Фильм мог (и должен был) появиться на свет гораздо раньше, раз уж сама Арета Франклин значилась среди инициаторов проекта и, в частности, отстаивала кандидатуру Дженнифер Хадсон. Причём легендарная певица утвердилась в своём мнении не сразу: её не до конца убедило исполнение «восходящей звездой» роли Эффи Уайт (вообще-то отмеченной премией «Оскар»!) в «Девушках мечты» /2006/ Билла Кондона – и лишь игра в бродвейском мюзикле «Цветы лиловые полей» развеяла последние сомнения. К сожалению, претворение замысла в жизнь изрядно затянулось – и общепризнанной королеве соула, почившей в бозе 18-го августа 2018-го, было не суждено посетить премьеру… Однако «Респект» в любом случае воспринимается произведением, достойным памяти незаурядной персоны, вопреки не очень красивым нападкам со стороны её сына Кекафа, взявшего на себя смелость выразить от лица семьи резко отрицательное отношение к детищу кинематографистов. В ленте якобы плохо всё, за исключением ведущей актрисы. Адвокат Дэвид Беннетт позже пояснил, что мужчину никто из родственников не уполномочивал на подобные заявления, назвав вероятной причиной поступка желание заработать на скандале.
Скандал, наверное, и не помешал бы фильму, который был выпущен на киноэкраны позже «Соединённых Штатов против Билли Холлидей» /2021/, а потому – оказался встречен широкой публикой теплее (1), но всё равно не настолько горячо, чтобы окупить производственные затраты в размере $55 млн. Причём изначально Лизль Томми со сценаристом (а также соавтором сюжета вместе с Кэлли Кхури) Трейси Скоттом Уилсоном находились в заведомо менее выигрышном положении, чем Ли Дэниелс и кинодраматург Сьюзен-Лори Паркс. На фоне тех трудностей, какие приходилось преодолевать героине Андры Дей, выпавшие на долю Ри житейские неурядицы кажутся не столь серьёзными. Она вряд ли имела основания сетовать на судьбу, получив возможность с детства заниматься любимым делом. Мало того, Кларенс ЛаВон (для близких и друзей – просто Си-Эл) Франклин, приведя дочь в офис Columbia Records, бросает руководителю звукозаписывающей компании Джону Хэммонду, что его дочь росла в приличном доме, а не в борделе, как Бесси Смит или та же Холлидей, и выступала в храмах на радость благочестивой пастве. Однако при ближайшем рассмотрении ситуация – не такая элементарная, какой представляется со стороны (особенно ретроспективно).
К слову, женщина-режиссёр вполне оправдала возложенные надежды в том отношении, что постаралась, не уподобляясь газетчикам, охочим до копания в «грязном белье» знаменитостей, вычленить из фактов биографии Ареты по-настоящему значимые конфликты. Томми, родившаяся в Кейптауне (и вынужденно покинувшая с родителями Южно-Африканскую Республику после введения властями чрезвычайного положения), не понаслышке знает о «прелестях» расизма. Воспоминания о режиме апартеида не могли не повлиять на творчество Лизль. Её дебютная полнометражная (осуществлённая после участия в съёмках ряда телесериалов) кинокартина, по-видимому, не отличается такой же остротой и бескомпромиссным обличительным пафосом, как театральные постановки – вроде бродвейского спектакля «Затмение» по пьесе Данай Гуриры. Однако Томми абсолютно права, отстаивая мысль, что феномен Франклин тесно связан с изменением общественно-политического климата в США, мучительно прощавшихся с рабовладельческим прошлым. Здесь не следует недооценивать не только факт общения девочки с музыкантами старшего поколения, являвшимися добрыми друзьями фамилии, но и деятельность родителя, совмещавшего служение Богу в лоне баптистской церкви с неустанной борьбой против дискриминации афро-американцев.
Разумеется, в жизни всё непросто – и подчас сложно провести чёткую грань между чёрным и белым, поделив людей на «хороших» и «плохих». Форест Уитакер, как обычно, на редкость убедителен в образе Си-Эла, притом что значительно старше своего прототипа (кстати, родился в один год с актрисой Кимберли Скотт, сыгравшей бабушку Ареты) – и искренне постарался воздать должное масштабу его фигуры. Однако пастор, из лучших побуждений стремившийся воспитывать дочерей в строгости и праведности, не замечает, как постепенно превращается в типичного «отца-хозяина», если воспользоваться названием замечательной драмы Паоло и Витторио Тавиани о детстве учёного Гавино Ледды. Мелочная опека с неотвратимостью перерастает в тотальный контроль и нежелание отпускать Ри, уже давно совершеннолетнюю, из-под надзора. Это не привело к трагедии, но обернулось потерей нескольких лет, потраченных на запись песен, не находивших отклика в душе вокалистки и, как следствие, не становившихся шлягерами. И что ещё хуже – косвенно отразилось на дальнейшей личной жизни женщины. Тед Уайт, хотя и спровоцировал острую неприязнь мистера Франклина, обращался с возлюбленной примерно так же, как папа избранницы – с её матерью, оставившей мужа с детьми (и, увы, рано скончавшейся). И то, что Арета не помнит бесчисленных ссор родителей, ничего не значит…
Легко догадаться, что в заголовок ленты вынесено название едва ли не крупнейшего хита Ареты Франклин, выпущенного на основе одноимённого сингла за авторством Отиса Реддинга – только в новой обработке и, главное, с демонстративно изменённым посылом. Но английское слово «respect» можно было бы и перевести, поскольку отстаивание уважения к себе действительно становится лейтмотивом кинопроизведения. Ри потратила массу сил и времени, чтобы выйти из-под влияния отца, успешно совмещавшего разные методы навязывания своей воли: от прямого диктата до ловкого манипулирования чужим сознанием. И Тед, ревновавший без меры, не брезговавший рукоприкладством, разыгрывавший всезнающего менеджера (нередко – совершая наглые выходки, наносившие урон развитию карьеры подопечной), достаточно долго держал супругу, что называется, в ежовых рукавицах. Вот только есть и оборотная сторона медали.
Кинематографистов не упрекнёшь в полном замалчивании неприглядных сторон личности героини. И если, скажем, бесполезно винить юную Ри в том, что девочка оказалась соблазнена парнем старше по возрасту и забеременела, то к маленьким сыновьям она могла бы проявлять больше заботы. Да и пресловутые «демоны», спорадически овладевавшие сознанием одарённой певицы (воистину – словно бес вселялся!), не являлись совсем уж отцовской выдумкой. Обладая чувствительной артистической натурой, она болезненно переживала полученные психологические травмы, а спорадически кризис усугублялся (вплоть до срыва концертов) злоупотреблением алкоголем. Но уважения, равно как и свободу, без преодоления этих проблем – не обрести! Работа над собой не менее существенна, чем противостояние врагам извне. Между прочим, нечто подобное справедливо и в деле борьбы за гражданские права, в которую Арета Франклин внесла посильную лепту, поддерживая и родителя-проповедника, и Мартина Лютера Кинга, и даже Анджелу Дэвис. Наконец, запись альбома Amazing Grace тоже стала своего рода вызовом (шоу-бизнесу), ознаменовав возвращение к истокам – к «устаревшему» госпелу. Вместе с тем для самой «звезды» было принципиально поведать миру о наконец-то установившейся внутренней гармонии – о чувстве гордости тем, чего успела достичь и чего добиться ещё предстояло.
_______
1 – Кассовые сборы в национальном кинопрокате составили $24,3 млн. и ещё $7,2 млн. принесла демонстрация в других странах.
8
,1
2021, США, Биография
138 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фильм мог (и должен был) появиться на свет гораздо раньше, раз уж сама Арета Франклин значилась среди инициаторов проекта и, в частности, отстаивала кандидатуру Дженнифер Хадсон. Причём легендарная певица утвердилась в своём мнении не сразу: её не до конца убедило исполнение «восходящей звездой» роли Эффи Уайт (вообще-то отмеченной премией «Оскар»!) в «Девушках мечты» /2006/ Билла Кондона – и лишь игра в бродвейском мюзикле «Цветы лиловые полей» развеяла последние сомнения. К сожалению, претворение замысла в жизнь изрядно затянулось – и общепризнанной королеве соула, почившей в бозе 18-го августа 2018-го, было не суждено посетить премьеру… Однако «Респект» в любом случае воспринимается произведением, достойным памяти незаурядной персоны, вопреки не очень красивым нападкам со стороны её сына Кекафа, взявшего на себя смелость выразить от лица семьи резко отрицательное отношение к детищу кинематографистов. В ленте якобы плохо всё, за исключением ведущей актрисы. Адвокат Дэвид Беннетт позже пояснил, что мужчину никто из родственников не уполномочивал на подобные заявления, назвав вероятной причиной поступка желание заработать на скандале. Скандал, наверное, и не помешал бы фильму, который был выпущен на киноэкраны позже «Соединённых Штатов против Билли Холлидей» /2021/, а потому – оказался встречен широкой публикой теплее (1), но всё равно не настолько горячо, чтобы окупить производственные затраты в размере $55 млн. Причём изначально Лизль Томми со сценаристом (а также соавтором сюжета вместе с Кэлли Кхури) Трейси Скоттом Уилсоном находились в заведомо менее выигрышном положении, чем Ли Дэниелс и кинодраматург Сьюзен-Лори Паркс. На фоне тех трудностей, какие приходилось преодолевать героине Андры Дей, выпавшие на долю Ри житейские неурядицы кажутся не столь серьёзными. Она вряд ли имела основания сетовать на судьбу, получив возможность с детства заниматься любимым делом. Мало того, Кларенс ЛаВон (для близких и друзей – просто Си-Эл) Франклин, приведя дочь в офис Columbia Records, бросает руководителю звукозаписывающей компании Джону Хэммонду, что его дочь росла в приличном доме, а не в борделе, как Бесси Смит или та же Холлидей, и выступала в храмах на радость благочестивой пастве. Однако при ближайшем рассмотрении ситуация – не такая элементарная, какой представляется со стороны (особенно ретроспективно). К слову, женщина-режиссёр вполне оправдала возложенные надежды в том отношении, что постаралась, не уподобляясь газетчикам, охочим до копания в «грязном белье» знаменитостей, вычленить из фактов биографии Ареты по-настоящему значимые конфликты. Томми, родившаяся в Кейптауне (и вынужденно покинувшая с родителями Южно-Африканскую Республику после введения властями чрезвычайного положения), не понаслышке знает о «прелестях» расизма. Воспоминания о режиме апартеида не могли не повлиять на творчество Лизль. Её дебютная полнометражная (осуществлённая после участия в съёмках ряда телесериалов) кинокартина, по-видимому, не отличается такой же остротой и бескомпромиссным обличительным пафосом, как театральные постановки – вроде бродвейского спектакля «Затмение» по пьесе Данай Гуриры. Однако Томми абсолютно права, отстаивая мысль, что феномен Франклин тесно связан с изменением общественно-политического климата в США, мучительно прощавшихся с рабовладельческим прошлым. Здесь не следует недооценивать не только факт общения девочки с музыкантами старшего поколения, являвшимися добрыми друзьями фамилии, но и деятельность родителя, совмещавшего служение Богу в лоне баптистской церкви с неустанной борьбой против дискриминации афро-американцев. Разумеется, в жизни всё непросто – и подчас сложно провести чёткую грань между чёрным и белым, поделив людей на «хороших» и «плохих». Форест Уитакер, как обычно, на редкость убедителен в образе Си-Эла, притом что значительно старше своего прототипа (кстати, родился в один год с актрисой Кимберли Скотт, сыгравшей бабушку Ареты) – и искренне постарался воздать должное масштабу его фигуры. Однако пастор, из лучших побуждений стремившийся воспитывать дочерей в строгости и праведности, не замечает, как постепенно превращается в типичного «отца-хозяина», если воспользоваться названием замечательной драмы Паоло и Витторио Тавиани о детстве учёного Гавино Ледды. Мелочная опека с неотвратимостью перерастает в тотальный контроль и нежелание отпускать Ри, уже давно совершеннолетнюю, из-под надзора. Это не привело к трагедии, но обернулось потерей нескольких лет, потраченных на запись песен, не находивших отклика в душе вокалистки и, как следствие, не становившихся шлягерами. И что ещё хуже – косвенно отразилось на дальнейшей личной жизни женщины. Тед Уайт, хотя и спровоцировал острую неприязнь мистера Франклина, обращался с возлюбленной примерно так же, как папа избранницы – с её матерью, оставившей мужа с детьми (и, увы, рано скончавшейся). И то, что Арета не помнит бесчисленных ссор родителей, ничего не значит… Легко догадаться, что в заголовок ленты вынесено название едва ли не крупнейшего хита Ареты Франклин, выпущенного на основе одноимённого сингла за авторством Отиса Реддинга – только в новой обработке и, главное, с демонстративно изменённым посылом. Но английское слово «respect» можно было бы и перевести, поскольку отстаивание уважения к себе действительно становится лейтмотивом кинопроизведения. Ри потратила массу сил и времени, чтобы выйти из-под влияния отца, успешно совмещавшего разные методы навязывания своей воли: от прямого диктата до ловкого манипулирования чужим сознанием. И Тед, ревновавший без меры, не брезговавший рукоприкладством, разыгрывавший всезнающего менеджера (нередко – совершая наглые выходки, наносившие урон развитию карьеры подопечной), достаточно долго держал супругу, что называется, в ежовых рукавицах. Вот только есть и оборотная сторона медали. Кинематографистов не упрекнёшь в полном замалчивании неприглядных сторон личности героини. И если, скажем, бесполезно винить юную Ри в том, что девочка оказалась соблазнена парнем старше по возрасту и забеременела, то к маленьким сыновьям она могла бы проявлять больше заботы. Да и пресловутые «демоны», спорадически овладевавшие сознанием одарённой певицы (воистину – словно бес вселялся!), не являлись совсем уж отцовской выдумкой. Обладая чувствительной артистической натурой, она болезненно переживала полученные психологические травмы, а спорадически кризис усугублялся (вплоть до срыва концертов) злоупотреблением алкоголем. Но уважения, равно как и свободу, без преодоления этих проблем – не обрести! Работа над собой не менее существенна, чем противостояние врагам извне. Между прочим, нечто подобное справедливо и в деле борьбы за гражданские права, в которую Арета Франклин внесла посильную лепту, поддерживая и родителя-проповедника, и Мартина Лютера Кинга, и даже Анджелу Дэвис. Наконец, запись альбома Amazing Grace тоже стала своего рода вызовом (шоу-бизнесу), ознаменовав возвращение к истокам – к «устаревшему» госпелу. Вместе с тем для самой «звезды» было принципиально поведать миру о наконец-то установившейся внутренней гармонии – о чувстве гордости тем, чего успела достичь и чего добиться ещё предстояло. _______ 1 – Кассовые сборы в национальном кинопрокате составили $24,3 млн. и ещё $7,2 млн. принесла демонстрация в других странах.