Вряд ли я сойду за чересчур оригинального, заявив, что являюсь давним почитателем творчества Эдгара Райта – и что с нетерпением жду выхода очередного его фильма, особенно когда становится известно, что кинематографист приступает к реализации глубоко личного замысла. Нет, он сохраняет верность выработанной стилистике и в условно коммерческих проектах, примером чему может послужить боевик «Малыш на драйве» /2017/, в котором каждый не то что кадр, а элемент внутри кадра кажется выверенным вплоть до миллиметра. Всякий раз предвкушаешь новые дерзкие эксперименты с жанровыми конструкциями, имея при этом в виду, что режиссёр-сценарист всё-таки не позиционирует себя приверженцем артхауса или киноавангарда – неизменно учитывает интересы широкой публики. Уроженец городка Пул, расположенного в графстве Дорсет, вырос вдали от столицы Соединённого Королевства – и детско-юношеские впечатления Эдгара нашли своё отражение в предыдущих картинах (например, в полупародийном триллере «Типа крутые легавые» /2007/). Вместе с тем Райт признавался, что с любопытством слушал рассказы мамы о молодости, пришедшейся на расцвет так называемых «свингующих шестидесятых». Рассказы, где Лондон представал хотя и прекрасным, но отнюдь не идиллическим местом, тая массу угроз. Если же ещё упомянуть о любимой (собранной родителями) коллекции грампластинок с музыкой того времени, автобиографические истоки замысла станут совсем очевидными.
Впрочем, на поверку всё оказывается не так просто. В ленте с названием, отсылающим к одноимённому шлягеру британской поп-группы Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich (1), не только отсутствуют старые знакомые Саймон Пегг и Ник Фрост, но и впервые основным действующим лицом выведена девушка. Элоиза Тёрнер, получив благословение бабушки Маргарет, поступает в Лондонский колледж моды, заселяется в общежитие, но быстро понимает, что не сможет нормально жить и учиться в обстановке непрекращающегося студенческого разгула, не говоря уже о подкалываниях со стороны соседки по комнате Йокасты. Элли решает переехать в съёмное жильё – и пожилая мисс Коллинс, владелица дома, производит на жиличку, в принципе, благоприятное впечатление, несмотря на выдвинутые достаточно жёсткие условия. Однако именно здесь и начинают твориться странные вещи. Поначалу героине даже нравится переноситься во сне в прошлое – в блистающий Сохо, украшенный гигантским рекламным плакатом суперхита «Шаровая молния» /1965/. Логично, что она отождествляет себя с красивой блондинкой по имени Сэнди, заявляющейся в знаменитый ночной клуб Café de Paris в надежде прославиться на поприще певицы, но… прекрасное сновидение оборачивается затяжным кошмаром, от которого не избавиться и после пробуждения.
Эдгар Райт, писавший сценарий на пару с Кристи Уилсон-Кеймс, накануне снискавшей признание благодаря участию в сочинении военной драмы «1917» /2019/ Сэма Мендеса, прибегает к блестяще себя зарекомендовавшему драматургическому приёму. Вновь, как в тех же «Типа крутых легавых» или в «Армагеддеце» /2013/, привычные, обыденные реалии скрывают зловещую, дьявольскую сущность. И ведь никто не виноват, что Элоиза не вняла чётким знакам свыше (чего только стоит «милая» шутка таксиста, поздравившего столичную гостью с появлением первого преследователя в своём лице!), предупреждавшим о существующей опасности. Правда, на сей раз повествование представляется выстроенным не столь филигранно, как в указанных «чёрных комедиях», но буйству фантазии режиссёра нельзя не воздать должное. Он немного медленно, но очень, очень настойчиво втягивает нас в вязкое, точно болото, состояние вслед за несчастной девушкой, в какой-то момент совершенно теряющейся в догадках, где явь, а где – грёзы и галлюцинации. Допустим, Уэс Крэйвен, реконструируя кошмар, воцарившийся на провинциальной (ничем не отличающейся от тысяч таких же, раскиданных по «одноэтажной Америке») улице Вязов, не просто живописал проделки Фредди Крюгера, но и практически сразу давал понять, что могущество маньяка не распространяется на бодрствующих подростков. Его английский коллега же предпочитает до поры до времени не озвучивать чётких правил эстетической игры, долго, мучительно долго не поясняя, кто или что является персонификацией зла, и вообще держа зрителя в непонятках чуть ли не до финала. Почти как саму Элли, вот уж не ожидавшую такого сюрприза!..
Конечно, в руках любого ремесленника от киноискусства подобная затея почти наверняка провалилась бы с треском. Надо обладать по-настоящему ярким талантом, как у Райта, чтобы, не раскрывая свои карты, тем не менее не позволять любопытству публики остыть. Намеренная «туманность» интриги компенсируется не только изысканным изобразительным решением, в значительной степени обеспеченным южнокорейским оператором Чун Чун Хуном (он зарекомендовал себя ещё сотрудничеством с Пак Чхан Уком). Бесчисленные кинематографические цитаты придают экранным событиям дополнительную глубину, провоцируя неожиданные ассоциации. Помимо прямой отсылки к «бондиане» (в виде гигантского светящегося рекламного табло) обращает на себя внимание приглашение – после «отставных агентов 007» Тимоти Далтона и Пирса Броснана – актрис Маргарет Нолан и Дайаны Ригг, некогда составлявших компанию Джеймсу на секретной службе Её Величества. А, скажем, чернокожий Джон, совершивший утомительную поездку из… южного Лондона в северный, предстаёт на вечеринке по случаю Хэллоуина, куда пригласил однокурсницу, в гриме колоритного Барона Самеди (Барона Субботы) из ленты «Живи и дай умереть» /1973/. Видится знаменательным и то, что роль заботливой (регулярно справляющейся у внучки по телефону, как дела) бабушки исполнила Рита Ташингем, которая получила первую известность по серьёзным кинопроизведениям «рассерженных молодых людей». И, разумеется, за Теренсом Стэмпом по-прежнему тянется шлейф образов таинственных, двойственных, амбивалентных личностей…
И всё ж таки Элли (ради этой партии новозеландка Томасин МакКензи, между прочим, отказалась от съёмок во второй части «Лучшего стрелка») придётся решать проблемы самостоятельно. Развязка с одной стороны порадует любителей триллеров и детективов тем, что жуткие кошмары на улицах Сохо получают исчерпывающее объяснение: мисс Тёрнер, наконец, нашла ответы на мучающие вопросы, пусть встреча с убийцей едва не завершилась плачевно. Но с другой – такой исход не лишён лукавства. Райт и Уилсон-Кеймс не ставят точку после того, как становится понятно, что зло наказано, а добро восторжествовало. Элоизе хочешь не хочешь придётся признать, что сумеет избавиться от влияния Сэнди (и «свингующих шестидесятых» в целом с их несчётными пороками, прикрытыми лоском и ощущением свободы) ещё не скоро. Незримая связь эпох куда сильнее, чем кажется на первый, поверхностный взгляд. Эдгар, хотя и облекает свои послания человечеству в феерическую, как бы розыгрышную форму, не боится прослыть моралистом! Очень хотелось бы, чтобы его новая постановка, обошедшаяся в производстве в $43 млн., нашла тёплый отклик у массовой аудитории. В премьерный уикенд в североамериканском прокате фильм занял, увы, лишь пятое место со скромным результатом $1,9 млн. кассовых сборов.
_______
1 – Другой сингл не очень популярного у нас коллектива, Hold Tight, эффектно прозвучал в триллере Квентина Тарантино «Доказательство смерти» /2007/.
7
,7
2021, Триллеры
116 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вряд ли я сойду за чересчур оригинального, заявив, что являюсь давним почитателем творчества Эдгара Райта – и что с нетерпением жду выхода очередного его фильма, особенно когда становится известно, что кинематографист приступает к реализации глубоко личного замысла. Нет, он сохраняет верность выработанной стилистике и в условно коммерческих проектах, примером чему может послужить боевик «Малыш на драйве» /2017/, в котором каждый не то что кадр, а элемент внутри кадра кажется выверенным вплоть до миллиметра. Всякий раз предвкушаешь новые дерзкие эксперименты с жанровыми конструкциями, имея при этом в виду, что режиссёр-сценарист всё-таки не позиционирует себя приверженцем артхауса или киноавангарда – неизменно учитывает интересы широкой публики. Уроженец городка Пул, расположенного в графстве Дорсет, вырос вдали от столицы Соединённого Королевства – и детско-юношеские впечатления Эдгара нашли своё отражение в предыдущих картинах (например, в полупародийном триллере «Типа крутые легавые» /2007/). Вместе с тем Райт признавался, что с любопытством слушал рассказы мамы о молодости, пришедшейся на расцвет так называемых «свингующих шестидесятых». Рассказы, где Лондон представал хотя и прекрасным, но отнюдь не идиллическим местом, тая массу угроз. Если же ещё упомянуть о любимой (собранной родителями) коллекции грампластинок с музыкой того времени, автобиографические истоки замысла станут совсем очевидными. Впрочем, на поверку всё оказывается не так просто. В ленте с названием, отсылающим к одноимённому шлягеру британской поп-группы Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich (1), не только отсутствуют старые знакомые Саймон Пегг и Ник Фрост, но и впервые основным действующим лицом выведена девушка. Элоиза Тёрнер, получив благословение бабушки Маргарет, поступает в Лондонский колледж моды, заселяется в общежитие, но быстро понимает, что не сможет нормально жить и учиться в обстановке непрекращающегося студенческого разгула, не говоря уже о подкалываниях со стороны соседки по комнате Йокасты. Элли решает переехать в съёмное жильё – и пожилая мисс Коллинс, владелица дома, производит на жиличку, в принципе, благоприятное впечатление, несмотря на выдвинутые достаточно жёсткие условия. Однако именно здесь и начинают твориться странные вещи. Поначалу героине даже нравится переноситься во сне в прошлое – в блистающий Сохо, украшенный гигантским рекламным плакатом суперхита «Шаровая молния» /1965/. Логично, что она отождествляет себя с красивой блондинкой по имени Сэнди, заявляющейся в знаменитый ночной клуб Café de Paris в надежде прославиться на поприще певицы, но… прекрасное сновидение оборачивается затяжным кошмаром, от которого не избавиться и после пробуждения. Эдгар Райт, писавший сценарий на пару с Кристи Уилсон-Кеймс, накануне снискавшей признание благодаря участию в сочинении военной драмы «1917» /2019/ Сэма Мендеса, прибегает к блестяще себя зарекомендовавшему драматургическому приёму. Вновь, как в тех же «Типа крутых легавых» или в «Армагеддеце» /2013/, привычные, обыденные реалии скрывают зловещую, дьявольскую сущность. И ведь никто не виноват, что Элоиза не вняла чётким знакам свыше (чего только стоит «милая» шутка таксиста, поздравившего столичную гостью с появлением первого преследователя в своём лице!), предупреждавшим о существующей опасности. Правда, на сей раз повествование представляется выстроенным не столь филигранно, как в указанных «чёрных комедиях», но буйству фантазии режиссёра нельзя не воздать должное. Он немного медленно, но очень, очень настойчиво втягивает нас в вязкое, точно болото, состояние вслед за несчастной девушкой, в какой-то момент совершенно теряющейся в догадках, где явь, а где – грёзы и галлюцинации. Допустим, Уэс Крэйвен, реконструируя кошмар, воцарившийся на провинциальной (ничем не отличающейся от тысяч таких же, раскиданных по «одноэтажной Америке») улице Вязов, не просто живописал проделки Фредди Крюгера, но и практически сразу давал понять, что могущество маньяка не распространяется на бодрствующих подростков. Его английский коллега же предпочитает до поры до времени не озвучивать чётких правил эстетической игры, долго, мучительно долго не поясняя, кто или что является персонификацией зла, и вообще держа зрителя в непонятках чуть ли не до финала. Почти как саму Элли, вот уж не ожидавшую такого сюрприза!.. Конечно, в руках любого ремесленника от киноискусства подобная затея почти наверняка провалилась бы с треском. Надо обладать по-настоящему ярким талантом, как у Райта, чтобы, не раскрывая свои карты, тем не менее не позволять любопытству публики остыть. Намеренная «туманность» интриги компенсируется не только изысканным изобразительным решением, в значительной степени обеспеченным южнокорейским оператором Чун Чун Хуном (он зарекомендовал себя ещё сотрудничеством с Пак Чхан Уком). Бесчисленные кинематографические цитаты придают экранным событиям дополнительную глубину, провоцируя неожиданные ассоциации. Помимо прямой отсылки к «бондиане» (в виде гигантского светящегося рекламного табло) обращает на себя внимание приглашение – после «отставных агентов 007» Тимоти Далтона и Пирса Броснана – актрис Маргарет Нолан и Дайаны Ригг, некогда составлявших компанию Джеймсу на секретной службе Её Величества. А, скажем, чернокожий Джон, совершивший утомительную поездку из… южного Лондона в северный, предстаёт на вечеринке по случаю Хэллоуина, куда пригласил однокурсницу, в гриме колоритного Барона Самеди (Барона Субботы) из ленты «Живи и дай умереть» /1973/. Видится знаменательным и то, что роль заботливой (регулярно справляющейся у внучки по телефону, как дела) бабушки исполнила Рита Ташингем, которая получила первую известность по серьёзным кинопроизведениям «рассерженных молодых людей». И, разумеется, за Теренсом Стэмпом по-прежнему тянется шлейф образов таинственных, двойственных, амбивалентных личностей… И всё ж таки Элли (ради этой партии новозеландка Томасин МакКензи, между прочим, отказалась от съёмок во второй части «Лучшего стрелка») придётся решать проблемы самостоятельно. Развязка с одной стороны порадует любителей триллеров и детективов тем, что жуткие кошмары на улицах Сохо получают исчерпывающее объяснение: мисс Тёрнер, наконец, нашла ответы на мучающие вопросы, пусть встреча с убийцей едва не завершилась плачевно. Но с другой – такой исход не лишён лукавства. Райт и Уилсон-Кеймс не ставят точку после того, как становится понятно, что зло наказано, а добро восторжествовало. Элоизе хочешь не хочешь придётся признать, что сумеет избавиться от влияния Сэнди (и «свингующих шестидесятых» в целом с их несчётными пороками, прикрытыми лоском и ощущением свободы) ещё не скоро. Незримая связь эпох куда сильнее, чем кажется на первый, поверхностный взгляд. Эдгар, хотя и облекает свои послания человечеству в феерическую, как бы розыгрышную форму, не боится прослыть моралистом! Очень хотелось бы, чтобы его новая постановка, обошедшаяся в производстве в $43 млн., нашла тёплый отклик у массовой аудитории. В премьерный уикенд в североамериканском прокате фильм занял, увы, лишь пятое место со скромным результатом $1,9 млн. кассовых сборов. _______ 1 – Другой сингл не очень популярного у нас коллектива, Hold Tight, эффектно прозвучал в триллере Квентина Тарантино «Доказательство смерти» /2007/.