Полнометражный дебют "Спутник" режиссера Егора Абраменко очень уверенно чувствует себя на территории клаустрофобного фантастического триллера, получившего крупное финансирование и сценарий, который основан на очередной угрозе из космоса, капсулированной в теле одного человека. В интерпретации постановщика лента приобретает черты хорошо отлаженного спектакля, где реализуются идеи о том, что инопланетное вторжение не всегда должно быть масштабным и выжигающим территории, а иногда для захвата территорий важно просто наличие физической оболочки, готовой дать приют вызывающему ужас иррациональному пришельцу. В хорошем смысле Абраменко повторяет традиционный голливудский опыт и от собственной короткометражки 2017 года "Пассажир" движется в сторону амбициозного sc-fi, где концепт классического "Чужого" приобретает новые черты и новое звучание. И если в "Пассажире" действие происходит в СССР в 1970 году во времена, когда космос и сами космонавты были носителями романтического начала и супергероями для миллионов, то в "Спутнике", переброшенном в 1983 год, все уже немного по-другому. Из авантюрного приключения организация полетов на орбиту превратилась везде в хорошо отлаженный механизм, и слово "космонавт" стало больше говорить об определенной нечасто встречающейся профессии, чем о воплощении мифа. Очевидно, что работавшие над экранной историей сценаристы Олег Маловичко и Андрей Золотарев, на счету которых целая масса успешных блокбастеров типа "Вторжения", "Союза Спасения" и "Льда", прекрасно понимали, что настоящий космос для всех начинается на Земле до и после прохождения полета. Из-за этого работа Абраменко приобретает универсальные черты и моделирует поведение нескольких высококлассных профессионалов, наделяя персонажей хорошо считываемыми архетипическими чертами и выводя конфликт на зыбкую почву морального выбора, а не ответственности за судьбы человечества. Режиссерский путь по дороге смысловых стилизаций формально оказывается привязан к железобетонным советским реалиям и реконструирует их, добавляя несколько эмоциональных примет в виде шлягера "Миллион алых роз" Аллы Пугачевой, пластиковой игрушки-неваляшки, фильма "Через тернии к звездам" Ричарда Викторова и характерного спортивного костюма главной героини. Поэтому "Спутник", прилетевший на экраны в то время, когда абсолютная часть населения страны ощущает себя наполовину космонавтами, оказывается рассказом о том, может ли землянин, страшно сказать, Герой Советского Союза, отстраниться от гуманизма и превратиться в новую, питающуюся страхом и не знающую промахов, субстанцию.
В первых же кадрах экспозиции "Спутника" Абраменко представляет вполне традиционный взгляд на Землю с советской космической станции "Орбита-4", где двое космонавтов, командир корабля Костантин Вешняков (Пётр Фёдоров, "Аванпост", "Ледокол") и бортинженер Аверченко (Алексей Демидов), начинают процесс расстыковки и мечтают о том, чем они займутся после того, как пройдут процесс реабилитации после полета. В то время, когда все системы работали в штатном режиме, внутри спускаемого аппарата происходит инцидент, и на парашюте в степи Казахстана опускается также и загадочная космическая сущность, которая стала причиной смерти оптимистичного Аверченко и перевела героя Фёдорова в предкритическое состояние. Отлетавший свою вахту на орбите космонавт первоначально приобретает в режиссерской визуальной интерпретации черты одержимого. В то же самое время в московском НИИ мозга начинает заседание профессиональная комиссия, которая ставит под сомнение профессиональную пригодность нейрофизиолога Татьяны Климовой (Оксана Акиньшина, "Молот", "СуперБобровы"). Благодаря отличному актерскому представлению Акиньшиной в ленте Абраменко появляется второй ключевой персонаж, сильная и решительная женщина, способная идти на риск и принимать важные решения в нестандартных ситуациях. На выходе из института Татьяна знакомится с полковником Семирадовым (Фёдор Бондарчук, "Ленин. Неизбежность", сериал "Год культуры") специально прилетевшим для встречи с ней из спрятанного за колючей проволокой в казахских степях филиала ВНИИ системного анализа. Офицер обещает свое покровительство в решении служебного конфликта, где персонаж Акиньшиной нарушила методику, но достигла благодаря риску результата, и готов заинтересовать пытливый ум ученого совершенно фантастическим предложением. В исполнении Бондарчука лента приобретает сильного антагониста, властного и сентиментального одновременно, Семирадов одержим получением нового вида оружия на базе экземпляра, доставленного Вешняковым из космоса, готов для этого писать фальшивые отчеты в Москву и стремится максимально продвинуться там, где миролюбивый СССР, оказывающий помощь братскому Афганистану, может получить в свои войска настоящего сатану. По прибытии в Казахстан Климова знакомится с Яном Ригелем (Антон Васильев, сериалы "Проект "Анна Николаевна" и "Живая мина"), который уже руководит научными исследованиями феномена Вешнякова и пытается собрать материалы, способные обессмертить его имя. Так у Абраменко появляется четвертый острохарактерный герой, символизирующий в общем и в деталях всю высококвалифицированную кабинетную науку, грезящую больше о званиях и карьере, чем о миссии защиты человечества от внезапной угрозы.
На первый взгляд может показаться, что "Спутник" у Абраменко жадно впитал и эксплуатирует массу хорошо знакомых клише, которые постановщик да же не стремится скрывать. Этот первый пласт ленты, где безэмоциональный квартет разыгрывает трагедию о приручении воплощенного инопланетного зла на благо абстрактных целей усиления тоталитарного общества, способен увести в сторону большинство зрителей. Да, режиссер не пытается изобрести некий фантастический велосипед, а в большей степени реализует продюсерские задачи и создает кино с увлекательной динамикой и громкими заявлениями. Но упрекать Абраменко в его первой серьезной работе за любовь и знание классических составляющих sci-fi продукции было бы как минимум странно. Перенос действия в 1983 год вполне оправдан, после смерти Брежнева новый партийный режим активно начал заниматься чисткой собственных рядов и поиском там высокопоставленных "товарищей", которые давно стали чужими для действующей власти. Существо, вселившееся в персонажа Фёдорова и ставшее с ним, по сути дела, полноценным симбиотом могло бы стать в перспективе штукой куда сильнее, чем пресловутый детектор лжи. Отнюдь не случайно, что из космонавтова тела нечисть вылезает по ночам и в серо-желтом антураже начинает корм, в качестве которого не стремящийся выглядеть мизантропом Семирадов предлагает живых заключенных, отбывающих реальные сроки извергов. Хорошо просматривается в каждом из характеров стремление к совершенству и успеху, нумерологическая подсказка в виде сакрального числа "108", которое также очень сильно коррелирует с данными о Земле как о планете. В исполнении Фёдорова появляются нотки сарказма по отношению к супергеройству, о котором, естественно, ничего не знали во времена СССР. Абсолютно здоровое тело Вешнякова, полностью уверенного в себе и не знающего страха, становится идеальной площадкой, где может разместиться пришелец. Между симбиотом и Константином формируется устойчивая связь, все больше и больше отделяющего его от того самого обычного, можно даже сказать советского человека, миф о котором активно формировался в те годы. Разговаривая о страхах, Абраменко в определенный момент переступает настоящую черту и переходит к сильнейшим обобщениям относительно отсутствия страха для того, чтобы остаться в живых, или атрофии выработки кортизола в качестве новой ступени эволюции. Внешне безупречный и неотразимый Вешняков имеет прекрасно спроектированную уязвимость в лице сироты, 7-летнего внебрачного сына из Ростова, которого он никогда не видел. Только из-за этого герой Фёдорова замирает в кульминации фильма в нескольких миллиметрах от точки невозврата и одним верным движением останавливает сползание в мир, где мораль под строжайшим запретом.
Идеализм "Спутника" у Абраменко получается в том простом варианте, когда полковник, космонавт и ученые начинают для себя определять сами ту степень внутренней темноты и решительности ради достижения цели. Персонаж Акиньшиной вполне соотносится со всеми установками на феминизм в современном кино, но аскетичный концепт ленты полностью выхолащивает любовную линию и превращает жизнь Татьяны в незакрытый еще со времен воспитания в детдоме гештальт о том, что она тоже имеет право поступать в соответствии со своими представлениями о морали и разумности. Шрам на спине и прием промедола свидетельствуют о том, что главная героиня каждый день готова бороться с обстоятельствами и принимать промедол. Характер Акиньшиной оказывается абсолютно запредельным по уровню глубины интуиции в этой ленте, случилось так, что она не просто оказывается постоянно на шаг впереди, оказавшись на закрытой территории, но и начинает себя проявлять там, где мужчины расплачиваются жизнью за собственный страх. Постановщик определенно равняется на то, чтобы женщина стала победительницей в мужских играх и заняла место над ситуацией, из-за этого Татьяна до самого эпилога с запоздалым флэшбэком остается основной движущей силой проекта подтверждает мысль о том, что проявления эмпатии к пациенту и объекту исследования являются лишь импровизацией и отклонением от плана командировки. Рассматривать проект Абраменко с точки зрения социального комментария об эпохе и людях внутри нее нет никакой необходимости. Лента не ставит под сомнение правильность действий каждого из персонажей, воспитанных коллективистским Советским Союзом, но при этом демонстрирующих жуткий индивидуализм на протяжении всей ленты, где бесы смотрят с нарастающим удовольствием за происходящим. Реальность в проекте не просто кусается, но и способна перегрызать глотки всем тем, в ком есть сомнения и страхи. Поэтому "Спутник" так безжалостен и открыто бездушен по отношению к каждому из четырех персонажей, которые испытывают ощутимые сбои при движении по дороге рациональности и прогресса.
6
,9
2020, Россия, Фантастика
113 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Полнометражный дебют "Спутник" режиссера Егора Абраменко очень уверенно чувствует себя на территории клаустрофобного фантастического триллера, получившего крупное финансирование и сценарий, который основан на очередной угрозе из космоса, капсулированной в теле одного человека. В интерпретации постановщика лента приобретает черты хорошо отлаженного спектакля, где реализуются идеи о том, что инопланетное вторжение не всегда должно быть масштабным и выжигающим территории, а иногда для захвата территорий важно просто наличие физической оболочки, готовой дать приют вызывающему ужас иррациональному пришельцу. В хорошем смысле Абраменко повторяет традиционный голливудский опыт и от собственной короткометражки 2017 года "Пассажир" движется в сторону амбициозного sc-fi, где концепт классического "Чужого" приобретает новые черты и новое звучание. И если в "Пассажире" действие происходит в СССР в 1970 году во времена, когда космос и сами космонавты были носителями романтического начала и супергероями для миллионов, то в "Спутнике", переброшенном в 1983 год, все уже немного по-другому. Из авантюрного приключения организация полетов на орбиту превратилась везде в хорошо отлаженный механизм, и слово "космонавт" стало больше говорить об определенной нечасто встречающейся профессии, чем о воплощении мифа. Очевидно, что работавшие над экранной историей сценаристы Олег Маловичко и Андрей Золотарев, на счету которых целая масса успешных блокбастеров типа "Вторжения", "Союза Спасения" и "Льда", прекрасно понимали, что настоящий космос для всех начинается на Земле до и после прохождения полета. Из-за этого работа Абраменко приобретает универсальные черты и моделирует поведение нескольких высококлассных профессионалов, наделяя персонажей хорошо считываемыми архетипическими чертами и выводя конфликт на зыбкую почву морального выбора, а не ответственности за судьбы человечества. Режиссерский путь по дороге смысловых стилизаций формально оказывается привязан к железобетонным советским реалиям и реконструирует их, добавляя несколько эмоциональных примет в виде шлягера "Миллион алых роз" Аллы Пугачевой, пластиковой игрушки-неваляшки, фильма "Через тернии к звездам" Ричарда Викторова и характерного спортивного костюма главной героини. Поэтому "Спутник", прилетевший на экраны в то время, когда абсолютная часть населения страны ощущает себя наполовину космонавтами, оказывается рассказом о том, может ли землянин, страшно сказать, Герой Советского Союза, отстраниться от гуманизма и превратиться в новую, питающуюся страхом и не знающую промахов, субстанцию. В первых же кадрах экспозиции "Спутника" Абраменко представляет вполне традиционный взгляд на Землю с советской космической станции "Орбита-4", где двое космонавтов, командир корабля Костантин Вешняков (Пётр Фёдоров, "Аванпост", "Ледокол") и бортинженер Аверченко (Алексей Демидов), начинают процесс расстыковки и мечтают о том, чем они займутся после того, как пройдут процесс реабилитации после полета. В то время, когда все системы работали в штатном режиме, внутри спускаемого аппарата происходит инцидент, и на парашюте в степи Казахстана опускается также и загадочная космическая сущность, которая стала причиной смерти оптимистичного Аверченко и перевела героя Фёдорова в предкритическое состояние. Отлетавший свою вахту на орбите космонавт первоначально приобретает в режиссерской визуальной интерпретации черты одержимого. В то же самое время в московском НИИ мозга начинает заседание профессиональная комиссия, которая ставит под сомнение профессиональную пригодность нейрофизиолога Татьяны Климовой (Оксана Акиньшина, "Молот", "СуперБобровы"). Благодаря отличному актерскому представлению Акиньшиной в ленте Абраменко появляется второй ключевой персонаж, сильная и решительная женщина, способная идти на риск и принимать важные решения в нестандартных ситуациях. На выходе из института Татьяна знакомится с полковником Семирадовым (Фёдор Бондарчук, "Ленин. Неизбежность", сериал "Год культуры") специально прилетевшим для встречи с ней из спрятанного за колючей проволокой в казахских степях филиала ВНИИ системного анализа. Офицер обещает свое покровительство в решении служебного конфликта, где персонаж Акиньшиной нарушила методику, но достигла благодаря риску результата, и готов заинтересовать пытливый ум ученого совершенно фантастическим предложением. В исполнении Бондарчука лента приобретает сильного антагониста, властного и сентиментального одновременно, Семирадов одержим получением нового вида оружия на базе экземпляра, доставленного Вешняковым из космоса, готов для этого писать фальшивые отчеты в Москву и стремится максимально продвинуться там, где миролюбивый СССР, оказывающий помощь братскому Афганистану, может получить в свои войска настоящего сатану. По прибытии в Казахстан Климова знакомится с Яном Ригелем (Антон Васильев, сериалы "Проект "Анна Николаевна" и "Живая мина"), который уже руководит научными исследованиями феномена Вешнякова и пытается собрать материалы, способные обессмертить его имя. Так у Абраменко появляется четвертый острохарактерный герой, символизирующий в общем и в деталях всю высококвалифицированную кабинетную науку, грезящую больше о званиях и карьере, чем о миссии защиты человечества от внезапной угрозы. На первый взгляд может показаться, что "Спутник" у Абраменко жадно впитал и эксплуатирует массу хорошо знакомых клише, которые постановщик да же не стремится скрывать. Этот первый пласт ленты, где безэмоциональный квартет разыгрывает трагедию о приручении воплощенного инопланетного зла на благо абстрактных целей усиления тоталитарного общества, способен увести в сторону большинство зрителей. Да, режиссер не пытается изобрести некий фантастический велосипед, а в большей степени реализует продюсерские задачи и создает кино с увлекательной динамикой и громкими заявлениями. Но упрекать Абраменко в его первой серьезной работе за любовь и знание классических составляющих sci-fi продукции было бы как минимум странно. Перенос действия в 1983 год вполне оправдан, после смерти Брежнева новый партийный режим активно начал заниматься чисткой собственных рядов и поиском там высокопоставленных "товарищей", которые давно стали чужими для действующей власти. Существо, вселившееся в персонажа Фёдорова и ставшее с ним, по сути дела, полноценным симбиотом могло бы стать в перспективе штукой куда сильнее, чем пресловутый детектор лжи. Отнюдь не случайно, что из космонавтова тела нечисть вылезает по ночам и в серо-желтом антураже начинает корм, в качестве которого не стремящийся выглядеть мизантропом Семирадов предлагает живых заключенных, отбывающих реальные сроки извергов. Хорошо просматривается в каждом из характеров стремление к совершенству и успеху, нумерологическая подсказка в виде сакрального числа "108", которое также очень сильно коррелирует с данными о Земле как о планете. В исполнении Фёдорова появляются нотки сарказма по отношению к супергеройству, о котором, естественно, ничего не знали во времена СССР. Абсолютно здоровое тело Вешнякова, полностью уверенного в себе и не знающего страха, становится идеальной площадкой, где может разместиться пришелец. Между симбиотом и Константином формируется устойчивая связь, все больше и больше отделяющего его от того самого обычного, можно даже сказать советского человека, миф о котором активно формировался в те годы. Разговаривая о страхах, Абраменко в определенный момент переступает настоящую черту и переходит к сильнейшим обобщениям относительно отсутствия страха для того, чтобы остаться в живых, или атрофии выработки кортизола в качестве новой ступени эволюции. Внешне безупречный и неотразимый Вешняков имеет прекрасно спроектированную уязвимость в лице сироты, 7-летнего внебрачного сына из Ростова, которого он никогда не видел. Только из-за этого герой Фёдорова замирает в кульминации фильма в нескольких миллиметрах от точки невозврата и одним верным движением останавливает сползание в мир, где мораль под строжайшим запретом. Идеализм "Спутника" у Абраменко получается в том простом варианте, когда полковник, космонавт и ученые начинают для себя определять сами ту степень внутренней темноты и решительности ради достижения цели. Персонаж Акиньшиной вполне соотносится со всеми установками на феминизм в современном кино, но аскетичный концепт ленты полностью выхолащивает любовную линию и превращает жизнь Татьяны в незакрытый еще со времен воспитания в детдоме гештальт о том, что она тоже имеет право поступать в соответствии со своими представлениями о морали и разумности. Шрам на спине и прием промедола свидетельствуют о том, что главная героиня каждый день готова бороться с обстоятельствами и принимать промедол. Характер Акиньшиной оказывается абсолютно запредельным по уровню глубины интуиции в этой ленте, случилось так, что она не просто оказывается постоянно на шаг впереди, оказавшись на закрытой территории, но и начинает себя проявлять там, где мужчины расплачиваются жизнью за собственный страх. Постановщик определенно равняется на то, чтобы женщина стала победительницей в мужских играх и заняла место над ситуацией, из-за этого Татьяна до самого эпилога с запоздалым флэшбэком остается основной движущей силой проекта подтверждает мысль о том, что проявления эмпатии к пациенту и объекту исследования являются лишь импровизацией и отклонением от плана командировки. Рассматривать проект Абраменко с точки зрения социального комментария об эпохе и людях внутри нее нет никакой необходимости. Лента не ставит под сомнение правильность действий каждого из персонажей, воспитанных коллективистским Советским Союзом, но при этом демонстрирующих жуткий индивидуализм на протяжении всей ленты, где бесы смотрят с нарастающим удовольствием за происходящим. Реальность в проекте не просто кусается, но и способна перегрызать глотки всем тем, в ком есть сомнения и страхи. Поэтому "Спутник" так безжалостен и открыто бездушен по отношению к каждому из четырех персонажей, которые испытывают ощутимые сбои при движении по дороге рациональности и прогресса.