Cемья Петровых: папа-автослесарь, мама-библиотекарь и сын-школьник, – со стороны ведут самый обычный образ жизни. Но у всего есть двойное дно. Градус абсурда и безумия зашкаливает, когда Петров-младший подхватывает грипп накануне Нового года. Экранизация нашумевшего романа Алексея Сальникова от режиссера Кирилла Серебренникова.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Драмы, Фантастика |
Премьера в мире | 1 января 2021 |
Автослесарь Сергей Петров под Новый год заболевает гриппом. Герой направляется домой на троллейбусе, сильно потея и испытывая явный дискомфорт. Вокруг, как на зло, пассажиры решили выяснить отношения. То тут, то там снуют мамы с детьми, а старики рассуждают о тщетности бытия. В определенный момент это становится просто невыносимым. Дедушка рядом с героем рассуждает на тему того, что чиновники получают такие деньги зря и их давно пора было бы всех расстрелять. Температура тела Петрова становится неприлично большой и у него случается первый «трип».
Троллейбус останавливает мужчина в маске. Он заходит внутрь, держа в руках автомат. Мужчина просит сохранять всех спокойствие, после чего вытаскивает Петрова на улицу. Герой недоумевает, что происходит. Мужчина толкает Петрова в шеренгу таких же простых работяг и сует ему в руки автомат. Автослесарь никак не может сообразить, как же он здесь вообще оказался. Мужчина в маске быстро объясняет, как пользоваться оружием. Внезапно из ниоткуда подъезжают несколько черных машин. Из них выводят женщин и мужчин в строгих костюмах, они кричат и пытаются отбиться. Лидер в маске дает команду, шеренга перезаряжает автоматы и расстреливает чиновников. За всем этим наблюдают люди в троллейбусе, они все смотрят на Петрова осуждающим взглядом.
Петров приходит в себя. Он понимает, что все это было всего лишь видением. Внезапно он замечает, что за троллейбусом едет катафалк, на пассажирском сиденье которого находится Игорь Дмитриевич Артюхин – старый знакомый героя. Петров знает, что встречи с Игорем никогда хорошо не заканчивались, поэтому всеми силами пытается не обращать на него внимание. Катафалк обгоняет троллейбус спереди. В салон заходит Игорь и сообщает, что он работает в ФСБ и ему нужно забрать товарища Петрова. В этот момент Сергею хочется провалиться на месте, он забивается в дальний угол троллейбуса, но это не помогает.
Через 10 минут Петров вместе с Игорем и водителем едут по ночному городу на катафалке, «культурно» отмечая канун Нового года. Артюхин замечает, что Петров чувствует себя не очень хорошо, но это не останавливает его от того, чтобы влить в товарища очередную стопку водки. В определенный момент Петров замечает, что внутри гроба в задней части автомобиля находится труп. Это немного смущает Сергея, но Игорь уверяет его, что они уже целый день так «катаются» и ничего страшного не произошло. Петров даже немного свыкается с мыслью, что остаток вечера ему предстоит провести с Игорем, но тот предлагает поехать к его старому знакомому Виктору Михайловичу. Сергей изначально собирался домой к семье, но теперь ночь точно затянется.
Спустя некоторое время герои все-таки оказываются дома у Виктора Михайловича. Виктор оказывается типичным «диванным» политиком, рассуждающим о развале всего и вся. Он винит правительство, высшие силы и инопланетян в собственных неудачах. Петрову становится все хуже и хуже, он опять наблюдает галлюцинации. Герой просит что-нибудь от температуры или хотя бы аспирин. Виктор дает Петрову несколько таблеток, лишь бы он поскорее замолчал. Пока Сергей жадно глотал пилюли, Игорь заметил, что аспирин произведен в 1977 году и его точно нельзя использовать. На что Виктор ответил, что всю жизнь им лечится и ничего страшного с ним не случилось. Петрову становится еще хуже, то ли от водки, то ли от аспирина и он засыпает.
На утро герой просыпается от дикого холода на переднем сиденье катафалка. Он наблюдает за тем, как Виктор Михайлович и Игорь общаются с двумя милиционерами. Петров понимает, что лучше момента для «побега» просто не найти. Он аккуратно сползает с переднего сиденья и сбегает домой. По дороге герою становится совсем плохо. Грипп, и головная боль от похмелья усиленно давят на без того раскалывающуюся голову героя. Поднимаясь в лифте, он вновь видит «трип», на этот раз менее яркий. Рисунки на стенах оживают в причудливом танце. Петров отмахивается и наконец попадает домой, где застает бывшую жену, Петрова-младшего, заболевшего гриппом, а также уходящего врача.
Параллельно с историей Сергея также развивается сюжет его жены. Петрова всю жизнь работает в местной библиотеке. Ее дни напоминают череду одинаковых событий, которые бесконечно тянутся в водовороте будней. Женщина с долей недовольства ожидает окончания литературного кружка, который проводится каждую неделю. Коротая вечер, Петрова представляет, как страстно занимается сексом с Петровым прямо между стеллажей. Это позволяет ей ненадолго отвлечься от пожилых людей, живо декларирующих собственные стихи. Между этим Петрова постоянно звонит сыну домой и спрашивает, как он проводит вечер, сделал ли уроки и не пристали ли к нему на улице «маньяки». В общем всячески пытается казаться примерной матерью. Внезапно у Петровой случается «трип».
Женщина замечает, как между двумя участниками литературного кружка вспыхивает конфликт. Недовольный мужчина всеми силами пытается доказать свою правоту. Петрова впадает в бешенство и избивает посетителя до полусмерти. За всем этим наблюдают ошарашенные люди в библиотеке. Закончив «мясорубку», Петрова непринужденно поправляет волосы и говорит, что здесь нужно прибраться от крови.
Героиня возвращается в реальный мир в тот момент, когда литературный кружок заканчивается. Она в спешке собирается и уходит домой. Дома Петров-младший как обычно ничего не ел, а лишь играл в приставку. Петрова готовит сыну ужин, пока тот выхватывает кусочки картофеля прямо из-под ножа. У этого действия однозначный итог – Петров все-таки получает ножом по руке. Вид крови пробуждает в Петровой странное чувство. Она попадает в очередной «трип», где представляет, как перерезает сыну горло. В ужасе женщина убирает нож, ругается на сына и заклеивает ему палец пластырем.
На следующий день Петрова решает унять «голод», берет нож и отправляется выслеживать мужа подруги, который постоянно избивает ее. Она следует за мужчиной от работы до самого дома, где ловит и «кромсает» ножом. Или это очередное виденье? Петрова не понимает, где правда, а где вымысел, который рисует ее больное сознание. Женщина отправляется домой, но у нее начинает идти кровь носом. По приезде Петрова поспешно забрасывает вещи в стиральную машину и обнаруживает, что у ее сына сильная температура. Героиня вызывает врача, как раз в тот момент, когда домой возвращается Петров-старший.
Ночью младшему Петрову становится еще хуже, Петрова наседает на супруга, чтобы тот вызвал скорую, но на той стороне трубки лишь разводят руками – сейчас все машины перегружены. Родители решают сбить температуру сына аспирином, а у Петрова как раз оказывается под рукой таблетка, оставшаяся от Виктора. Обстановка немного успокаивается, Петров засыпает на кухне, ему снится сон.
Петров возвращается на много лет назад, когда маленький ходил на елку с мамой. Взволнованные родители Сережи собирают его на утренник. Мальчик не сопротивляется, а лишь испытывает детский трепет, ведь ему предстоит наконец встретиться с Дедом Морозом. Мама надевает колючий свитер (упоминая, что на самом то деле он не колючий), собирает Петрова в охапку и тащит на елку. Там на хороводе Сережа берет за руку Снегурочку, а рука ее оказывается очень холодной, как будто она на самом деле настоящая. Этот момент отпечатывается у Петрова на всю оставшуюся жизнь.
Утром Петрова и Петров младший кричат и спорят о том, что ребенку нельзя идти на елку, потому что у него температура. Сергей просыпается в надежде, что не попадает под горячую руку жены и спокойно свозит сына на праздник. После недолгих уговоров Петрова все-таки дает «добро», и Петров-младший поспешно собирает вещи. По дороге сын постоянно просит отца ускориться, ведь они могут опоздать, но Петров успокаивает ребенка, говоря, что все будет в порядке. Герой переживает о том, что сын может потеряться или ему понадобится помощь, он несколько раз переспрашивает, взял ли тот мобильный телефон, но младший Петров, нацепив костюм, во всю мчится в поток детей.
В ожидании ребенка Петров улавливает разговор других родителей. Женщина рассказывает о своем «непутевом» муже, который на очередной попойке чуть было не засунул товарища в гроб вместо трупа. Петров понимает, что речь идет о нем, а муж – это Игорь. Спустя некоторое время появляется и сам Игорь. Герои ругаются, Петров обвиняет Игоря в двуличности, на что Артюхин соглашается с этим, но благодарит товарища. Дело в том, что Артюхин стерилен, но один раз ему все-таки удалось зачать ребенка. В молодости у Игоря был роман со Снегурочкой, которую как раз Петров и встретил на утреннике. Она готова была сделать аборт, но вмешалась горячая рука маленького Петрова-старшего. Девушка решила рожать.
В финале картины Петров везет довольного сына домой. Отец рассказывает о том случае на елке, а младший Петров обнимает папу.
Отзывы