Рассел Кроу изрядно удивил ещё в кинофантазии «Мумия» /2017/ – не самим фактом того, что предстал на экране законченным злодеем (доктором Генри Джекиллом, скрывающим демоническую натуру мистера Хайда), а тем, как, в какой манере исполнил роль. Особенно разительным казался контраст с Томом Крузом, сыгравшим лихого сержанта Ника Мортона. А чтобы у аудитории рассеялись последние сомнения, учёный??, схлестнувшись с солдатом в открытую, бросает недругу в сердцах: «Ты гораздо моложе, но тебе следует научиться быть осторожнее с таким человеком, как я». Вряд ли кто-то из зрителей вспомнил в этот момент, что Том почти на два года старше Рассела, не говоря уже о том, что получил международную известность куда раньше. В сравнении с Крузом, умудряющимся поддерживать отличную физическую форму (1), Кроу действительно смотрелся неважнецки… Но и партия двуликого доктора померкнет на фоне нового «достижения». Те, кто помнит «звезду» по «Гладиатору» /2000/ или хотя бы по вестерну «Поезд на Юму» /2007/, с трудом узнают его в располневшем до неприличия, обрюзгшем, неопрятном бородатом типе, заглатывающем в разгар ночи горсть таблеток, сидя в салоне автомобиля, – и наверняка ужаснутся, видя, как он достаёт из багажника топор с явно агрессивными намерениями. Вступительные кадры призваны повергнуть публику в шок, предельно доходчиво объяснив, насколько опасен этот загадочный незнакомец, подробностей о личности которого мы узнаем, прямо скажем, не слишком много… Вплоть до финального разрешения конфликта не даёт покоя мысль: ведь не специально же для съёмок артист сделал всё, чтобы выглядеть, мягко говоря, не наилучшим образом, – не набирал же вес по примеру Роберта Де Ниро и Сильвестра Сталлоне (для появления соответственно в «Бешеном быке» /1980/ и «Полицейских» /1997/). Вероятно, просто сценарий Карла Эллсуорта пришёлся как нельзя кстати.
Не исключено, что у зрителей со стажем на сеансе возникнет чувство лёгкой ностальгии, и даже закрадывается подозрение, что сам Деррик Борте черпал вдохновение в признанных (памятных каждому киноману!) триллерах прошлого. Правда, авторы отдают дань всё же не Стивену Спилбергу, который в ранней (изначально – снятой для телевидения) постановке с ёмким названием «Дуэль» /1971/ вообще ни разу не показал водителя сорокатонного бензовоза, неотступно преследующего несчастного коммивояжёра. По концепции «Неистовый» (хотя дословно эпитет «unhinged» переводится как ‘психически неуравновешенный’, ‘ненормальный’, ‘сумасбродный’) гораздо ближе, пожалуй, «Попутчику» /1986/ Роберта Хармона, где Рутгер Хауэр предстал сущим исчадьем ада, без видимых резонов терроризирующим обычного американского подростка Джима Хэлси. Вот только бросается в глаза существенное отличие. Если Джон Райдер голосовал на шоссе где-то в глубинке США, в малонаселённой местности, и герою Кристофера Томаса Хауэлла было тяжело рассчитывать на помощь именно в силу того, что поблизости отсутствовали более-менее крупные города, то персонаж Рассела Кроу – вполне уютно чувствует себя в мегаполисе. Он не только не прячется, разъезжая на своём надёжном, как танк, пикапе, но и не особо прикрывается, учинив бойню в закусочной – на глазах у десятков случайных свидетелей, моментально повключавших камеры на смартфонах…
К слову сказать, развитие техники создало специфическую проблему для кинодраматургов, которые теперь вынуждены тщательно обосновывать, почему преступник не оказался оперативно обезврежен стражами закона. Деррику Борте помогает выкрутиться из затруднительного положения стремительность развёртывания событий. Рэйчел старается дозвониться до службы спасения, но… каждая попытка оказывается запоздалой (как назло!), да и несчастная женщина нечаянно облегчила злоумышленнику задачу, не поставив пароль на сотовый телефон. Полиция элементарно не успевает среагировать – и перехватить нарушителя спокойствия, действующего без промедления и предвидящего поведение жертвы на несколько шагов вперёд. Несложно догадаться, что неприятная ситуация, возникшая рано утром, когда мать везла сына в школу и, нервничая, ввязалась в перебранку с другим водителем (того оскорбил «невежливый» сигнал клаксона), не может длиться долго. Вместе с тем интуиция подсказывает, что это – одно из тех жизненных испытаний, какие человеку волей-неволей приходится преодолеть самостоятельно, не рассчитывая на помощь извне. Было бы, грубо говоря, слишком легко, если б обезумевшего «моралиста», взявшегося преподать урок хороших манер, в какой-то момент нейтрализовали сотрудники правоохранительных органов. Нет, здесь – столкновение характеров, и противостояния один на один рано или поздно не избежать.
«Неистового» проще всего воспринять в качестве типичного жанрового образчика, вдосталь насладившись неплохим саспенсом, нагнетаемым по ходу развития сюжета. Однако Борте всё-таки не последовал по пути того же Роберта Хармона или даже Стивена Спилберга без оговорок. В отличие от предшественников, выставлявших преследователей воплощением некоего безликого, метафизического зла, режиссёр «Неистового» прозрачно намекает на вполне приземлённую природу жутких поступков водителя. Его бунт не носит «абстрактного», вселенского (с позволения сказать, богоборческого) характера. Причины – примерно те же, что и у бедолаги Уильяма Фостера в исполнении Майкла Дугласа, который, лишившись работы, принялся вымещать злобу на каждом встречном и поперечном: от уличной шпаны до заносчивых старых богатеев, мирно играющих в гольф. Любопытно, что дословно название драмы Джоэла Шумахера, вышедшей в 1993-м году, переводилось, как «Падение», однако в российском прокате ленте присвоили заголовок эффектнее – «С меня хватит!». Вот и с персонажем Кроу произошло, очевидно, нечто подобное: недружелюбное поведение женщины за рулём стало той самой каплей, что переполнила чашу терпения. Недаром же незнакомец одержимо повторяет угрозу показать зарвавшейся дамочке, что такое по-настоящему скверный день…
Обозначенный мотив придаёт событиям отнюдь не лишнюю социально-психологическую глубину, причём соответствующая проблематика задана чуть ли не со вступительных кадров. Из обрывков телевизионных репортажей с мест происшествий явствует, что на улицах (в первую очередь – на проезжей части) пугающими темпами растёт напряжение. Атмосфера накаляется – и любой пустяковый инцидент грозит обернуться зажжённой спичкой, поднесённой к бочке пороха. Хотя съёмки велись (в Кеннери и Новом Орлеане, штат Луизиана) ещё летом 2019-го, наблюдение кинематографистов воспринимается на редкость злободневным именно сейчас – в свете мятежей, захлестнувших едва ли не все Соединённые Штаты. Деррик (вообще-то родившийся в Германии, но выросший в США), конечно, не открывает великой тайны, напоминая лишний раз, что любая – даже кажущаяся спонтанной – вспышка насилия порождается конкретными обстоятельствами. Само общество, погружённое в состояние перманентного кризиса (экономического, политического и любого иного толка), толкает индивида на отчаянные шаги. Нервозность – всего лишь следствие привычного состояния «войны всех против всех». Очень интересно, с энтузиазмом ли широкая публика встретит ленту (в разных частях света) – и удастся ли продюсерам окупить весьма ощутимые затраты на производство, составившие $33 млн.
_______
1 – Полагаю, что скорее стараниями личных тренеров (и отчасти – пластических хирургов), чем наставников из числа приверженцев учения Рональда Лафайета Хаббарда.
6
,9
2020, США, Триллеры
86 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Рассел Кроу изрядно удивил ещё в кинофантазии «Мумия» /2017/ – не самим фактом того, что предстал на экране законченным злодеем (доктором Генри Джекиллом, скрывающим демоническую натуру мистера Хайда), а тем, как, в какой манере исполнил роль. Особенно разительным казался контраст с Томом Крузом, сыгравшим лихого сержанта Ника Мортона. А чтобы у аудитории рассеялись последние сомнения, учёный??, схлестнувшись с солдатом в открытую, бросает недругу в сердцах: «Ты гораздо моложе, но тебе следует научиться быть осторожнее с таким человеком, как я». Вряд ли кто-то из зрителей вспомнил в этот момент, что Том почти на два года старше Рассела, не говоря уже о том, что получил международную известность куда раньше. В сравнении с Крузом, умудряющимся поддерживать отличную физическую форму (1), Кроу действительно смотрелся неважнецки… Но и партия двуликого доктора померкнет на фоне нового «достижения». Те, кто помнит «звезду» по «Гладиатору» /2000/ или хотя бы по вестерну «Поезд на Юму» /2007/, с трудом узнают его в располневшем до неприличия, обрюзгшем, неопрятном бородатом типе, заглатывающем в разгар ночи горсть таблеток, сидя в салоне автомобиля, – и наверняка ужаснутся, видя, как он достаёт из багажника топор с явно агрессивными намерениями. Вступительные кадры призваны повергнуть публику в шок, предельно доходчиво объяснив, насколько опасен этот загадочный незнакомец, подробностей о личности которого мы узнаем, прямо скажем, не слишком много… Вплоть до финального разрешения конфликта не даёт покоя мысль: ведь не специально же для съёмок артист сделал всё, чтобы выглядеть, мягко говоря, не наилучшим образом, – не набирал же вес по примеру Роберта Де Ниро и Сильвестра Сталлоне (для появления соответственно в «Бешеном быке» /1980/ и «Полицейских» /1997/). Вероятно, просто сценарий Карла Эллсуорта пришёлся как нельзя кстати. Не исключено, что у зрителей со стажем на сеансе возникнет чувство лёгкой ностальгии, и даже закрадывается подозрение, что сам Деррик Борте черпал вдохновение в признанных (памятных каждому киноману!) триллерах прошлого. Правда, авторы отдают дань всё же не Стивену Спилбергу, который в ранней (изначально – снятой для телевидения) постановке с ёмким названием «Дуэль» /1971/ вообще ни разу не показал водителя сорокатонного бензовоза, неотступно преследующего несчастного коммивояжёра. По концепции «Неистовый» (хотя дословно эпитет «unhinged» переводится как ‘психически неуравновешенный’, ‘ненормальный’, ‘сумасбродный’) гораздо ближе, пожалуй, «Попутчику» /1986/ Роберта Хармона, где Рутгер Хауэр предстал сущим исчадьем ада, без видимых резонов терроризирующим обычного американского подростка Джима Хэлси. Вот только бросается в глаза существенное отличие. Если Джон Райдер голосовал на шоссе где-то в глубинке США, в малонаселённой местности, и герою Кристофера Томаса Хауэлла было тяжело рассчитывать на помощь именно в силу того, что поблизости отсутствовали более-менее крупные города, то персонаж Рассела Кроу – вполне уютно чувствует себя в мегаполисе. Он не только не прячется, разъезжая на своём надёжном, как танк, пикапе, но и не особо прикрывается, учинив бойню в закусочной – на глазах у десятков случайных свидетелей, моментально повключавших камеры на смартфонах… К слову сказать, развитие техники создало специфическую проблему для кинодраматургов, которые теперь вынуждены тщательно обосновывать, почему преступник не оказался оперативно обезврежен стражами закона. Деррику Борте помогает выкрутиться из затруднительного положения стремительность развёртывания событий. Рэйчел старается дозвониться до службы спасения, но… каждая попытка оказывается запоздалой (как назло!), да и несчастная женщина нечаянно облегчила злоумышленнику задачу, не поставив пароль на сотовый телефон. Полиция элементарно не успевает среагировать – и перехватить нарушителя спокойствия, действующего без промедления и предвидящего поведение жертвы на несколько шагов вперёд. Несложно догадаться, что неприятная ситуация, возникшая рано утром, когда мать везла сына в школу и, нервничая, ввязалась в перебранку с другим водителем (того оскорбил «невежливый» сигнал клаксона), не может длиться долго. Вместе с тем интуиция подсказывает, что это – одно из тех жизненных испытаний, какие человеку волей-неволей приходится преодолеть самостоятельно, не рассчитывая на помощь извне. Было бы, грубо говоря, слишком легко, если б обезумевшего «моралиста», взявшегося преподать урок хороших манер, в какой-то момент нейтрализовали сотрудники правоохранительных органов. Нет, здесь – столкновение характеров, и противостояния один на один рано или поздно не избежать. «Неистового» проще всего воспринять в качестве типичного жанрового образчика, вдосталь насладившись неплохим саспенсом, нагнетаемым по ходу развития сюжета. Однако Борте всё-таки не последовал по пути того же Роберта Хармона или даже Стивена Спилберга без оговорок. В отличие от предшественников, выставлявших преследователей воплощением некоего безликого, метафизического зла, режиссёр «Неистового» прозрачно намекает на вполне приземлённую природу жутких поступков водителя. Его бунт не носит «абстрактного», вселенского (с позволения сказать, богоборческого) характера. Причины – примерно те же, что и у бедолаги Уильяма Фостера в исполнении Майкла Дугласа, который, лишившись работы, принялся вымещать злобу на каждом встречном и поперечном: от уличной шпаны до заносчивых старых богатеев, мирно играющих в гольф. Любопытно, что дословно название драмы Джоэла Шумахера, вышедшей в 1993-м году, переводилось, как «Падение», однако в российском прокате ленте присвоили заголовок эффектнее – «С меня хватит!». Вот и с персонажем Кроу произошло, очевидно, нечто подобное: недружелюбное поведение женщины за рулём стало той самой каплей, что переполнила чашу терпения. Недаром же незнакомец одержимо повторяет угрозу показать зарвавшейся дамочке, что такое по-настоящему скверный день… Обозначенный мотив придаёт событиям отнюдь не лишнюю социально-психологическую глубину, причём соответствующая проблематика задана чуть ли не со вступительных кадров. Из обрывков телевизионных репортажей с мест происшествий явствует, что на улицах (в первую очередь – на проезжей части) пугающими темпами растёт напряжение. Атмосфера накаляется – и любой пустяковый инцидент грозит обернуться зажжённой спичкой, поднесённой к бочке пороха. Хотя съёмки велись (в Кеннери и Новом Орлеане, штат Луизиана) ещё летом 2019-го, наблюдение кинематографистов воспринимается на редкость злободневным именно сейчас – в свете мятежей, захлестнувших едва ли не все Соединённые Штаты. Деррик (вообще-то родившийся в Германии, но выросший в США), конечно, не открывает великой тайны, напоминая лишний раз, что любая – даже кажущаяся спонтанной – вспышка насилия порождается конкретными обстоятельствами. Само общество, погружённое в состояние перманентного кризиса (экономического, политического и любого иного толка), толкает индивида на отчаянные шаги. Нервозность – всего лишь следствие привычного состояния «войны всех против всех». Очень интересно, с энтузиазмом ли широкая публика встретит ленту (в разных частях света) – и удастся ли продюсерам окупить весьма ощутимые затраты на производство, составившие $33 млн. _______ 1 – Полагаю, что скорее стараниями личных тренеров (и отчасти – пластических хирургов), чем наставников из числа приверженцев учения Рональда Лафайета Хаббарда.