Полнометражный дебют «Преимущества путешествий поездами» 39-летнего испанского (вообще-то баскского) режиссёра Арица Морено можно оценить адекватно и по достоинству лишь в том случае, если не вызовет отторжение, как у ряда зрителей, весьма странный, чёрный и абсурдный, подчас фривольный, вульгарный и натуралистичный юмор этого постановщика. Он экранизировал одноимённый роман Антонио Орехудо, написанный ещё в 2000 году, то есть тогда, когда Морено только собирался снимать свои первые короткометражки, которые тоже, кстати говоря, выдержаны в схожей манере «возмутительного цинизма» и нарушают многие табу, существующие в приличном обществе. В частности, ленту «Холера» о том, как жители деревни решили жестоко избавиться от больного холерой, но опрометчиво не обратили никакого внимания на вероятные последствия, ныне следует посчитать в ситуации пандемии коронавируса вполне пророческой.
Однако кинематографический стиль Арица Морено не является чем-то необычным, вовсе не ориентирующимся на провокационные традиции таких творцов, как Луис Бунюэль (сам мотив рассказа попутчика в поезде, как и прихотливость повествовательной структуры, несомненно перекликаются с «Этим смутным объектом желания»), Марко Феррери (начинал-то в Испании, да и более поздняя «Сука» тоже приходит на ум) и Хуан Хосе Бигас Луна (прежде всего, вспоминается «Пудель»). Но и как у названных мастеров кино, у Морено непостижимо сочетаются скандальность и доверительность интонации, шокирующие подробности и будто непредусмотренные патетические моменты, когда можно просто восхититься, насколько неожиданно использует режиссёр страстно-трагическую песню «Любовь» в исполнении испанской певицы Массьель.
Вероятно, первая глава фильма (а он делится на ряд глав) проигрывает последующим, где язвительность и сарказм набирают особую силу - тем более что становится яснее сюжетный принцип своего рода «матрёшки», когда внутри одного рассказа возникает другой, а в нём тоже происходит деление на несколько линий. И вообще персонажи раздваиваются, оказываются не равными самим себе, поэтому можно запутаться, какие из этих ипостасей являются настоящими, а какие - притворными и намеренно искусственными. Слушательница одной истории, издатель книг Хельга Пато, становится главной героиней в иной, а психиатр Анхел Санагустин, завязавший с нею разговор в поезде, вроде бы имеет брата-параноика Мартина, выдающего себя за других людей.
Ещё можно сравнить подобную конструкцию с альманахом новелл, только созданных не разными авторами, а всего лишь одним, причём они различны по воплощению и, увы, необязательно ровны по художественному результату, что нередко бывает именно в тех случаях, когда берутся снимать несколько режиссёров. Хотя нельзя не отдать должное Арицу Морено, что он ухитряется быть последовательным в своих пристрастиях в искусстве вот уже на протяжении полутора десятков лет, теперь перейдя из короткометражного кино (а одна его работа под названием «Петля» длится только минуту!) в полнометражное, но как бы составленное из нескольких небольших по хронометражу лент.
5
,6
2019, Комедии
98 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Полнометражный дебют «Преимущества путешествий поездами» 39-летнего испанского (вообще-то баскского) режиссёра Арица Морено можно оценить адекватно и по достоинству лишь в том случае, если не вызовет отторжение, как у ряда зрителей, весьма странный, чёрный и абсурдный, подчас фривольный, вульгарный и натуралистичный юмор этого постановщика. Он экранизировал одноимённый роман Антонио Орехудо, написанный ещё в 2000 году, то есть тогда, когда Морено только собирался снимать свои первые короткометражки, которые тоже, кстати говоря, выдержаны в схожей манере «возмутительного цинизма» и нарушают многие табу, существующие в приличном обществе. В частности, ленту «Холера» о том, как жители деревни решили жестоко избавиться от больного холерой, но опрометчиво не обратили никакого внимания на вероятные последствия, ныне следует посчитать в ситуации пандемии коронавируса вполне пророческой. Однако кинематографический стиль Арица Морено не является чем-то необычным, вовсе не ориентирующимся на провокационные традиции таких творцов, как Луис Бунюэль (сам мотив рассказа попутчика в поезде, как и прихотливость повествовательной структуры, несомненно перекликаются с «Этим смутным объектом желания»), Марко Феррери (начинал-то в Испании, да и более поздняя «Сука» тоже приходит на ум) и Хуан Хосе Бигас Луна (прежде всего, вспоминается «Пудель»). Но и как у названных мастеров кино, у Морено непостижимо сочетаются скандальность и доверительность интонации, шокирующие подробности и будто непредусмотренные патетические моменты, когда можно просто восхититься, насколько неожиданно использует режиссёр страстно-трагическую песню «Любовь» в исполнении испанской певицы Массьель. Вероятно, первая глава фильма (а он делится на ряд глав) проигрывает последующим, где язвительность и сарказм набирают особую силу - тем более что становится яснее сюжетный принцип своего рода «матрёшки», когда внутри одного рассказа возникает другой, а в нём тоже происходит деление на несколько линий. И вообще персонажи раздваиваются, оказываются не равными самим себе, поэтому можно запутаться, какие из этих ипостасей являются настоящими, а какие - притворными и намеренно искусственными. Слушательница одной истории, издатель книг Хельга Пато, становится главной героиней в иной, а психиатр Анхел Санагустин, завязавший с нею разговор в поезде, вроде бы имеет брата-параноика Мартина, выдающего себя за других людей. Ещё можно сравнить подобную конструкцию с альманахом новелл, только созданных не разными авторами, а всего лишь одним, причём они различны по воплощению и, увы, необязательно ровны по художественному результату, что нередко бывает именно в тех случаях, когда берутся снимать несколько режиссёров. Хотя нельзя не отдать должное Арицу Морено, что он ухитряется быть последовательным в своих пристрастиях в искусстве вот уже на протяжении полутора десятков лет, теперь перейдя из короткометражного кино (а одна его работа под названием «Петля» длится только минуту!) в полнометражное, но как бы составленное из нескольких небольших по хронометражу лент.