Американская (впрочем, не только американская) киноиндустрия и прежде не отличалась особой щепетильностью, беззастенчиво эксплуатируя любой мало-мальски ощутимый коммерческий успех – раз за разом штампуя продолжения, римейки, повторные киноверсии произведений литературы и театра. Но с наступлением XXI века, когда постмодернистская эстетика начала безоговорочно доминировать, процесс резко интенсифицировался – и по сей день ничуть не сбавляет обороты. Отношение Ланы Вачовски к бесконечному тиражированию некогда найденной идеи без обиняков (и в исключительно хлёсткой, язвительной форме) высказано прямо с экрана. Зритель, наверное, не меньше Томаса Андерсона ошарашен, слыша из уст его делового партнёра с распространённой фамилией Смит слова о том, что вышестоящая компания Warner Bros. намерена вернуться к популярному медиапродукту. Мало того, угрожает в случае нежелания авторов принять участие в разработке проекта найти других творцов. Формально речь идёт о популярной компьютерной игре, но мы-то понимаем, что к чему. А позже один из так называемых Изгнанников берётся изрыгать проклятия, грозя «сиквелы франшизами спин-оффить». Наконец, после долгих финальных титров аудиторию поджидает заготовленный кинематографистами остроумный сюрприз – специально для тех, кто основательно «подсел» на адаптации комиксов издательств Marvel Comics и DC Comics. Взамен привычного анонса дальнейших событий звучат рассуждения компании приятелей о том, что сейчас самое время продолжать стричь купоны, запустив безотказную «котоматрицу».
Это, конечно, забавно и вместе с тем – не лишено глубины. Скажу больше. Оригинальная «Матрица» /1999/, воспринимавшаяся, несмотря на открытый финал, завершённой, самодостаточной лентой, не сильно проиграла бы, если б вторая и третья части не увидели свет. События, рассказанные в фильмах с подзаголовками «Перезагрузка» и «Революция» (вариант перевода – «Кругооборот»), не говоря уже об анимационном альманахе «Аниматрица» /2003/, отчасти развивали и углубляли оригинальную концепцию, но ничего принципиально нового привнести, кажется, и не обещали. Во всяком случае на эстетическое и философское откровение точно не претендовали… Так имело ли смысл возвращаться к сюжету и персонажам по истечение значительного перерыва, когда столько всего радикально поменялось (и даже сами братья успели трансформироваться в сестёр)? Надо полагать, Вачовски напрягало, как развивается дальнейшая профессиональная карьера? Не нравилось гораздо менее восторженное принятие широкой публикой последующих постановок, включая «Облачный атлас» /2012/ и «Восхождение Юпитер» /2015/, где знакомые «матричные» мотивы зазвучали по-иному, в другом контексте? Возник страх забвения?..
На поверку, разумеется, всё не так просто. По уверению экс-Ларри, представители киностудии с завидной регулярностью присылали предложения вернуться к легендарному кинохиту, неизменно получая отказы. Изменить решение же подвигли не финансовые, а личные соображения. Переломным стал 2019-й год, омрачённый кончинами родителей и близкого друга, что послужило для Ланы (впрочем, не для Лилли, в прошлом Эндрю) мощным толчком к сочинению истории про повзрослевшего Нео. Про Нео, который изменился не меньше, чем окружающий мир (в том числе внешне – оброс бородой и усами), и тем не менее остался таким же, каким был всегда. Вопреки первоначальным опасениям, нечто подобное получилось и у авторов (в сочинении сценария также приняли участие Дэвид Митчелл и Алексадр Хемон). С одной стороны Вачовски даже слегка перебарщивает, то и дело перемежая действие кадрами из предшествующих лент (1), а главное, стараясь реконструировать вымышленную художественную Вселенную максимально скрупулёзно, не упустив никакую из мало-мальски существенных тем, затронутых ранее. Но с другой – недвусмысленно даёт понять, что процесс «воскрешения» отнюдь не тождественен навязчивому желанию войти дважды в одну и ту же реку. Даже в виртуальном пространстве, функционирующем по заранее написанным программам, нет застоя или строгой цикличности. Что уж говорить об ищущем, пытливом, мятущемся людском сознании?..
Так называемая «революция», увы, не привела к качественному скачку – к установлению формации более высокого уровня, которая позволила бы преодолеть последствия глобальной экологической катастрофы (бытование на Земле в условиях «сожжённого солнца»). Но в отношении бездушных машин, похоже, тоже справедлива максима Василия Ключевского, предупреждавшего: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Рано или поздно должен был произойти сбой – и вот Багз, почувствовав себя тем самым, вечно спешащим и опаздывающим Белым Кроликом, выходит из-под контроля. (Замечу мимоходом, что фрагмент с введением давнего шлягера White Rabbit рок-группы Jefferson Airplane, также отсылавшего к перипетиям сказки Льюиса Кэрролла, получился одним из лучших и наиболее запоминающихся.) Остальное стало делом техники: от пробуждения Морфеуса – к извлечению из состояния «забытья» Андерсона. А тот, осознав, что является мессией и воином – что обязан исполнить высокую миссию, уже не мог позволить себе не предпринять всё возможное и невозможное в надежде вернуть Тринити, вроде бы вполне довольную судьбой обычной женщины по имени Тиффани, счастливой жены (кстати, в качестве отражения Андерсона засветился Стивен Рой, супруг актрисы Керри-Энн Мосс) и матери двоих детей. Никакие ухищрения Аналитика, наивно полагающего, что нашёл идеальный способ управлять пациентом, благодаря чему поддерживает стабильность (при высоком энергетическом КПД!) очередной версии Матрицы, не помогут сохранить статус-кво.
«Матрица: Воскрешение» вряд ли породит столь же мощную волну моды, как это произошло с оригиналом, которому взялись подражать все кому не лень: от коллег-кинематографистов, растиражировавших эффектные приёмы и взявшихся имитировать заявленный стиль, до рядовых обывателей, массово скупавших солнцезащитные очки характерного дизайна и чёрные кожаные куртки. Но у сиквела – и задача иная. На сеансе порой сложно отделаться от ощущения, что съёмки послужили Вачовски поводом для создания своеобразного отчёта художника. Попыткой с высоты прожитых лет оценить сделанный однажды прогноз. Размышлениями о том, что сбылось и в чём предположения, наоборот, разошлись с реальностью по эту сторону кинополотна. Вопреки домыслам Ёсихиро Фрэнсиса Фукуямы, конец истории не наступил: общественные противоречия не исчезли, но лишь обострились, вылившись в затяжной кризис. Да, договорённость с Главным Компьютером, ставшая возможной благодаря нечеловеческим усилиям Нео, помогла спасти Зион от разрушения, а бунтовщиков – от поголовного истребления. Да, у представителей вида Homo sapiens, сплочённых под командованием Ниобы, появились союзники из числа роботов, не заразившихся вирусом тяги к безграничной власти. Да, о поражении никто не помышляет. Но главного-то по-прежнему нет. Нет свободы. Вот и Тринити нельзя принудительно изъять (допустим, заставив выпить красную таблетку вместо привычной синей) из положения помещённой в капсулу «живой батарейки», предающейся иллюзиям, пока она сама, по доброй воле, не изъявит соответствующего желания. Поразительно, но за минувший внушительный срок Лана не стала более циничной, не прониклась скепсисом, не разочаровалась в идеалах молодости. Напротив, финальные кадры с обретением временно утраченной способности летать проникнуты ощущением неподдельной романтики. Воскрешение свершилось!
_______
1 – Схожим приёмом активно пользовался, в частности, француз Клод Лелуш, вернувшись к судьбам своих любимых «мужчины и женщины» на склоне лет, и возникающая ассоциация невольно вызывает улыбку.
6
,2
2021, США, Фантастика
147 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Американская (впрочем, не только американская) киноиндустрия и прежде не отличалась особой щепетильностью, беззастенчиво эксплуатируя любой мало-мальски ощутимый коммерческий успех – раз за разом штампуя продолжения, римейки, повторные киноверсии произведений литературы и театра. Но с наступлением XXI века, когда постмодернистская эстетика начала безоговорочно доминировать, процесс резко интенсифицировался – и по сей день ничуть не сбавляет обороты. Отношение Ланы Вачовски к бесконечному тиражированию некогда найденной идеи без обиняков (и в исключительно хлёсткой, язвительной форме) высказано прямо с экрана. Зритель, наверное, не меньше Томаса Андерсона ошарашен, слыша из уст его делового партнёра с распространённой фамилией Смит слова о том, что вышестоящая компания Warner Bros. намерена вернуться к популярному медиапродукту. Мало того, угрожает в случае нежелания авторов принять участие в разработке проекта найти других творцов. Формально речь идёт о популярной компьютерной игре, но мы-то понимаем, что к чему. А позже один из так называемых Изгнанников берётся изрыгать проклятия, грозя «сиквелы франшизами спин-оффить». Наконец, после долгих финальных титров аудиторию поджидает заготовленный кинематографистами остроумный сюрприз – специально для тех, кто основательно «подсел» на адаптации комиксов издательств Marvel Comics и DC Comics. Взамен привычного анонса дальнейших событий звучат рассуждения компании приятелей о том, что сейчас самое время продолжать стричь купоны, запустив безотказную «котоматрицу». Это, конечно, забавно и вместе с тем – не лишено глубины. Скажу больше. Оригинальная «Матрица» /1999/, воспринимавшаяся, несмотря на открытый финал, завершённой, самодостаточной лентой, не сильно проиграла бы, если б вторая и третья части не увидели свет. События, рассказанные в фильмах с подзаголовками «Перезагрузка» и «Революция» (вариант перевода – «Кругооборот»), не говоря уже об анимационном альманахе «Аниматрица» /2003/, отчасти развивали и углубляли оригинальную концепцию, но ничего принципиально нового привнести, кажется, и не обещали. Во всяком случае на эстетическое и философское откровение точно не претендовали… Так имело ли смысл возвращаться к сюжету и персонажам по истечение значительного перерыва, когда столько всего радикально поменялось (и даже сами братья успели трансформироваться в сестёр)? Надо полагать, Вачовски напрягало, как развивается дальнейшая профессиональная карьера? Не нравилось гораздо менее восторженное принятие широкой публикой последующих постановок, включая «Облачный атлас» /2012/ и «Восхождение Юпитер» /2015/, где знакомые «матричные» мотивы зазвучали по-иному, в другом контексте? Возник страх забвения?.. На поверку, разумеется, всё не так просто. По уверению экс-Ларри, представители киностудии с завидной регулярностью присылали предложения вернуться к легендарному кинохиту, неизменно получая отказы. Изменить решение же подвигли не финансовые, а личные соображения. Переломным стал 2019-й год, омрачённый кончинами родителей и близкого друга, что послужило для Ланы (впрочем, не для Лилли, в прошлом Эндрю) мощным толчком к сочинению истории про повзрослевшего Нео. Про Нео, который изменился не меньше, чем окружающий мир (в том числе внешне – оброс бородой и усами), и тем не менее остался таким же, каким был всегда. Вопреки первоначальным опасениям, нечто подобное получилось и у авторов (в сочинении сценария также приняли участие Дэвид Митчелл и Алексадр Хемон). С одной стороны Вачовски даже слегка перебарщивает, то и дело перемежая действие кадрами из предшествующих лент (1), а главное, стараясь реконструировать вымышленную художественную Вселенную максимально скрупулёзно, не упустив никакую из мало-мальски существенных тем, затронутых ранее. Но с другой – недвусмысленно даёт понять, что процесс «воскрешения» отнюдь не тождественен навязчивому желанию войти дважды в одну и ту же реку. Даже в виртуальном пространстве, функционирующем по заранее написанным программам, нет застоя или строгой цикличности. Что уж говорить об ищущем, пытливом, мятущемся людском сознании?.. Так называемая «революция», увы, не привела к качественному скачку – к установлению формации более высокого уровня, которая позволила бы преодолеть последствия глобальной экологической катастрофы (бытование на Земле в условиях «сожжённого солнца»). Но в отношении бездушных машин, похоже, тоже справедлива максима Василия Ключевского, предупреждавшего: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Рано или поздно должен был произойти сбой – и вот Багз, почувствовав себя тем самым, вечно спешащим и опаздывающим Белым Кроликом, выходит из-под контроля. (Замечу мимоходом, что фрагмент с введением давнего шлягера White Rabbit рок-группы Jefferson Airplane, также отсылавшего к перипетиям сказки Льюиса Кэрролла, получился одним из лучших и наиболее запоминающихся.) Остальное стало делом техники: от пробуждения Морфеуса – к извлечению из состояния «забытья» Андерсона. А тот, осознав, что является мессией и воином – что обязан исполнить высокую миссию, уже не мог позволить себе не предпринять всё возможное и невозможное в надежде вернуть Тринити, вроде бы вполне довольную судьбой обычной женщины по имени Тиффани, счастливой жены (кстати, в качестве отражения Андерсона засветился Стивен Рой, супруг актрисы Керри-Энн Мосс) и матери двоих детей. Никакие ухищрения Аналитика, наивно полагающего, что нашёл идеальный способ управлять пациентом, благодаря чему поддерживает стабильность (при высоком энергетическом КПД!) очередной версии Матрицы, не помогут сохранить статус-кво. «Матрица: Воскрешение» вряд ли породит столь же мощную волну моды, как это произошло с оригиналом, которому взялись подражать все кому не лень: от коллег-кинематографистов, растиражировавших эффектные приёмы и взявшихся имитировать заявленный стиль, до рядовых обывателей, массово скупавших солнцезащитные очки характерного дизайна и чёрные кожаные куртки. Но у сиквела – и задача иная. На сеансе порой сложно отделаться от ощущения, что съёмки послужили Вачовски поводом для создания своеобразного отчёта художника. Попыткой с высоты прожитых лет оценить сделанный однажды прогноз. Размышлениями о том, что сбылось и в чём предположения, наоборот, разошлись с реальностью по эту сторону кинополотна. Вопреки домыслам Ёсихиро Фрэнсиса Фукуямы, конец истории не наступил: общественные противоречия не исчезли, но лишь обострились, вылившись в затяжной кризис. Да, договорённость с Главным Компьютером, ставшая возможной благодаря нечеловеческим усилиям Нео, помогла спасти Зион от разрушения, а бунтовщиков – от поголовного истребления. Да, у представителей вида Homo sapiens, сплочённых под командованием Ниобы, появились союзники из числа роботов, не заразившихся вирусом тяги к безграничной власти. Да, о поражении никто не помышляет. Но главного-то по-прежнему нет. Нет свободы. Вот и Тринити нельзя принудительно изъять (допустим, заставив выпить красную таблетку вместо привычной синей) из положения помещённой в капсулу «живой батарейки», предающейся иллюзиям, пока она сама, по доброй воле, не изъявит соответствующего желания. Поразительно, но за минувший внушительный срок Лана не стала более циничной, не прониклась скепсисом, не разочаровалась в идеалах молодости. Напротив, финальные кадры с обретением временно утраченной способности летать проникнуты ощущением неподдельной романтики. Воскрешение свершилось! _______ 1 – Схожим приёмом активно пользовался, в частности, француз Клод Лелуш, вернувшись к судьбам своих любимых «мужчины и женщины» на склоне лет, и возникающая ассоциация невольно вызывает улыбку.