Американский документальный фильм о пятерых выдающихся советских хоккеистах, эмигрировавших в США на рубеже 1980–1990-х. Они стали выступать за клуб «Детройт Ред Уингс», навсегда изменив лицо НХЛ. Реальная история на грани спортивной драмы и шпионского триллера «Русская пятерка» посвящена слиянию двух школ большого хоккея. Главные герои событий делятся личными воспоминаниями о том, как они разрывали клюшками и шайбами железный занавес.
История началась с того, что хоккейный клуб «Детройт Ред Уингс» попал в число аутсайдеров, получив неофициальное название «Мертвые крылья». В клубе сменилось руководство, которое сразу принялось за поиск новых звезд. Преодолевая стереотипы времен холодной войны, генеральный менеджер обратил внимание на молодых советских игроков. Сергей Федоров, Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов и Владимир Константинов откликнулись на предложение из-за океана и рискнули перебраться в Детройт, где стали настоящими героями.
Любителям хоккея и не только предлагаем посмотреть спортивный документальный фильм «Русская пятерка» в нашем онлайн-кинотеатре.
Страны | США |
---|---|
Жанр | Документальные, Спорт, Зарубежные |
Премьера в мире | 11 апреля 2018 |
Время | 1 ч. 34 мин. |
Режиссёры | Джошуа Риль |
---|---|
Продюсеры | Джон Олдрич, Стив Баннатин |
Актёры | Владимир Константинов, Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Сергей Федоров, Вячеслав Козлов, Джефф Дэниелс, Уэйн Гретцки, Джим Девеллано |
Сценаристы | Джошуа Риль, Кит Гэйв |
Операторы | Э.Дж. Энрикез |
Композиторы | Вейн Крамер |
Вспоминает Джим Девелллано, генеральный менеджер «Детройт Ред Уингз». В Америке с детства нас учили тому, что русские – плохие парни, они против нас. Но все, что меня действительно заботило – как мне достать игроков мирового класса для своей команды. И я знал, что в России есть хорошие игроки. Проблема была в том, что их нельзя было привезти в НХЛ.
Портленд, 1990 год. Игры доброй воли. Рассказывает Джим Лайтс, исполнительный вице-президент «Ред Уингз»». Мы заказали машину, чтобы нас забрали от самолета. Мы проверили отель, в котором жила российская команда. У Сергея была игра в тот вечер, мы позвали его к телефону и говорим ему: поехали. А он говорит: нет, это моя последняя игра, я хочу сыграть. Ладно, подсунь ключ от своего номера под нашу дверь, мы поднимемся и заберем твои вещи. Когда игра закончится, я буду в фойе, ты выйдешь и пойдешь со мной. Мы сядем в машину, потом на самолет и сразу же вернемся в Детройт.
Ник Поландо, скаут «Ред Уингз». Водитель лимузина спрашивает, не мафия ли мы и не собираемся ли кого-то убить. Я говорю: нет, мы ждем одного хоккеиста.
Джим Лайтс. Это крутой игрок, он собирается покинуть русскую команду и играть за нас. Я накину тебе сто баксов, просто делай, что мы говорим, и сиди тихо. Игра заканчивается, я сижу в фойе, подъезжает автобус. Последним выходит Сергей Федоров. Он говорит: я готов ехать, Джим. Мы идем к лифтам, вдруг двери открываются и оттуда выходит знакомый Сергея. Я в жизни не был так напуган.
Сергей Федоров. Я понятия не имел, схватит ли он меня. Он был в два раза меня крупнее. Он спрашивает: ты куда? Я ему говорю: я еду в Детройт.
Джим Лайтс. Он идет за мной, мы садимся в машину, я спрашиваю: кто это был, и что ты ему сказал? А он говорит: это мой сосед по номеру, я сказал, что меня не похищают, я еду по своей воле. Это и было началом Русской пятерки.
Рассказывает актер Джефф Дэниелс, фанат «Ред Уингз». Вы не представляете, каково было в Детройте в 82-ом. Город бастовал, 70% учетная ставка, безработица. Это был кошмар.
Кит Гейв, журналист «Detroit Free Press». Я освещал игры на «Джо Луис Арене», и в так называемую Ночь дьявола несколько машин перевернули, они горели. Это то, что люди помнят о Детройте.
Джефф Дэниелс. В 40-х, когда Детройт еще был настоящим автоградом, мы штамповали машины налево и направо. Это время ушло. Теперь ты живешь в той части страны, которую все люди считают бесполезной. «Ред Уингз» всегда были спасением для всего Детройта.
Майк Редмонд, хоккеист. Хоккеисты часто получают шайбой или клюшкой в лицо. Как только их приводят в порядок, они снова выходят на лед. Люди Детройта, автомобильной столицы мира, обладают точно таким же образом мышления.
«Детройт» не становился чемпионом с 1955 года. Дела начали ухудшаться в 70-х, а настоящее падение пришлось на 80-е.
Майк Редмонд. Когда меня обменяли сюда в 71-ом, дела тут шли паршиво. «Ред Уингз» упали так низко, что не было видно вершин. И это удручало фанатов.
Том Уилсон, президент «Ред Уингз» с 1979 по 2010 годы. У фанатов не было поводов радоваться. Все называли их мертвой командой.
Кен Холланд, бывший канадский профессиональный хоккеист (вратарь), в настоящее время является генеральным менеджером команды НХЛ «Эдмонтон Ойлерз». В 1982 году Майк и Мариан Илич покупают «Детройт Ред Уингз». Они хотели, чтобы хоккей снова что-то значил. Первой задачей Илича было нанять лучшего генерального менеджера.
Джим Девеллано. Команда, которую я взял 82-м, находилась на дне реки Детройт. Но я надеялся, что к 90-му она сможет побороться за Кубок Стэнли. Я заканчивал свой десятый сезон в «Нью-Йорк Айлендерс», мы только что завоевали наш третий Кубок Стэнли подряд. И это действительно была команда, которая строилась через драфт. И я пообещал Иличам и городу, что мы построим «Ред Уингз» через драфт.
Первыми драфтом эры Девеллано-Илич был 1983. Выбором в первом раунде стал Стив Айзерман. Фанаты были заинтригованы.
Джим Девеллано. Я все еще нервничал. Я не думал, что можно набрать достаточно хороших игроков с одного драфта. Но я знал, что в Европе есть много хороших игроков, особенно в России. Хоккейный клуб ЦСКА был золотым стандартом в международном хоккее. Они выиграли все, что можно. Наши скауты просматривали русскую команду, и когда они вернулись, то пели дифирамбы нескольким молодым русским. Больше всего они хвалили Сергея Федорова. Проблема была в железном занавесе.
Джим Лайтс. Ни один русский игрок не сбежал бы, потому что их семьи тогда бы убили.
Джим Девеллано. Всем казалось, что если ты возьмешь русского или чеха, то ты просто потратишь выбор драфта в пустую. Но я чувствовал, что, если мы заполучим Федорова даже через десять лет, ему будет всего 28.
Драфт 1989. Выбирая игрока на драфте, ты получаешь на него права практически навсегда. Но все боялись тратить выбор драфта на русских игроков.
С приходом Горбачева Советский Союз начал меняться. Теперь русские стали отпускать взрослых игроков. Но это не гарантировало, что приедут более молодые игроки.
Джим Лайтс. У нас было чувство, что если мы не начнем как можно раньше забирать молодых русских игроков, то это сделают другие команды.
Джим Девеллано. Я задался вопросом: ну кого мы можем привезти сюда в четвертом раунде из Северной Америки? Поэтому мы выбрали Сергея Федорова. Я уверен, некоторые команды хихикали, мол, Девеллано в пустую потратил выбор драфта. Но я считал, что лучший 18-летний игрок России сможет приехать сюда и будет очень хорошим игроком.
Кен Холланд. Дойдя до одиннадцатого раунда, мы сделали то же самое с Владимиром Константиновым. Кажется, ему было 22-23 года.
Джим Лайтс. Состоявшийся игрок, капитан Советской Армии, жена, ребенок. Ни один коммунист плохого слова не скажет против русской системы. Последний человек, который сюда приедет – это Владимир Константинов.
Джим Девеллано. Я не считал, что риск был слишком большим. Поэтому я повернулся к нашему исполнительному вице-президенту и сказал: у нас теперь есть суперзвезда, и вы должны придумать, как ее заполучить.
Джим Лайтс. Нет таких учебников, где можно узнать, как заставить парня дезертировать. Но я знал одного человека, который владел русским и был связан с хоккеем в Детройте – это репортер из «Detroit Free Press» Кит Гейв.
Лайтс приглашает Кита Гейва на ланч и просит помочь связаться с двумя русскими игроками. Тот соглашается передать сообщение Федорову и Константинову взамен на разрешение потом написать об этом. Гейв с документами репортера летит в Хельсинки, где встречается с Сергеем и Владимиром. За их разговором следит агент КГБ. Гейв передает Сергею буклет, в который вложена записка. Тот прячет его за спину. Гейв показывает ему список драфта «Детройта» с его фамилией. Сергей (ему бы в покер играть) не выражает никаких эмоций. Затем Гейв показывает список Влади. Тот радуется, как маленький мальчик, который получил блестящий велик на Рождество. Миссия Гейва выполнена.
Джим Лайтс. Нам повезло, мы смогли связаться с ними, они узнали, что мы их задрафтовали.
«Чикаго Блэкхокс» – СССР, суперсерии. Три разные русские команды проводят матчи против команд НХЛ. ЦСКА играет в Чикаго. Через официального фотографа ЦСКА Лайтс связывается с Федоровым и договаривается о встрече.
Сергей Федоров. Я был скорее рад, чем испуган. С нами был парень из КГБ, я решил ему ничего не говорить, чтобы ни у кого не было проблем.
Джим Лайтс. Мы заказали ужин, проговорили четыре часа. Я прихватил стандартный контракт игрока НХЛ, деньги (10 тысяч долларов наличными), брошюру одной классной квартиры на набережной и фотографию новенького Корвета. Я хотел дать понять, насколько здесь он будет богат. Но Сергей сказал, что не хочет дезертировать из армии.
Еще в 1987 году Девеллано обращает внимание на юного русского хоккеиста Вячеслава Козлова. Он невероятно талантлив. В 1990 году Девеллано набирается наглости и говорит: мы берем его в третьем раунде.
Лайтс. Теперь мы вели охоту на троих русских. Я понятия не имел, как мы это все провернем.
В это время в СССР. Рассказывает Сергей Федоров. Я жил на хоккейной базе. Тренировки были очень тяжелыми. Мы жили взаперти 11 месяцев. В такой ситуации ты просто хочешь свободы.
Команда Сергея Федорова приезжает в Америку на Игры доброй воли. Для Федорова это становится прощанием, он дезертирует.
Джим Лайтс. Той ночью у меня было шесть телефонных разговоров с Госдепартаментом и русскими чиновниками. Но проблема была решена.
Декабрь, 1990. Рассказывает Джим Девеллано. Немного позже команда, за которую играл Константинов, должна была встретиться с «Ред Уингз». Мы договорились, что в два часа ночи он тайком спустится по служебной лестнице отеля и придет на «Джо Луис Арену». Я подготовил две огромных сумки, набитых деньгами. Я сказал: Владимир, ты создан для НХЛ, мы хотим, чтобы ты остался. Но он сказал, что не может бросить жену и дочку.
Джим Лайтс. Он был капитаном Советской армии. Если бы он дезертировал, то стал бы преступником.
Девеллано обещает найти способ привезти Константинова в Америку вместе с семьей.
Брайан Мюррей, главный тренер «Детройт Ред Уингз» с 1990 по 1993 г. Языковой барьер был проблемой, стиль игры был проблемой, новизна для НХЛ была проблемой. Но Сергей был хорошим парнем. Он все начал с чистого листа, пытался во всем разобраться.
Хоккеист Никлас Лидстрём. Когда мы жили в одном номере, я просыпался среди ночи, слыша, как он разговаривает по телефону с кем-то в России, прячась под простыней.
Джим Лайтс. Перед следующим драфтом агент Сергея приходит ко мне в офис и говорит: я могу привезти Константинова, мне нужны деньги и машина. Как он сказал: мне нужно обработать кое-кого из врачей.
За взятку Константинову ставят фиктивный диагноз – неоперабельная саркома легких. Его увольняют из армии.
В августе 1991 года коммунисты делают попытку вернуться к власти в России. Константинова с семьей удается вывезти в Будапешт. Там его встречает Лайтс, они отправляются в американское консульство. Возникает задержка с оформлением документов на Ирину и малышку. Влади не хочет никуда ехать без жены и маленькой дочери. Но Ирина настаивает на его немедленном отъезде, пообещав позже догнать мужа.
Сергей очень обрадовался приезду Владимира. Они сразу подружились. Потом приехала и жена Владимира с дочкой. Константинов счастлив, что исполнилась его заветная мечта играть в НХЛ.
Первая встреча скаута Ника Поллано со Славой Козловым происходит в больнице, куда тот попал после автокатастрофы. Ник предлагает обследование в Детройте, Козлов соглашается. Восстановив здоровье, он начинает играть в «Ред Уингз». С русской тройкой в составе команда меняется к лучшему. Однако «советское вторжение» в НХЛ у некоторых вызывает негодование. Североамериканские хоккеисты недовольны тем, что у них отнимают работу. Против русских намеренно играют слишком жестко, оказывают на них психологическое давление. Но «Детройт», наконец, начинает выигрывать регулярные игры, хотя команде так и не удается выйти в плей-офф.
Девеллано решает пригласить тренера, который уже выигрывал кубки. В «Ред Уингз» приходит Скотти Боумэн, который умеет выжимать максимум из звездных игроков.
Сезон 93-94. Капитан «Ред Уингз» Стив Айзерман серьезно травмирован, Сергей Федоров начинает получать много времени на льду и берет лидерство в команде на себя. Неожиданно он выходит по количеству забитых голов на уровень Уэйна Грецки. Но затем у Сергея случается сотрясение. Он пропускает четыре игры и уступает в гонке бомбардиров десять очков.
В 1994 году «Ред Уингз» выходит в плей-офф. Они должны начать серию с «Сан-Хосе Шаркс» и спокойно докатить до финала Кубка Стэнли. Таковы ожидания, но все выходит не так. Проигрывать после такого успешного сезона очень досадно. Но играющий за соперников Игорь Ларионов берет все в свои руки. Он из тех возрастных игроков, которые сумели выехать из Советского Союза. Это шокирует всех: восьмая команда конференции побеждает первую.
Сезон 94-95. Скотти Боумэн предлагает взять в команду Вячеслава Фетисова, который играет в «Нью-Джерси». Как только Слава приходит в «Ред Уингз», он понимает, что должен реализовать талант молодых русских ребят. Команда выходит в финал на «Нью-Джерси», получив шанс выиграть Кубок Стэнли впервые за сорок лет. Боумэн абсолютно уверен в победе, но побеждает команда «Нью-Джерси Девилз». Фетисов сильно переживает из-за этого. А люди начинают сомневаться в Скотти Боумэне и Девеллано.
Сезон 95-96. Скотти Боумэн приходит к выводу, что русский стиль нужно ставить в звене из пяти человек. Он убеждает Девеллано взять Ларионова, которому было уже 36 лет, в обмен на Шеппарда, самого продуктивного бомбардира НХЛ на тот момент. Впервые в истории НХЛ пятеро русских играют в одном звене. С самого начала у них возникает полное взаимопонимание. Славу Фетисова молодые ребята называют Папа Медведь, а Игорь Ларионов получает прозвище Профессор. Все предубеждения, которые раньше были к русским игрокам, оказываются ошибочными. Но их стиль игры сильно отличается от силовой североамериканской манеры. «Ред Уингз» ставит рекорд – 62 победы в сезоне.
Плей-офф, 1996 год. «Ред Уингз» встречается с «Колорадо Эвеланш». Сильных игроков противники стремятся просто «вырубить», они используют грязные приемы. От удара Клода Лемье в шестой игре Крис Дрэйпер получает ужасную травму. После чего «Ред Уингз» уже не может навязать свою игру, команда вылетает из финала конференции. Русские снова оказываются во всем виноваты.
Сезон 96-97. 41 год без чемпионства. «Ред Уингз» немного сбавляет обороты, Скотти Боумэн бережет своих парней. В этом сезоне Владимир Константинов становится настоящей баллистической ракетой, он безжалостен, он идет напролом. За это он получает прозвище Владинатор, фанаты Детройта его обожают. «Ред Уингз» снова предстоит встреча с «Эвеланш». Ларионов сначала затевает драку с Форсбергом, потом набрасывается на Клода Лемье, которого все ненавидят за случай с Дрэйпером, ему на помощь приходит Даррен Маккарти, который позже признается, что хотел тогда снести Лемье башку голыми руками. Это уже не игра, а война, она входит в историю как «Кровавая среда». При счете 5:3 «Ред Унгз» сравнивают счет, а в овертайме Ларионов забивает шестую шайбу, и команда выигрывает.
Пред плей-офф Русская пятерка вместе со всей командой празднует победу в русском ресторане, где водка льется рекой. Русские впускают товарищей по команде в свой мир. Теперь уже не существует никаких национальностей, есть только группа хоккеистов, которая стремится выиграть большой серебряный трофей.
Плей-офф 1997. Одну игру с «Колорадо» «Ред Уингз» проигрывает, но в следующих трех играх одерживает победу. Шестая игра проходит в Детройте. На пятой с половиной минуте Федоров получает травму. В конце первого периода Сергей покидает скамейку, у него повреждены ребра. Во время перерыва в раздевалке начинается ропот, команда не верит, что Федоров способен играть, несмотря на боль. Влади идет в тренерскую, остальные игроки слышат оттуда пронзительный крик на русском, это он орет на Сергея. Влади говорит, что осталось играть всего каких-то десять дней, а впереди будет все лето, чтобы подлечиться. На Федорова надевают защиту, он возвращается на лед и забивает победный гол.
В финале «Ред Уингз» встречается с «Филадельфией Флайерс». После трех побед «Ред Уингз» четвертая игра проходит в Детройте. Местные фанаты безумствуют, они впервые за 42 года чувствуют шанс увидеть Кубок Стэнли. И команда выигрывает. Под ликующие крики трибун кубок вручают капитану «Ред Уингз» Стиву Айзерману, тот передает его партнерам по команде – Фетисову и Ларионову.
Вячеслав Фетисов. Очень мило, что он сделал это для двух русских «стариков». Выиграть кубок почти в 39 – это уже практически конец карьеры.
Русская пятерка изменила «Детройт Ред Уингз», изменила НХЛ, изменила международный хоккей.
Джим Девеллано. Из врагов русские превращаются в наших друзей, они делают столько хорошего для Детройта.
Через несколько дней после триумфа случается трагедия. В пригороде Детройта лимузин, в котором находились Константинов, Фетисов и клубный массажист Сергей Мнацаканов, вылетает с дороги и врезается в дерево. Они возвращались с клубной вечеринки в гольф-клубе. Фетисов попадает в больницу с травмой груди средней тяжести. У Мнацаканова серьезные травмы головы, у Константинова травмы, опасные для жизни – сдвиг в стволе головного мозга.
Фетисов вскоре выходит из больницы. Константинов находится в коме. Товарищи по команде всячески поддерживают его. Врачи говорят, что Влади все слышит, поэтому ему часто ставят песню «Мы чемпионы», которую он так полюбил после победы. Фанаты ведут круглосуточное дежурство на месте аварии.
Сезон 97-98. На протяжении лета все празднования по случаю завоевания Кубка Стэнли омрачены. У всех тяжело на душе.
Вячеслав Фетисов. Было чувство, что я могу играть за нас обоих. Может, еще один год.
Джим Девеллано. Влади вышел из комы, но мы узнали, что он больше не сможет играть.
Ирина Константинова благодарит сообщество Детройта за огромную поддержку и любовь. Но Владимира решают перевезти в другой реабилитационный центр, который находится за пределами штата Мичиган.
Команда отыграла очередной сезон и добирается до Кубка Стэнли. Первые три игры серии «Ред Уингз» легко выигрывает. Когда команда добирается до четвертой игры с «Вашингтон Кэпиталз», в какой-то момент весь сектор болельщиков «Ред Уингз» вдруг встает и начинает аплодировать. Это на трибунах появился Влади, ему устраивают настоящую овацию. «Ред Уингз» вновь завоевывает Кубок Стэнли, и капитан команды Стив Айзерман передает кубок Константинову, который в инвалидном кресле с помощью партнеров совершает круг почета с кубком.
Даррен Маккарти. Вспоминая сегодня свою жизнь, я не могу представить, чтобы кого-то из Русской пятерки в ней не было. Каждый их них - ее неотъемлемая часть.
Отзывы