Полнометражный дебют "Арестант no name" режиссера и сценариста Пола Кампфа концентрируется вокруг обширного социального комментария на тему смертной казни в виде тюремной драмы с интересной фабулой. Поскольку единственной локацией этой ленты становится остров Пуэрто-Рико, то большая часть актерского состава имеет латиноамериканские корни, что только усиливает аутентичность происходящего в проекте и подчеркивает благие намерения его создателя. История Кампфа, рассказывающая о моральном разложении начальника главной островной тюрьмы, обильно приправлена мелодраматическими элементами, главным действующим лицом которых становится блестящая испаноязычная актриса Хуана Акоста ("Идеальные незнакомцы", "Скалистый берег"). Однако, если учитывать то, как мало знает потенциальная публика о Пуэрто-Рико, территории, находящейся в большинстве ключевых моментов под управлением Америки, можно только удивляться тому излишнему авторскому пафосу и демонстрации смертей заключенных. Поскольку смертные казни на острове были отменены еще в 20-х годах прошлого века, фильм Кампфа больше маскируется под реальные события и стремится сказать о том, что дикое и жестокое прошлое может вернуться и через сотню лет, и в самой жизни людей мало что изменилось за это время. Нарратив ленты является полностью вымышленным и говорит со зрителем через призму человеческих отношений, любви, мести, потери и тотальной несправедливости, концентрируясь в первую очередь на жестокости и лицемерности самой пенитенциарной системы. Мрачные тона проекта Кампфа подвергают сомнению базовые вещи, касающиеся тех, кто честно отбыл наказание, и показывают, что сама жизнь далеко не всегда способна дать второй шанс бывшим заключенным. Основой фильма становится губительный конфликт между надеждой и верой в справедливость Дилана (Хуан Пабло Раба, "Багровая мята", "Операция "Шаровая молния") и начальником тюрьмы Дэниэлем (Лоренс Фишберн, "Кокаиновый барон", "Куда ты пропала, Бернадетт?"), олицетворяющим собой человека, чья жизнь разрушена и направлена на непрерывное подавление подконтрольных преступников. Такой "слуга народа" из борца за справедливость благодаря медленно тлеющей интриге Пола Кампфа быстро превращается в отвратительного душегуба, не останавливающегося ни перед чем при желании отомстить. Поэтому "Арестант no name" стремится с разной степенью успеха большинство жанровых стереотипов и показывает очевидные вещи именно с художественной точки зрения, держа при этом внутри себя пронзительную мысль о том, что расплата человеческой жизнью за содеянное сейчас просто трюк политиков.
В экспозиции "Арестанта no name" Кампф показывает зрителям бывшего начальника тюрьмы Дэниэля, который живет в одиночестве в своем трейлере и о существовании которого, кажется, все уже давно забыли. Из новостей по телевизору герой Лоренса Фишберна узнает, что здание старой крепости-тюрьмы на берегу моря, где прошла большая часть его жизни скоро будет взорвано. Вполне очевидно, что для режиссера этот характер становится тем, кто будет отвечать в ленте за основные эмоциональные и физические потрясения, и продолжительный флэшбэк тюремного босса станет главным двигателем сюжета картины. Именно там, где девиз "Правосудие начинается и заканчивается здесь" задавал ритм жизни для всех заключенных и персонала, там, где уже заложена взрывчатка саперами, Дэниэля накрывает плотный поток воспоминаний о том, что он с легкостью ломал судьбы не только матерых преступников, но и тех, кто раскаялся. Когда характер Фишберна служил начальником тюрьмы, он сталкивается с Марией (Хуана Акоста), владелицей кафе "Маяк" расположенного неподалеку. Сложно назвать такую встречу случайной. Уверенный в себе темнокожий мужчина разыгрывает перед новой знакомой увлеченность и заинтересованность, и вроде бы даже не кажется странным, что хозяйка точки пуэрториканского общепита оказывается так обеспокоена проблемами смертной казни и готова говорить об этом с таким латиноамериканским жаром. Истинная мотивация персонажа Фишберна куда более коварна, чем это может показаться даже на первый взгляд, через Марию этот надзиратель стремится подобраться к Дилану (Хуан Пабло Раба), ее мужу, с которым она прожила в браке уже более года. Герой Раба, бывший заключенный, который полностью отмотал свой срок, в настоящем старается удалиться от своего криминального прошлого и зарабатывает на жизнь морской рыбалкой вместе такими же изрядно обожженными жизнью товарищами. В ближайшие планы Дэниэля входит разрушение молодой семьи, и эта идея возникает у него далеко не только из личной неприязни к Дилану, которого в первый раз осудили за вооруженное ограбление и непредумышленное убийство. Жертвой рикошета от выстрела тогда стала беременная жена персонажа Фишберна, и это озлобило молодого мужчину и перевернуло его жизнь навсегда. Благодаря целой системе наглых провокаций и хорошо построенных криминальных эпизодов герой Хуана Пабло Рабы получает второй, уже пожизненный, срок и будучи приговоренным к смерти уже в тюрьме попадает за решеткой под мощный пресс со стороны Дэниэля, стремящегося к мести с налитыми кровью глазами.
С точки зрения дебюта, "Арестант no name" Пола Кампфа собирает множество характерных для такого b-movie кочек, начиная от диалогов, которые стремятся к простоте, но этого становятся еще более неуклюжими, и заканчивая не самой быстрой динамикой развития сюжета, которая заставляет задумываться о том, что изначально все задумывалось как мини-сериал, а не стандартный по хронометражу игровой фильм. Лоренс Фишберн максимально эффективно использует свою актерскую фактуру в своей главной роли, но в конечном итоге его характер оказывается в меньшей степени, чем это ожидалось, наделен харизмой, заслуживающей доверия. За основные сюжетные повороты проекта Кампфа отвечает актерский дуэт из Хуана Пабло Раба и Хуаны Акосты. Их полная внешних и внутренних проблем экранная пара, которая становится жертвой начальника тюрьмы, ожидаемо должна была бы вынести на своих плечах все самые сложные сцены. Но режиссер практически не предлагает ничего нового в драматических решениях, предпочитая нанизывать линию сюжета множество работающих с той или иной степенью успеха клише. При другой форме подачи такая лента могла бы стать определенной формой социального высказывания благодаря показываемой серии сенсационных событий, происходящих в пуэрториканской тюрьме и за ее пределами, но время от времени в ленте проскакивают как элементы мыльной оперы, так и граничащие с натурализмом смертные казни, которые в условиях учреждения поставлены практически на конвейер. Характер Фишберна стремится представить себя и как исполнителя воли народа, оправдывая все свои жестокости по отношению к заключенным, и как человека, озлобленного на целый мир и готового раскрошить его между своих пальцев и запереть в камерах-одиночках. То, что рано или поздно в тюрьме начинается настоящая война становится не только вопросом времени, но и моментом для ранней кульминации в этой ленте. Становится действительно не по себе от всех жестокостей, приказы на которые раздает Дэниэль, пытающийся погасить пожар прошлого в сердце и душе за счет преступных и авторитарных злоупотреблений властью начальника над лишенными свободы. Очевидно, что работавший над сценарием Кампф частично держал в голове аналогичный проект 1967 года "Хладнокровный Люк" Стюарта Розенберга, автор прекрасно понимает, что долгий срок в заключении для сильных - это в первую очередь возможность найти согласие с собственным разумом и получить серьезную прививку душевной твердости.
В "Арестанте no name" Кампф изо всех сил пытается показать своих нестандартных героев в центре повествования людьми сильными и способными противостоять в большей степени друг другу, чем мстительным обстоятельствам, в которых герой Фишберна очень сильно старается переманить зрителей на свою сторону и пытается в своей игре сделать что-то действительно тонкое и неповторимое. Однако постановщику даже близко не удается прилизиться к латиноамериканскому парафразу "Отверженных", лица, действующие в проекте, могут быть описаны только на функциональном уровне, без должной глубины образов и их оттенков: оправданный и оттого по определению добродетельный бывший заключенный Дилан, его почти святая, но уже отчаявшаяся от всех перипитий жена Мария, громила-надзиратель Дэниэль и еще несколько провинциальных проамериканских политиков соответствующего калибра, готовых продать всех и вся за обладание властным креслом. Поэтому "Арестант no name" имеет в себе все черты продолжительной гонки во времени, где волею судеб один характер пытается сломить дух другого во имя мести и использует для этого целый арсенал из специально подготовленных ловушек и приемов. Итогом такого вероломства становится классическая история о муках совести и самоличном приговоре, который будет приведен характером Фишберна на обломках того самого места, где прошли лучшие годы его жизни. Во избежание острых моментов Пол Кампф с удовольствием показывает, как можно прийти к катарсису спустя годы после личной мести, исследовать нюансы правосудия в Пуэрто-Рико и немного порезонировать против правящего коррумпированного режима. В итоге такая модель фильма оказывается заложницей жанра и и ее экранное воплощение только декларирует большинство сильных сторон.
8
,2
2018, США, Триллеры
104 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Полнометражный дебют "Арестант no name" режиссера и сценариста Пола Кампфа концентрируется вокруг обширного социального комментария на тему смертной казни в виде тюремной драмы с интересной фабулой. Поскольку единственной локацией этой ленты становится остров Пуэрто-Рико, то большая часть актерского состава имеет латиноамериканские корни, что только усиливает аутентичность происходящего в проекте и подчеркивает благие намерения его создателя. История Кампфа, рассказывающая о моральном разложении начальника главной островной тюрьмы, обильно приправлена мелодраматическими элементами, главным действующим лицом которых становится блестящая испаноязычная актриса Хуана Акоста ("Идеальные незнакомцы", "Скалистый берег"). Однако, если учитывать то, как мало знает потенциальная публика о Пуэрто-Рико, территории, находящейся в большинстве ключевых моментов под управлением Америки, можно только удивляться тому излишнему авторскому пафосу и демонстрации смертей заключенных. Поскольку смертные казни на острове были отменены еще в 20-х годах прошлого века, фильм Кампфа больше маскируется под реальные события и стремится сказать о том, что дикое и жестокое прошлое может вернуться и через сотню лет, и в самой жизни людей мало что изменилось за это время. Нарратив ленты является полностью вымышленным и говорит со зрителем через призму человеческих отношений, любви, мести, потери и тотальной несправедливости, концентрируясь в первую очередь на жестокости и лицемерности самой пенитенциарной системы. Мрачные тона проекта Кампфа подвергают сомнению базовые вещи, касающиеся тех, кто честно отбыл наказание, и показывают, что сама жизнь далеко не всегда способна дать второй шанс бывшим заключенным. Основой фильма становится губительный конфликт между надеждой и верой в справедливость Дилана (Хуан Пабло Раба, "Багровая мята", "Операция "Шаровая молния") и начальником тюрьмы Дэниэлем (Лоренс Фишберн, "Кокаиновый барон", "Куда ты пропала, Бернадетт?"), олицетворяющим собой человека, чья жизнь разрушена и направлена на непрерывное подавление подконтрольных преступников. Такой "слуга народа" из борца за справедливость благодаря медленно тлеющей интриге Пола Кампфа быстро превращается в отвратительного душегуба, не останавливающегося ни перед чем при желании отомстить. Поэтому "Арестант no name" стремится с разной степенью успеха большинство жанровых стереотипов и показывает очевидные вещи именно с художественной точки зрения, держа при этом внутри себя пронзительную мысль о том, что расплата человеческой жизнью за содеянное сейчас просто трюк политиков. В экспозиции "Арестанта no name" Кампф показывает зрителям бывшего начальника тюрьмы Дэниэля, который живет в одиночестве в своем трейлере и о существовании которого, кажется, все уже давно забыли. Из новостей по телевизору герой Лоренса Фишберна узнает, что здание старой крепости-тюрьмы на берегу моря, где прошла большая часть его жизни скоро будет взорвано. Вполне очевидно, что для режиссера этот характер становится тем, кто будет отвечать в ленте за основные эмоциональные и физические потрясения, и продолжительный флэшбэк тюремного босса станет главным двигателем сюжета картины. Именно там, где девиз "Правосудие начинается и заканчивается здесь" задавал ритм жизни для всех заключенных и персонала, там, где уже заложена взрывчатка саперами, Дэниэля накрывает плотный поток воспоминаний о том, что он с легкостью ломал судьбы не только матерых преступников, но и тех, кто раскаялся. Когда характер Фишберна служил начальником тюрьмы, он сталкивается с Марией (Хуана Акоста), владелицей кафе "Маяк" расположенного неподалеку. Сложно назвать такую встречу случайной. Уверенный в себе темнокожий мужчина разыгрывает перед новой знакомой увлеченность и заинтересованность, и вроде бы даже не кажется странным, что хозяйка точки пуэрториканского общепита оказывается так обеспокоена проблемами смертной казни и готова говорить об этом с таким латиноамериканским жаром. Истинная мотивация персонажа Фишберна куда более коварна, чем это может показаться даже на первый взгляд, через Марию этот надзиратель стремится подобраться к Дилану (Хуан Пабло Раба), ее мужу, с которым она прожила в браке уже более года. Герой Раба, бывший заключенный, который полностью отмотал свой срок, в настоящем старается удалиться от своего криминального прошлого и зарабатывает на жизнь морской рыбалкой вместе такими же изрядно обожженными жизнью товарищами. В ближайшие планы Дэниэля входит разрушение молодой семьи, и эта идея возникает у него далеко не только из личной неприязни к Дилану, которого в первый раз осудили за вооруженное ограбление и непредумышленное убийство. Жертвой рикошета от выстрела тогда стала беременная жена персонажа Фишберна, и это озлобило молодого мужчину и перевернуло его жизнь навсегда. Благодаря целой системе наглых провокаций и хорошо построенных криминальных эпизодов герой Хуана Пабло Рабы получает второй, уже пожизненный, срок и будучи приговоренным к смерти уже в тюрьме попадает за решеткой под мощный пресс со стороны Дэниэля, стремящегося к мести с налитыми кровью глазами. С точки зрения дебюта, "Арестант no name" Пола Кампфа собирает множество характерных для такого b-movie кочек, начиная от диалогов, которые стремятся к простоте, но этого становятся еще более неуклюжими, и заканчивая не самой быстрой динамикой развития сюжета, которая заставляет задумываться о том, что изначально все задумывалось как мини-сериал, а не стандартный по хронометражу игровой фильм. Лоренс Фишберн максимально эффективно использует свою актерскую фактуру в своей главной роли, но в конечном итоге его характер оказывается в меньшей степени, чем это ожидалось, наделен харизмой, заслуживающей доверия. За основные сюжетные повороты проекта Кампфа отвечает актерский дуэт из Хуана Пабло Раба и Хуаны Акосты. Их полная внешних и внутренних проблем экранная пара, которая становится жертвой начальника тюрьмы, ожидаемо должна была бы вынести на своих плечах все самые сложные сцены. Но режиссер практически не предлагает ничего нового в драматических решениях, предпочитая нанизывать линию сюжета множество работающих с той или иной степенью успеха клише. При другой форме подачи такая лента могла бы стать определенной формой социального высказывания благодаря показываемой серии сенсационных событий, происходящих в пуэрториканской тюрьме и за ее пределами, но время от времени в ленте проскакивают как элементы мыльной оперы, так и граничащие с натурализмом смертные казни, которые в условиях учреждения поставлены практически на конвейер. Характер Фишберна стремится представить себя и как исполнителя воли народа, оправдывая все свои жестокости по отношению к заключенным, и как человека, озлобленного на целый мир и готового раскрошить его между своих пальцев и запереть в камерах-одиночках. То, что рано или поздно в тюрьме начинается настоящая война становится не только вопросом времени, но и моментом для ранней кульминации в этой ленте. Становится действительно не по себе от всех жестокостей, приказы на которые раздает Дэниэль, пытающийся погасить пожар прошлого в сердце и душе за счет преступных и авторитарных злоупотреблений властью начальника над лишенными свободы. Очевидно, что работавший над сценарием Кампф частично держал в голове аналогичный проект 1967 года "Хладнокровный Люк" Стюарта Розенберга, автор прекрасно понимает, что долгий срок в заключении для сильных - это в первую очередь возможность найти согласие с собственным разумом и получить серьезную прививку душевной твердости. В "Арестанте no name" Кампф изо всех сил пытается показать своих нестандартных героев в центре повествования людьми сильными и способными противостоять в большей степени друг другу, чем мстительным обстоятельствам, в которых герой Фишберна очень сильно старается переманить зрителей на свою сторону и пытается в своей игре сделать что-то действительно тонкое и неповторимое. Однако постановщику даже близко не удается прилизиться к латиноамериканскому парафразу "Отверженных", лица, действующие в проекте, могут быть описаны только на функциональном уровне, без должной глубины образов и их оттенков: оправданный и оттого по определению добродетельный бывший заключенный Дилан, его почти святая, но уже отчаявшаяся от всех перипитий жена Мария, громила-надзиратель Дэниэль и еще несколько провинциальных проамериканских политиков соответствующего калибра, готовых продать всех и вся за обладание властным креслом. Поэтому "Арестант no name" имеет в себе все черты продолжительной гонки во времени, где волею судеб один характер пытается сломить дух другого во имя мести и использует для этого целый арсенал из специально подготовленных ловушек и приемов. Итогом такого вероломства становится классическая история о муках совести и самоличном приговоре, который будет приведен характером Фишберна на обломках того самого места, где прошли лучшие годы его жизни. Во избежание острых моментов Пол Кампф с удовольствием показывает, как можно прийти к катарсису спустя годы после личной мести, исследовать нюансы правосудия в Пуэрто-Рико и немного порезонировать против правящего коррумпированного режима. В итоге такая модель фильма оказывается заложницей жанра и и ее экранное воплощение только декларирует большинство сильных сторон.