Приступая к просмотру, я, признаться, понятия не имел, кто такая Аманда Нокс, и ничего не слышал о судебном процессе, широко освещавшемся прессой за рубежом – прежде всего в Западной Европе, но также в США. И тем не менее на протяжении сеанса не покидало ощущение, что фабула зиждется на подлинных событиях. Причина этого кроется, надо полагать, вовсе не в том, что кинодраматурги (помимо самого Тома МакКарти в сочинении сценария приняли участие Маркус Хинчи, Томас Байдгейн и Ноэ Дебрэ) неукоснительно следовали фактам. Напротив, нетрудно убедиться, что они изменили очень многое, начав с перенесения места действия из Италии на юг Франции – в Марсель. А значит, у фигурантки громкого уголовного дела, оправданной после того, как провела несколько лет в заключении, и позже добившейся успехов на ниве журналистики (1), отсутствовали формальные основания предъявлять претензии кинематографистам. Гневные посты в социальных сетях с жалобами на позаимствованную без спроса историю (чуть ли не на украденную жизнь!) выглядели, что греха таить, жалко… Вместе с тем создатели «Тихого омута» максимально бережно подошли к материалу, стараясь не давать волю фантазии, по мере возможностей реконструируя подлинные обстоятельства во всей их многомерности. Ведь то, что произошло с Амандой, – прямо-таки из категории «нарочно не придумаешь».
Прохладный приём картины публикой в национальном кинопрокате (впрочем, за рубежом кассовые сборы оказались ещё ниже) объясняется не только карантинными ограничениями, ещё сохранявшимися летом 2021-го. И не только конкуренцией со стороны «диснеевского» блокбастера «Круиз по джунглям» /2021/ Жауме Кольета-Серры, а также «Легенды о Зелёном рыцаре» /2021/ Дэвида Лоури (изощрённой по киноязыку, но завораживающей, держащей в изрядном напряжении, будоражащей воображение). Хронометраж в два часа двадцать минут в сочетании с отсутствием стремительно развёртывающегося действия и ярких зрелищных элементов, как в боевиках или кинокомиксах, обернулся для заокеанских зрителей достаточно суровым испытанием. В какой-то момент, словно желая дополнительно раздразнить тех, кто заглянул в кинозал пощекотать нервы, режиссёр обрывает и без того не очень крепко сбитую детективную интригу. Билл Бейкер, солгавший Эллисон (не сообщивший, что адвокатесса отказалась обращаться к судье, так как сочла доводы слабыми) и самостоятельно предпринявший поиски Акима, завершившиеся провалом, слышит обидные слова – и обещание отныне с ним не разговаривать. Потенциальный подозреваемый исчез, кажется, навсегда… Время идёт, бытование американца средних лет худо-бедно входит в повседневное русло. Заботливый отец перебирается во французский портовый город, чтобы быть поближе к дочери, что особенно существенно в свете сделанных девушке за примерное поведение поблажек. Параллельно – завязываются романтические отношения с театральной актрисой Виржини, в чьей квартире Билл остановился. Да и Эллисон внезапно принимается рассуждать о необходимости принять предначертанную свыше судьбу и двигаться дальше…
Конечно же, авторы пошли на своеобразный обман жанровых ожиданий аудитории не без определённой цели, верно рассчитав, что это усилит эффект от предфинального сюжетного поворота. Случайно обнаружив Акима в толпе болельщиков на футбольном матче, Бейкер действует молниеносно, прямо на улице похищая молодого человека, которого решает удерживать в подвале, пока от нанятого частного сыщика не поступит информация, совпадает ли его ДНК с образцами ДНК, обнаруженными на месте преступления. Мало того, заинтриговывает и развязка, не вполне отвечающая представлениям о хеппи-энде (и, вероятно, вызвавшая особое недовольство Нокс). В данном отношении буквалистский перевод названия, отсылающий к небезызвестной поговорке о чертях, водящихся в тихом омуте, как раз можно посчитать оправданным. И всё-таки упоминание в заголовке провинциального городка являлось для Тома МакКарти важным по иным соображениям – не только потому, что написанное на подаренном ожерелье наименование населённого пункта помогло установить не слишком приятную истину.
Стиллуотер, расположенный в штате Оклахома, не просто гораздо меньше (и по занимаемой площади, и по населению) родного для Аманды Сиэтла. Режиссёр уже в прологе обрисовывает плачевное состояние экономики города и окрестностей, где в дополнение к природным катаклизмам идёт процесс сворачивания бизнеса нефтедобывающими компаниями. Неслучайно и Мэтт Деймон, за которым с ранних ролей закрепился имидж обычного американского парня, скрупулёзно собирал материал для вживания в образ, исследуя субкультуру рабочих с буровых установок («roughnecks», как их иронически прозвали в США). Криминальная составляющая истории (к слову, и Билл проговаривается, что имел неприятности с законом) не воспринимается самодовлеющей, позволяя авторам отчётливее высветить вопросы иного плана. Пролетарий перелетел океан – и столкнулся в Старом Свете примерно с теми же неурядицами, что и дома, усугублёнными незнанием французского языка. Другое дело, что привычному к тяжёлому физическому труду, дисциплинированному, неслабому мужчине в общем-то несложно адаптироваться: разобраться в местных особенностях (благо что расистов и шпаны, заправляющей в неблагополучных районах, в Америке хватает), быстро обжиться, найти работу более-менее по профилю и т.д. Он – из тех, кто уверенно приспосабливается к не такой уж спокойной воде (still water) жизни. Но в чём её, жизни, этот самый смысл?
МакКарти не добился известности на актёрском поприще, однако с первых же работ в качестве режиссёра и сценариста заслужил признание благодаря остроте затрагиваемых тем и глубине анализа болезненных социально-психологических проблем. Упомянутые аспекты стали залогом триумфа, в частности, картины «В центре внимания» /2015/, уже непосредственно основанной на подлинных событиях. Вместе с тем Том действительно стремится зреть в корень, не ограничиваясь констатацией фактов, как в данном случае – указанием на едва не ставшую роковой ошибку, допущенную пенитенциарной системой и усугубленную несдержанностью сотрудников СМИ (проявивших себя здесь гораздо хуже дотошных работников газеты The Boston Globe). Ошибку, признание которой стало своего рода сенсацией! Авторам не менее интересно въедливо исследовать личности участников драмы, прежде всего – Билла, производящего впечатление полной противоположности шекспировскому Гамлету. Для Бейкера попросту не существует вопроса «Быть или не быть?», равно как и сомнений на предмет того, достойно ли терпеть «мятежного удары рока». Разумеется, недостойно! Он оказывает сопротивление невзгодам – и притом сохраняет олимпийское спокойствие, остаётся уравновешенным, совершая смелые поступки так же естественно, как дышит или ходит. Такого индивида, пожалуй, не сломит и невольно сделанное открытие относительно натуры выросшей кровинушки, сбежавшей из родного Стиллуотера, попавшей на чужбине в беду, чуть не покончившей с собой, но спасённой. В этом смысле «Тихий омут» воспринимается гимном во славу человеческому упорству и настойчивости – воспеванием идеалов, поднятых на щит ещё приверженцами стоицизма.
_______
1 – Её автобиографическая книга с выразительным названием «В ожидании, когда тебя услышат: мемуары» /2013/ даже стала бестселлером.
7
,1
2021, США, Драмы
139 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Приступая к просмотру, я, признаться, понятия не имел, кто такая Аманда Нокс, и ничего не слышал о судебном процессе, широко освещавшемся прессой за рубежом – прежде всего в Западной Европе, но также в США. И тем не менее на протяжении сеанса не покидало ощущение, что фабула зиждется на подлинных событиях. Причина этого кроется, надо полагать, вовсе не в том, что кинодраматурги (помимо самого Тома МакКарти в сочинении сценария приняли участие Маркус Хинчи, Томас Байдгейн и Ноэ Дебрэ) неукоснительно следовали фактам. Напротив, нетрудно убедиться, что они изменили очень многое, начав с перенесения места действия из Италии на юг Франции – в Марсель. А значит, у фигурантки громкого уголовного дела, оправданной после того, как провела несколько лет в заключении, и позже добившейся успехов на ниве журналистики (1), отсутствовали формальные основания предъявлять претензии кинематографистам. Гневные посты в социальных сетях с жалобами на позаимствованную без спроса историю (чуть ли не на украденную жизнь!) выглядели, что греха таить, жалко… Вместе с тем создатели «Тихого омута» максимально бережно подошли к материалу, стараясь не давать волю фантазии, по мере возможностей реконструируя подлинные обстоятельства во всей их многомерности. Ведь то, что произошло с Амандой, – прямо-таки из категории «нарочно не придумаешь». Прохладный приём картины публикой в национальном кинопрокате (впрочем, за рубежом кассовые сборы оказались ещё ниже) объясняется не только карантинными ограничениями, ещё сохранявшимися летом 2021-го. И не только конкуренцией со стороны «диснеевского» блокбастера «Круиз по джунглям» /2021/ Жауме Кольета-Серры, а также «Легенды о Зелёном рыцаре» /2021/ Дэвида Лоури (изощрённой по киноязыку, но завораживающей, держащей в изрядном напряжении, будоражащей воображение). Хронометраж в два часа двадцать минут в сочетании с отсутствием стремительно развёртывающегося действия и ярких зрелищных элементов, как в боевиках или кинокомиксах, обернулся для заокеанских зрителей достаточно суровым испытанием. В какой-то момент, словно желая дополнительно раздразнить тех, кто заглянул в кинозал пощекотать нервы, режиссёр обрывает и без того не очень крепко сбитую детективную интригу. Билл Бейкер, солгавший Эллисон (не сообщивший, что адвокатесса отказалась обращаться к судье, так как сочла доводы слабыми) и самостоятельно предпринявший поиски Акима, завершившиеся провалом, слышит обидные слова – и обещание отныне с ним не разговаривать. Потенциальный подозреваемый исчез, кажется, навсегда… Время идёт, бытование американца средних лет худо-бедно входит в повседневное русло. Заботливый отец перебирается во французский портовый город, чтобы быть поближе к дочери, что особенно существенно в свете сделанных девушке за примерное поведение поблажек. Параллельно – завязываются романтические отношения с театральной актрисой Виржини, в чьей квартире Билл остановился. Да и Эллисон внезапно принимается рассуждать о необходимости принять предначертанную свыше судьбу и двигаться дальше… Конечно же, авторы пошли на своеобразный обман жанровых ожиданий аудитории не без определённой цели, верно рассчитав, что это усилит эффект от предфинального сюжетного поворота. Случайно обнаружив Акима в толпе болельщиков на футбольном матче, Бейкер действует молниеносно, прямо на улице похищая молодого человека, которого решает удерживать в подвале, пока от нанятого частного сыщика не поступит информация, совпадает ли его ДНК с образцами ДНК, обнаруженными на месте преступления. Мало того, заинтриговывает и развязка, не вполне отвечающая представлениям о хеппи-энде (и, вероятно, вызвавшая особое недовольство Нокс). В данном отношении буквалистский перевод названия, отсылающий к небезызвестной поговорке о чертях, водящихся в тихом омуте, как раз можно посчитать оправданным. И всё-таки упоминание в заголовке провинциального городка являлось для Тома МакКарти важным по иным соображениям – не только потому, что написанное на подаренном ожерелье наименование населённого пункта помогло установить не слишком приятную истину. Стиллуотер, расположенный в штате Оклахома, не просто гораздо меньше (и по занимаемой площади, и по населению) родного для Аманды Сиэтла. Режиссёр уже в прологе обрисовывает плачевное состояние экономики города и окрестностей, где в дополнение к природным катаклизмам идёт процесс сворачивания бизнеса нефтедобывающими компаниями. Неслучайно и Мэтт Деймон, за которым с ранних ролей закрепился имидж обычного американского парня, скрупулёзно собирал материал для вживания в образ, исследуя субкультуру рабочих с буровых установок («roughnecks», как их иронически прозвали в США). Криминальная составляющая истории (к слову, и Билл проговаривается, что имел неприятности с законом) не воспринимается самодовлеющей, позволяя авторам отчётливее высветить вопросы иного плана. Пролетарий перелетел океан – и столкнулся в Старом Свете примерно с теми же неурядицами, что и дома, усугублёнными незнанием французского языка. Другое дело, что привычному к тяжёлому физическому труду, дисциплинированному, неслабому мужчине в общем-то несложно адаптироваться: разобраться в местных особенностях (благо что расистов и шпаны, заправляющей в неблагополучных районах, в Америке хватает), быстро обжиться, найти работу более-менее по профилю и т.д. Он – из тех, кто уверенно приспосабливается к не такой уж спокойной воде (still water) жизни. Но в чём её, жизни, этот самый смысл? МакКарти не добился известности на актёрском поприще, однако с первых же работ в качестве режиссёра и сценариста заслужил признание благодаря остроте затрагиваемых тем и глубине анализа болезненных социально-психологических проблем. Упомянутые аспекты стали залогом триумфа, в частности, картины «В центре внимания» /2015/, уже непосредственно основанной на подлинных событиях. Вместе с тем Том действительно стремится зреть в корень, не ограничиваясь констатацией фактов, как в данном случае – указанием на едва не ставшую роковой ошибку, допущенную пенитенциарной системой и усугубленную несдержанностью сотрудников СМИ (проявивших себя здесь гораздо хуже дотошных работников газеты The Boston Globe). Ошибку, признание которой стало своего рода сенсацией! Авторам не менее интересно въедливо исследовать личности участников драмы, прежде всего – Билла, производящего впечатление полной противоположности шекспировскому Гамлету. Для Бейкера попросту не существует вопроса «Быть или не быть?», равно как и сомнений на предмет того, достойно ли терпеть «мятежного удары рока». Разумеется, недостойно! Он оказывает сопротивление невзгодам – и притом сохраняет олимпийское спокойствие, остаётся уравновешенным, совершая смелые поступки так же естественно, как дышит или ходит. Такого индивида, пожалуй, не сломит и невольно сделанное открытие относительно натуры выросшей кровинушки, сбежавшей из родного Стиллуотера, попавшей на чужбине в беду, чуть не покончившей с собой, но спасённой. В этом смысле «Тихий омут» воспринимается гимном во славу человеческому упорству и настойчивости – воспеванием идеалов, поднятых на щит ещё приверженцами стоицизма. _______ 1 – Её автобиографическая книга с выразительным названием «В ожидании, когда тебя услышат: мемуары» /2013/ даже стала бестселлером.