, под сотнями телевизионных камер. Шпенглер понял это первым и потратил последние годы, месяцы, дни, самоотверженно выступая стражем на пути у адских созданий, несмотря на то, что даже закадычные приятели – тоже учёные! – не поверили экстравагантной гипотезе коллеги. Режиссёр остаётся самим собой и в столь масштабном проекте, чем, вероятно, порадовал руководство киностудии, выделившей на съёмки потенциального блокбастера далеко не рекордный производственный бюджет (озвучена сумма в $75 млн., которая явно окупится без труда). Если «старики» купались в лучах славы, отчаянно нуждались в народной любви и официальном признании властей (не исключительно из коммерческих соображений, пусть эксперименты и обходились в копеечку), то любознательные наследники довольствуются осознанием того, что исполнили свой человеческий долг. Как это в духе младшего Райтмана!.. Он всегда негласно проводил идею, что истинная, по-настоящему интересная жизнь протекает незаметно и негромко. Кстати, по той же причине режиссёр уделяет первостепенное внимание работе с актёрами. Есть все основания полагать, что карьера Маккенны Грейс после партии девочки-вундеркинда Фиби начнёт развиваться такими же ударными темпами, как в случае, допустим, с Анной Кендрик, снискавшей массу похвал (и номинацию на премию «Оскар») за роль Натали Кинер в трагикомедии «Мне бы в небо» /2009/. А шуточная сцена после заключительных титров косвенно свидетельствует о намерениях авторов ещё вернуться к полюбившимся персонажам. К тому же, пока не удалось заманить Рика Мораниса, недавно объявившего, что планирует возвратиться в киноиндустрию.
_______
1 – Любопытно, что Пол Радд, как уверял, мечтал о сотрудничестве с режиссёром на протяжении двух десятилетий – с тех пор, как увидел одну из его короткометражек на кинофестивале «Сандэнс».
8
,3
2021, США, Фантастика
123 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Уже своим первым полнометражным фильмом, получившим в России не очень точное локализованное название «Здесь курят» /2005/, Джейсон Райтман играючи опроверг известное утверждение «князя гуманистов» Эразма Роттердамского, сетовавшего (в сатирической «Похвале глупости»): «Почему-то нет удачи людям, приверженным мудрости, ни в одном из дел их, особливо же – в детях». Дебютант раскрылся подлинно зрелым режиссёром, причём напрашивавшееся сравнение с отцом наводило на совсем «неудобные» выводы. Айван заслуженно считался одним из ведущих голливудских комедиографов периода «рейганомики», однако работал (в художественном отношении) всё-таки неровно, а по мере приближения XXI века чаще, увы, разочаровывал поклонников прежних картин. «Наследник» же творит на удивление стабильно, избегая самоповторов, обращаясь к актуальным проблемам и вместе с тем – обнаруживая редкостную деликатность, неизменно раскрываясь тонким психологом. Папа с младых ногтей приучал отпрыска к суматохе съёмочной площадки – и, скажем, в «Охотниках за привидениями 2» /1989/ сын отметился в эпизодической роли сердитого ребёнка, высказывающего в лицо нью-йоркским преследователям призраков всё, что о них думает. Но… говорить о каком-то решающем родительском влиянии явно некорректно. Изложенные выше соображения заставляли ждать выхода третьей части легендарного суперхита с особым нетерпением, дополнительно подогретым несколькими переносами даты премьеры (по причине ковидных ограничений в кинопрокате). Билл Мюррей неоднократно публично заявлял, что не жалует сиквелы, и крайне скептически относился к идее ещё раз предстать в обличии доктора Питера Венкмана вместе с соратниками, обрядившимися в пыльные костюмы. Однако откровенно неудавшийся вольный римейк (вернее, перезапуск) оригинала, снятый в 2016-м году Полом Фигом с прицелом оседлать феминистскую волну, вызвал настолько язвительные комментарии, что медиафраншиза потребовала срочного спасения. Забегая вперёд, замечу, что Джейсон достойно справился с непростой задачей, хотя в итоге и не воспользовался сценарием Дэна Эйкройда, написанным ещё тремя десятилетиями ранее (условно окрещённым «Охотники за привидениями 3: Одержимый»), взяв на себя функции кинодраматурга на пару с Гилом Кинаном. Миссия представлялась тем более ответственной, что в 2014-м году, как ни печально, покинул наш бренный мир Гарольд Рамис… Райтман-младший, безусловно, не прогадал, сделав ставку (вместо взрослых женщин, как у Фига) на представителей подрастающего поколения. В данном отношении он оказался солидарен с Джимом Джармушем, который в недавнем полупародийном хорроре «Мёртвые не умирают» /2019/ (кстати, тоже с участием Мюррея) отстаивал мысль, что современные детишки гораздо умнее и находчивее, чем кажется взрослым, а потому – имеют куда больше шансов уцелеть в надвигающемся зомби-апокалипсисе. Фиби поначалу ничего не знает о научных изысканиях дедушки, предпочитавшего не общаться с близкими, превратившегося в форменного отшельника и после внезапной смерти оставившего дочери Кэлли, в одиночку воспитывающей сына-подростка Тревора с его младшей сестрой, кучу долгов да ветхий дом, расположенный в глухомани – в окрестностях провинциального населённого пункта Саммервиль, штат Оклахома. Между прочим, авторы остроумно и ненавязчиво подчёркивают контраст воззрений представителей разных поколений, показывая, что юный Подкаст хоть пытается идти в ногу со временем, выкладывая в Интернете собственные репортажи и зарисовки на тему паранормальных явлений. В тамошней же школе по-прежнему используют допотопные видеомагнитофоны – и Гэри Груберсон (1) показывает ученикам на уроках фильмы ужасов про бешеного сенбернара Куджо и куклу-маньяка Чаки. Но главное заключается, конечно же, в том, что Игон почти сразу устанавливает контакт со смышлёной внучкой, носящей подозрительно похожие очки: девочка не пугается общения с призраком, интуитивно догадываясь, что ему нужно сообщить нечто важное. Официально считается, что после спасения крупнейшего города США от проделок Виго Карпатского духи не выказывали буйства, однако на поверку – злые силы не исчезли, а затаились и терпеливо ждут наступления часа, когда смогут триумфально вернуться на Землю. Таким образом, ностальгические мотивы получают у Джейсона Райтмана весьма убедительное драматургическое обоснование. Изумлённым наследникам придётся схлестнуться с двойником Лизуна (Slimer), и в погоне за этим ненасытным поедателем всего и вся изрядно пострадает городок. Ещё смешнее, когда маршмэллоу (иногда наименование популярного у американцев кондитерского изделия не совсем корректно переводят, как ‘зефир’ или ‘мармелад’) в форме белых человечков, ожив и повылазив из упаковок, учиняют переполох в местном супермаркете на глазах у изумлённого Гэри. Наконец, ничем хорошим точно не обернётся встреча с могущественным Гозером, приходу которого опять предшествует вселение Привратника и Ключника в тела избранных смертных. Другое дело, что и у пожилых друзей-товарищей есть ещё порох в пороховницах: они готовы, став плечом к плечу в самый напряжённый момент, преподать молодёжи мастер-класс по спасению планеты. Истинные охотники за привидениями не стареют душой! Не стану утверждать, будто третья часть смотрится увлекательнее первой, так и оставшейся, пожалуй, вершиной карьеры Айвана, но свежеиспечённое продолжение не воспринимается и, наоборот, бледной тенью былых достижений «фабрики грёз». Джейсону, по-видимому, казалось принципиальным отстраниться от гигантомании двух предыдущих лент. Эпохальные события, грозящие вылиться в конец света, необязательно-де могут происходить в мегаполисах, под сотнями телевизионных камер. Шпенглер понял это первым и потратил последние годы, месяцы, дни, самоотверженно выступая стражем на пути у адских созданий, несмотря на то, что даже закадычные приятели – тоже учёные! – не поверили экстравагантной гипотезе коллеги. Режиссёр остаётся самим собой и в столь масштабном проекте, чем, вероятно, порадовал руководство киностудии, выделившей на съёмки потенциального блокбастера далеко не рекордный производственный бюджет (озвучена сумма в $75 млн., которая явно окупится без труда). Если «старики» купались в лучах славы, отчаянно нуждались в народной любви и официальном признании властей (не исключительно из коммерческих соображений, пусть эксперименты и обходились в копеечку), то любознательные наследники довольствуются осознанием того, что исполнили свой человеческий долг. Как это в духе младшего Райтмана!.. Он всегда негласно проводил идею, что истинная, по-настоящему интересная жизнь протекает незаметно и негромко. Кстати, по той же причине режиссёр уделяет первостепенное внимание работе с актёрами. Есть все основания полагать, что карьера Маккенны Грейс после партии девочки-вундеркинда Фиби начнёт развиваться такими же ударными темпами, как в случае, допустим, с Анной Кендрик, снискавшей массу похвал (и номинацию на премию «Оскар») за роль Натали Кинер в трагикомедии «Мне бы в небо» /2009/. А шуточная сцена после заключительных титров косвенно свидетельствует о намерениях авторов ещё вернуться к полюбившимся персонажам. К тому же, пока не удалось заманить Рика Мораниса, недавно объявившего, что планирует возвратиться в киноиндустрию. _______ 1 – Любопытно, что Пол Радд, как уверял, мечтал о сотрудничестве с режиссёром на протяжении двух десятилетий – с тех пор, как увидел одну из его короткометражек на кинофестивале «Сандэнс».