Сборник из пяти короткометражных фильмов разных жанров о необычных ситуациях, в которые попадают обычные люди, или, наоборот, о внешне обычных людях, создающих необычные ситуации. В четвертый выпуск антологии русской жизни «Русское краткое» вошли фильмы режиссеров Ольги Дибцевой, Дмитрия Булгакова, Алексея Шабарова, Анастасии Шахватовой, Алексея Ильина и Григория Калинина. Альманах открывает черная комедия «Добрый день» с Александром Палем в роли невозмутимого курьера, на чьих глазах разворачивается кровопролитная супружеская ссора. Абсурдистская история «Дом на голове Клаузеверца» рассказывает об одиноком человеке, пытающемся избавиться от странного новообразования на голове. Экспериментальная короткометражка «Update/Delete» фиксирует на видеокамеры жизнь обычного прохожего, а подростковая драма «Акватлон» рассказывает о зарождении и трагических последствиях протестного духа. Оба фильма сняты при продюсерской поддержке Андрея Кончаловского. Завершает сборник чувственная мелодрама «Африка» о воссоединении повзрослевшей дочери со своей невзрослеющей матерью. Приглашаем посмотреть коллекцию короткометражных фильмов «Русское краткое. Выпуск 4» в нашем онлайн-кинотеатре.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Короткометражки, Комедии, Драмы |
Премьера в мире | 18 июля 2019 |
Время | 1 ч. 28 мин. |
Добрый день
Курьер входит в подъезд. Он обращается к грузчику, который пытается втиснуть в лифт холодильник: добрый день. Тот отвечает: иди на …! Курьер поднимается по лестнице. Навстречу ему попадается бабка с мусорным ведром. Добрый день. Бабка провожает парня с зажженной сигаретой осуждающим взглядом. Курьер звонит в квартиру. Ему открывает немолодая супружеская пара (Люда и Коля). Курьер вручает заказ – набор шампуров. Люда проверяет качество покупки. Она орет на мужа. Идиот! Они же электрические. Ты куда в своем интернете смотрел? Как я электрическими в огонь полезу? Люда устраивает шумный скандал, обвиняет мужа в никчемности, оскорбляет его. Коля тоже выходит из себя: да гори ты со своими сраными шампурами в аду! Тварь, как я тебя ненавижу, ты мне всю жизнь испортила. Ты не человек, ты дерьма кусок. Люда вонзает шампур в живот Коли, тот падает на пол и не подает признаков жизни. Курьер молча жует жвачку, продолжает за всем этим наблюдать. Заслышав шум, из соседней квартиры выглядывает бабка. Люда мажет кровью мужа лицо курьера: ты Коленьку моего убил. Тамара Ивановна, вызывайте милицию, Колю убили. Коля приходит в себя: Людка, сука. Он пытается вынуть шампур из раны. Жена набрасывается на мужа, начинает его душить: ах ты, скотина. Коле удается достать шампур, он наносит им удар в бок Люды. Оба супруга затихают. Тамара Ивановна падает без чувств. Подъезжает лифт. Грузчик выдвигает оттуда холодильник, видит курьера с перепачканным кровью лицом и три неподвижных тела. Грузчик начинает пятиться и падает с лестницы. Он лежит придавленный сверху холодильником. Курьер входит в лифт, там уже находится слепой мужчина. Он говорит вошедшему пассажиру: добрый день. Я какие-то крики слышал. Может, полицию вызвать? Курьер отвечает: я ничего не слышал. Слепой: наверно, показалось. Лифт останавливается, слепой выходит: хорошего дня. Курьер нажимает кнопку нужного ему этажа.
Курьер сидит на автобусной остановке и курит. Рядом стоит холодильник. Подходит автобус, останавливается, потом уезжает. Скамейка на остановке пуста, холодильника тоже нет.
Дом на голове Клаузеверца
Клаузеверц сидит один в конторе за своим рабочим местом. Появляются его коллеги, заполняют тесные клетушки, оборудованные допотопными компьютерами. Все стучат по клавиатурам. На столах высятся горы бумаг.
В обшарпанной забегаловке Клаузеверц берет миску красного варева и кружку бурой жижи. Два мужика за стоячим столиком не хотят пускать к себе третьего. Клаузеверц видит возле горы пустых ящиков дремлющего старика, перед которым на картонке разложено всякое старье. Фотография стоящего на высоком утесе особняка привлекает внимание Клаузеверца, ему мерещится шум бьющихся о скалы морских волн, сияние радуги в небе. Проходящий мимо человек толкает Клаузеверца. Немного супа выплескивается на фото, растекается там подобно крови. Клаузеверц оставляет старику свой нетронутый обед и несколько монет, а снимок забирает себе и ставит на рабочий стол.
Вечером Клаузеверц возвращается домой, ужинает их консервной банки перед переносным телевизором, который передает только звук и помехи на экране, потом ложится в постель и долго смотрит на прикрепленное к облупленной стене фото дома на утесе.
Клаузеверц просыпается утром и обнаруживает, что на его лысом черепе вырос дом. Клаузеверц в шоке. Он отправляется в поликлинику. За бутылку коньяка доктор делает ему рентгеновский снимок, выносит свой вердикт: романский стиль, в районе мезонина микротрещины, но это ерунда, я выпишу вам мазь. Клаузеверц просит: вырежьте его, пожалуйста. Мы вам грыжу можем только вырезать, а у вас ее нет. Здесь в столицу надо, да и то: операции такого рода редко бывают совместимыми с жизнедеятельность пациента.
В конторе дом на голове Клаузеверца становится причиной неудобства для коллег: ушибы, порванная одежда. Сам Клаузеверц тонет в груде заваливающих его бумаг. Подходит секретарша начальника: распишитесь за выговор. И еще: Иоганн Андреевич требует, чтобы вы сейчас же избавились от этого бардака на голове. К моему сожалению, я никак не способен удовлетворить подобное требование, ибо этот бардак отныне является частью моей анатомии.
К сидящему во дворе Клаузеверцу подходит бритоголовый мужчина в кожаной куртке, показывает удостоверение и говорит: гражданин, предъявите разрешение на эксплуатацию недвижимости и право собственности.
В отделении милиции от Клаузеверца требуют написать объяснительную. В кабинет входит его начальник – Гронто, делает знак милиционеру, чтобы тот вышел, потом вынуждает Клаузеверца подписать договор аренды. И кстати: ваша квартира сгорела, говорят, из-за оставленного кипятильника.
Клаузеверц спит на полу в своей обгоревшей квартире. Он просыпается от того, что бритоголовый подручный Гронто спиливает дерево радом с домом на его голове. Клаузеверц кричит: милиция! Входит Гронто: ну какая милиция? Все по контракту. Бритоголовый привинчивает к дому вывеску «Отель». Гронто заявляет: арендованная недвижимость должна быть сегодня в полночь на пустыре.
Клаузеверц является туда в назначенное время. Его закапывают в землю, вручив для дыхания подводную маску с трубкой. Вскоре Клаузеверц чувствует, что оставшийся на поверхности дом горит. Ему удается выбраться из-под земли и потушить пожар, макнув голову в ведро с водой. Клаузеверц обнаруживает сидящую на земле крошечную проститутку. Она плачет. Прости меня, Гронто сказал, что сожрет меня, если не выманю. Я и так, и сяк под дверью. За спички взялась, чтобы только припугнуть. А он заперся, еще и матерится. Клаузеверц: успокойтесь, пожалуйста. Кто заперся? Проститутка: ты что, издеваешься? Заперся и сидишь там, сука. Подходит Гронто, хватает проститутку и пожирает ее, обзывает Клаузеверца червяком: здесь все мое – и дом и твоя башка. Клаузеверц в страхе убегает. Гронто хохочет ему вслед.
У себя в квартире Клаузеверц пытается спилить дом, падает без чувств на пол. Из дома вываливаются два крошечных человека – Клаузеверц и Гронто. Они сцепились в схватке. Дверь в квартиру выбивает бритоголовый. Вместе с милиционером они хватают Клаузеверца. Гронто жестоко избивает его. Мини-Гронто целится из пистолета в мини-Клаузеверца: давно тебя надо было удавить. Клаузеверц бьет Гронто ногой по лицу, истекая кровью, ползет на помощь своей уменьшенной копии. Бритоголовый достает пистолет. Клаузеверц успевает прихлопнуть ладонью мини-Гронто.
Клаузеверц сидит на нарах в тюремной камере. Его сокамерники режутся в карты. Клаузеверц мысленно переносится внутрь дома, выходит на балкон, любуется закатом над морем.
Update/Delete
Темный экран. Ведущая радиостанции заканчивает читать прогноз погоды, потом произносит рекламный текст.
Кадры с видеорегистратора. Заправка. Водитель выходит из павильона, садится за руль, машина трогается, движется по дороге. Автомобиль проезжает мимо указателя «Ростокино». На разметке «зебра» машина чуть не сбивает идущего через дорогу пешехода. Водитель чертыхается.
Мост через Москва-реку. Один приятель снимает другого. У парня в кадре в руках плакат с надписью «Полина, вернись!». Он просит оператора начать съемку с металлического дерева, на которое молодожены вешают замочки со своими именами. Потом парень просит свою жену вернуться к нему.
Московский двор. Трясущийся видоискатель камеры скользит по окнам дома. В кадр попадают мальчишки, которые пинают возле подъезда мяч. Из окна за ними наблюдает мужчина. Голос владельца камеры: привет! Мужчина отворачивается и уходит в комнату. Пока!
Тот же двор. Один из мальчишек снимает своих приятелей на мобильник, комментирует происходящее, имитируя акцент. Пенальти бьет Леонель Месси, он же – Илья Слабженников! На воротах стоит Джанлуиджи Буффон, он же – Петя Бешенка. Мальчишка бьет по мячу, раздается звон разбитого стекла. Побежали!
Возле стадиона «Динамо» Леонид Слуцкий дает комментарии. Оператор предлагает снять проходящую мимо симпатичную девушку, но та отказывается принимать участие в опросе. Зато соглашается другая девушка, она представляется Полиной и дает исчерпывающий и развернутый ответ о ситуации в ФНЛ и перспективах футбольного клуба «Динамо» в этом сезоне. Слуцкий: мне нечего к этому добавить. Полина: а можно я добавлю? Да. Юра, иди в *опу!
Пенсионерка стоит возле здания Большого театра. Ее снимает подруга, с которой они собираются сейчас пойти на спектакль. Пенсионерка благодарит своего сыночка, который устроил ей такой праздник.
Молодой человек с бутылкой пива стоит на крыше. Его снимает приятель, который говорит по-французски и рассказывает расистские анекдоты. Парень хохочет, потом обращается к кому-то за кадром: мы не хулиганим, просто у меня друг из Франции приехал, мы сейчас пиво допьем и уйдем. Мимо парня проходит мужчина, хлопает его по плечу, а потом бросается с крыши.
На фоне ковра на стене сидит мужчина. Он выдерживает долгую паузу, потом улыбается и говорит: я думаю, это важно сказать… Раздается грохот, камера падает на бок.
Вид из окна многоэтажки. На улице льет дождь.
Акватлон
Мама приводит сына-подростка в бассейн, она обращается к администратору: мы на пробное занятие в группу «Решето», Справки давайте. Вот. А фотографии? Как я буду договор без фотографии оформлять? Мать: давайте он на пробное занятие сходит, а фотографии я потом принесу. Администратор удивляется: это он? Ну да. Ему четырнадцать лет? Только что исполнилось, просто он большой. Ладно, первичку заполняйте. Выходит тренер. Мать: мы с вами вчера по телефону говорили, это Даниил. Тренер обращается к парню: ну ты здоровый. Наверно, плаваешь быстро? Мать: да, он плавает. Тренер протягивает Даниилу руку: разговаривать умеешь? Да. А без мамы? Тоже. Фамилия как? Лекомцев. Давай, Лекомцев, иди в душ.
В раздевалке тренер объявляет своим подопечным: вот этот новенький прыщавый переросток – Даниил Лекомцев, будем звать его Бабушка. Даниил не может справиться с кодовым замком на шкафчике. Ему объясняет, как им пользоваться парнишка, который чуть ли не в два раза ниже него. Это Петя по кличке Шапка. В душевой мальчишки валят Шапку на пол, поливают его из пузырьков гелем для душа. Тренер торопит: бегом все на построение!
Во время тренировки наставник объясняет Бабушке суть акватлона. Это подводное боевое искусство. Надо достать шапку спрятанную за спиной противника в его плавках. Или как можно дольше продержаться под водой. Понял? Да. Тренер командует: всё, в воду, жабы! На первом занятии новенькому дают в качестве спарринг-партнера Шапку. Тренер орет и оскорбляет обоих.
Мать уговаривает Даниила: ну ты же не цветочек нежный. Ты – мужчина, и он – мужчина. Пускай кричит, а ты не обращай внимания и тупо делай свое дело. Давай попробуем, походим на эти тренировки. Даниил соглашается.
Тренер дает задание: плывем по двадцать бассейнов кролем, брассом и баттерфляем. И никаких отговорок! Надеюсь, что после этой тренировки вы будете ползти по-пластунски. Белый, ты задаешь темп. Вперед, работаем! Парни начинают наматывать вплавь круги. Что случилось, Шапка? Ударился, бедняжка? Ты смотри, еще раз ударишься, и тогда все остальные становятся бедняжками – плавают двадцать бассейнов с руками за спиной. А ты потом перед ними отвечаешь. Усек? Тогда поплыл! А ты, Бабушка, за ним, контролируешь и подгоняешь.
Белый угрожает Шапке: получишь у меня после душевой. Вся команда плавает по кругу с руками за спиной.
В пустой раздевалке Бабушка не может открыть один запертый шкафчик. Заходит охранник, вскрывает замок специальным ключом. В шкафчике скорчившись сидит Шапка.
На следующей тренировке Бабушка игнорирует команды тренера. Тот швыряет в него тапочками, потом пытается достать сачком. Бабушка дергает за сачок, тренер падает в воду. Бабушка уходит в душевую. Туда же заявляется тренер, он орет на парня, бьет его своей мокрой футболкой. Бабушка толкает тренера, тот падает навзничь, под его головой растекается лужа крови. Бабушка уходит в раздевалку. Лежащего в луже крови тренера обнаруживает Шапка. Он бьет его по щекам, тормошит – никакой реакции. Шапка встает тренеру на грудь, начинает повторять те грубые вопли, которые обычно слышал от него на тренировках. Тренер начинает кашлять. Шапка сходит с его груди, потом садится ему на живот и наблюдает за тем, как тренер приходит в себя.
Африка
Москва, вечер, мокрый снег. Ника с рюкзаком за спиной идет по улице. Она срывает с рюкзака багажную бирку, выбрасывает ее, заходит в подворотню, открывает дверь в подъезд.
Диана в обнаженном виде лепит из глины. Раздается звонок в дверь. Диана обматывает бедра простыней и идет открывать. На пороге стоит Ника: привет, мама.
Диана и Ника на кухне. Мать не может найти свою косметичку. Дочь говорит: в холодильнике посмотри. Точно, угадала. Я знала, помнила. Диана наносит макияж: ты есть хочешь? Она ставит перед дочерью блюдце с куском колбасы. Ника: я не ем мяса, стала вегетарианкой. Да? Тогда, может, чай или кофе? Чай. Диана насыпает растворимый кофе в две чашки, заливает его кипятком. Она спрашивает дочь: какие планы? Я приехала визу делать в Африку, в Конго. И как там в Африке? Нормально. Ника хочет пойти спать в свою комнату. Диана говорит, что устроила там мастерскую: она же все равно пустая стояла. Макс завтра разберет диван. Поспишь сегодня на кухне? А кто такой Макс? Мой мужчина. Ника вздыхает: очередной. Диана показывает Нике кукольный домик, который она смастерила, начинает рассказывать о пластилиновой кукле, которую поселила внутри. Ника пытается обнять мать. Та отстраняется: что ты как маленькая? Ладно, я тебе завтра все покажу.
Ника просыпается утром, идет в ванную. Там ее мать и Макс (он намного моложе Дианы) затеяли сексуальные игры. Ника уходит на кухню. Она выбрасывает мусор и объедки, перемывает гору грязной посуды. Когда приходят Диана и Макс, Ника стоит у плиты и жарит сырники. Макс: о, еда в этом доме! Диана, ты завела домработницу? Дурак, это моя дочь. Ника: а я не против побыть домработницей, мне нравится ухаживать за людьми. Макс: значит, ты фея? Нет, я волонтер, в Африке. Мам, завтракать будешь? Я в магазин сходила… Диана злится: это лишнее, у нас в доме есть мужчина, это его обязанность. Мы с Максом расписались неделю назад, теперь он мой муж и защитник. А от кого тебя надо защищать?
Во время завтрака Диана не притрагивается к еде, а зависает в своем смартфоне. Ника рассказывает о нравах тарантулов. Самки этих пауков нередко убивают самцов после спаривания. Согласно поверьям, человек, укушенный тарантулом, поражается недугом под названием тарантизм. Симптомы: усталость, подавленность, депрессия, нежелание жить и даже двигаться. Считается, чтобы избавиться от этого недуга, нужно заставить человека танцевать до полного изнеможения. Диана прерывает дочь: все это невыносимо, и я уже опаздываю. Она встает из-за стола. Макс: а можно я сырники доем? Ника: нет, завтрак окончен!
Диана догоняет дочь на улице. Я хочу сделать тебе подарок. У нас с Максом будет вечеринка по поводу свадьбы. Если хочешь, можешь остаться. А ты этого хочешь?
Диана приводит Нику к знакомому модельеру Кириллу: нам надо платье выбрать, поможешь? Для тебя – все, что угодно. Ника отказывается от помощи, хочет подобрать наряд сама. Матери выбор дочери не устраивает, она предлагает другой вариант. Ника упрямится. Почему ты такая капризная? Так ты никогда замуж не выйдешь. А я и не хочу! Все хотят замуж, только не у всех получается. Ты когда последний раз трахалась? Мама, перестань! Диана зовет Кирилла: мы выбрали платье.
Вечером дома Ника слышит, как из спальни раздаются сладострастные стоны матери. Ника достает из игрушечного домика пластилиновую куклу, сминает ее и выбрасывает на пол.
Ника идет по улице с пакетом продуктов. У нее звонит телефон. Ника отвечает по-английски: да, это я, о'кей, спасибо.
Ника роется в своем рюкзаке, в комнату входит Макс: ты это ищешь? У молодого человека в руках Никин загранпаспорт. Отдай! Не отдам. Ни одной визы, ни в одну страну. Странно для девушки, три года живущей в Африке. Я – не Диана, я все вижу. Руки натруженные – работала официанткой, мыла полы, посуду. А тебе какая разница? Макс целует сжатую в кулак руку Ники: а ты симпатичная. Симпатичней, чем Диана? Не сравнивай себя ни с кем, ты уникальна. Разденься. Дурак, что ли? Сама ты дурочка – кофту сними.
Макс и Ника стоят за мольбертом и вместе руками мажут краской лист бумаги. Это проще, чем ты думала. Они смеются, дурачатся. Макс целует Нику в губы. Та его отталкивает. Паспорт отдай! А ты уверена, что он тебе нужен? В Африке будет все то же самое. Дурак, она – моя мать.
Диана возвращается домой. На лестнице сидит Ника. Диана проходит мимо дочери. Дома в мастерской курит мрачный Макс.
Ночью Диана встает с постели, заходит в мастерскую, где на диване спит Ника. Диана достает большой канцелярский нож.
Утром Ника просыпается, идет в спальню матери, говорит ей: он тебя не любит. Диана делает вид, что не слышит дочь. Ника: я никогда не была в Африке, я была в Мурманске, Тюмени и Екатеринбурге, работала официанткой. Диана: я не хочу этого знать. Ника: просто поговори со мной. Диана говорит, что ей нужно в мастерскую, уходит. Раздаются крики: она все сломала! Диана прибегает с обломками домика: Макс, посмотри, она все испортила. Как мне жить после этого? Диана рыдает, кричит дочери: пожалуйста, уезжай ты в свою Африку! Там есть деньги в шкафу, возьми. Ника: ты все врешь, ты ненавидишь меня, я мешаю тебе жить твою жизнь мумии, с этими баночками, куколками, молоденькими мальчиками. Диана дает дочери пощечину. Макс обнимает Диану, пытается ее успокоить: пойдем, она больная какая-то. Ника собирает вещи и уходит из дома.
Ника стоит на мосту, вырывает листы из загранпаспорта и выбрасывает их вниз.
Вечеринка в клубе. Диана принимает поздравления. Макс стоит рядом с ди-джеем за пультом. Приходит Ника. На ней надето выбранное матерью платье. Ника заказывает в баре водку, потом идет танцевать. За ней наблюдает Макс. Ника ловит его взгляд. Она идет в туалет, туда же отправляется Макс. Они занимаются сексом. Входит Диана: штаны надень. Макс уходит. Диана молча застегивает молнию на платье дочери.
На рассвете Диана и Ника стоят на крыше дома и смотрят на проходящие мимо поезда. Дочь кладет голову на плечо матери.
Отзывы