Новую работу "Комната желаний" французского режиссера и сценариста Кристиана Волькмана, получившего известность благодаря своему анимационному фильму "Ренессанс" 2006 года, высоко оценили поклонники фантастического кино. На международном фестивале в южнокорейском Пучхоне эта лента победила в основном конкурсе и привлекла внимание следованием традициям Стивена Кинга в несколько причудливом и переосмысленном варианте. Работавшие вместе Волькманом над экранной историей сценаристы Сабрина Карин и Эрик Форестер, который 10 лет назад снял любопытный фантастический проект "Треть мира", предприняли попытку вырваться на территорию совершенно новых смыслов. "Комната желаний" по факту оказалась фильмом закрытых дверей, ключи от которых либо утеряны, либо подбираются мучительно и с большим трудом. Намеки на притчу об исполнении желаний в духе восточной сказки об Аладдине и его волшебной лампе трансформируются в весьма неожиданные сентенции в духе субъективного идеализма ницшеанского толка. Режиссер в отличие от анимационного "Ренессанса" начал работать с обычными актерами, оказавшимися по воле творческого замысла добровольно запертыми в одиноком доме с дурной историей. Интересно, что работавшая над фильмом команда воссоздает американскую глубинку при помощи европейских реалий и старается при этом сконцентрироваться в большей степени на странной семейной паре, история которой прикрыта странным туманом, за которым ощутимо просматриваются контуры настоящих чудовищ. По странному стечению обстоятельств Кейт, в роли - Ольга Куриленко, "Пятнадцать минут войны", "Видок: Охотник на призраков", и Мэтт, в роли - Кевин Янссенс, "Лукас", "Выжившая", покинули Старый Свет и отправились попытать счастья в Америке. Буквально при помощи нескольких штрихов Волькман показывает семейную пару, в которой каждый из супругов уже перевалил через рубеж 30-летия и которая пережила несколько острых семейных кризисов, а теперь пытается, скрывшись ото всех из Нью-Йорка, начать новую жизнь в старом доме в штате Нью-Гэмпшир. Благодаря такой отправной точке постановщик начинает вполне успешную герметичную игру со зрителем, в которой очень хочется оказаться на месте центральных персонажей и испытать все прелести по материализации самых смелых фантазий на себе и попробовать без потерь прогуляться по аду соблазнов. Поэтому "Комната желаний" маскирует за формами клаустрофобного фантастического триллера настоящую семейную драму, в которой отношения в паре не только проходят проверку на истинность чувств, но и еще деформируются от понимания навалившейся родительской ответственности.
В прологе "Комнаты желаний" Кристиан Волькман показывает двух эскапистов от суеты мегаполиса, Кейт и Мэтт полны энтузиазма и радости от того, что они наконец-то смогут жить в своем доме, в двухэтажном особняке, выстроенном в старинном стиле, в провинциальной глуши, где начнут сбываться их тихие мечты о семейном счастье. Герой Янссенса - художник, ищущий вдохновения, очень часто он оказывается в компании бутылки виски, которая, как ни странно, иронично помогает запустить механизм всей истории в полной мере. Степень его таланта оценить очень трудно, однако в Мэтте хорошо считывается способный, но очень талантливый ремесленник, мечтающий о серьезной авторской живописи и большом успехе, но зарабатывающий на жизнь рисунками для комиксов. Его жена Кейт устала от работы переводчицей в крупной юридической фирме и согласна стать обычной домохозяйкой около своего супруга, в которого она до сих пор влюблена и которого она считает достойным творческого уединения для создания подлинных шедевров. Характеры Куриленко и Янссенса стараются освободить дом от массы старых и ненужных вещей, оставшихся от прежних владельцев, они выглядят счастливыми и, собственно, движимы традиционной американской мечтой сделать свой купленный дом по-настоящему уютной крепостью. Они с особым рвением отрывают старые обои и обнаруживают под ними дверь в странную комнату без окон наверху, которая открывается при помощи причудливого ключа и которая как нельзя лучше может подойти для гардеробной. В подвале особняка Мэтта ждет настоящий сюрприз, когда он обнаруживает странное устройство, напоминающее мощный электрический генератор, к которому сходится настоящий лаокоон проводов со всего дома. Вызванный электрик с интересом разглядывает затейливое старинное устройство, превосходящее по возрасту его бабушку, и рассказывает Мэтту то, о чем молчал риэлтор при продаже. Оказывается, что несколько десятков лет назад в доме было совершено жестокое двойное убийство семейной пары, преступник, чье имя благополучно умалчивается, был помещен в психиатрическую лечебницу, где его никто уже давно не навещает, за исключением репортеров, у которых время от времени вспыхивает интерес к расследованию загадок этой истории. В одну из творческих ночей, в компании карандаша, бумаги и бутылки, Мэтт волей случая обнаруживает, что в той комнате за странной дверью можно материализовать все, что угодно, в том числе и картины известных мастеров, и деликатесы, и предметы роскоши, и даже деньги, причем в любых, нелимитированных, количествах.
Поначалу "Комната желаний" Волькмана выглядит как очередной парафраз на тему консьюмеризма и показывает границы фантазий двух в общем-то неглупых и интеллигентных людей. Режиссер последовательно заливает экран реками шампанского, позволяет Мэтту и Кейт разыгрывать разнообразные ролевые игры, причем не обязательно эротического толка. То, что раньше было недостижимым, сейчас становится легкодоступным, только время от времени моргают лампы в системе освещения, когда подвальный монстр порождает для своих новых хозяев очередную дорогую безделушку или ведерко с бриллиантами. Очевидно, что жизнь героев Куриленко и Янссенса становится похожей на бесконечный праздник двух затворников, где очень сложно понять ту глубину пропасти морального (и материального) дна, к которому сами того не желая они устремляются. Однако у всего есть цена и вот тут-то на сцене остающегося местами весьма обшарпанного дома выходят тени мастеров жанра. Примечательно, что созданный Волькманом, Карин и Форестером оригинальный сценарий не просто стоит на плечах таких жанровых гигантов, как упомянутый Стивен Кинг, Уэс Крэйвен или Джон Карпентер, а еще изо всех сил стремится им подмигивать, потому что с сарказмом начинает препарировать типичные англосаксонские ценности при помощи своих умеренно острых концептов. Фантастический мир Волькмана, в котором ухоженный и еще упругий в вызывающем желания эротическом белье персонаж Ольги Куриленко выглядит пощечиной всему движению #Childfree, во втором акте вдоволь глумится над Кейт и ее благоверным. Оказывается, что пара катастрофически бездетна по какой-то странной причине, и невынашиваемость младенцев толкает главную героиню на страшное и одновременно кибернетически-сказочное преступление. Желанное дитя появляется на свет под зловещее подмигивание лампочек и становится драматической причиной всех последующих раздоров, которые постановщик стремится представить в абсолютно зловещем и психоделическом ракурсе с неожиданными переходами на высокую античную трагедию. То, что традиционный для хоррора набор концептов в виде старого дома с тайной, сверхъестественных перемещениях в новые реальности буквально за порогом собственного дома и проверке отношений семейной пары глубочайшими страхами, превратится в третьем акте в настоящую метамодернистскую разработку нового взгляда на эдипов комплекс заслуживает похвал. Но сумбур нарратива и скромные бюджеты не смогли позволить режиссеру выпустить наружу всех планировавшихся драконов и демонов.
В "Комнате желаний" Кристиан Волькман заступает на очень опасную территорию и в форме развернутых аллегорий говорит о доступности вещей материального мира, которые с удовольствием потребляются человечеством с известных онлайн-площадок на протяжении двух последних десятилетий. Существующие маркетинговые исследования в полной мере отразили образ тех, кого называют спонтанными покупателями, ведущимися на скидки и на покупку ненужного хлама. Какие бы сильные эмоции не приносили желанные покупки, все равно возникают проблемы с контролем импульсов, и режиссер очень точно показывает нарушения функционирования разума и плоти при помощи прекрасной игры Ольги Куриленко и Кевина Янссенса. Кейт в исполнении актрисы оказывается психологически-хрупким, звенящим персонажем, которую пожирает ее истовое, очень похожее на детское, желание стать матерью даже при помощи волшебства, которое постепенно превращается в самый худший кошмар ее жизни. Психологизм ленты Волькмана с ее блестящей шизофренией в кульминации оказывается вынужденным средством для представления сюжета, в котором практически нет спецэффектов в экранном воплощении. Тревожность и угнетенность людей, у которых уже все есть и которым не нужно каждый день трудиться ради хлеба насущного, показаны благодаря уверенному представлению центральных ролей, способных вывести деградацию Мэтта и Кейт на новый уровень, когда они начинают бояться не только друг друга, но и временами даже самих себя. При всей своей неровности проект Волькмана оказывается полон неожиданных откровений и демонстрирует разнообразную игровую палитру, без которой было бы трудно удержать внимание зрителей этого камерного по сути, но стремящегося к глобальным обобщениям фильма. Поэтому "Комната желаний" в полной мере показывает, что Кристиан Волькман, даже будучи ограничен строгими рамками b-movie, способен к эффектному освоению жанровых территорий с тонко написанным сценарием и мастерством съемки. В достаточной мере специфичный концепт самого фильма уходит от классической "Обезьяньей лапы" 1933 года Уэсли Рагглза и Эрнест Б. Шодсака о трех желаниях в сторону совершенно новых горизонтов, преобразующих страшную и поучительную притчу, в целую серию социально-значимых фраз с достаточно традиционным эпилогом о разбитом корыте и двух заветных полосках теста на беременность.
6
,5
2019, Триллеры
95 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новую работу "Комната желаний" французского режиссера и сценариста Кристиана Волькмана, получившего известность благодаря своему анимационному фильму "Ренессанс" 2006 года, высоко оценили поклонники фантастического кино. На международном фестивале в южнокорейском Пучхоне эта лента победила в основном конкурсе и привлекла внимание следованием традициям Стивена Кинга в несколько причудливом и переосмысленном варианте. Работавшие вместе Волькманом над экранной историей сценаристы Сабрина Карин и Эрик Форестер, который 10 лет назад снял любопытный фантастический проект "Треть мира", предприняли попытку вырваться на территорию совершенно новых смыслов. "Комната желаний" по факту оказалась фильмом закрытых дверей, ключи от которых либо утеряны, либо подбираются мучительно и с большим трудом. Намеки на притчу об исполнении желаний в духе восточной сказки об Аладдине и его волшебной лампе трансформируются в весьма неожиданные сентенции в духе субъективного идеализма ницшеанского толка. Режиссер в отличие от анимационного "Ренессанса" начал работать с обычными актерами, оказавшимися по воле творческого замысла добровольно запертыми в одиноком доме с дурной историей. Интересно, что работавшая над фильмом команда воссоздает американскую глубинку при помощи европейских реалий и старается при этом сконцентрироваться в большей степени на странной семейной паре, история которой прикрыта странным туманом, за которым ощутимо просматриваются контуры настоящих чудовищ. По странному стечению обстоятельств Кейт, в роли - Ольга Куриленко, "Пятнадцать минут войны", "Видок: Охотник на призраков", и Мэтт, в роли - Кевин Янссенс, "Лукас", "Выжившая", покинули Старый Свет и отправились попытать счастья в Америке. Буквально при помощи нескольких штрихов Волькман показывает семейную пару, в которой каждый из супругов уже перевалил через рубеж 30-летия и которая пережила несколько острых семейных кризисов, а теперь пытается, скрывшись ото всех из Нью-Йорка, начать новую жизнь в старом доме в штате Нью-Гэмпшир. Благодаря такой отправной точке постановщик начинает вполне успешную герметичную игру со зрителем, в которой очень хочется оказаться на месте центральных персонажей и испытать все прелести по материализации самых смелых фантазий на себе и попробовать без потерь прогуляться по аду соблазнов. Поэтому "Комната желаний" маскирует за формами клаустрофобного фантастического триллера настоящую семейную драму, в которой отношения в паре не только проходят проверку на истинность чувств, но и еще деформируются от понимания навалившейся родительской ответственности. В прологе "Комнаты желаний" Кристиан Волькман показывает двух эскапистов от суеты мегаполиса, Кейт и Мэтт полны энтузиазма и радости от того, что они наконец-то смогут жить в своем доме, в двухэтажном особняке, выстроенном в старинном стиле, в провинциальной глуши, где начнут сбываться их тихие мечты о семейном счастье. Герой Янссенса - художник, ищущий вдохновения, очень часто он оказывается в компании бутылки виски, которая, как ни странно, иронично помогает запустить механизм всей истории в полной мере. Степень его таланта оценить очень трудно, однако в Мэтте хорошо считывается способный, но очень талантливый ремесленник, мечтающий о серьезной авторской живописи и большом успехе, но зарабатывающий на жизнь рисунками для комиксов. Его жена Кейт устала от работы переводчицей в крупной юридической фирме и согласна стать обычной домохозяйкой около своего супруга, в которого она до сих пор влюблена и которого она считает достойным творческого уединения для создания подлинных шедевров. Характеры Куриленко и Янссенса стараются освободить дом от массы старых и ненужных вещей, оставшихся от прежних владельцев, они выглядят счастливыми и, собственно, движимы традиционной американской мечтой сделать свой купленный дом по-настоящему уютной крепостью. Они с особым рвением отрывают старые обои и обнаруживают под ними дверь в странную комнату без окон наверху, которая открывается при помощи причудливого ключа и которая как нельзя лучше может подойти для гардеробной. В подвале особняка Мэтта ждет настоящий сюрприз, когда он обнаруживает странное устройство, напоминающее мощный электрический генератор, к которому сходится настоящий лаокоон проводов со всего дома. Вызванный электрик с интересом разглядывает затейливое старинное устройство, превосходящее по возрасту его бабушку, и рассказывает Мэтту то, о чем молчал риэлтор при продаже. Оказывается, что несколько десятков лет назад в доме было совершено жестокое двойное убийство семейной пары, преступник, чье имя благополучно умалчивается, был помещен в психиатрическую лечебницу, где его никто уже давно не навещает, за исключением репортеров, у которых время от времени вспыхивает интерес к расследованию загадок этой истории. В одну из творческих ночей, в компании карандаша, бумаги и бутылки, Мэтт волей случая обнаруживает, что в той комнате за странной дверью можно материализовать все, что угодно, в том числе и картины известных мастеров, и деликатесы, и предметы роскоши, и даже деньги, причем в любых, нелимитированных, количествах. Поначалу "Комната желаний" Волькмана выглядит как очередной парафраз на тему консьюмеризма и показывает границы фантазий двух в общем-то неглупых и интеллигентных людей. Режиссер последовательно заливает экран реками шампанского, позволяет Мэтту и Кейт разыгрывать разнообразные ролевые игры, причем не обязательно эротического толка. То, что раньше было недостижимым, сейчас становится легкодоступным, только время от времени моргают лампы в системе освещения, когда подвальный монстр порождает для своих новых хозяев очередную дорогую безделушку или ведерко с бриллиантами. Очевидно, что жизнь героев Куриленко и Янссенса становится похожей на бесконечный праздник двух затворников, где очень сложно понять ту глубину пропасти морального (и материального) дна, к которому сами того не желая они устремляются. Однако у всего есть цена и вот тут-то на сцене остающегося местами весьма обшарпанного дома выходят тени мастеров жанра. Примечательно, что созданный Волькманом, Карин и Форестером оригинальный сценарий не просто стоит на плечах таких жанровых гигантов, как упомянутый Стивен Кинг, Уэс Крэйвен или Джон Карпентер, а еще изо всех сил стремится им подмигивать, потому что с сарказмом начинает препарировать типичные англосаксонские ценности при помощи своих умеренно острых концептов. Фантастический мир Волькмана, в котором ухоженный и еще упругий в вызывающем желания эротическом белье персонаж Ольги Куриленко выглядит пощечиной всему движению #Childfree, во втором акте вдоволь глумится над Кейт и ее благоверным. Оказывается, что пара катастрофически бездетна по какой-то странной причине, и невынашиваемость младенцев толкает главную героиню на страшное и одновременно кибернетически-сказочное преступление. Желанное дитя появляется на свет под зловещее подмигивание лампочек и становится драматической причиной всех последующих раздоров, которые постановщик стремится представить в абсолютно зловещем и психоделическом ракурсе с неожиданными переходами на высокую античную трагедию. То, что традиционный для хоррора набор концептов в виде старого дома с тайной, сверхъестественных перемещениях в новые реальности буквально за порогом собственного дома и проверке отношений семейной пары глубочайшими страхами, превратится в третьем акте в настоящую метамодернистскую разработку нового взгляда на эдипов комплекс заслуживает похвал. Но сумбур нарратива и скромные бюджеты не смогли позволить режиссеру выпустить наружу всех планировавшихся драконов и демонов. В "Комнате желаний" Кристиан Волькман заступает на очень опасную территорию и в форме развернутых аллегорий говорит о доступности вещей материального мира, которые с удовольствием потребляются человечеством с известных онлайн-площадок на протяжении двух последних десятилетий. Существующие маркетинговые исследования в полной мере отразили образ тех, кого называют спонтанными покупателями, ведущимися на скидки и на покупку ненужного хлама. Какие бы сильные эмоции не приносили желанные покупки, все равно возникают проблемы с контролем импульсов, и режиссер очень точно показывает нарушения функционирования разума и плоти при помощи прекрасной игры Ольги Куриленко и Кевина Янссенса. Кейт в исполнении актрисы оказывается психологически-хрупким, звенящим персонажем, которую пожирает ее истовое, очень похожее на детское, желание стать матерью даже при помощи волшебства, которое постепенно превращается в самый худший кошмар ее жизни. Психологизм ленты Волькмана с ее блестящей шизофренией в кульминации оказывается вынужденным средством для представления сюжета, в котором практически нет спецэффектов в экранном воплощении. Тревожность и угнетенность людей, у которых уже все есть и которым не нужно каждый день трудиться ради хлеба насущного, показаны благодаря уверенному представлению центральных ролей, способных вывести деградацию Мэтта и Кейт на новый уровень, когда они начинают бояться не только друг друга, но и временами даже самих себя. При всей своей неровности проект Волькмана оказывается полон неожиданных откровений и демонстрирует разнообразную игровую палитру, без которой было бы трудно удержать внимание зрителей этого камерного по сути, но стремящегося к глобальным обобщениям фильма. Поэтому "Комната желаний" в полной мере показывает, что Кристиан Волькман, даже будучи ограничен строгими рамками b-movie, способен к эффектному освоению жанровых территорий с тонко написанным сценарием и мастерством съемки. В достаточной мере специфичный концепт самого фильма уходит от классической "Обезьяньей лапы" 1933 года Уэсли Рагглза и Эрнест Б. Шодсака о трех желаниях в сторону совершенно новых горизонтов, преобразующих страшную и поучительную притчу, в целую серию социально-значимых фраз с достаточно традиционным эпилогом о разбитом корыте и двух заветных полосках теста на беременность.