Новая работа "Выпьем за любовь" немецкого режиссера Зёнке Вортманна ("Иоанна – женщина на папском престоле") появилась в качестве ремейка популярной пьесы "Имя" французских авторов Александра де Ла Пательера и Матьё Делапорта, которые экранизировали ее в 2012 году. Проект Вортманна, снятый на стыке социальной сатиры и комедийной драмы, производит даже несколько большее впечатление по сравнению с оригиналом, потому что снятие лицемерных масок в стране, где имя Адольф находится под негласным табу, должно выглядеть острее хотя бы даже с точки запуска конфликта в сюжете. Вортманн стремится к переосмыслению персонажей и показывает зрителям галерею из нескольких бюргеров с хорошо закрученными секретами для тех, кто не видел французский вариант. Такие люди обычно проживают по соседству, здороваются первыми по утрам и вообще являются, на первый взгляд, эталонами интеллигентности и порядочности. Они есть и в кругу коллег, и там тоже на них надеты определенные социальные личины будь то умудренный опытом шеф небольшой фирмы или его сотрудники, готовые пожертвовать многим ради корпоративных интересов. Характеры у Вортманна узнаваемы даже несмотря на отчетливую тевтонскую составляющую, до начала обмена тяжелейшими словесными ударами, которые на радость зрителям создают нокаутирующий эффект, это - очень милые, улыбающиеся и хорошо воспитанные люди. Но когда раз за разом появляются их истинные лица, то становится ясно, что успешный концепт "Идеальных незнакомцев" Паоло Дженовезе вряд ли давал спокойно спать режиссеру, которому очень хотелось раскрыть психологические пороки нескольких жителей Бонна, родственников, собравшихся на званый ужин. Вортманн в соответствии с мольеровской традицией соблюдает принцип единства времени, места и действия и способен сделать развитие этой камерной картины по-настоящему смешным. Просмотр ленты больше всего напоминает взгляд в зеркало, в каждом из персонажей любопытный зритель может увидеть элементы собственной личности, пусть немало деформированные и перекрученные, но, тем не менее, не теряющими своего острого угла зрения. Постановщик дает высказаться всем без исключения и преподносит целый массив тайн из прошлого и настоящего персонажей, наращивая по закручивающейся спирали действие и заставляя каждого из собравшихся исполнять душевный стриптиз, открывая множество того, о чем лучше было бы всем и не знать. Поэтому "Выпьем за любовь" стремится к непростой полемике, открывая пропасть между высокомерной моралью у одних и недалекостью эгоизма и вседозволенности у других, эффект, который возникает в этом случае сродни взрыву атомной бомбы среди близких родственников, где все получают в итоге свои миллирентгены токсичных отношений.
Вечер, в течение которого происходит действие "Выпьем за любовь" Вортманна, обещает быть действительно хорошим. Профессор литературы Стефан Бергер (Кристоф Мария Хербст, "Джим Пуговка и машинист Лукас", "Он снова здесь"), неутомимый исследователь Генриха Бёлля, щедро делящийся своими знаниями со студентами по всему миру, и его жена Элизабет (Каролина Петерс, "Немой"), которая преподает в обычной школе, приглашают на званый ужин своих самых близких родственников. Героиня Петерс старается быть образцовой домохозяйкой и готовится удивить гостей карри по индийскому рецепту, поскольку она не совсем уверена в своих кулинарных талантах, то получает несколько ценных советов по телефону от своей матери Доротеи (Ирис Бербен, "Высшее общество"). Элизабет не скрывает своей радости от того, что мамаша перебралась на юг Германии после смерти своего мужа и, преодолев депрессию, нашла себя в общественной деятельности на благо коммуны. Характер Бербен прожектором излучает открытость и всем своим видом показывает, что жизнь хороша, покуривая при этом в разговоре с дочерью знатный джойнт и давая советы уже в измененном сознании. Детей на время забрали родители Стефана и наступил тот редкий миг, когда можно всерьез расслабиться и наслаждаться радостью встречи. Первым из гостей прибывает кларнетист Рене (Юстус фон Донаньи, "Транзит", "Тим Талер, или Проданный смех"), музыкант симфонического оркестра, прямо в концертном фраке, который добавляет немного эксцентрики экранной истории, потому что Вортманн представляет его как "лучшую подругу" Элизабет. Характер фон Донаньи является приемным братом в семье, где выросли Элизабет и ее младший брат Томас (Флориан Давид Фиц, "100 вещей и ничего лишнего", "Самый крутой день") и воспитывался в ней с 11-летнего возраста, поэтому он знает всех приглашенных, хотя и слывет немного странным чудаком сторонящимся женщин. Шурин Стефана не получил университетского образования, но это не помещало ему стать успешным агентом по продаже элитной недвижимости и получить стабильную медленно закипающую зависть со стороны персонажа Хербста, который является противоречивым скрягой-интеллектуалом. В самом деле, когда университетский профессор наклеивает на бутылки с дешевым вином этикетки от гораздо более высокой по классу продукции, которую время от времени преподносят ему студенты, это не выглядит как желание скрыть свою более чем скромную зарплату книжного червя и записного эрудита. Поскольку беременная подруга Томаса Анна (Янина Узе), начинающая актриса в поисках ролей, опаздывает на ужин, то герой Фица решает развлечь себя и от всей души поглумиться над чопорным умником Стефаном и объявляет, что своего первенца они с Анной решили назвать простым немецким именем Адольф.
Очевидно, что в "Выпьем за любовь" у Вортманна историческое имя из середины XX века становится не только воплощением абсурда самой ситуации, но спусковым механизмом для столкновения левацких взглядов почтенного профессора Стефана, который считает себя настоящим антифашистом. За эмоциональностью ему очень сложно скрыть как склонность к нарциссическому любованию большого мастера слова, так и откровенную зависть к более успешному шурину, богатство которого автоматически сдвинуло его на правый фланг. Режиссеру очень важна эта сатира, ее узнаваемость и острота, которые показывают как очень часто расходятся якобы прогрессивное и либеральное мышление с консервативной манерой поведения части персонажей этой ленты. Очевидно, что медленно разрастающееся на протяжении всего первого акта столкновение между Томасом и Стефаном должно привести к эскалации правды, тщеславие всех присутствующих провоцирует их на массу откровений, когда к вечернему столу, без всяких сомнений, подаются действительно самые острые блюда, самые страшные на взгляд присутствующих грехи молодости и самые большие тайны всех гостей и хозяев. Такие ленты, где все начинают спорить без всякой надежды на компромисс и без всякого желания на разумную остановку в кульминационный момент, оказываются проверкой способности актеров к слаженной и очень точной игре в ансамбле, когда разыгрываемая гамма чувств весьма разнообразна и простирается от показной бодрости до уничтожающего злорадства, загоняет собеседника в угол при помощи аргументов и покрывает собеседника несмываемым ядом позора. По сравнению с французским оригиналом Вортманн стремится сделать не просто развлечение для зрителя, режиссер направленно целится в то, чтобы передать дух современной Германии и представляет собравшиеся за столом карикатуры благодаря использованию архетипов. Чувствительный знаток искусства и кажущийся латентным женоненавистником Рене способен стать настоящим фугасом для компании, когда открывается его оглушительная тайна, заставляющая все остальных только раскрыть рты от удивления. Готовая в любой момент броситься на помощь Элизабет становится видоизмененной версией мягкого домашнего тирана, которая очень хорошо понимает способы помыкания всеми вокруг, в том числе и своим супругом-профессором, чрезмерным краснобаем, готовым затеять спор на пустом месте.
Именно хорошее последовательное сцепление всех сюжетных арок "Выпьем за любовь" дает Вортманну возможность уйти в ленте от нависающей тени монотонности и придать все необходимые нюансы каждому из характеров. Так, Стефан в исполнении Хербста предстает интеллектуальным холмом, который время от времени рождает небольшую мышь в виде флэшбэка из прошлого и обильно сдабривает все это непревзойденным высокомерием. Семантическая подкованность профессора такова, что он способен буквально расчленить собеседника интеллектуально при помощи проведении очередной вербальной атаки. Создается впечатление, что Вортманн не вполне доверяет своим персонажам и заставляет буквально носиться над столом камеру Йо Хайма ("Запрос в друзья", "Игра в доктора"), чтобы добавить динамики к застолью, в котором пулеметные диалоги создают необходимую для лент подобного рода словесную драматургию. История про утонувшего пса в последнем акте несколько сбивает точность экранной подачи яркого действия и не добавляет ему никаких новых смыслов. Точно так же, как и скандальная любовь Рене, появляющаяся в кульминации настроена в большей степени на эффект скандального разоблачения. Постановщик ставит немецкому обществу потребления и фальшивой толерантности несколько сильнодействующих уколов и делает это с нескрываемым удовольствием. Очень интересно, что для режиссера не составляет большого труда создать новые конфликтные пропасти между характерами, способствующие прогрессивному развитию сюжета, где вылезают наружу большинство обычных для среднестатистических немцев тем: удовлетворенность жизнью, умение в ней устроиться, способность спрятаться за собственной женой от всех проблем и включить интеллектуала и, наконец, неподдельная физиологическая тяга благодарности к тем, кто тебя обогрел и воспитал. Поэтому "Выпьем за любовь" хорошо справляется с новым прочтением французского хита, который разыгрывал тему с планированием скандального имени для потомства еще в то время, когда поток беженцев не такой большой проблемой для Европы. Вортманн способен вызывать настоящую симпатию благодаря юмору и нестандартным для подобного фильма мыслям, когда показывает разрушение деликатного мира близких родственников, прикрываясь настоящим жизнеутверждающим финалом.
7
,9
2018, Комедии
91 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новая работа "Выпьем за любовь" немецкого режиссера Зёнке Вортманна ("Иоанна – женщина на папском престоле") появилась в качестве ремейка популярной пьесы "Имя" французских авторов Александра де Ла Пательера и Матьё Делапорта, которые экранизировали ее в 2012 году. Проект Вортманна, снятый на стыке социальной сатиры и комедийной драмы, производит даже несколько большее впечатление по сравнению с оригиналом, потому что снятие лицемерных масок в стране, где имя Адольф находится под негласным табу, должно выглядеть острее хотя бы даже с точки запуска конфликта в сюжете. Вортманн стремится к переосмыслению персонажей и показывает зрителям галерею из нескольких бюргеров с хорошо закрученными секретами для тех, кто не видел французский вариант. Такие люди обычно проживают по соседству, здороваются первыми по утрам и вообще являются, на первый взгляд, эталонами интеллигентности и порядочности. Они есть и в кругу коллег, и там тоже на них надеты определенные социальные личины будь то умудренный опытом шеф небольшой фирмы или его сотрудники, готовые пожертвовать многим ради корпоративных интересов. Характеры у Вортманна узнаваемы даже несмотря на отчетливую тевтонскую составляющую, до начала обмена тяжелейшими словесными ударами, которые на радость зрителям создают нокаутирующий эффект, это - очень милые, улыбающиеся и хорошо воспитанные люди. Но когда раз за разом появляются их истинные лица, то становится ясно, что успешный концепт "Идеальных незнакомцев" Паоло Дженовезе вряд ли давал спокойно спать режиссеру, которому очень хотелось раскрыть психологические пороки нескольких жителей Бонна, родственников, собравшихся на званый ужин. Вортманн в соответствии с мольеровской традицией соблюдает принцип единства времени, места и действия и способен сделать развитие этой камерной картины по-настоящему смешным. Просмотр ленты больше всего напоминает взгляд в зеркало, в каждом из персонажей любопытный зритель может увидеть элементы собственной личности, пусть немало деформированные и перекрученные, но, тем не менее, не теряющими своего острого угла зрения. Постановщик дает высказаться всем без исключения и преподносит целый массив тайн из прошлого и настоящего персонажей, наращивая по закручивающейся спирали действие и заставляя каждого из собравшихся исполнять душевный стриптиз, открывая множество того, о чем лучше было бы всем и не знать. Поэтому "Выпьем за любовь" стремится к непростой полемике, открывая пропасть между высокомерной моралью у одних и недалекостью эгоизма и вседозволенности у других, эффект, который возникает в этом случае сродни взрыву атомной бомбы среди близких родственников, где все получают в итоге свои миллирентгены токсичных отношений. Вечер, в течение которого происходит действие "Выпьем за любовь" Вортманна, обещает быть действительно хорошим. Профессор литературы Стефан Бергер (Кристоф Мария Хербст, "Джим Пуговка и машинист Лукас", "Он снова здесь"), неутомимый исследователь Генриха Бёлля, щедро делящийся своими знаниями со студентами по всему миру, и его жена Элизабет (Каролина Петерс, "Немой"), которая преподает в обычной школе, приглашают на званый ужин своих самых близких родственников. Героиня Петерс старается быть образцовой домохозяйкой и готовится удивить гостей карри по индийскому рецепту, поскольку она не совсем уверена в своих кулинарных талантах, то получает несколько ценных советов по телефону от своей матери Доротеи (Ирис Бербен, "Высшее общество"). Элизабет не скрывает своей радости от того, что мамаша перебралась на юг Германии после смерти своего мужа и, преодолев депрессию, нашла себя в общественной деятельности на благо коммуны. Характер Бербен прожектором излучает открытость и всем своим видом показывает, что жизнь хороша, покуривая при этом в разговоре с дочерью знатный джойнт и давая советы уже в измененном сознании. Детей на время забрали родители Стефана и наступил тот редкий миг, когда можно всерьез расслабиться и наслаждаться радостью встречи. Первым из гостей прибывает кларнетист Рене (Юстус фон Донаньи, "Транзит", "Тим Талер, или Проданный смех"), музыкант симфонического оркестра, прямо в концертном фраке, который добавляет немного эксцентрики экранной истории, потому что Вортманн представляет его как "лучшую подругу" Элизабет. Характер фон Донаньи является приемным братом в семье, где выросли Элизабет и ее младший брат Томас (Флориан Давид Фиц, "100 вещей и ничего лишнего", "Самый крутой день") и воспитывался в ней с 11-летнего возраста, поэтому он знает всех приглашенных, хотя и слывет немного странным чудаком сторонящимся женщин. Шурин Стефана не получил университетского образования, но это не помещало ему стать успешным агентом по продаже элитной недвижимости и получить стабильную медленно закипающую зависть со стороны персонажа Хербста, который является противоречивым скрягой-интеллектуалом. В самом деле, когда университетский профессор наклеивает на бутылки с дешевым вином этикетки от гораздо более высокой по классу продукции, которую время от времени преподносят ему студенты, это не выглядит как желание скрыть свою более чем скромную зарплату книжного червя и записного эрудита. Поскольку беременная подруга Томаса Анна (Янина Узе), начинающая актриса в поисках ролей, опаздывает на ужин, то герой Фица решает развлечь себя и от всей души поглумиться над чопорным умником Стефаном и объявляет, что своего первенца они с Анной решили назвать простым немецким именем Адольф. Очевидно, что в "Выпьем за любовь" у Вортманна историческое имя из середины XX века становится не только воплощением абсурда самой ситуации, но спусковым механизмом для столкновения левацких взглядов почтенного профессора Стефана, который считает себя настоящим антифашистом. За эмоциональностью ему очень сложно скрыть как склонность к нарциссическому любованию большого мастера слова, так и откровенную зависть к более успешному шурину, богатство которого автоматически сдвинуло его на правый фланг. Режиссеру очень важна эта сатира, ее узнаваемость и острота, которые показывают как очень часто расходятся якобы прогрессивное и либеральное мышление с консервативной манерой поведения части персонажей этой ленты. Очевидно, что медленно разрастающееся на протяжении всего первого акта столкновение между Томасом и Стефаном должно привести к эскалации правды, тщеславие всех присутствующих провоцирует их на массу откровений, когда к вечернему столу, без всяких сомнений, подаются действительно самые острые блюда, самые страшные на взгляд присутствующих грехи молодости и самые большие тайны всех гостей и хозяев. Такие ленты, где все начинают спорить без всякой надежды на компромисс и без всякого желания на разумную остановку в кульминационный момент, оказываются проверкой способности актеров к слаженной и очень точной игре в ансамбле, когда разыгрываемая гамма чувств весьма разнообразна и простирается от показной бодрости до уничтожающего злорадства, загоняет собеседника в угол при помощи аргументов и покрывает собеседника несмываемым ядом позора. По сравнению с французским оригиналом Вортманн стремится сделать не просто развлечение для зрителя, режиссер направленно целится в то, чтобы передать дух современной Германии и представляет собравшиеся за столом карикатуры благодаря использованию архетипов. Чувствительный знаток искусства и кажущийся латентным женоненавистником Рене способен стать настоящим фугасом для компании, когда открывается его оглушительная тайна, заставляющая все остальных только раскрыть рты от удивления. Готовая в любой момент броситься на помощь Элизабет становится видоизмененной версией мягкого домашнего тирана, которая очень хорошо понимает способы помыкания всеми вокруг, в том числе и своим супругом-профессором, чрезмерным краснобаем, готовым затеять спор на пустом месте. Именно хорошее последовательное сцепление всех сюжетных арок "Выпьем за любовь" дает Вортманну возможность уйти в ленте от нависающей тени монотонности и придать все необходимые нюансы каждому из характеров. Так, Стефан в исполнении Хербста предстает интеллектуальным холмом, который время от времени рождает небольшую мышь в виде флэшбэка из прошлого и обильно сдабривает все это непревзойденным высокомерием. Семантическая подкованность профессора такова, что он способен буквально расчленить собеседника интеллектуально при помощи проведении очередной вербальной атаки. Создается впечатление, что Вортманн не вполне доверяет своим персонажам и заставляет буквально носиться над столом камеру Йо Хайма ("Запрос в друзья", "Игра в доктора"), чтобы добавить динамики к застолью, в котором пулеметные диалоги создают необходимую для лент подобного рода словесную драматургию. История про утонувшего пса в последнем акте несколько сбивает точность экранной подачи яркого действия и не добавляет ему никаких новых смыслов. Точно так же, как и скандальная любовь Рене, появляющаяся в кульминации настроена в большей степени на эффект скандального разоблачения. Постановщик ставит немецкому обществу потребления и фальшивой толерантности несколько сильнодействующих уколов и делает это с нескрываемым удовольствием. Очень интересно, что для режиссера не составляет большого труда создать новые конфликтные пропасти между характерами, способствующие прогрессивному развитию сюжета, где вылезают наружу большинство обычных для среднестатистических немцев тем: удовлетворенность жизнью, умение в ней устроиться, способность спрятаться за собственной женой от всех проблем и включить интеллектуала и, наконец, неподдельная физиологическая тяга благодарности к тем, кто тебя обогрел и воспитал. Поэтому "Выпьем за любовь" хорошо справляется с новым прочтением французского хита, который разыгрывал тему с планированием скандального имени для потомства еще в то время, когда поток беженцев не такой большой проблемой для Европы. Вортманн способен вызывать настоящую симпатию благодаря юмору и нестандартным для подобного фильма мыслям, когда показывает разрушение деликатного мира близких родственников, прикрываясь настоящим жизнеутверждающим финалом.