Спустя четыре года после двойных премьер 2017 года («Чужой: Завет» и «Все деньги мира») англо-американский режиссёр Ридли Скотт накануне своего 84-летия, сохраняя отличную творческую форму, опять выпустил две картины: историческую «Последнюю дуэль» и более современный по материалу «Дом Гуччи». Первая из этих работ крупного мастера кино поначалу воспринимается как типичная жанровая лента, действие которой происходит во времена позднего средневековья, а именно - во второй половине XIV века во Франции. И деление фильма на главы вроде бы намекает лишний раз на всё-таки романную структуру историко-приключенческого боевика с впечатляющими сценами битв и весьма тщательным воссозданием быта давно минувшей эпохи.
Но постепенно понимаешь, что построение всего повествования, увиденного с трёх различных точек зрения - доблестного воина Жана де Карружа, которому ещё предстоит быть посвящённым в рыцари, его друга Жака Ле Гри, вскоре ставшего практически врагом, и красавицы Маргарет, молодой жены Жана - призвано подчеркнуть, скорее, притчевую форму этого тройного рассказа. Наверно, только ленивый не соотнесёт с «Расёмоном» Акиры Куросавы, являющемся экранизацией двух новелл («В чаще» и «Ворота Расёмон») Рюноскэ Акутагавы, японского классика XX века. Сознательно закладываемая множественная интерпретация одних и тех же событий, которые совершенно по-разному видят их непосредственные участники (а ведь давно известно, что никто так не врёт, как очевидцы), действительно предполагает, что и зрители останутся при своём личном мнении, решая сложный вопрос: кто прав?
Явная поливалентность самой истины, которую якобы может установить если не королевский суд, то Господь, чуть ли не обязанный вмешаться в исход жесточайшего поединка на рыцарской арене между Жаном и Жаком, от чего также зависит судьба Маргарет, ещё перекликается в какой-то степени с излюбленным для англосаксов жанром судебной драмы. Кто виновен и насколько? Имеется ли некий умысел у жертвы, желающей, помимо воздаяния, осуществления собственной мечты, что зафиксировано в несколько благостном финале, который кажется, пожалуй, излишним. Словно постановщик передумал в последний момент, не осмелившись поставить жирную точку в том кадре, когда по одному взгляду Маргарет становится понятно, какое смятение она испытывает в данный момент.
Вряд ли удастся уйти и от более актуальных сопоставлений, поскольку Ридли Скотту пришлось столкнуться при работе над предшествующим фильмом «Все деньги мира» с требованиями вообще избавиться от роли, уже сыгранной Кевином Спейси, из-за устроенного скандала (а фактически - травли) в связи с обвинениями его в недостойном сексуальном поведении. Тогда было принято вынужденное решение о срочной замене исполнителя и пересъёмке сцен. Но всегда ли следует однозначно и вообще непримиримо относиться к тому, что у кого-то вызывает обоснованные сомнения? А вот кивать на всевидящего и априори справедливого Бога в случае возникновения спорной ситуации - тоже хитроумная уловка. Дуэль может стать последней только для проигравшего. Вроде бы выигравшему подчас не избавиться от мучений по этому поводу. И следующие за финалом титры, сообщающие о том, что было дальше с двумя героями из троих, поневоле уточняют, кто и как заплатил (или не заплатил) за возможность остаться в живых.
7
,7
2021, США, Драмы
146 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Спустя четыре года после двойных премьер 2017 года («Чужой: Завет» и «Все деньги мира») англо-американский режиссёр Ридли Скотт накануне своего 84-летия, сохраняя отличную творческую форму, опять выпустил две картины: историческую «Последнюю дуэль» и более современный по материалу «Дом Гуччи». Первая из этих работ крупного мастера кино поначалу воспринимается как типичная жанровая лента, действие которой происходит во времена позднего средневековья, а именно - во второй половине XIV века во Франции. И деление фильма на главы вроде бы намекает лишний раз на всё-таки романную структуру историко-приключенческого боевика с впечатляющими сценами битв и весьма тщательным воссозданием быта давно минувшей эпохи. Но постепенно понимаешь, что построение всего повествования, увиденного с трёх различных точек зрения - доблестного воина Жана де Карружа, которому ещё предстоит быть посвящённым в рыцари, его друга Жака Ле Гри, вскоре ставшего практически врагом, и красавицы Маргарет, молодой жены Жана - призвано подчеркнуть, скорее, притчевую форму этого тройного рассказа. Наверно, только ленивый не соотнесёт с «Расёмоном» Акиры Куросавы, являющемся экранизацией двух новелл («В чаще» и «Ворота Расёмон») Рюноскэ Акутагавы, японского классика XX века. Сознательно закладываемая множественная интерпретация одних и тех же событий, которые совершенно по-разному видят их непосредственные участники (а ведь давно известно, что никто так не врёт, как очевидцы), действительно предполагает, что и зрители останутся при своём личном мнении, решая сложный вопрос: кто прав? Явная поливалентность самой истины, которую якобы может установить если не королевский суд, то Господь, чуть ли не обязанный вмешаться в исход жесточайшего поединка на рыцарской арене между Жаном и Жаком, от чего также зависит судьба Маргарет, ещё перекликается в какой-то степени с излюбленным для англосаксов жанром судебной драмы. Кто виновен и насколько? Имеется ли некий умысел у жертвы, желающей, помимо воздаяния, осуществления собственной мечты, что зафиксировано в несколько благостном финале, который кажется, пожалуй, излишним. Словно постановщик передумал в последний момент, не осмелившись поставить жирную точку в том кадре, когда по одному взгляду Маргарет становится понятно, какое смятение она испытывает в данный момент. Вряд ли удастся уйти и от более актуальных сопоставлений, поскольку Ридли Скотту пришлось столкнуться при работе над предшествующим фильмом «Все деньги мира» с требованиями вообще избавиться от роли, уже сыгранной Кевином Спейси, из-за устроенного скандала (а фактически - травли) в связи с обвинениями его в недостойном сексуальном поведении. Тогда было принято вынужденное решение о срочной замене исполнителя и пересъёмке сцен. Но всегда ли следует однозначно и вообще непримиримо относиться к тому, что у кого-то вызывает обоснованные сомнения? А вот кивать на всевидящего и априори справедливого Бога в случае возникновения спорной ситуации - тоже хитроумная уловка. Дуэль может стать последней только для проигравшего. Вроде бы выигравшему подчас не избавиться от мучений по этому поводу. И следующие за финалом титры, сообщающие о том, что было дальше с двумя героями из троих, поневоле уточняют, кто и как заплатил (или не заплатил) за возможность остаться в живых.