В начале сентября прошлого года известный британский режиссер и сценарист Майкл Уинтерботтом ("Круглосуточные тусовщики", "Убийца внутри меня") на фестивале в Торонто представил свой новый проект "Гость на свадьбе", который, судя из названия должен был радовать зрителей романтической комедией. Однако Уинтерботтом разыгрывает публику и представляет свой взгляд на интернациональный нуар, в котором специально нанятый в Лондоне мужчина восточного типа, в титрах фильма его зовут Джей (Дев Патель, "Отель Мумбаи: Противостояние", "Лев"), а настоящее имя он ото всех скрывает, едет в Пакистан для похищения молодой женщины, которая не хочет вступать в брак с нелюбимым человеком. При этом автор снабжает "Гостя на свадьбе" целым характерным для нуара арсеналом и тем самым отдаляет его от триллера. Некий темный персонаж, настоящий современный охотник за головами, совершает похищение и после этого отправляется в длительное дорожное приключение, чтобы не привлекать внимание, они останавливаются в основном во второразрядных гостиницах, которые расположены в чреве мегаполисов, и между похитителем и жертвой начинает медленно разгораться симпатия. Постоянно меняющееся расположение пакистанских, а затем и индийских локаций, показывает космополитическую тягу режиссера к съемкам в разных частях земного шара и его любовь к демонстрации очень своеобразной для жителей всего остального мира восточной экзотики. В своей основе лента Уинтерботтома имеет все основания рассказывать о гендерном освобождении молодой девушки, которая уже столкнулась с ценностями западного мира, когда жила с 12 лет в Лондоне и после окончания там школы далее училась на фармацевта в университете. Такой сюжет о похищении невесты от нелюбимого является популярным и актуальным в современном кино и показывает элементы критического анализа об усеченных возможностях и правах жительниц Ближнего Востока. То, что режиссер работает в "Госте на свадьбе" с молодыми и талантливыми актерами не вызывает никаких сомнений, при этом история Майкла Уинтерботтома направлена явно на ниспровержение существующих стереотипов на восточных этнических ландшафтах. Но есть одна проблема, характерная для актерской фактуры Пателя: у него слишком доброе лицо, кажется, что он не несет ни малейшей угрозы, когда он находится на экране. Поэтому "Гость на свадьбе" оказывается способен разработать кинематографическую формулу о похищении и последующем спасении с весьма неожиданной стороны, показывая захватывающий триллер в сочетании с увлекательной экскурсией по социальной среде, практически незнакомой для массового зрителя.
Фигура одинокого охотника за головами Джея в "Госте на свадьбе" Уинтерботтома обладает очевидной аурой наемника и человека, готового быстро и без всяких раздумий убивать. После прибытия из Великобритании в Пакистан герой Дева Пателя без проблем покупает себе оружие, едет в отдаленную местность и без всяких проблем (за исключением убитого часового, охранявшего перед свадьбой семейный особняк с винтовкой в руках) похищает молодую мусульманку Самиру (Радхика Апте, "Стреляйте в пианиста", "Пэдмен"). У героини Апте есть свои мотивы не выходить замуж и не чувствовать себя при этом несчастной, она не любит своего будущего мужа и с большой охотой сбегает вместе персонажем Пателя и переходит пакинстано-индийскую границу по поддельным документам вместе со своим похитителем. Кажется, что в паре вот-вот начнутся романтические отношения, настолько приятным оказывается такой неожиданный поворот в судьбе девушки. Тем временем все пакистанские средства массовой информации начинают с завидным упорством выдвать новости о похищенной и пытаются выйти на ее след для получения сенсационных материалов. Очевидно, что похищение для Самиры очень быстро становится актом освобождения от ненавистного и сковывающего ее по рукам и ногам в перспективе брака, но что делать с этой свободой похищенная совершенно не знает и старается встретиться со своим настоящим возлюбленным Дипешем (Джим Сарбх, "Падмавати", "Нирджа"), с которым у нее был роман в Лондоне и который ради дальнейших отношений с ней ограбил свою семью потомственных ювелиров. Героиня Радхики Апте не столь невинна, как это может показаться на первый взгляд, и она тоже в определенной мере начинает волновать своего похитителя как женщина. Тем более, что первоначальный план Джея и Дипеша разваливается, а отношения не стоят на месте и начинают развиваться, превращая похищение уже в сексуальное приключение и игру в мужа и жену на фоне индийских локаций, вызывая щедрые намеки на историю о Бонни и Клайд после того, как они убили и ограбили эмоционально нестабильного Дипеша.
Как постановщик, Майкл Уинтерботтом в "Госте на свадьбе" предпочитает больше сосредотачиваться на создании действия, чему свидетельством являются минимальная экспозиция и достаточно стандартные и прагматичные психологические мотивы. Такая увлеченность, которая покрыта максимумом тайны в предыстории, обеспечивает зрительский интерес как минимум на протяжении первого часа картины, развивающейся линейно и не концентрирующейся без особой необходимости на ретроспекциях из жизни характеров, позволяющих понимать их с максимальной полнотой. Данное форсирование идет фильму на пользу, потому что раскрытие мотивации героев делает экранную историю отчасти простоватой, когда зрители начинают узнавать об их побуждениях. Отсутствие градуса отчаяния у главной героини и ее быстрая коммерческая хватка, начинают вступать в конкуренцию со стальной логикой Пателя-похитителя и показывают, что Самира вполне в состоянии выстроить игру по своим собственным правилам, используя свою невинную внешность для хорошо продуманного коварства. Уинтерботтом разрабатывает традиционные для нуара архетипы, его красавец-мужчина, роковая женщина и обманутый любовник оказываются в принципиально новых для жанра условиях и взаимодействуют опять-таки через благодаря множеству поддельных имен и документов, их подтверждающих, подмене драгоценностей и обману и убийству, которое неминуемо должно произойти. Сам того не желая, автор проекта наделяет его очевидной двусмысленностью, размещая в дорожном приключении героев Радхики Апте и Дева Пателя, которые вроде бы преследуют высокие цели и идут на осознанное кровопролитие, находя свои пути и интонации для исполнения ролей из жизни тех, кто, как кажется, хочет провести остаток своей жизни, по крайней мере, несколько месяцев в райском уголке рядом с пляжем на Гоа. Благодаря этому пунктирный финал "Гостя на свадьбе" не выглядит окончанием истории из клуба кинопутешественников, а открывает интригу триллера с совершенно неожиданной стороны, давая Самире именно тот уровень свободы, которого она заслуживает в результате многочисленных потрясений.
На первый взгляд план экранной истории "Гостя на свадьбе" Майкла Уинтерботтома кажется максимально простым. Но режиссер быстро погружается в мрачный рассказ и начинает нагружать его элементами, которые требуют расширенного комментария, показывая вполне достойных людей, далеких от криминала, которые начинают убивать и обманывать друг друга, где нет виноватых, а грань между настоящим преступлением и шансом начать совершенно новую жизнь оказывается максимально тонкой. Двойной характер героини Апте поначалу не столь очевиден, как это может представиться, она активно изображает из себя жертву похищения и понимает, тем не менее, что она получила последний билет на поезд, увозящий ее от нежелательного брака, когда в одной из сцен Самира и Джей запрыгивают в экспресс на Дели перед самым отправлением. Уинтерботтом использует классические лекала, известные еще со времен "Двойной страховки" Билли Уайлдера, вышедшей на экраны в 1944 году, и предоставляет главной героине возможность убрать всех со своего пути к новой жизни. Так, она становится уверенной в победе над своим похитителем Джеем, когда вовлекает его в активный флирт, и Радхика Апте действительно очень хороша в этой роли молодой женщины, способной продумывать и осуществлять твисты над доверием тех, кто далек от сердечных метаний. Пытаясь сохранить чистоту жанра, режиссер не вводит ни одного политического элемента, не дает даже ни одного малейшего намека на непростые отношения между Индией и Пакистаном. Он стремится максимально герметизировать историю и целиком сосредоточиться на беглецах, которые оказываются в максимальной изоляции, что неоднократно подчеркивается в фильме, когда Джей даже не стремится выглядеть как местный в Пакистане и открыто признается в незнании языков пуштунов. Для Дев Пателя эта лента становится шансом поучаствовать в разработке образа обреченного на неудачу антагониста, который очень сильно начинает напоминать во второй части ленты секретного агента, провалившего задание и стремящегося скрыться ото всех вместе с вызывающей симпатию темпераментной красоткой. При этом съемка "Гостя на свадьбе" может похвастаться вызывающей симпатию своей нестандартностью операторской работой Джиллза Натгенса ("Колетт", "Любой ценой"), который не стремится подчеркнуть мрачность проекта при помощи голландских углов или резких контрастных переходов, а выводит все в нейтральных тонах, делая акценты на колорите мест и только в одной сцене, снятой в пустыне и скалах, центральные персонажи становятся наконец-то похожи на настоящих преступников. Благодаря такой съемке общее настроение ленты поддерживается в балансе максимальной неустойчивости, оно то готово пролиться дождем слез от несправедливости устройства мира, то пытается засиять солнечными лучами непродолжительного счастья в наметившихся отношениях. Поэтому "Гость на свадьбе" старается увлечь зрителей в первую очередь заметной долей меланхолии в запутанном сюжете, способном удивлять своими поворотами и дает уверенную расшифровку двух абсолютно разных типов людей в качестве центральных персонажей, создавая интригу и чувственность экранной истории за счет распутывания многочисленных тайн, в изобилии появляющихся на экране.
5
,8
2018, Триллеры
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В начале сентября прошлого года известный британский режиссер и сценарист Майкл Уинтерботтом ("Круглосуточные тусовщики", "Убийца внутри меня") на фестивале в Торонто представил свой новый проект "Гость на свадьбе", который, судя из названия должен был радовать зрителей романтической комедией. Однако Уинтерботтом разыгрывает публику и представляет свой взгляд на интернациональный нуар, в котором специально нанятый в Лондоне мужчина восточного типа, в титрах фильма его зовут Джей (Дев Патель, "Отель Мумбаи: Противостояние", "Лев"), а настоящее имя он ото всех скрывает, едет в Пакистан для похищения молодой женщины, которая не хочет вступать в брак с нелюбимым человеком. При этом автор снабжает "Гостя на свадьбе" целым характерным для нуара арсеналом и тем самым отдаляет его от триллера. Некий темный персонаж, настоящий современный охотник за головами, совершает похищение и после этого отправляется в длительное дорожное приключение, чтобы не привлекать внимание, они останавливаются в основном во второразрядных гостиницах, которые расположены в чреве мегаполисов, и между похитителем и жертвой начинает медленно разгораться симпатия. Постоянно меняющееся расположение пакистанских, а затем и индийских локаций, показывает космополитическую тягу режиссера к съемкам в разных частях земного шара и его любовь к демонстрации очень своеобразной для жителей всего остального мира восточной экзотики. В своей основе лента Уинтерботтома имеет все основания рассказывать о гендерном освобождении молодой девушки, которая уже столкнулась с ценностями западного мира, когда жила с 12 лет в Лондоне и после окончания там школы далее училась на фармацевта в университете. Такой сюжет о похищении невесты от нелюбимого является популярным и актуальным в современном кино и показывает элементы критического анализа об усеченных возможностях и правах жительниц Ближнего Востока. То, что режиссер работает в "Госте на свадьбе" с молодыми и талантливыми актерами не вызывает никаких сомнений, при этом история Майкла Уинтерботтома направлена явно на ниспровержение существующих стереотипов на восточных этнических ландшафтах. Но есть одна проблема, характерная для актерской фактуры Пателя: у него слишком доброе лицо, кажется, что он не несет ни малейшей угрозы, когда он находится на экране. Поэтому "Гость на свадьбе" оказывается способен разработать кинематографическую формулу о похищении и последующем спасении с весьма неожиданной стороны, показывая захватывающий триллер в сочетании с увлекательной экскурсией по социальной среде, практически незнакомой для массового зрителя. Фигура одинокого охотника за головами Джея в "Госте на свадьбе" Уинтерботтома обладает очевидной аурой наемника и человека, готового быстро и без всяких раздумий убивать. После прибытия из Великобритании в Пакистан герой Дева Пателя без проблем покупает себе оружие, едет в отдаленную местность и без всяких проблем (за исключением убитого часового, охранявшего перед свадьбой семейный особняк с винтовкой в руках) похищает молодую мусульманку Самиру (Радхика Апте, "Стреляйте в пианиста", "Пэдмен"). У героини Апте есть свои мотивы не выходить замуж и не чувствовать себя при этом несчастной, она не любит своего будущего мужа и с большой охотой сбегает вместе персонажем Пателя и переходит пакинстано-индийскую границу по поддельным документам вместе со своим похитителем. Кажется, что в паре вот-вот начнутся романтические отношения, настолько приятным оказывается такой неожиданный поворот в судьбе девушки. Тем временем все пакистанские средства массовой информации начинают с завидным упорством выдвать новости о похищенной и пытаются выйти на ее след для получения сенсационных материалов. Очевидно, что похищение для Самиры очень быстро становится актом освобождения от ненавистного и сковывающего ее по рукам и ногам в перспективе брака, но что делать с этой свободой похищенная совершенно не знает и старается встретиться со своим настоящим возлюбленным Дипешем (Джим Сарбх, "Падмавати", "Нирджа"), с которым у нее был роман в Лондоне и который ради дальнейших отношений с ней ограбил свою семью потомственных ювелиров. Героиня Радхики Апте не столь невинна, как это может показаться на первый взгляд, и она тоже в определенной мере начинает волновать своего похитителя как женщина. Тем более, что первоначальный план Джея и Дипеша разваливается, а отношения не стоят на месте и начинают развиваться, превращая похищение уже в сексуальное приключение и игру в мужа и жену на фоне индийских локаций, вызывая щедрые намеки на историю о Бонни и Клайд после того, как они убили и ограбили эмоционально нестабильного Дипеша. Как постановщик, Майкл Уинтерботтом в "Госте на свадьбе" предпочитает больше сосредотачиваться на создании действия, чему свидетельством являются минимальная экспозиция и достаточно стандартные и прагматичные психологические мотивы. Такая увлеченность, которая покрыта максимумом тайны в предыстории, обеспечивает зрительский интерес как минимум на протяжении первого часа картины, развивающейся линейно и не концентрирующейся без особой необходимости на ретроспекциях из жизни характеров, позволяющих понимать их с максимальной полнотой. Данное форсирование идет фильму на пользу, потому что раскрытие мотивации героев делает экранную историю отчасти простоватой, когда зрители начинают узнавать об их побуждениях. Отсутствие градуса отчаяния у главной героини и ее быстрая коммерческая хватка, начинают вступать в конкуренцию со стальной логикой Пателя-похитителя и показывают, что Самира вполне в состоянии выстроить игру по своим собственным правилам, используя свою невинную внешность для хорошо продуманного коварства. Уинтерботтом разрабатывает традиционные для нуара архетипы, его красавец-мужчина, роковая женщина и обманутый любовник оказываются в принципиально новых для жанра условиях и взаимодействуют опять-таки через благодаря множеству поддельных имен и документов, их подтверждающих, подмене драгоценностей и обману и убийству, которое неминуемо должно произойти. Сам того не желая, автор проекта наделяет его очевидной двусмысленностью, размещая в дорожном приключении героев Радхики Апте и Дева Пателя, которые вроде бы преследуют высокие цели и идут на осознанное кровопролитие, находя свои пути и интонации для исполнения ролей из жизни тех, кто, как кажется, хочет провести остаток своей жизни, по крайней мере, несколько месяцев в райском уголке рядом с пляжем на Гоа. Благодаря этому пунктирный финал "Гостя на свадьбе" не выглядит окончанием истории из клуба кинопутешественников, а открывает интригу триллера с совершенно неожиданной стороны, давая Самире именно тот уровень свободы, которого она заслуживает в результате многочисленных потрясений. На первый взгляд план экранной истории "Гостя на свадьбе" Майкла Уинтерботтома кажется максимально простым. Но режиссер быстро погружается в мрачный рассказ и начинает нагружать его элементами, которые требуют расширенного комментария, показывая вполне достойных людей, далеких от криминала, которые начинают убивать и обманывать друг друга, где нет виноватых, а грань между настоящим преступлением и шансом начать совершенно новую жизнь оказывается максимально тонкой. Двойной характер героини Апте поначалу не столь очевиден, как это может представиться, она активно изображает из себя жертву похищения и понимает, тем не менее, что она получила последний билет на поезд, увозящий ее от нежелательного брака, когда в одной из сцен Самира и Джей запрыгивают в экспресс на Дели перед самым отправлением. Уинтерботтом использует классические лекала, известные еще со времен "Двойной страховки" Билли Уайлдера, вышедшей на экраны в 1944 году, и предоставляет главной героине возможность убрать всех со своего пути к новой жизни. Так, она становится уверенной в победе над своим похитителем Джеем, когда вовлекает его в активный флирт, и Радхика Апте действительно очень хороша в этой роли молодой женщины, способной продумывать и осуществлять твисты над доверием тех, кто далек от сердечных метаний. Пытаясь сохранить чистоту жанра, режиссер не вводит ни одного политического элемента, не дает даже ни одного малейшего намека на непростые отношения между Индией и Пакистаном. Он стремится максимально герметизировать историю и целиком сосредоточиться на беглецах, которые оказываются в максимальной изоляции, что неоднократно подчеркивается в фильме, когда Джей даже не стремится выглядеть как местный в Пакистане и открыто признается в незнании языков пуштунов. Для Дев Пателя эта лента становится шансом поучаствовать в разработке образа обреченного на неудачу антагониста, который очень сильно начинает напоминать во второй части ленты секретного агента, провалившего задание и стремящегося скрыться ото всех вместе с вызывающей симпатию темпераментной красоткой. При этом съемка "Гостя на свадьбе" может похвастаться вызывающей симпатию своей нестандартностью операторской работой Джиллза Натгенса ("Колетт", "Любой ценой"), который не стремится подчеркнуть мрачность проекта при помощи голландских углов или резких контрастных переходов, а выводит все в нейтральных тонах, делая акценты на колорите мест и только в одной сцене, снятой в пустыне и скалах, центральные персонажи становятся наконец-то похожи на настоящих преступников. Благодаря такой съемке общее настроение ленты поддерживается в балансе максимальной неустойчивости, оно то готово пролиться дождем слез от несправедливости устройства мира, то пытается засиять солнечными лучами непродолжительного счастья в наметившихся отношениях. Поэтому "Гость на свадьбе" старается увлечь зрителей в первую очередь заметной долей меланхолии в запутанном сюжете, способном удивлять своими поворотами и дает уверенную расшифровку двух абсолютно разных типов людей в качестве центральных персонажей, создавая интригу и чувственность экранной истории за счет распутывания многочисленных тайн, в изобилии появляющихся на экране.