Благодаря проекту "Чёрное Рождество" режиссера и сценариста Софи Такал (сериал "Навстречу тьме", "Всегда сияй") студия Blumhouse стремится поправить гендерный дисбаланс в хоррор-жанре при помощи ремейка одноименного фильма 1974 года Боба Кларка. Постановщица использует метафору о патриархате и разворачивает под звон бубенцов резню в небольшом студенческом кампусе в канун одного из самых любимых народом праздников. Привилегированное тайное братство, существующее в колледже, славится своим женоненавистничеством, поэтому вполне в духе текущего момента неизбежен конфликт в этом случае между феминистически настроенными студентками и молодыми ортодоксами в длинных плащах с капюшонами. В этой работе уверенно сочетаются провокативность и социальная драма о тех, кто может за себя постоять и дать отпор хорошо подготовленной секте мужланов, которые остались в рамках своего воспитания как минимум в середине прошлого века. Поскольку оригинал Кларка был настоящим новаторством и стал одним из краеугольных камней слэшера как субжанра, то экранная история, написанная Такал в соавторстве с Эйприл Вульф, стремится оставаться в стороне от коммерческих шаблонов о том, как начинается смертельный сталкинг для хорошеньких молодых девушек. Вместо этого режиссер предлагает эволюцию протогонистки в исполнении всегда свежей и неподражаемой Имоджен Путс ("Я сражаюсь с великанами", "Фрэнк и Лола") и показывает для нее сюжетную арку жертвы сексуального насилия, которая находит в себе силы уйти от гнетущего ее синдрома. Между мужской частью студенческого братства и половой агрессией рассказ Такал ставит тенденциозный знак равенства, который показывает, что современным девушкам можно доверять только либо ярко выраженным подкаблучникам, либо тем нерешительным мямлям, из которых не льется потоками тестостерон. На первый взгляд лента может показаться излишне надуманной и подстрекающей при просмотре без всяких шуток и иронии к конъюнктурному развлечению, однако это не совсем так. За несколькими колоритными женскими образами картины следует разглядеть тех, кто может дать отпор мужской паранойе священным для многих хэштегом #MeToo и показать, что время белых самцов-доминантов уже отмеряет последние минуты. Поэтому "Чёрное Рождество" с одной стороны наделено игривым предпраздничным шармом, а с другой - уверенно гнет свою линию и высказывается на тему токсичного мужского поведения по современным канонам.
Завязка "Чёрного Рождества" у Такал выстраивается вокруг рождественского шоу талантов в колледже Готорна, на котором квартет из четырех секси-девушек представил резкую, на грани фола, композицию, в которой они открыто показывают зарвавшимся парням средний палец и требуют к себе обычного уважения. И если экспозиция показывает преследование девушки на пустынной улице незнакомцем, от которого она начинает получать леденящие сообщения в телефоне и вступает с ним в переписку, то немного позже ее начинает преследовать и убивает загадочный юноша в ритуальном плаще. Камера Марка Шварцбарда (сериалы "Навсегда" и "По друзьям") показывает бездыханное тело убитой в виде, напоминающем характерного готического ангела, очертившего последние взмахи своих крыльев на свежевыпавшем снегу. Прагматизм авторов истории без всяких дополнительных вздохов далее начинает эксплуатировать бэкграунд главной героини, сиротки Райли (Имоджен Путс), которая живет в студенческом общежитии и против собственной воли при помощи традиционного в таких случаях клофелина вступила в связь со старшекурсником из соседнего корпуса. По сюжету заявление героини Путс, поданное в полицию, не привело к ожидаемым результатом и надругавшийся над ней Брайан Хантли (Райан Макинтайр) стал одним из гостей уже нынешней вечеринки. Когда девушки, репетировавшие номер в течение месяца в откровенных нарядах, пропевают свою крышесносительную агитку, а потом сливают это на сетевой хостинг, то это в большей степени похоже одновременно и на желание заявить о своей сестринской силе, и на месть, и на объявление войны между полами. Характер Путс случайно становится свидетельницей ритуала посвящения в члены братства, в которое входил и основатель учебного заведения Кэлвин Готорн, известный истязатель рабов и чернокнижник. Бюст Готорна при помощи стараний агрессивно настроенной против парней Крис (Ализ Шэннон, сериалы "Зачарованные" и "Инстинкт"), подруги-"сестры" Райли, был перенесен из главного корпуса колледжа в здание одного из общежитий, где начал обильно начал выделять магическую черную густую жидкость на радость всем юнцам из женоненавистнической секты. Сейчас главной целью персонажа Шэннон является профессор английской литературы Гелсон (Кэри Элвес, "Клуб миллиардеров", сериал "Удивительная миссис Мейзел"), в курсе правильной классики которого представлены только давно умершие "белые" авторы и не нашлось места литературным представителям других раз и который имеет непосредственное отношение к тайному братству в плащах.
Благодаря тому, что Софи Такал в "Чёрном Рождестве" мастерски владеет приемами создания угрожающих путей для развития своего сценария, эта не претендующая на большую интеллектуальность лента может претендовать на одно из самых необычных высказываний на тему феминизма произведений. Было бы странно не отметить тот зловещий сарказм сцены, где героиня Имоджен Путс приходит к наблюдающему за порядком в кампусе полицейским и рассказывает ему о странных сообщениях, которые она начала получать после своего выступления на шоу талантов. Служитель порядка внимательно выслушивает девушку и продолжает накладывать в то же самое время густой слой майонеза на бекон. Он слишком увлечен изготовлением сэндвича и слишком хорошо понимает, что в Рождество не может случиться ничего экстраординарного. Кроме этой, у Такал в проекте множество других метафор, указывающих на равнодушие общества самцов, которые вынуждены подобно иллюминатам тайно отстаивать права на сохранение традиций Готорна, где представительницы слабого пола - второй сорт человечества и игрушки для сексуальных утех. Можно увидеть во всех выстрелах из старомодного лука во время расправы над Райли и ее беззащитными подругами тот подтекст, на который способна только женщина-постановщица в кино, проводящая знак равенства между поражающей стрелой и фаллосом. Поскольку режиссеру пафос социальности нужен только для запуска сюжета, то взаимная агрессия девушек против парней из кампуса становится той самой тропой войны, за которой хорошо считывается нежелание первых оставаться в будущем просто клушами и домохозяйками для тех, кто по определению займет более высокие места в общественной иерархии. Очевидно, что в кульминационный момент ленты у девушек хватит смелости не только противостоять своим истязателям, но и заглянуть под их капюшоны, увидев под ними целую галерею ожидаемых лиц, тех, кто по-прежнему не хочет менять свои средневековые взгляды и кто уже чувствует, что женская солидарность начинает в прямом смысле жечь членов братства на очень быстром огне без всяких сожалений. За кажущейся надуманностью сценария Эйприл Вульф скрывается желание показать праздник смерти без большого кровопролития, характерного для слэшеров, но с максимальным жанровым напряжением от молодых белых мужчин, отчаяние которых заставляет их браться за далеко не амурные луки и стрелы.
Прекрасно понимая, что "Чёрное Рождество" Софи Такал развивает по всем правилам хоррора, нельзя не отметить тщательную проработку множества мелких деталей этой по-своему невероятной и одновременно банальной истории, в которой плавное наведение на размышления не заканчивается шоком и взрывом мозга, а предлагает свой вариант решения гендерной проблемы в Готорне и подобно еретикам предает половых ортодоксов праведному огню пожара. Постановщица со своей работой пытается держаться в рамках общего тренда об освобождении и, самое главное, неповиновении женщин, но, по сути дела, запрыгивает уже в последний вагон уходящего поезда, увозящего подальше моду на феминизм. Фантазия на темы изнасилования, последующей за ним мести и серии убийств чувствует себя уверенно как в рамках реализации актерских персонажей, где у каждой из сторон появляются даже свои половые ренегаты, так и в рамках художественной целостности произведения. Выход на свободу для девушек в открытом финале с языками пламени, полыхающими в их все еще расширенных от ужаса зрачках, вряд ли можно оценивать как еще один поклон в сторону низкопробности, в которой очень легко обвинить проект Такал. Попробуйте побыть в шкуре преследуемых, попробуйте побыть девушкой и испытать на себе проявления мужского сексизма, может быть тогда флер убийственной сказочности "Чёрного Рождества" перестанет казаться чем-то придуманным и навязанным в угоду моде. Насилие становится главной причиной для гендерной войны в этой современной сказке #MeToo и показывает, что сам жанр хорроров в настоящее время испытывает потребность в высказывании не только на конъюнктурные темы, но и стремится показать победительницами женщин, которые в фильмах ужасов в большинстве случаев выступают в роли невинных жертв. Идеализм постановщицы и ее открытое желание встать на сторону своих персонажей невероятно очевидны. Для Такал кажется важным донести именно до массового зрителя множество девичьих страхов, будь то возвращение домой по безлюдной улице или встреча на вечеринке с абсолютно не тем парнем, когда дальше что-то идет совсем не так и на годы провоцирует жестокую психотравму. За то, чтобы выжить в одну из самых длинных ночей в году героиням проекта приходится изобретательно сражаться и терять навсегда своих подруг, только усиливая ярость мщения. Поэтому "Чёрное Рождество" показывает настоящую дерзость на экране, уводя ожидания от ничем не выдающегося фильма ужасов в сторону мыслей о том, как продолжают выживать женщины в суровом и мало меняющемся мужском мире, а Софи Такал удается сохранить серьезность не уйти в открытое глумление над представителями все еще считающегося сильным пола.
4
,9
2019, США, Ужасы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Благодаря проекту "Чёрное Рождество" режиссера и сценариста Софи Такал (сериал "Навстречу тьме", "Всегда сияй") студия Blumhouse стремится поправить гендерный дисбаланс в хоррор-жанре при помощи ремейка одноименного фильма 1974 года Боба Кларка. Постановщица использует метафору о патриархате и разворачивает под звон бубенцов резню в небольшом студенческом кампусе в канун одного из самых любимых народом праздников. Привилегированное тайное братство, существующее в колледже, славится своим женоненавистничеством, поэтому вполне в духе текущего момента неизбежен конфликт в этом случае между феминистически настроенными студентками и молодыми ортодоксами в длинных плащах с капюшонами. В этой работе уверенно сочетаются провокативность и социальная драма о тех, кто может за себя постоять и дать отпор хорошо подготовленной секте мужланов, которые остались в рамках своего воспитания как минимум в середине прошлого века. Поскольку оригинал Кларка был настоящим новаторством и стал одним из краеугольных камней слэшера как субжанра, то экранная история, написанная Такал в соавторстве с Эйприл Вульф, стремится оставаться в стороне от коммерческих шаблонов о том, как начинается смертельный сталкинг для хорошеньких молодых девушек. Вместо этого режиссер предлагает эволюцию протогонистки в исполнении всегда свежей и неподражаемой Имоджен Путс ("Я сражаюсь с великанами", "Фрэнк и Лола") и показывает для нее сюжетную арку жертвы сексуального насилия, которая находит в себе силы уйти от гнетущего ее синдрома. Между мужской частью студенческого братства и половой агрессией рассказ Такал ставит тенденциозный знак равенства, который показывает, что современным девушкам можно доверять только либо ярко выраженным подкаблучникам, либо тем нерешительным мямлям, из которых не льется потоками тестостерон. На первый взгляд лента может показаться излишне надуманной и подстрекающей при просмотре без всяких шуток и иронии к конъюнктурному развлечению, однако это не совсем так. За несколькими колоритными женскими образами картины следует разглядеть тех, кто может дать отпор мужской паранойе священным для многих хэштегом #MeToo и показать, что время белых самцов-доминантов уже отмеряет последние минуты. Поэтому "Чёрное Рождество" с одной стороны наделено игривым предпраздничным шармом, а с другой - уверенно гнет свою линию и высказывается на тему токсичного мужского поведения по современным канонам. Завязка "Чёрного Рождества" у Такал выстраивается вокруг рождественского шоу талантов в колледже Готорна, на котором квартет из четырех секси-девушек представил резкую, на грани фола, композицию, в которой они открыто показывают зарвавшимся парням средний палец и требуют к себе обычного уважения. И если экспозиция показывает преследование девушки на пустынной улице незнакомцем, от которого она начинает получать леденящие сообщения в телефоне и вступает с ним в переписку, то немного позже ее начинает преследовать и убивает загадочный юноша в ритуальном плаще. Камера Марка Шварцбарда (сериалы "Навсегда" и "По друзьям") показывает бездыханное тело убитой в виде, напоминающем характерного готического ангела, очертившего последние взмахи своих крыльев на свежевыпавшем снегу. Прагматизм авторов истории без всяких дополнительных вздохов далее начинает эксплуатировать бэкграунд главной героини, сиротки Райли (Имоджен Путс), которая живет в студенческом общежитии и против собственной воли при помощи традиционного в таких случаях клофелина вступила в связь со старшекурсником из соседнего корпуса. По сюжету заявление героини Путс, поданное в полицию, не привело к ожидаемым результатом и надругавшийся над ней Брайан Хантли (Райан Макинтайр) стал одним из гостей уже нынешней вечеринки. Когда девушки, репетировавшие номер в течение месяца в откровенных нарядах, пропевают свою крышесносительную агитку, а потом сливают это на сетевой хостинг, то это в большей степени похоже одновременно и на желание заявить о своей сестринской силе, и на месть, и на объявление войны между полами. Характер Путс случайно становится свидетельницей ритуала посвящения в члены братства, в которое входил и основатель учебного заведения Кэлвин Готорн, известный истязатель рабов и чернокнижник. Бюст Готорна при помощи стараний агрессивно настроенной против парней Крис (Ализ Шэннон, сериалы "Зачарованные" и "Инстинкт"), подруги-"сестры" Райли, был перенесен из главного корпуса колледжа в здание одного из общежитий, где начал обильно начал выделять магическую черную густую жидкость на радость всем юнцам из женоненавистнической секты. Сейчас главной целью персонажа Шэннон является профессор английской литературы Гелсон (Кэри Элвес, "Клуб миллиардеров", сериал "Удивительная миссис Мейзел"), в курсе правильной классики которого представлены только давно умершие "белые" авторы и не нашлось места литературным представителям других раз и который имеет непосредственное отношение к тайному братству в плащах. Благодаря тому, что Софи Такал в "Чёрном Рождестве" мастерски владеет приемами создания угрожающих путей для развития своего сценария, эта не претендующая на большую интеллектуальность лента может претендовать на одно из самых необычных высказываний на тему феминизма произведений. Было бы странно не отметить тот зловещий сарказм сцены, где героиня Имоджен Путс приходит к наблюдающему за порядком в кампусе полицейским и рассказывает ему о странных сообщениях, которые она начала получать после своего выступления на шоу талантов. Служитель порядка внимательно выслушивает девушку и продолжает накладывать в то же самое время густой слой майонеза на бекон. Он слишком увлечен изготовлением сэндвича и слишком хорошо понимает, что в Рождество не может случиться ничего экстраординарного. Кроме этой, у Такал в проекте множество других метафор, указывающих на равнодушие общества самцов, которые вынуждены подобно иллюминатам тайно отстаивать права на сохранение традиций Готорна, где представительницы слабого пола - второй сорт человечества и игрушки для сексуальных утех. Можно увидеть во всех выстрелах из старомодного лука во время расправы над Райли и ее беззащитными подругами тот подтекст, на который способна только женщина-постановщица в кино, проводящая знак равенства между поражающей стрелой и фаллосом. Поскольку режиссеру пафос социальности нужен только для запуска сюжета, то взаимная агрессия девушек против парней из кампуса становится той самой тропой войны, за которой хорошо считывается нежелание первых оставаться в будущем просто клушами и домохозяйками для тех, кто по определению займет более высокие места в общественной иерархии. Очевидно, что в кульминационный момент ленты у девушек хватит смелости не только противостоять своим истязателям, но и заглянуть под их капюшоны, увидев под ними целую галерею ожидаемых лиц, тех, кто по-прежнему не хочет менять свои средневековые взгляды и кто уже чувствует, что женская солидарность начинает в прямом смысле жечь членов братства на очень быстром огне без всяких сожалений. За кажущейся надуманностью сценария Эйприл Вульф скрывается желание показать праздник смерти без большого кровопролития, характерного для слэшеров, но с максимальным жанровым напряжением от молодых белых мужчин, отчаяние которых заставляет их браться за далеко не амурные луки и стрелы. Прекрасно понимая, что "Чёрное Рождество" Софи Такал развивает по всем правилам хоррора, нельзя не отметить тщательную проработку множества мелких деталей этой по-своему невероятной и одновременно банальной истории, в которой плавное наведение на размышления не заканчивается шоком и взрывом мозга, а предлагает свой вариант решения гендерной проблемы в Готорне и подобно еретикам предает половых ортодоксов праведному огню пожара. Постановщица со своей работой пытается держаться в рамках общего тренда об освобождении и, самое главное, неповиновении женщин, но, по сути дела, запрыгивает уже в последний вагон уходящего поезда, увозящего подальше моду на феминизм. Фантазия на темы изнасилования, последующей за ним мести и серии убийств чувствует себя уверенно как в рамках реализации актерских персонажей, где у каждой из сторон появляются даже свои половые ренегаты, так и в рамках художественной целостности произведения. Выход на свободу для девушек в открытом финале с языками пламени, полыхающими в их все еще расширенных от ужаса зрачках, вряд ли можно оценивать как еще один поклон в сторону низкопробности, в которой очень легко обвинить проект Такал. Попробуйте побыть в шкуре преследуемых, попробуйте побыть девушкой и испытать на себе проявления мужского сексизма, может быть тогда флер убийственной сказочности "Чёрного Рождества" перестанет казаться чем-то придуманным и навязанным в угоду моде. Насилие становится главной причиной для гендерной войны в этой современной сказке #MeToo и показывает, что сам жанр хорроров в настоящее время испытывает потребность в высказывании не только на конъюнктурные темы, но и стремится показать победительницами женщин, которые в фильмах ужасов в большинстве случаев выступают в роли невинных жертв. Идеализм постановщицы и ее открытое желание встать на сторону своих персонажей невероятно очевидны. Для Такал кажется важным донести именно до массового зрителя множество девичьих страхов, будь то возвращение домой по безлюдной улице или встреча на вечеринке с абсолютно не тем парнем, когда дальше что-то идет совсем не так и на годы провоцирует жестокую психотравму. За то, чтобы выжить в одну из самых длинных ночей в году героиням проекта приходится изобретательно сражаться и терять навсегда своих подруг, только усиливая ярость мщения. Поэтому "Чёрное Рождество" показывает настоящую дерзость на экране, уводя ожидания от ничем не выдающегося фильма ужасов в сторону мыслей о том, как продолжают выживать женщины в суровом и мало меняющемся мужском мире, а Софи Такал удается сохранить серьезность не уйти в открытое глумление над представителями все еще считающегося сильным пола.