Выход продолжения мега-успешного «Хэллоуина» (2018) был вопросом времени. Фильм не только собрал достойную кассу, но и совершенно неожиданно понравился критикам. До этого все части, за исключением самой первой, стабильно получали преимущественно негативные отзывы. Новая часть цикла, имеющая звучный заголовок «Хэллоуин убивает», на удивление, очень неплохо показала себя в «ковидном» прокате, отбив двадцатимиллионный бюджет в несколько раз. Сейчас сборы в мире составляют чуть больше 115 миллионов долларов, что является очень хорошим результатом, в особенности, если учитывать все проблемы, с которыми столкнулся фильм. Премьеру пришлось переносить на целый год из-за пандемии коронавируса, а самый первый показ в рамках Венецианского кинофестиваля был предельно неудачен. Как вишенка на торте – одновременный релиз фильма в кинотеатрах и на стриминговом сервисе «Peacock». Удивительно, но фильм не просто окупился – его успех в американском прокате несопоставим с кассовыми провалами фильмов значительно более крупных франшиз («Дюна» и последний «Бонд» даже рядом не стоят по окупаемости в США).
Тем не менее, несмотря на однозначный кассовый успех, фильм не понравился почти никому. Не будем брать в расчёт критиков из «YouTube», которые, «естественно», в каждом жанре плавают, как рыба в воде. Но, к примеру, от журналистов таких крупных изданий, как «The New York Times», «Rolling Stone» и «Empire Magazine» хотелось бы услышать более основательную критику, чем бесконечно повторяющиеся слова о том, что в фильме слишком много убийств (напоминаю, что фильм называется «Хэллоуин УБИВАЕТ»), а жертвы маньяка Майкла Майерса не обладают умом нобелевского лауреата. Но совсем избитая претензия – не за кого болеть. Если критик говорит, что фильм плохой, потому что в нём некому сопереживать, запомните — его вообще можно не слушать. Не то, чтобы новый «Хэллоуин» совсем не за что критиковать, однако на полном серьёзе ругать слэшер за его характерные внутрижанровые элементы и условности – нелепо. Но смешнее всего становится, когда профессиональные критики начинают называть фильм «оскорблением» наследия Джона Карпентера. Видимо, кто-то не очень хорошо помнит оригинал 1978-го года и скорее всего не смотрел сиквелы 80-ых и 90-ых.
На самом деле, «Хэллоуин убивает» интересен прежде всего совершенно новым взглядом на историю. Режиссёр Дэвид Гордон Грин во многих отношениях изменил свой подход и очень часто удивляет своими находками. Наверное, это и было основополагающей причиной зрительской неприязни к фильму – люди ожидали что-то похожее на фильм 2018-го года, а получили нечто совершенно непохожее ни на одну из предыдущих частей. Новый сиквел не только продолжает тему «призрачной угрозы», исходящей от Майкла, но и выводит её на новый уровень. Плавное преображение «формы» в неостановимого слэшера объясняется тем, что каждое новое убийство делает Майкла сильнее. Хотя Майерс и остаётся для зрителей в большей степени загадкой, Лори Строуд в исполнении Джейми Ли Кёртис мимолётно, полунамёками разбавляет эту тайну своими наблюдениями, «взглядом со стороны». Многие критики сетовали на малое количество сцен с участием героини Джейми Ли Кёртис. Однако стоит заметить, что она, в ходе диалога с офицером Хокинсом, даёт зрителю очень много новой информации о своём прошлом, мифологии городка Хэддонфилд, Майерсе и тайне его дома. За все 43 года существования франшизы предпринимались самые разные попытки объяснить бессмертие Майкла. И та, что прозвучала в «Хэллоуин убивает», пожалуй, самая лучшая. Нет никаких сюжетных линий о жажде истребить всех родственников. Нет никаких сумасшедших культов Торна. Только продолжение развития концепта Джона Карпентера и Дебры Хилл о чистом Зле.
Примечательно и то, что в кои-то веки в «Хэллоуине» раскрываются второстепенные герои. Конечно, почти в каждой части этого сериала есть запоминающиеся персонажи – даже в нелюбимом фанатами «Воскрешении» присутствовал очень яркий герой в исполнении Басты Раймса. В «Хэллоуин убивает» очень много внимания уделили «старой гвардии» из предыдущих фильмов. Особенно удачно получилось показать внутренний конфликт офицера Хокинса в исполнении Уилла Пэттона. Этому герою действительно можно посочувствовать, ведь он страдает не только от того, что не может защитить свой город от дьявола во плоти, но и от того, что сам не может спастись от своих собственных внутренних демонов. В какие-то моменты режиссёр прибегал к цитированию самого первого «Хэллоуина». Из самого очевидного – флэшбеки, возвращающие зрителей в ночь 1978-го (вообще, над фансервисом в новом фильме проведена гораздо более тонкая работа, чем в ленте 2018-го). И как раз они, в первую очередь, были направлены на раскрытие характера Хокинса. Кроме того, искренний интерес вызывает психопат, которого ошибочно приняли за Майкла Майерса. С ним связана одна из самых психологических сцен фильма, в которой, увы, основную идею озвучивают через «письмо» зрителю, что, естественно, является страшным моветоном. Сам мэсседж, злободневный и очень тонкий, вполне самодостаточен в рамках эпизода. Не нужны были никакие слова, чтобы зритель смог «уловить» его.
Разумеется, «Хэллоуин» не является «Хэллоуином» без прекрасного саундтрека. Написать что-то совершенно новое про тонкий музыкальный слух Джона Карпентера очень сложно, да и, наверное, совершенно бессмысленно. В данном пункте провал изначально был невозможен – уж слишком серьёзный композитор взялся за работу, к тому же, совершенно точно понимающий, что от него требуется. Всё-таки именно он является одним из авторов оригинального «Хэллоуина» и образа Майкла Майерса. Кто, если не он, может передать ощущение необъяснимой тревоги, потусторонней силы, «фантомной» угрозы, нависшей над городком? В этот раз, к слову, Карпентер решил, помимо новых треков, сделать несколько «ремейков» старых. В этом смысле особенно примечательна композиция «Standoff», глубоко пробирающая до мурашек так же, как и оригинальная «Michael Kills Judith». Это действительно очень страшная музыка. И, наверное, одна из лучших работ Карпентера в качестве композитора.
Наверное, одним из главных недостатков фильма является его концовка – оборванная на полуслове, совершенно неожиданно прервавшая повествование, даже не поставив логическую запятую, не то, что точку. И здесь, надо заметить, вполне можно было реализовать что-то вроде концовки к первой части. Ведь даже сейчас она кажется по-своему актуальной. Не в том, конечно, смысле, что у нас по улицам бродит беспощадный маньяк. Создаётся впечатление, что тяжёлое дыхание, доносящееся из-под маски, некогда распространившееся на улицы города, словно бубонная чума, наконец, выходит за его рамки, растекаясь по всем уголкам нашего мира. Культура ненависти, о которой, возможно, ненамеренно напоминает Дэвид Гордон Грин в середине хронометража, кажется, уже не имеет никакого контроля ни со стороны представителей закона, ни со стороны, непосредственно, самого общества. Линчевание без суда становится стандартной практикой. Только своеобразная трагедия заключается в том, что в нашем случае нет никакого монстра, провоцирующего внутри нас звериное, стадное чувство. Мы – сами себе Майкл Майерс.
И, хотя в «Хэллоуин убивает» отчётливо наблюдается интересный мэсседж, фильм по большей части всё-таки рассчитан на фанатов. Режиссёр очень грамотно соединил в новой ленте всеми любимые элементы оригинального фильма и всё самое лучшее из сиквелов. «Хэллоуин убивает» - не просто очередное продолжение сериала. Это шокирующее, очень злое, провокационное зрелище. Это не задорный молодёжный слэшер, как фильм 2018-го года. Это не выверенный с холодным расчётом триллер, как оригинал 1978-го года. Это совершенно новый образец – циничное, беспощадное кино, не щадящее ни жертв, попадающих под нож Майерса, ни зрителей, рассчитывавших, судя по критическим рецензиям, на более лёгкий ужастик. Впервые за долгое время «Хэллоуин» ощущается чем-то более серьёзным, чем кино на один вечер.
5
,5
2021, США, Ужасы
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Выход продолжения мега-успешного «Хэллоуина» (2018) был вопросом времени. Фильм не только собрал достойную кассу, но и совершенно неожиданно понравился критикам. До этого все части, за исключением самой первой, стабильно получали преимущественно негативные отзывы. Новая часть цикла, имеющая звучный заголовок «Хэллоуин убивает», на удивление, очень неплохо показала себя в «ковидном» прокате, отбив двадцатимиллионный бюджет в несколько раз. Сейчас сборы в мире составляют чуть больше 115 миллионов долларов, что является очень хорошим результатом, в особенности, если учитывать все проблемы, с которыми столкнулся фильм. Премьеру пришлось переносить на целый год из-за пандемии коронавируса, а самый первый показ в рамках Венецианского кинофестиваля был предельно неудачен. Как вишенка на торте – одновременный релиз фильма в кинотеатрах и на стриминговом сервисе «Peacock». Удивительно, но фильм не просто окупился – его успех в американском прокате несопоставим с кассовыми провалами фильмов значительно более крупных франшиз («Дюна» и последний «Бонд» даже рядом не стоят по окупаемости в США). Тем не менее, несмотря на однозначный кассовый успех, фильм не понравился почти никому. Не будем брать в расчёт критиков из «YouTube», которые, «естественно», в каждом жанре плавают, как рыба в воде. Но, к примеру, от журналистов таких крупных изданий, как «The New York Times», «Rolling Stone» и «Empire Magazine» хотелось бы услышать более основательную критику, чем бесконечно повторяющиеся слова о том, что в фильме слишком много убийств (напоминаю, что фильм называется «Хэллоуин УБИВАЕТ»), а жертвы маньяка Майкла Майерса не обладают умом нобелевского лауреата. Но совсем избитая претензия – не за кого болеть. Если критик говорит, что фильм плохой, потому что в нём некому сопереживать, запомните — его вообще можно не слушать. Не то, чтобы новый «Хэллоуин» совсем не за что критиковать, однако на полном серьёзе ругать слэшер за его характерные внутрижанровые элементы и условности – нелепо. Но смешнее всего становится, когда профессиональные критики начинают называть фильм «оскорблением» наследия Джона Карпентера. Видимо, кто-то не очень хорошо помнит оригинал 1978-го года и скорее всего не смотрел сиквелы 80-ых и 90-ых. На самом деле, «Хэллоуин убивает» интересен прежде всего совершенно новым взглядом на историю. Режиссёр Дэвид Гордон Грин во многих отношениях изменил свой подход и очень часто удивляет своими находками. Наверное, это и было основополагающей причиной зрительской неприязни к фильму – люди ожидали что-то похожее на фильм 2018-го года, а получили нечто совершенно непохожее ни на одну из предыдущих частей. Новый сиквел не только продолжает тему «призрачной угрозы», исходящей от Майкла, но и выводит её на новый уровень. Плавное преображение «формы» в неостановимого слэшера объясняется тем, что каждое новое убийство делает Майкла сильнее. Хотя Майерс и остаётся для зрителей в большей степени загадкой, Лори Строуд в исполнении Джейми Ли Кёртис мимолётно, полунамёками разбавляет эту тайну своими наблюдениями, «взглядом со стороны». Многие критики сетовали на малое количество сцен с участием героини Джейми Ли Кёртис. Однако стоит заметить, что она, в ходе диалога с офицером Хокинсом, даёт зрителю очень много новой информации о своём прошлом, мифологии городка Хэддонфилд, Майерсе и тайне его дома. За все 43 года существования франшизы предпринимались самые разные попытки объяснить бессмертие Майкла. И та, что прозвучала в «Хэллоуин убивает», пожалуй, самая лучшая. Нет никаких сюжетных линий о жажде истребить всех родственников. Нет никаких сумасшедших культов Торна. Только продолжение развития концепта Джона Карпентера и Дебры Хилл о чистом Зле. Примечательно и то, что в кои-то веки в «Хэллоуине» раскрываются второстепенные герои. Конечно, почти в каждой части этого сериала есть запоминающиеся персонажи – даже в нелюбимом фанатами «Воскрешении» присутствовал очень яркий герой в исполнении Басты Раймса. В «Хэллоуин убивает» очень много внимания уделили «старой гвардии» из предыдущих фильмов. Особенно удачно получилось показать внутренний конфликт офицера Хокинса в исполнении Уилла Пэттона. Этому герою действительно можно посочувствовать, ведь он страдает не только от того, что не может защитить свой город от дьявола во плоти, но и от того, что сам не может спастись от своих собственных внутренних демонов. В какие-то моменты режиссёр прибегал к цитированию самого первого «Хэллоуина». Из самого очевидного – флэшбеки, возвращающие зрителей в ночь 1978-го (вообще, над фансервисом в новом фильме проведена гораздо более тонкая работа, чем в ленте 2018-го). И как раз они, в первую очередь, были направлены на раскрытие характера Хокинса. Кроме того, искренний интерес вызывает психопат, которого ошибочно приняли за Майкла Майерса. С ним связана одна из самых психологических сцен фильма, в которой, увы, основную идею озвучивают через «письмо» зрителю, что, естественно, является страшным моветоном. Сам мэсседж, злободневный и очень тонкий, вполне самодостаточен в рамках эпизода. Не нужны были никакие слова, чтобы зритель смог «уловить» его. Разумеется, «Хэллоуин» не является «Хэллоуином» без прекрасного саундтрека. Написать что-то совершенно новое про тонкий музыкальный слух Джона Карпентера очень сложно, да и, наверное, совершенно бессмысленно. В данном пункте провал изначально был невозможен – уж слишком серьёзный композитор взялся за работу, к тому же, совершенно точно понимающий, что от него требуется. Всё-таки именно он является одним из авторов оригинального «Хэллоуина» и образа Майкла Майерса. Кто, если не он, может передать ощущение необъяснимой тревоги, потусторонней силы, «фантомной» угрозы, нависшей над городком? В этот раз, к слову, Карпентер решил, помимо новых треков, сделать несколько «ремейков» старых. В этом смысле особенно примечательна композиция «Standoff», глубоко пробирающая до мурашек так же, как и оригинальная «Michael Kills Judith». Это действительно очень страшная музыка. И, наверное, одна из лучших работ Карпентера в качестве композитора. Наверное, одним из главных недостатков фильма является его концовка – оборванная на полуслове, совершенно неожиданно прервавшая повествование, даже не поставив логическую запятую, не то, что точку. И здесь, надо заметить, вполне можно было реализовать что-то вроде концовки к первой части. Ведь даже сейчас она кажется по-своему актуальной. Не в том, конечно, смысле, что у нас по улицам бродит беспощадный маньяк. Создаётся впечатление, что тяжёлое дыхание, доносящееся из-под маски, некогда распространившееся на улицы города, словно бубонная чума, наконец, выходит за его рамки, растекаясь по всем уголкам нашего мира. Культура ненависти, о которой, возможно, ненамеренно напоминает Дэвид Гордон Грин в середине хронометража, кажется, уже не имеет никакого контроля ни со стороны представителей закона, ни со стороны, непосредственно, самого общества. Линчевание без суда становится стандартной практикой. Только своеобразная трагедия заключается в том, что в нашем случае нет никакого монстра, провоцирующего внутри нас звериное, стадное чувство. Мы – сами себе Майкл Майерс. И, хотя в «Хэллоуин убивает» отчётливо наблюдается интересный мэсседж, фильм по большей части всё-таки рассчитан на фанатов. Режиссёр очень грамотно соединил в новой ленте всеми любимые элементы оригинального фильма и всё самое лучшее из сиквелов. «Хэллоуин убивает» - не просто очередное продолжение сериала. Это шокирующее, очень злое, провокационное зрелище. Это не задорный молодёжный слэшер, как фильм 2018-го года. Это не выверенный с холодным расчётом триллер, как оригинал 1978-го года. Это совершенно новый образец – циничное, беспощадное кино, не щадящее ни жертв, попадающих под нож Майерса, ни зрителей, рассчитывавших, судя по критическим рецензиям, на более лёгкий ужастик. Впервые за долгое время «Хэллоуин» ощущается чем-то более серьёзным, чем кино на один вечер.