Дебютировавшая проектом "Заклинание" в полнометражной режиссуре актриса из Новой Зеландии Миранда Харкорт ("Хоббит: Битва пяти воинств") представила экранизацию фантастического романа "Переключение", написанного для подростков известной писательницей Маргарет Маи и увидевшего свет еще в 1984 году. Высоко оцененная книга Маи, которая получила несколько важных литературных премий, оказывалась практически до недавних пор за пределами экранных адаптаций, несмотря на то, что увлекательные и по-своему поучительные события книги практически созданы для воплощения в кино. Девочка-подросток Лора Чант (дебют Эраны Джеймс) ищет пути для спасения своего младшего брата Джейко (Бенджи Парчес), когда он оказывается во власти злобного и низменного создания в человеческом облике с многовековой историей. При этом постановка Харкорт выходит за рамки традиционной драмы о трудностях взросления и приобретает в лучших сценах элементы артхаусного хоррора, пугающего и далеко неоднозначно показывающего хорошо всем известные типажи из саги "Сумерки". Постановщице удается сохранять интригу на протяжении всей ленты и показывать тревожные оживающие страхи, которые настигают отдельно взятую новозеландскую семью после разрушительного землетрясения. Представления о волшебстве и колдовстве в работе Харкорт по сравнению с "Сумерками" оказываются довольно-таки умеренными и в них не делаются акценты на пробивающейся наружу сексуальности. Фильм концентрируется на взрослении и чувственности Лоры, которая должна при помощи своего нового знакомого Соренсена Карлайла (Николас Голицын, сериал "Покои", "Нервы на пределе") и его семьи найти пути для спасения брата и подавления угрозы, грозящей множеству детей его возраста. Концепт о наделенном особыми способностями чувствовать подростке, воспитывающегося в семье с одним родителем, в этом случае традиционно привлекает внимание и срабатывает в полную силу. Миранда Харкорт и автор сценария Стюарт МакКензи стараются представить внутреннюю динамику ленты благодаря множеству диалогов, в которые вступает главная героиня, когда пытается понять, что с ней происходит на самом деле. Именно эти разговоры, а также закадровое озвучивание от имени Лоры, и становятся носителями прописных истин, которые в большей степени будут интересны именно юным зрителям фильма. Поэтому "Заклинание" очень бережно старается сохранить вневременные послания его автора Маи и стремится поговорить на языке фэнтези при помощи личной истории Лоры о равновесии между особой мистической средой и перегруженной эмоциями реальностью.
Идея "Заклинания" возникла у Миранды Харкорт после разрушительного землетрясения 2011 года в новозеландском городе Крайстчерче, которое унесло почти две сотни человеческих жизни. Сделав этот город основной локацией для проведения съемок постановщица искренне старалась передать ту атмосферу опустошения, которая на долгое время накрыла всех горожан и особенно сильно повлияла на молодое поколение. Не случайно природный катаклизм и самоубийство отца Лоры становятся тем неблагоприятным фоном, на котором разворачиваются события первого акта картины. Мать-одиночка Кейт (Мелани Лински, сериал "Касл-Рок", "В этом мире я больше не чувствую себя как дома") находится постоянно на пределе и с огромным трудом справляется со своими семейными обязанностями после смерти мужа. Ее старший ребенок, 16-летняя Лора, чувствует, что может вступать в контакт с потусторонними силами, видеть и слышать таинственные предостережения, но не понимает, как ей с этим можно разобраться и найти хотя бы какое-то рациональное применение в жизни своей семьи. Героиня Эраны Джеймс воплощает в себе потерянность и уязвимость после потери отца, она не может принять эту смерть и остается еще, по сути дела, большим ребенком, который просто не понимает и не знает, как можно сделать окончательный шаг к взрослой жизни и ответственности. Иногда Лоре кажется, что она вступает в телепатическую связь с ее новым одноклассником Соренсеном, который явно происходит из более богатой и обеспеченной семьи и может позволить себе разъезжать по городу на мотороллере. Сюжет проекта Харкорт начинает интенсивно развиваться после того, как Лора и ее брат знакомятся с Кармоди Браком (великолепный Тимоти Сполл, "Коррупционер", "Вечеринка"), скромным одиноким мужчиной в возрасте, который живет в большом грузовом контейнере и коллекционирует преимущественно детские игрушки самых разных лет и эпох. Характер Сполла отличает та приветливая странность чудака, искренне увлеченного своим хобби и готового поделиться своими интересами с теми, кто вызывает у него доверие. Актерская филигранность, с которой воплощается на экране Кармоди, способна по-настоящему вывести зрителей из равновесия, очень трудно понять, настолько ли опасен этот тип для Лоры и Джейко, насколько эту опасность может почувствовать и распознать душа центрального персонажа, которая является еще открытой раной и с подозрением относится к тем, кто с любезностью навязчивого эксцентрика предлагает ознакомиться с его винтажными сокровищами. Сомнения подтверждаются очень быстро, и персонаж Тимоти Сполла очень быстро оказывается тем тысячелетним негодяем, который продлевает свою жизнь при помощи детских душ и управляет ими, как послушными марионетками. Кармоди оказывается лярвой, при помощи обмана и простой манипуляции он ставит на руку Джейко особую несмываемую печать. В жизни ребенка появляется страшная опасность, которую сможет разрешить только его сестра, если согласится стать ведьмой и вступиться за потерянного при помощи обмана и колдовства.
Миранда Харкорт прочно устанавливает "Заклинание" на хорошо выверенную жанровую основу с хорошо очерченным центральным персонажем в лице Лоры, с ее понятной мотивацией, которая показывает, что юной девушке необходимо перейти определенную границу во имя спасения младшего брата и принять силу колдовства. Антагонист в лице Сполла начинает семейное преследование и стремится приникнуть в мозг характера Эраны Джеймс, он с завидной жуткостью появляется на пороге дома Чантов, подглядывает, постоянно просится войти внутрь и отравляет существование детей своей странной навязчивостью. Очень важно, что в постановке Харкорт носителем зла становится мужчина, имеющий более темные, чем физическое насилие или педофилия, намерения. Талант Тимоти Сполла таков, что ему удается ментальный упырь в облике человека, паразитное существо, которое прикрывается людской оболочкой, чтобы постоянно подпитываться невинной детской энергией и вкачивать ее в себя для предотвращения старения физического тела. Кармоди настолько оказывается мерзок визуально, что хочется закрыть глаза и не видеть это мерзкую кривляющуюся физиономию с кривыми зубами, а при личной встрече сразу же перейти подальше от всего плохого на противоположную сторону улицы. Чтобы этот местечковый дьявол получил по заслугам, героиня Джеймс должна стремиться к условной автономности в поступках. Когда Лори знакомится с Мириам (Люси Лоулесс, сериал "Эш против Зловещих мертвецов"), матерью Соренсена, и его бабушкой (Кейт Харкорт), то она получает способность справиться с тем парализующим страхом, который она испытывает перед Кармоди. Очевидная феминстская составляющая в этом случае работает на расширение девичьих возможностей именно при помощи двух женщин-ведьм, проживающих в обычном частном доме, в одном городе с Лорой. С одной стороны, такая повышенная концентрация сверхъестественного в городе с населением немного не дотягивающим до 400 тысяч жителей настораживает, с другой - дает главной героине двигать сюжет в совершенно невероятном направлении. Поскольку само название "Переключение" Маргарет Маи не слишком тонко намекает на ключевые смыслы, которые также воплощены и в адаптации для экрана, то лента движется по пути справедливого возмездия, когда то, что долгие годы бездействовало внутри Лоры становится инструментом наказания для беззастенчивого пожирателя детских душ и делает ее больше защитницей многих ребятишек, чем обычной сторонницей вендетты.
При очень большом количестве плюсов, которыми обладает "Заклинание" Миранды Харкорт, ленте не удается избежать того, что можно назвать комплексом "Сумерек" и более раннего "Колдовства" Эндрю Флеминга. Постановщице при очень скромном бюджете удалось снять тинейджерскую ленту для молодых девушек, но сделать это настолько поздно, что то, что было когда-то новым, загадочным и волнующим в настоящее время кажется уже до определенной степени устаревшим в плане именно сценарного материала. Добавление артхаусных элементов и стремление показать столкновение сверхъестественных сил, четко разделенных по гендерному принципу, следует общему тренду и показывает, что женщины в случае объединения могут стать страшной и коварной силой даже для такого чудовища, как герой Тимоти Сполла. Когда в третьем акте проекта большая часть действия перемещается из унылой реальности, то это добавляет драйва ленте, не оставляя при этом места логическому объяснению происходящих событий и заставляя больше чувствовать, чем понимать происходящее увлекательное на экране. Такой метод выхода к кульминации неплохо работает и позволяет еще раз обобщить и закрепить увиденное при помощи почти пространного закадрового комментария героини Джеймс перед титрами. Миранда Харкорт вместе со Стюартом МакКензи и сами стараются удержаться на значительном расстоянии от "Сумерек" благодаря отсутствию усыпляющей меланхолии, которое в большинстве случаев решено при помощи съемок ручной камерой Эндрю Страуда, передающего с тонкостью импрессиониста все скитания юной души Лоры. Поэтому "Заклинание" остается достоверным и убедительным даже в том случае, когда сюжет набирает излишние обороты банальности или запутанности, экскурсия в мир натуральной магии остается захватывающей, несмотря на все запутанные мифы и шероховатости адаптации оригинального романа. Авторское желание показать все, как можно лучше, достигает цели и создает магическое и психологическое погружение через абстрактные образы и искренние чувства всех без исключения персонажей.
6
,1
2017, Триллеры
88 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютировавшая проектом "Заклинание" в полнометражной режиссуре актриса из Новой Зеландии Миранда Харкорт ("Хоббит: Битва пяти воинств") представила экранизацию фантастического романа "Переключение", написанного для подростков известной писательницей Маргарет Маи и увидевшего свет еще в 1984 году. Высоко оцененная книга Маи, которая получила несколько важных литературных премий, оказывалась практически до недавних пор за пределами экранных адаптаций, несмотря на то, что увлекательные и по-своему поучительные события книги практически созданы для воплощения в кино. Девочка-подросток Лора Чант (дебют Эраны Джеймс) ищет пути для спасения своего младшего брата Джейко (Бенджи Парчес), когда он оказывается во власти злобного и низменного создания в человеческом облике с многовековой историей. При этом постановка Харкорт выходит за рамки традиционной драмы о трудностях взросления и приобретает в лучших сценах элементы артхаусного хоррора, пугающего и далеко неоднозначно показывающего хорошо всем известные типажи из саги "Сумерки". Постановщице удается сохранять интригу на протяжении всей ленты и показывать тревожные оживающие страхи, которые настигают отдельно взятую новозеландскую семью после разрушительного землетрясения. Представления о волшебстве и колдовстве в работе Харкорт по сравнению с "Сумерками" оказываются довольно-таки умеренными и в них не делаются акценты на пробивающейся наружу сексуальности. Фильм концентрируется на взрослении и чувственности Лоры, которая должна при помощи своего нового знакомого Соренсена Карлайла (Николас Голицын, сериал "Покои", "Нервы на пределе") и его семьи найти пути для спасения брата и подавления угрозы, грозящей множеству детей его возраста. Концепт о наделенном особыми способностями чувствовать подростке, воспитывающегося в семье с одним родителем, в этом случае традиционно привлекает внимание и срабатывает в полную силу. Миранда Харкорт и автор сценария Стюарт МакКензи стараются представить внутреннюю динамику ленты благодаря множеству диалогов, в которые вступает главная героиня, когда пытается понять, что с ней происходит на самом деле. Именно эти разговоры, а также закадровое озвучивание от имени Лоры, и становятся носителями прописных истин, которые в большей степени будут интересны именно юным зрителям фильма. Поэтому "Заклинание" очень бережно старается сохранить вневременные послания его автора Маи и стремится поговорить на языке фэнтези при помощи личной истории Лоры о равновесии между особой мистической средой и перегруженной эмоциями реальностью. Идея "Заклинания" возникла у Миранды Харкорт после разрушительного землетрясения 2011 года в новозеландском городе Крайстчерче, которое унесло почти две сотни человеческих жизни. Сделав этот город основной локацией для проведения съемок постановщица искренне старалась передать ту атмосферу опустошения, которая на долгое время накрыла всех горожан и особенно сильно повлияла на молодое поколение. Не случайно природный катаклизм и самоубийство отца Лоры становятся тем неблагоприятным фоном, на котором разворачиваются события первого акта картины. Мать-одиночка Кейт (Мелани Лински, сериал "Касл-Рок", "В этом мире я больше не чувствую себя как дома") находится постоянно на пределе и с огромным трудом справляется со своими семейными обязанностями после смерти мужа. Ее старший ребенок, 16-летняя Лора, чувствует, что может вступать в контакт с потусторонними силами, видеть и слышать таинственные предостережения, но не понимает, как ей с этим можно разобраться и найти хотя бы какое-то рациональное применение в жизни своей семьи. Героиня Эраны Джеймс воплощает в себе потерянность и уязвимость после потери отца, она не может принять эту смерть и остается еще, по сути дела, большим ребенком, который просто не понимает и не знает, как можно сделать окончательный шаг к взрослой жизни и ответственности. Иногда Лоре кажется, что она вступает в телепатическую связь с ее новым одноклассником Соренсеном, который явно происходит из более богатой и обеспеченной семьи и может позволить себе разъезжать по городу на мотороллере. Сюжет проекта Харкорт начинает интенсивно развиваться после того, как Лора и ее брат знакомятся с Кармоди Браком (великолепный Тимоти Сполл, "Коррупционер", "Вечеринка"), скромным одиноким мужчиной в возрасте, который живет в большом грузовом контейнере и коллекционирует преимущественно детские игрушки самых разных лет и эпох. Характер Сполла отличает та приветливая странность чудака, искренне увлеченного своим хобби и готового поделиться своими интересами с теми, кто вызывает у него доверие. Актерская филигранность, с которой воплощается на экране Кармоди, способна по-настоящему вывести зрителей из равновесия, очень трудно понять, настолько ли опасен этот тип для Лоры и Джейко, насколько эту опасность может почувствовать и распознать душа центрального персонажа, которая является еще открытой раной и с подозрением относится к тем, кто с любезностью навязчивого эксцентрика предлагает ознакомиться с его винтажными сокровищами. Сомнения подтверждаются очень быстро, и персонаж Тимоти Сполла очень быстро оказывается тем тысячелетним негодяем, который продлевает свою жизнь при помощи детских душ и управляет ими, как послушными марионетками. Кармоди оказывается лярвой, при помощи обмана и простой манипуляции он ставит на руку Джейко особую несмываемую печать. В жизни ребенка появляется страшная опасность, которую сможет разрешить только его сестра, если согласится стать ведьмой и вступиться за потерянного при помощи обмана и колдовства. Миранда Харкорт прочно устанавливает "Заклинание" на хорошо выверенную жанровую основу с хорошо очерченным центральным персонажем в лице Лоры, с ее понятной мотивацией, которая показывает, что юной девушке необходимо перейти определенную границу во имя спасения младшего брата и принять силу колдовства. Антагонист в лице Сполла начинает семейное преследование и стремится приникнуть в мозг характера Эраны Джеймс, он с завидной жуткостью появляется на пороге дома Чантов, подглядывает, постоянно просится войти внутрь и отравляет существование детей своей странной навязчивостью. Очень важно, что в постановке Харкорт носителем зла становится мужчина, имеющий более темные, чем физическое насилие или педофилия, намерения. Талант Тимоти Сполла таков, что ему удается ментальный упырь в облике человека, паразитное существо, которое прикрывается людской оболочкой, чтобы постоянно подпитываться невинной детской энергией и вкачивать ее в себя для предотвращения старения физического тела. Кармоди настолько оказывается мерзок визуально, что хочется закрыть глаза и не видеть это мерзкую кривляющуюся физиономию с кривыми зубами, а при личной встрече сразу же перейти подальше от всего плохого на противоположную сторону улицы. Чтобы этот местечковый дьявол получил по заслугам, героиня Джеймс должна стремиться к условной автономности в поступках. Когда Лори знакомится с Мириам (Люси Лоулесс, сериал "Эш против Зловещих мертвецов"), матерью Соренсена, и его бабушкой (Кейт Харкорт), то она получает способность справиться с тем парализующим страхом, который она испытывает перед Кармоди. Очевидная феминстская составляющая в этом случае работает на расширение девичьих возможностей именно при помощи двух женщин-ведьм, проживающих в обычном частном доме, в одном городе с Лорой. С одной стороны, такая повышенная концентрация сверхъестественного в городе с населением немного не дотягивающим до 400 тысяч жителей настораживает, с другой - дает главной героине двигать сюжет в совершенно невероятном направлении. Поскольку само название "Переключение" Маргарет Маи не слишком тонко намекает на ключевые смыслы, которые также воплощены и в адаптации для экрана, то лента движется по пути справедливого возмездия, когда то, что долгие годы бездействовало внутри Лоры становится инструментом наказания для беззастенчивого пожирателя детских душ и делает ее больше защитницей многих ребятишек, чем обычной сторонницей вендетты. При очень большом количестве плюсов, которыми обладает "Заклинание" Миранды Харкорт, ленте не удается избежать того, что можно назвать комплексом "Сумерек" и более раннего "Колдовства" Эндрю Флеминга. Постановщице при очень скромном бюджете удалось снять тинейджерскую ленту для молодых девушек, но сделать это настолько поздно, что то, что было когда-то новым, загадочным и волнующим в настоящее время кажется уже до определенной степени устаревшим в плане именно сценарного материала. Добавление артхаусных элементов и стремление показать столкновение сверхъестественных сил, четко разделенных по гендерному принципу, следует общему тренду и показывает, что женщины в случае объединения могут стать страшной и коварной силой даже для такого чудовища, как герой Тимоти Сполла. Когда в третьем акте проекта большая часть действия перемещается из унылой реальности, то это добавляет драйва ленте, не оставляя при этом места логическому объяснению происходящих событий и заставляя больше чувствовать, чем понимать происходящее увлекательное на экране. Такой метод выхода к кульминации неплохо работает и позволяет еще раз обобщить и закрепить увиденное при помощи почти пространного закадрового комментария героини Джеймс перед титрами. Миранда Харкорт вместе со Стюартом МакКензи и сами стараются удержаться на значительном расстоянии от "Сумерек" благодаря отсутствию усыпляющей меланхолии, которое в большинстве случаев решено при помощи съемок ручной камерой Эндрю Страуда, передающего с тонкостью импрессиониста все скитания юной души Лоры. Поэтому "Заклинание" остается достоверным и убедительным даже в том случае, когда сюжет набирает излишние обороты банальности или запутанности, экскурсия в мир натуральной магии остается захватывающей, несмотря на все запутанные мифы и шероховатости адаптации оригинального романа. Авторское желание показать все, как можно лучше, достигает цели и создает магическое и психологическое погружение через абстрактные образы и искренние чувства всех без исключения персонажей.