Удивительным можно считать только то, что впервые в истории женщина африканского происхождения (хотя по матери Мати Диоп - француженка, родившаяся в Париже) получила за фильм «Атлантика» награду в основном конкурсе Каннского фестиваля, причём вторую по значению. Однако в Канне давно уже поддерживают кинематограф Африки, тем более как-то связанный с Францией (а Сенегал, например, был её колонией до 1960 года). В частности, на Каннском киносмотре 1992 года была представлена лента «Гиены» Джибрила Диопа Мамбети, дяди Мати Диоп, где композитором являлся Васис Диоп, её отец. И вообще «Атлантика» вписывается в каннскую тенденцию по выдаче своеобразных индульгенций социальному кино разных стран, когда придаётся особое значение именно проблематике картин, иногда с некоторым снисхождением по отношению к художественному уровню произведений.
Впрочем, надо отдать должное Мати Диоп, создавшей при активном содействии всё-таки французской кинокомпании МК2 вполне африканский по духу фильм, который проникнут скрытыми и явными национальными мотивами, в какой-то степени наследуя творчеству сенегальского классика Усмана Сембена, признанного во всём мире. Одновременно следует отметить некое ассоциативное впечатление, что в «Атлантике» могло найти косвенное отражение южноамериканское направление «магического реализма», когда подлинная действительность так или иначе преображается благодаря необычной манере подачи материала - и бытовое, социальное, злободневное уживается без какого-либо зазора с таинственным, мистическим, ирреальным.
Лента Диоп начинается чуть ли не как хроникальный репортаж (а ведь она сняла несколько документальных картин) со строительства башни необычной формы, которая выглядит словно фантастический объект из западной цивилизации посреди типичной африканской среды. К слову, это сооружение придумано и нарисовано самой постановщицей - значит, впечатано в изображение с помощью компьютерных технологий. Но и без знания данного факта всё равно можно заподозрить, что автор сознательно сталкивает в одном кадре актуальное настоящее (рабочие протестуют против того, что им уже три месяца не выдают зарплату) и как будто мифическое будущее.
А по мере развития дальнейшего действия вступает в дело океанская стихия (кстати, довольно странно, что Мати Диоп отказалась от искуса дать хотя бы название фильма на долгом проезде вдоль побережья Атлантики, оставив это на финал) и позже проявляются загадочные и необъяснимые силы чего-то первобытного в качестве материализовавшихся призраков умерших людей. И «Атлантика» оказывается не столько романтической историей про неизбывную любовь, в которой нет границы между жизнью и смертью, сколько притчей о том, что самая современная реальность неизбежно продолжает испытывать воздействие «духов прошлого».
Но определённая неопытность постановщицы в игровом кино, а также поневоле ощущаемый словно взгляд со стороны на западноафриканскую, конкретно - сенегальскую действительность, всё же не позволяют проникнуться в полной мере тем, как может весьма необычно предстать на экране мир Африки, увиденный именно изнутри, допустим, в работах сенегальца Усмана Сембена, Идриссы Уэдраого из Буркина Фасо или малийца Соломани Сисе.
7
,1
2019, Драмы
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Удивительным можно считать только то, что впервые в истории женщина африканского происхождения (хотя по матери Мати Диоп - француженка, родившаяся в Париже) получила за фильм «Атлантика» награду в основном конкурсе Каннского фестиваля, причём вторую по значению. Однако в Канне давно уже поддерживают кинематограф Африки, тем более как-то связанный с Францией (а Сенегал, например, был её колонией до 1960 года). В частности, на Каннском киносмотре 1992 года была представлена лента «Гиены» Джибрила Диопа Мамбети, дяди Мати Диоп, где композитором являлся Васис Диоп, её отец. И вообще «Атлантика» вписывается в каннскую тенденцию по выдаче своеобразных индульгенций социальному кино разных стран, когда придаётся особое значение именно проблематике картин, иногда с некоторым снисхождением по отношению к художественному уровню произведений. Впрочем, надо отдать должное Мати Диоп, создавшей при активном содействии всё-таки французской кинокомпании МК2 вполне африканский по духу фильм, который проникнут скрытыми и явными национальными мотивами, в какой-то степени наследуя творчеству сенегальского классика Усмана Сембена, признанного во всём мире. Одновременно следует отметить некое ассоциативное впечатление, что в «Атлантике» могло найти косвенное отражение южноамериканское направление «магического реализма», когда подлинная действительность так или иначе преображается благодаря необычной манере подачи материала - и бытовое, социальное, злободневное уживается без какого-либо зазора с таинственным, мистическим, ирреальным. Лента Диоп начинается чуть ли не как хроникальный репортаж (а ведь она сняла несколько документальных картин) со строительства башни необычной формы, которая выглядит словно фантастический объект из западной цивилизации посреди типичной африканской среды. К слову, это сооружение придумано и нарисовано самой постановщицей - значит, впечатано в изображение с помощью компьютерных технологий. Но и без знания данного факта всё равно можно заподозрить, что автор сознательно сталкивает в одном кадре актуальное настоящее (рабочие протестуют против того, что им уже три месяца не выдают зарплату) и как будто мифическое будущее. А по мере развития дальнейшего действия вступает в дело океанская стихия (кстати, довольно странно, что Мати Диоп отказалась от искуса дать хотя бы название фильма на долгом проезде вдоль побережья Атлантики, оставив это на финал) и позже проявляются загадочные и необъяснимые силы чего-то первобытного в качестве материализовавшихся призраков умерших людей. И «Атлантика» оказывается не столько романтической историей про неизбывную любовь, в которой нет границы между жизнью и смертью, сколько притчей о том, что самая современная реальность неизбежно продолжает испытывать воздействие «духов прошлого». Но определённая неопытность постановщицы в игровом кино, а также поневоле ощущаемый словно взгляд со стороны на западноафриканскую, конкретно - сенегальскую действительность, всё же не позволяют проникнуться в полной мере тем, как может весьма необычно предстать на экране мир Африки, увиденный именно изнутри, допустим, в работах сенегальца Усмана Сембена, Идриссы Уэдраого из Буркина Фасо или малийца Соломани Сисе.