Дебютная работа "К праху" режиссера и сценариста Шона Снайдера была представлена на одном из крупнейших фестивалей независимого кино "Трайбека" в конце апреля прошлого года и вызвала большой интерес уникальным сочетанием взаимодействия традиционной науки и ортодоксальной веры евреев-хасидов. Этот фильм, имеющий в себе множество комедийных элементов, дает легкую надежду на прорыв в артхаусе. Сочетая в себе элементы абсурда, черного юмора и скрытые насмешки, лента Снайдера удивительным образом оказывается серьезным концептуальным высказыванием на тему того, как можно пережить смерть близкого человека и при этом найти непростые ответы на вопросы с этим связанные. Действительно сложно сделать умный и не оскорбляющий чувства тех, кто верит, фильм и показать его в форме изящного и немного странного рассказа. Беллетристика "К праху" на тему горя безвременной утраты и иронично показанной веры в силу науки показывает путь человека, остающегося живым и пытающегося понять при помощи собственного опыта, что действительно происходит с физической оболочкой после ухода из жизни. Смерть в экранной истории Снайдера и его соавтора сценария Джейсона Беге не рассматривается в виде шутки и это оправдывает большую часть экранных действий героев, кантора Шмуэля (Геза Рёриг, "Сын Саула") из общины хасидов в северной части Нью-Йорка и преподавателя естественных наук Альберта (Мэттью Бродерик), которые представлены в проекте ни много ни мало в качестве искателей истины. Фильм Снайдера ничего не проповедует и не пытается принять ни одну из сторон своих главных характеров или их образа жизни, вместо этого режиссер показывает зрителям взгляд на двух мужчин среднего возраста, которые немного теряют контроль над реальностью и участвуют в серии отчаянных поступков, заставляющих их принять различные мировоззрения о жизненном круге. Идея о том, что можно показать человека, настолько набожного и настолько верного традициям, но, тем не менее, готового пойти за светом знаний и проверить все при помощи собственных опытов использует биологию только отчасти в качестве контекста, хотя авторское высказывание стремится охватить намного большее и рассказывает о том, как преодолеть горе потери и достичь исцеления души. Поэтому "К праху" оказывается в итоге резонирующим бадди-муви, в котором всеобщее движение и возвращение душ вновь на Землю оставляет множества пространства для очень глубоких и непростых вопросов, реализованных под прикрытием комедийной драмы.
40-летняя жена Шмуэля скоропостижно умирает от рака. Один из главных героев "К праху" остается вдовцом с двумя несовершеннолетними мальчиками на руках. Однако даже по окончании традиционного 30-дневного траура нью-йоркский кантор остается безутешен, он подобен сомнамбуле, его взгляд остановился, и всем свои видом герой Гезы Рёрига выражает отсутствие. Школьные товарищи детей Шмуэля насмехаются над его сыновьями и говорят, что в их отца вселился демон диббук и что душа их покойной матери из-за этого не может покинуть земной мир. Кантора преследуют по ночам натуралистические кошмары, связанные с трансформацией частей тела усопшей, и это становится поводом посетить раввина. Однако почтенный духовный наставник ограничивается только общими советами принять смерть жены как неизбежность и долго не горевать, женившись во второй раз. Шмуэля мучает только один вопрос о тем, что происходит с телом его жены после смерти, что от нее останется в дальнейшем. Первым делом отчаявшийся хасид посещает обычное похоронное бюро и пытается в нем выяснить ответ на свой вопрос у продавца ритуальных товаров. Однако торговец гробами советует ему обратиться к кому-то из ученых, оправдываясь тем, что далек от этого и всего лишь делает деньги. Герой Рёрига придерживается при этом одной важной мысли, которая возникла благодаря его набожности и активному участию в делах конфессии: пока тело жены не разложится полностью, ее душа будет там пребывать. Из-за этого кантор опасается, что душа покойной очень сильно страдает. Шмуэль отправляется по совету гробовщика в один из местных колледжей, и там, пересиливая себя (а это очень тонко показано в сцене, когда он общается с женщиной-секретарем при помощи переписки, не произнося вслух ни слова), он знакомится невзрачным учителем-естественником Альбертом. Поначалу герой Мэттью Бродерика просто принимает посетителя за сумасшедшего и отказывается вести с ним развернутый диалог, но позднее после того, как Шмуэль рассказывает ему о своем горе, он начинает проникаться сочувствием к хасидскому кантору. Захваченный врасплох Альберт, тем не менее, находит нужную книгу и рассказывает пришедшему о том, что происходит с людьми на примере лабораторного эксперимента над небольшим поросенком, который естественным путем испустил дух. Шон Снайдер сопровождает свой рассказ небольшим научно-популярным видео, имитирующим манеру 60-х годов прошлого века, где в рапиде максимально емко и полно продемонстрированы все стадии разложения свинки. Несмотря на то, что естественник поначалу относится ко всему со скепсисом, он постепенно начинает проникаться симпатией и пониманием всей серьезности дела. Уверовавший в силу науки кантор приобретает тушку небольшой свиньи в китайском ресторане и закапывает ее в лесу, надеясь в естественных условиях воспроизвести книжный эксперимент и познать всю правду и скорости и многочисленных деталях разложения плоти.
Примечательно, что при этом Геза Рёриг играет роль человека, чьи интеллектуальные способности катастрофически упали под действием пережитых эмоций. "К праху" показывает его твердо придерживающимся поиском ответов на то, что его беспокоит по-настоящему и эта его во многом единственная мысль становится локомотивом для всего происходящего. Альберт, не являясь ученым в чистом виде, в чем он открыто признается, оказывается, тем, кто способен удовлетворить познавательный интерес и помочь произвести все повторные испытания, не взирая на их сомнительный характер. Показываемый как одержимый отступник веры, Шмуэль, который согрешил уже тем, что усомнился в написанном в священных книгах, призывает не менее странного преподавателя и убеждает его в необходимости проведения серии экспериментов по закапыванию туш свиней в землю и наблюдению за результатами происходящего. С практически непроницаемым и рискованным остроумием на еврейские темы Шон Снайдер мастерски лавирует между соблазном впасть в традиционные насмешки над хасидами и свести фильм к одной непрекращающейся шутке, выхолащивая тем самым из него всякую драму, и основной посылкой истории, согласно которой Шмуэль должен примириться со смертью жены и принять ее уход из жизни. Благодаря все более крепнущему сотрудничеству с Альбертом герой Рёрига преодолевает свой личный траур и проходит через все стадии знакомства с человеком, которого впоследствии он может открыто называть своим другом. Кроме многочисленных опытов по исследованию факторов, влияющих на разложение, и неоднократной эксгумации свиной туши, Альберт и Шмуэль предпринимают сплачивающую их окончательно рискованную поездку в штат Теннесси, где они оказываются на так называемой "ферме тел", где криминалисты занимаются многочисленными исследованиями разложения тел в естественных условиях. Диапазон представления материала при этом колеблется от грубовато смоделированного фарса, когда кантор прямо на дом к учителю затаскивает здоровенную свинью для умерщвления, до высокой трагедии в кульминации, когда герои Бродерика и Рёрига похищают тело жены кантора из могилы на кладбище. Главные герои постоянно играют против правил, Шмуэль против своей набожности и строгих религиозных норм, Альберт - просто против того, что называется серой и обычной жизнью, однако в любом случае каждый из них достигает к финалу того сложного катарсиса, который делает эту ленту одним из явлений независимого кино последнего времени.
"К праху" Шона Снайдера, не теряя концептуальности, оказывается лентой, где сочетаются весь пафос трагедии и шутливое сумасшествие, а профанируемая наука показана в качестве способа для центральных персонажей сделать некоторые шаги навстречу друг другу. Беспомощность Шмуэля после смерти жены трогает по-настоящему и показывает, что даже в настоящее время участники некоторых религиозных организаций настолько оторваны от имеющихся (и уже давно устовшихся) представлений о мире, что такая изоляция уже никак не может идти на пользу таким фундаменталистам. В этом смысле никто из нас не задается вопросом о том, что происходит с телами, помещенными в гроб и похороненными в земле. То ли мы ленивы и нелюпытны, чтобы начать проводить запрещенные законом раскопки могил ради удовлетворения своей жажды знаний, то ли все уже давно понимают и не хотят никакой проверки относительно тел на кладбищах. Интересно, что для героя Мэттью Бродерика, который давно перестал быть интересен кому бы то ни было, в том числе и самому себе и у которого отсутствуют даже намеки на личную жизнь, до знакомства со Шмуэлем было что-то близкое к эмоциональному параличу, характерному для людей именно среднего возраста, когда уже мало что может взволновать и увлечь. Снайдер очень точно выстраивает финал "К праху", показывая, как потерявший голос кантор вновь обретает способность петь, стремившийся покинуть этот материальный мир, он вновь возвращается в реальность и такая кода только усиливает эту историю, смешивающую сомнительные проказы и визуальные ходы из недорогих хорроров. Основывая концепт на реализации навязчивой идеи героя Рёрига авторы проекта стараются показать горе мужа в сочетании с потребностью познать непостижимое и выйти за рамки своей религиозной неуверенности. Религия, по мнению Снайдера, дает утешение, но не позволяет осознать ситуацию в материальном плане, наука - наоборот, объясняет общее естество, но не может опуститься до частностей каждого индивида. Поэтому "К праху" можно интерпретировать также и как ленту, в которой показан очень странный выход из зоны комфорта для двух абсолютно разных людей, комических противоположностей, которые оказались всерьез озадачены природой смерти.
8
,0
2018, США, Драмы
88 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютная работа "К праху" режиссера и сценариста Шона Снайдера была представлена на одном из крупнейших фестивалей независимого кино "Трайбека" в конце апреля прошлого года и вызвала большой интерес уникальным сочетанием взаимодействия традиционной науки и ортодоксальной веры евреев-хасидов. Этот фильм, имеющий в себе множество комедийных элементов, дает легкую надежду на прорыв в артхаусе. Сочетая в себе элементы абсурда, черного юмора и скрытые насмешки, лента Снайдера удивительным образом оказывается серьезным концептуальным высказыванием на тему того, как можно пережить смерть близкого человека и при этом найти непростые ответы на вопросы с этим связанные. Действительно сложно сделать умный и не оскорбляющий чувства тех, кто верит, фильм и показать его в форме изящного и немного странного рассказа. Беллетристика "К праху" на тему горя безвременной утраты и иронично показанной веры в силу науки показывает путь человека, остающегося живым и пытающегося понять при помощи собственного опыта, что действительно происходит с физической оболочкой после ухода из жизни. Смерть в экранной истории Снайдера и его соавтора сценария Джейсона Беге не рассматривается в виде шутки и это оправдывает большую часть экранных действий героев, кантора Шмуэля (Геза Рёриг, "Сын Саула") из общины хасидов в северной части Нью-Йорка и преподавателя естественных наук Альберта (Мэттью Бродерик), которые представлены в проекте ни много ни мало в качестве искателей истины. Фильм Снайдера ничего не проповедует и не пытается принять ни одну из сторон своих главных характеров или их образа жизни, вместо этого режиссер показывает зрителям взгляд на двух мужчин среднего возраста, которые немного теряют контроль над реальностью и участвуют в серии отчаянных поступков, заставляющих их принять различные мировоззрения о жизненном круге. Идея о том, что можно показать человека, настолько набожного и настолько верного традициям, но, тем не менее, готового пойти за светом знаний и проверить все при помощи собственных опытов использует биологию только отчасти в качестве контекста, хотя авторское высказывание стремится охватить намного большее и рассказывает о том, как преодолеть горе потери и достичь исцеления души. Поэтому "К праху" оказывается в итоге резонирующим бадди-муви, в котором всеобщее движение и возвращение душ вновь на Землю оставляет множества пространства для очень глубоких и непростых вопросов, реализованных под прикрытием комедийной драмы. 40-летняя жена Шмуэля скоропостижно умирает от рака. Один из главных героев "К праху" остается вдовцом с двумя несовершеннолетними мальчиками на руках. Однако даже по окончании традиционного 30-дневного траура нью-йоркский кантор остается безутешен, он подобен сомнамбуле, его взгляд остановился, и всем свои видом герой Гезы Рёрига выражает отсутствие. Школьные товарищи детей Шмуэля насмехаются над его сыновьями и говорят, что в их отца вселился демон диббук и что душа их покойной матери из-за этого не может покинуть земной мир. Кантора преследуют по ночам натуралистические кошмары, связанные с трансформацией частей тела усопшей, и это становится поводом посетить раввина. Однако почтенный духовный наставник ограничивается только общими советами принять смерть жены как неизбежность и долго не горевать, женившись во второй раз. Шмуэля мучает только один вопрос о тем, что происходит с телом его жены после смерти, что от нее останется в дальнейшем. Первым делом отчаявшийся хасид посещает обычное похоронное бюро и пытается в нем выяснить ответ на свой вопрос у продавца ритуальных товаров. Однако торговец гробами советует ему обратиться к кому-то из ученых, оправдываясь тем, что далек от этого и всего лишь делает деньги. Герой Рёрига придерживается при этом одной важной мысли, которая возникла благодаря его набожности и активному участию в делах конфессии: пока тело жены не разложится полностью, ее душа будет там пребывать. Из-за этого кантор опасается, что душа покойной очень сильно страдает. Шмуэль отправляется по совету гробовщика в один из местных колледжей, и там, пересиливая себя (а это очень тонко показано в сцене, когда он общается с женщиной-секретарем при помощи переписки, не произнося вслух ни слова), он знакомится невзрачным учителем-естественником Альбертом. Поначалу герой Мэттью Бродерика просто принимает посетителя за сумасшедшего и отказывается вести с ним развернутый диалог, но позднее после того, как Шмуэль рассказывает ему о своем горе, он начинает проникаться сочувствием к хасидскому кантору. Захваченный врасплох Альберт, тем не менее, находит нужную книгу и рассказывает пришедшему о том, что происходит с людьми на примере лабораторного эксперимента над небольшим поросенком, который естественным путем испустил дух. Шон Снайдер сопровождает свой рассказ небольшим научно-популярным видео, имитирующим манеру 60-х годов прошлого века, где в рапиде максимально емко и полно продемонстрированы все стадии разложения свинки. Несмотря на то, что естественник поначалу относится ко всему со скепсисом, он постепенно начинает проникаться симпатией и пониманием всей серьезности дела. Уверовавший в силу науки кантор приобретает тушку небольшой свиньи в китайском ресторане и закапывает ее в лесу, надеясь в естественных условиях воспроизвести книжный эксперимент и познать всю правду и скорости и многочисленных деталях разложения плоти. Примечательно, что при этом Геза Рёриг играет роль человека, чьи интеллектуальные способности катастрофически упали под действием пережитых эмоций. "К праху" показывает его твердо придерживающимся поиском ответов на то, что его беспокоит по-настоящему и эта его во многом единственная мысль становится локомотивом для всего происходящего. Альберт, не являясь ученым в чистом виде, в чем он открыто признается, оказывается, тем, кто способен удовлетворить познавательный интерес и помочь произвести все повторные испытания, не взирая на их сомнительный характер. Показываемый как одержимый отступник веры, Шмуэль, который согрешил уже тем, что усомнился в написанном в священных книгах, призывает не менее странного преподавателя и убеждает его в необходимости проведения серии экспериментов по закапыванию туш свиней в землю и наблюдению за результатами происходящего. С практически непроницаемым и рискованным остроумием на еврейские темы Шон Снайдер мастерски лавирует между соблазном впасть в традиционные насмешки над хасидами и свести фильм к одной непрекращающейся шутке, выхолащивая тем самым из него всякую драму, и основной посылкой истории, согласно которой Шмуэль должен примириться со смертью жены и принять ее уход из жизни. Благодаря все более крепнущему сотрудничеству с Альбертом герой Рёрига преодолевает свой личный траур и проходит через все стадии знакомства с человеком, которого впоследствии он может открыто называть своим другом. Кроме многочисленных опытов по исследованию факторов, влияющих на разложение, и неоднократной эксгумации свиной туши, Альберт и Шмуэль предпринимают сплачивающую их окончательно рискованную поездку в штат Теннесси, где они оказываются на так называемой "ферме тел", где криминалисты занимаются многочисленными исследованиями разложения тел в естественных условиях. Диапазон представления материала при этом колеблется от грубовато смоделированного фарса, когда кантор прямо на дом к учителю затаскивает здоровенную свинью для умерщвления, до высокой трагедии в кульминации, когда герои Бродерика и Рёрига похищают тело жены кантора из могилы на кладбище. Главные герои постоянно играют против правил, Шмуэль против своей набожности и строгих религиозных норм, Альберт - просто против того, что называется серой и обычной жизнью, однако в любом случае каждый из них достигает к финалу того сложного катарсиса, который делает эту ленту одним из явлений независимого кино последнего времени. "К праху" Шона Снайдера, не теряя концептуальности, оказывается лентой, где сочетаются весь пафос трагедии и шутливое сумасшествие, а профанируемая наука показана в качестве способа для центральных персонажей сделать некоторые шаги навстречу друг другу. Беспомощность Шмуэля после смерти жены трогает по-настоящему и показывает, что даже в настоящее время участники некоторых религиозных организаций настолько оторваны от имеющихся (и уже давно устовшихся) представлений о мире, что такая изоляция уже никак не может идти на пользу таким фундаменталистам. В этом смысле никто из нас не задается вопросом о том, что происходит с телами, помещенными в гроб и похороненными в земле. То ли мы ленивы и нелюпытны, чтобы начать проводить запрещенные законом раскопки могил ради удовлетворения своей жажды знаний, то ли все уже давно понимают и не хотят никакой проверки относительно тел на кладбищах. Интересно, что для героя Мэттью Бродерика, который давно перестал быть интересен кому бы то ни было, в том числе и самому себе и у которого отсутствуют даже намеки на личную жизнь, до знакомства со Шмуэлем было что-то близкое к эмоциональному параличу, характерному для людей именно среднего возраста, когда уже мало что может взволновать и увлечь. Снайдер очень точно выстраивает финал "К праху", показывая, как потерявший голос кантор вновь обретает способность петь, стремившийся покинуть этот материальный мир, он вновь возвращается в реальность и такая кода только усиливает эту историю, смешивающую сомнительные проказы и визуальные ходы из недорогих хорроров. Основывая концепт на реализации навязчивой идеи героя Рёрига авторы проекта стараются показать горе мужа в сочетании с потребностью познать непостижимое и выйти за рамки своей религиозной неуверенности. Религия, по мнению Снайдера, дает утешение, но не позволяет осознать ситуацию в материальном плане, наука - наоборот, объясняет общее естество, но не может опуститься до частностей каждого индивида. Поэтому "К праху" можно интерпретировать также и как ленту, в которой показан очень странный выход из зоны комфорта для двух абсолютно разных людей, комических противоположностей, которые оказались всерьез озадачены природой смерти.