Любители кинематографа ужасов помнят, как на волне интереса к жанру, возникшего в нулевые, заявил о себе Пол Ойе, вообще-то снимавший короткометражки с 1997-го. Он сразу же зарекомендовал себя мистической лентой «Тёмный лес» /2003/, а затем – выпустил несколько менее удавшуюся картину «Скрытые» /2009/. Карьера небесталанного режиссёра не застопорилась и в следующем десятилетии, хотя после вышедшего в 2015-м продолжения фильма, некогда принёсшего известность в среде фанатов хорроров, Пол никак не заявлял о себе целых четыре года. Зато в прошлом сезоне состоялось сразу две премьеры постановок Ойе: биографической драмы «АСТРУП – Пламя над Йёльстером» (1) и «Туннеля», получившего в российском кинопрокате завлекательный подзаголовок «Опасно для жизни». Естественно, наибольший успех выпал на долю последней из упомянутых работ, стартовавшей на экранах Норвегии аккурат в Рождество (католическое и протестантское) – и уверенно занявшей третье место, пусть о конкуренции с лидером уикенда, анимационным «Холодным сердцем 2» /2019/ Криса Бака и Дженнифер Ли, речи, конечно, не шло. Да и итоговые кассовые сборы, составившие порядка $2,8 млн., явно не позволили компенсировать производственные затраты (NOK3,5 млн.). Впрочем, у продюсеров наверняка остаётся надежда не только на зарубежные кинорынки, но и на телевидение, благо что спрос на скандинавские кинопроизведения по-прежнему стабилен. А авторам есть что предложить зрителям, в том числе избалованным голливудскими киноспектаклями.
Разумеется, сравнения с «фабрикой грёз» не избежать, но Ойе этого и не боится. Само место действия вызывает ассоциации, в частности, с «Дневным светом» /1996/ Роба Коэна, в своё время оказавшимся несколько недооценённым посетителями кинотеатров (прежде всего американскими, поскольку в других странах приём оказался гораздо теплее), не говоря уже про кинокритиков. Причём Пол обошёлся без «звезды» мирового уровня (масштаба Сильвестра Сталлоне в зените славы), ангажировав местного, тоже харизматичного артиста – Торбьорна Харра. Но важнее другое. Было бы любопытно понять, как с такими, далеко не рекордными финансовыми ресурсами режиссёру удалось сотворить впечатляющее зрелище; надо полагать, благодаря грамотному сочетанию пиротехнических эффектов и компьютерной графики? Есть даже кадры взрыва бензовоза, когда бушующее пламя моментально заполняет пространство туннеля, не оставляя никаких шансов уцелеть тем, кто не успел укрыться в салоне автомобиля или автобуса… Да и в целом напряжение сохраняется на протяжении всего повествования, тем более что под занавес персонажей поджидает несколько неприятных, очень неприятных сюрпризов. В какой-то момент возникает ассоциация если и не с кромешным адом на Земле, то – с инфернальным местечком Сайлент Хилл (из одноимённой экранизации популярной видеоигры): тот же серый дым, те же частицы летающего в воздухе пепла…
Специфический (полученный благодаря хоррорам) опыт, вне всякого сомнения, пригодился Ойе, поскольку и на сей раз главной задачей действующих лиц является спасение жизней: собственных и других людей. Иными словами, механизм нагнетания и поддержания саспенса – в фильмах катастроф ровно такой же. Пожалуй, Пол и сценаристка Хьерсти Хелен Расмуссен (к слову, это далеко не первое их сотрудничество) несколько затягивают экспозицию, и, что особенно досадно, характеры персонажей поначалу раскрываются не настолько ярко, чтобы по-настоящему захватить внимание зрителей. Но как только ситуация усугубляется, люди попадают в экстремальные условия – и вот тут уже проявляют себя так, как в обыденной обстановке, вероятно, никогда бы не проявили. Теперь от каждого поступка родителей двух маленьких девочек зависит здоровье дочерей, а «невинная» выходка Элизы, обидевшейся на отца за то, что тот недостаточно чтит память покойной супруги, завязав отношения с другой женщиной, оборачивается неприятностями. Конечно, подобные сюжетные ходы многажды использовались, но… если драматургический приём по-прежнему срабатывает безотказно, вызывая бурный эмоциональный отклик публики, это грех не использовать. В борьбе между долгом и чувствами одерживают верх, естественно, не «корыстные» соображения: Харр столь убедительно показывает Стейна во всех смыслах героем, что в его решениях априори не сомневаешься. Неопределённость остаётся лишь в том, какие ещё испытания подбросит судьба. Вот тут и станет понятно, кто чего стоит как человек.
Фильм начинается со статистической справки о том, сколько туннелей построено на территории Норвегии (свыше тысячи ста; большинство без аварийных выходов и пунктов первой медицинской помощи) – и в каком количестве в них возникали внештатные ситуации: восемь крупных пожаров за период, начиная с 2011-го, причём лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств никто серьёзно не пострадал. Авторы уверяют, что взяли за основу сюжета реальные ЧП, пусть без драматизации невымышленных обстоятельств не обошлось, поскольку судьбы экранных героев отличаются от биографий людей, послуживших прототипами. Но не только. Как и в лучших фильмах катастроф (и заокеанских, и снятых за пределами США), чрезвычайные происшествия интересны кинематографистам не просто как предлог для создания зрелищ. Именно в таких, экстремальных условиях проверяются – наряду с личными качествами отдельных индивидов – и устойчивость функционирования огромных государственных систем, и даже, хочется сказать, зрелость гражданского общества. Тут-то никого не обманешь, кроме самого себя! Сколько человек ударится в панику? Сколько морально сникнет? А кто предпочтёт спасти собственную шкуру вместо того, чтобы защитить более слабого? И найдутся ли те, кто, осознавая весь риск, тем не менее ринутся в пекло?.. Вопросы такого рода – не праздные и отнюдь не риторические. Воспитание морально-волевых качеств – не чья-то прихоть и не штамп идеологической пропаганды.
Всё это Ойе и Расмуссен прекрасно понимают – и достаточно внятно проговаривают в своём фильме. И к заслугам создателей ленты как раз можно отнести то обстоятельство, что определённая идейная установка (мы ни мгновения не сомневаемся, на чьей стороне их симпатии) не помешала нарисовать убедительные, полнокровные портреты героев. Норвежские режиссёры, в том числе – работающие в популярных жанрах, славятся умением точно обрисовывать социальную среду. В фильме «Туннель: Опасно для жизни» это тоже в общем и целом получилось. Но окончательно «подкупает», пожалуй, один нюанс: мы лишь под занавес узнаём важную (не станем уточнять, какую конкретно) информацию о женщине-диспетчере из дорожно-транспортного центра по имени Андреа, вызвавшейся остаться на посту в праздник и подошедшей к исполнению служебных обязанностей максимально ответственно. А кто-то (кто-то преуспевающий, материально обеспеченный) будет неустанно ворчать и жаловаться на неудобство, очутившись волей случая в тёплом придорожном кафе, а не на месте аварии… Но кто из них проживёт более насыщенную и в конечном счёте счастливую жизнь? Кто проживёт жизнь не зря? Вот над этим вопросом и предлагает поразмышлять на досуге Пол, обращающийся к нам с призывом древних: memento mori.
_______
1 – Это как раз неудивительно, поскольку постановщик и прежде обращал взор на судьбы художников – правда, в документалистике («Неистовство света» /2013/).
7
,3
2019, Триллеры
99 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Любители кинематографа ужасов помнят, как на волне интереса к жанру, возникшего в нулевые, заявил о себе Пол Ойе, вообще-то снимавший короткометражки с 1997-го. Он сразу же зарекомендовал себя мистической лентой «Тёмный лес» /2003/, а затем – выпустил несколько менее удавшуюся картину «Скрытые» /2009/. Карьера небесталанного режиссёра не застопорилась и в следующем десятилетии, хотя после вышедшего в 2015-м продолжения фильма, некогда принёсшего известность в среде фанатов хорроров, Пол никак не заявлял о себе целых четыре года. Зато в прошлом сезоне состоялось сразу две премьеры постановок Ойе: биографической драмы «АСТРУП – Пламя над Йёльстером» (1) и «Туннеля», получившего в российском кинопрокате завлекательный подзаголовок «Опасно для жизни». Естественно, наибольший успех выпал на долю последней из упомянутых работ, стартовавшей на экранах Норвегии аккурат в Рождество (католическое и протестантское) – и уверенно занявшей третье место, пусть о конкуренции с лидером уикенда, анимационным «Холодным сердцем 2» /2019/ Криса Бака и Дженнифер Ли, речи, конечно, не шло. Да и итоговые кассовые сборы, составившие порядка $2,8 млн., явно не позволили компенсировать производственные затраты (NOK3,5 млн.). Впрочем, у продюсеров наверняка остаётся надежда не только на зарубежные кинорынки, но и на телевидение, благо что спрос на скандинавские кинопроизведения по-прежнему стабилен. А авторам есть что предложить зрителям, в том числе избалованным голливудскими киноспектаклями. Разумеется, сравнения с «фабрикой грёз» не избежать, но Ойе этого и не боится. Само место действия вызывает ассоциации, в частности, с «Дневным светом» /1996/ Роба Коэна, в своё время оказавшимся несколько недооценённым посетителями кинотеатров (прежде всего американскими, поскольку в других странах приём оказался гораздо теплее), не говоря уже про кинокритиков. Причём Пол обошёлся без «звезды» мирового уровня (масштаба Сильвестра Сталлоне в зените славы), ангажировав местного, тоже харизматичного артиста – Торбьорна Харра. Но важнее другое. Было бы любопытно понять, как с такими, далеко не рекордными финансовыми ресурсами режиссёру удалось сотворить впечатляющее зрелище; надо полагать, благодаря грамотному сочетанию пиротехнических эффектов и компьютерной графики? Есть даже кадры взрыва бензовоза, когда бушующее пламя моментально заполняет пространство туннеля, не оставляя никаких шансов уцелеть тем, кто не успел укрыться в салоне автомобиля или автобуса… Да и в целом напряжение сохраняется на протяжении всего повествования, тем более что под занавес персонажей поджидает несколько неприятных, очень неприятных сюрпризов. В какой-то момент возникает ассоциация если и не с кромешным адом на Земле, то – с инфернальным местечком Сайлент Хилл (из одноимённой экранизации популярной видеоигры): тот же серый дым, те же частицы летающего в воздухе пепла… Специфический (полученный благодаря хоррорам) опыт, вне всякого сомнения, пригодился Ойе, поскольку и на сей раз главной задачей действующих лиц является спасение жизней: собственных и других людей. Иными словами, механизм нагнетания и поддержания саспенса – в фильмах катастроф ровно такой же. Пожалуй, Пол и сценаристка Хьерсти Хелен Расмуссен (к слову, это далеко не первое их сотрудничество) несколько затягивают экспозицию, и, что особенно досадно, характеры персонажей поначалу раскрываются не настолько ярко, чтобы по-настоящему захватить внимание зрителей. Но как только ситуация усугубляется, люди попадают в экстремальные условия – и вот тут уже проявляют себя так, как в обыденной обстановке, вероятно, никогда бы не проявили. Теперь от каждого поступка родителей двух маленьких девочек зависит здоровье дочерей, а «невинная» выходка Элизы, обидевшейся на отца за то, что тот недостаточно чтит память покойной супруги, завязав отношения с другой женщиной, оборачивается неприятностями. Конечно, подобные сюжетные ходы многажды использовались, но… если драматургический приём по-прежнему срабатывает безотказно, вызывая бурный эмоциональный отклик публики, это грех не использовать. В борьбе между долгом и чувствами одерживают верх, естественно, не «корыстные» соображения: Харр столь убедительно показывает Стейна во всех смыслах героем, что в его решениях априори не сомневаешься. Неопределённость остаётся лишь в том, какие ещё испытания подбросит судьба. Вот тут и станет понятно, кто чего стоит как человек. Фильм начинается со статистической справки о том, сколько туннелей построено на территории Норвегии (свыше тысячи ста; большинство без аварийных выходов и пунктов первой медицинской помощи) – и в каком количестве в них возникали внештатные ситуации: восемь крупных пожаров за период, начиная с 2011-го, причём лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств никто серьёзно не пострадал. Авторы уверяют, что взяли за основу сюжета реальные ЧП, пусть без драматизации невымышленных обстоятельств не обошлось, поскольку судьбы экранных героев отличаются от биографий людей, послуживших прототипами. Но не только. Как и в лучших фильмах катастроф (и заокеанских, и снятых за пределами США), чрезвычайные происшествия интересны кинематографистам не просто как предлог для создания зрелищ. Именно в таких, экстремальных условиях проверяются – наряду с личными качествами отдельных индивидов – и устойчивость функционирования огромных государственных систем, и даже, хочется сказать, зрелость гражданского общества. Тут-то никого не обманешь, кроме самого себя! Сколько человек ударится в панику? Сколько морально сникнет? А кто предпочтёт спасти собственную шкуру вместо того, чтобы защитить более слабого? И найдутся ли те, кто, осознавая весь риск, тем не менее ринутся в пекло?.. Вопросы такого рода – не праздные и отнюдь не риторические. Воспитание морально-волевых качеств – не чья-то прихоть и не штамп идеологической пропаганды. Всё это Ойе и Расмуссен прекрасно понимают – и достаточно внятно проговаривают в своём фильме. И к заслугам создателей ленты как раз можно отнести то обстоятельство, что определённая идейная установка (мы ни мгновения не сомневаемся, на чьей стороне их симпатии) не помешала нарисовать убедительные, полнокровные портреты героев. Норвежские режиссёры, в том числе – работающие в популярных жанрах, славятся умением точно обрисовывать социальную среду. В фильме «Туннель: Опасно для жизни» это тоже в общем и целом получилось. Но окончательно «подкупает», пожалуй, один нюанс: мы лишь под занавес узнаём важную (не станем уточнять, какую конкретно) информацию о женщине-диспетчере из дорожно-транспортного центра по имени Андреа, вызвавшейся остаться на посту в праздник и подошедшей к исполнению служебных обязанностей максимально ответственно. А кто-то (кто-то преуспевающий, материально обеспеченный) будет неустанно ворчать и жаловаться на неудобство, очутившись волей случая в тёплом придорожном кафе, а не на месте аварии… Но кто из них проживёт более насыщенную и в конечном счёте счастливую жизнь? Кто проживёт жизнь не зря? Вот над этим вопросом и предлагает поразмышлять на досуге Пол, обращающийся к нам с призывом древних: memento mori. _______ 1 – Это как раз неудивительно, поскольку постановщик и прежде обращал взор на судьбы художников – правда, в документалистике («Неистовство света» /2013/).