Новый проект "Эксперимент "За стеклом" канадского режиссера и сценариста Джейсона Уилльяма Ли ("Зло в нас") служит еще одним подтверждением того, что все интересные и свежие мысли всегда находятся где-то в воздухе неподалеку. Фильм Ли, который является в меру оригинальным хоррором, претендует и на саркастичность социального высказывания, и готов дать развернутый комментарий на тему тех, кто вызывает зависть миллионами подписчиков и лайками в социальных сетях, и, кроме этого, по законам жанра должен дать настоящее развлекательное шоу в стиле студии Blumhouse. Раздражают ли вас популярные блогеры разных мастей настолько, что вы готовы на их физическое уничтожение в прямом эфире? Готовы ли вы проголосовать за смерть и немного поиграть в современный Колизей? Смерть на экране - это всего лишь фейк или настоящая потеря живого человека? Пока не важно, хорошего или плохого, но все-таки с бьющимся сердцем... У Ли вполне хватает понимания, что на одних только телах, из которых бьет кровь фонтанами, сейчас высоких оценок не соберешь. Концепт замкнутого пространства, где идет игра на выживание далеко не нов для кино, в этом году сериал "Колл-центр" Наташи Меркуловой и Алексея Чупова будоражил аудиторию своими правилами игры на выбывание. Работа Ли, вышедшая в широкий прокат в России примерно на месяц раньше, демонстрирует примерно те же самые идеи. Люди с деньгами, с капиталом, могут позволить себе свой личный эксклюзив, свое реалити-шоу, свой сериал и за хорошие призовые спокойно играть с теми, кто жаждет славы и время от времени появляется в новостных лентах. Почти что ставшие звездами, уже сбитые летчики, хотят опять побороться у Ли за внимание миллионов зрителей без всяких подстав и компромиссов. Для постановщика существует хорошо считываемый знак равенства между лузерами, которые уже потерпели крушения разной степени, и людьми, достойными отправки на тот свет при помощи зловеще срежиссированной смерти на публике. Поэтому "Эксперимент "За стеклом" на первый взгляд очень похож на гимн индивидуализму тех, кто ради многомиллионных призовых денег будет предавать дружеские отношения, рвать любовные связи и становиться безжалостными соперниками на потеху зрителей, с удовольствием и азартом созерцающих все шоу на экранах своих гаджетов.
Пролог "Эксперимент "За стеклом" Ли выстраивает по вполне ожидаемой схеме: скучающий и даже совсем не старый миллиардер и удачливый инвестор Фуркас (Джером Велински, сериал "Доктор, доктор") с удовольствием наблюдает по музыку бетховенской "Лунной сонаты" как специально нанятая девушка дробит череп бейсбольной битой жертве, лежащей на полу. У девушки явный срыв и истерика, но чемоданчик с хорошим гонораром перевешивает в ней человеческое, и с настоящим животным остервенением при помощи ножа она заканчивает свою работу. Герой Велински с абсолютным интересом и ухмылкой наблюдает за тем, как ради денег человек может превратиться в животное и вырвать сердце у своей жертвы для радостно посмеивающегося заказчика. Фуркас с особым чувством ломает людей, деньги, а отнюдь не психотравма, о которой зрители ленты никогда не узнают, позволяют быть ему циничным моралистом и очищать общество от тех, кто не достоин жить на этой планете. Люди для характера Велински очень часто всего лишь энтертейнмент, увеселение для того, кому смертельно скучно и кто готов эту скуку конвертировать в смерть других. Просматривая десятку самых известных неудачников, Фуркас натыкается на шведа Каспера Нордина (Вальтер Скарсгард, "Властелины хаоса", сериал "Черное озеро"), парня, который прославился тем, что целых три года был мужем поп-звезды Дарлы Дрейк (Кайли Буш, сериал "Дубль два"). Парочка была лакомым куском для таблоидов еще и благодаря собственному реалити-шоу "Дарла и Каспер: напарники по любви", но теперь уже все в прошлом, скандинавский герой Скарсгарда снимается во второсортных полицейских сериалах и пытается покорять хит-парады с никому не нужными песнями. Но когда на кону стоят пять миллионов, Каспер опять готов, и абсолютно не важен вопрос репутации. Только деньги, только вперед. Ради этого можно побороться с другими семью участниками, такими же на первый взгляд пустыми и недалекими как и смазливый швед.
Как автор экранной истории "Эксперимент "За стеклом" Джейсон Уилльям Ли делает состав нарратива по-настоящему интернациональным, так в ограниченном пространстве появляются полька Ула (Каролина Бенефилд), переехавшая в Лос-Анджелес звезда Instagram и модных вечеринок. Мужскую часть "застекольщиков", кроме Каспера, дополняет звезда боев без правил ирландец Джеймс "Могила" (Кристофер Джерард, сериал "Ван Хельсинг"), который уже несколько лет находится за пределами ринга, однако исправно ходит по барам и поколачивает их посетителей. Также к ним присоединяются горячий рэпер-чилиец "Эль Шокер" (Матиас Ретамаль), филиппинская красавица-колдунья Кэт Зим (Аманда Хауэллс), американка, звезда шоу для невест, Лонни Бирн (Хамиса Уилшер), британский остряк, сенсация Youtube, Невин (Дейли Нельсон) и мексиканка Химена Торрес (Гиги Сол Герреро), ведущая блог о поп-культуре, основой которого являются слухи о богатых и знаменитых. Жизнь всех восьмерых участников находится под пристальным круглосуточным наблюдением миллионов зрителей, которые могут голосованием поддерживать своих фаворитов и отправлять не вызывающих симпатий в последний путь на испытания. Последний оставшийся в живых получит все.
Находясь в режиссерском кресле "Эксперимент "За стеклом" Ли не просто заигрывает со зрительской публикой, предлагая ей полноценный парад пустышек, но и еще показывает, что фраза "хлеба и зрелищ" остается сегодня по-прежнему актуальна и для этого совсем не обязательно идти на площадь или на стадион. Можно просто похомячить у монитора и почувствовать себя вершителем экранных судеб. Пипл ест примитив, вседоступная низкопробность, когда каждый может вообразить себя кем-то, наговорить много слов и написать каких-то букв поощряется абсолютно везде и слывет "независимым" мнением. Из-за этого все запертые характеры фильма первоначально больше всего напоминают плоские двумерные фигуры на лицо прекрасные и гулко пустые внутри. Фуркас, стараясь сохранить загадочность, говорит фазированным голосом, без сожалений комментирует все и следит за порядком при помощи специальной команды. Любопытно, но вышедший четыре года назад "Дизлайк" Павла Руминова со сходной сюжетной основой воспринимается с намного меньшим энтузиазмом, чем лента Ли. И это происходит по вполне понятной причине. Режиссерская интонация Ли стремится высмеять тот фальшивый праздник радости массового потребления, который заставляет детей мечтать о блогерстве как о профессии, приносящей деньги и славу. Сатира у постановщика на столь очевидна и не лежит на поверхности, но те, кого принято сейчас называть селебрити, в ленте показаны удручающе-отвратительными жертвами. Их смерть началась еще задолго до представления Фуркаса, смерть Каспера и всей остальной компании началась тогда, когда все эти люди поняли, что год-другой славы могут обеспечить их на долгое время. Ли без всякого жеманства соглашается с тем, что люди хотят видеть то, чего нет в их серой потребительской жизни, причем это должно зашкаливать: если насилие, то обязательно с кровью и до смерти, если секс, то такой чтобы можно было удовлетворить всю свою дремлющую похоть. Хотя постановщик и делает из зрителей шоу претендующих на объективность судей, но лента в большей степени напоминает глянцевый поход против всего, что заставляет автора сомневаться в искренности ценностей мира, в котором он живет.
Интрига "Эксперимент "За стеклом" у Ли получается при помощи переработки клише, у большей части запертых и изолированных характеров начинает пробиваться что-то похожее на рефлексию и эмпатию только в минуты особого эмоционального напряжения. Букет из восьми нарциссов разной степени концентрации на себе получился не отталкивающим, а скорее достойным жалости. У постановщика, взявшего на себя смелость демиурга, не получается провоцировать публику своими идеями, никчемность персонажей подается без должной степени гротеска. Ли пытается коленом давить на сентиментальность и в кульминации ему удается выжать сильно уменьшенные, но все же шекспировские страсти, повернув сюжет в сторону, очевидную для опытного зрителя подобных проектов. Парадоксально, но отсутствие в ленте приглашенных звезд только идет на пользу проекту, где уровень актерской игры подчеркивает нужный градус накала, но не претендует на особую интеллектуальность представления. Ли локализует слэшер, но делает это так, что смерти сладких и не вызывающих симпатий обладателей форм и томностей происходят с беспощадностью эстетского метронома, способного удивить, но не растрогать и вызвать жалость. Поэтому "Эксперимент "За стеклом" Ли пропитывает ненавистью и поливает кровью, но финал для слишком маниакального Фуркаса оказывается не столь будоражащим, как его злобный аттракцион. Ну заигрался взрослый мальчик в вершителя судеб и всевышнего судью. С кем не бывает, когда душу разъедает тотальная скука и неприятие.
6
,4
2019, Ужасы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новый проект "Эксперимент "За стеклом" канадского режиссера и сценариста Джейсона Уилльяма Ли ("Зло в нас") служит еще одним подтверждением того, что все интересные и свежие мысли всегда находятся где-то в воздухе неподалеку. Фильм Ли, который является в меру оригинальным хоррором, претендует и на саркастичность социального высказывания, и готов дать развернутый комментарий на тему тех, кто вызывает зависть миллионами подписчиков и лайками в социальных сетях, и, кроме этого, по законам жанра должен дать настоящее развлекательное шоу в стиле студии Blumhouse. Раздражают ли вас популярные блогеры разных мастей настолько, что вы готовы на их физическое уничтожение в прямом эфире? Готовы ли вы проголосовать за смерть и немного поиграть в современный Колизей? Смерть на экране - это всего лишь фейк или настоящая потеря живого человека? Пока не важно, хорошего или плохого, но все-таки с бьющимся сердцем... У Ли вполне хватает понимания, что на одних только телах, из которых бьет кровь фонтанами, сейчас высоких оценок не соберешь. Концепт замкнутого пространства, где идет игра на выживание далеко не нов для кино, в этом году сериал "Колл-центр" Наташи Меркуловой и Алексея Чупова будоражил аудиторию своими правилами игры на выбывание. Работа Ли, вышедшая в широкий прокат в России примерно на месяц раньше, демонстрирует примерно те же самые идеи. Люди с деньгами, с капиталом, могут позволить себе свой личный эксклюзив, свое реалити-шоу, свой сериал и за хорошие призовые спокойно играть с теми, кто жаждет славы и время от времени появляется в новостных лентах. Почти что ставшие звездами, уже сбитые летчики, хотят опять побороться у Ли за внимание миллионов зрителей без всяких подстав и компромиссов. Для постановщика существует хорошо считываемый знак равенства между лузерами, которые уже потерпели крушения разной степени, и людьми, достойными отправки на тот свет при помощи зловеще срежиссированной смерти на публике. Поэтому "Эксперимент "За стеклом" на первый взгляд очень похож на гимн индивидуализму тех, кто ради многомиллионных призовых денег будет предавать дружеские отношения, рвать любовные связи и становиться безжалостными соперниками на потеху зрителей, с удовольствием и азартом созерцающих все шоу на экранах своих гаджетов. Пролог "Эксперимент "За стеклом" Ли выстраивает по вполне ожидаемой схеме: скучающий и даже совсем не старый миллиардер и удачливый инвестор Фуркас (Джером Велински, сериал "Доктор, доктор") с удовольствием наблюдает по музыку бетховенской "Лунной сонаты" как специально нанятая девушка дробит череп бейсбольной битой жертве, лежащей на полу. У девушки явный срыв и истерика, но чемоданчик с хорошим гонораром перевешивает в ней человеческое, и с настоящим животным остервенением при помощи ножа она заканчивает свою работу. Герой Велински с абсолютным интересом и ухмылкой наблюдает за тем, как ради денег человек может превратиться в животное и вырвать сердце у своей жертвы для радостно посмеивающегося заказчика. Фуркас с особым чувством ломает людей, деньги, а отнюдь не психотравма, о которой зрители ленты никогда не узнают, позволяют быть ему циничным моралистом и очищать общество от тех, кто не достоин жить на этой планете. Люди для характера Велински очень часто всего лишь энтертейнмент, увеселение для того, кому смертельно скучно и кто готов эту скуку конвертировать в смерть других. Просматривая десятку самых известных неудачников, Фуркас натыкается на шведа Каспера Нордина (Вальтер Скарсгард, "Властелины хаоса", сериал "Черное озеро"), парня, который прославился тем, что целых три года был мужем поп-звезды Дарлы Дрейк (Кайли Буш, сериал "Дубль два"). Парочка была лакомым куском для таблоидов еще и благодаря собственному реалити-шоу "Дарла и Каспер: напарники по любви", но теперь уже все в прошлом, скандинавский герой Скарсгарда снимается во второсортных полицейских сериалах и пытается покорять хит-парады с никому не нужными песнями. Но когда на кону стоят пять миллионов, Каспер опять готов, и абсолютно не важен вопрос репутации. Только деньги, только вперед. Ради этого можно побороться с другими семью участниками, такими же на первый взгляд пустыми и недалекими как и смазливый швед. Как автор экранной истории "Эксперимент "За стеклом" Джейсон Уилльям Ли делает состав нарратива по-настоящему интернациональным, так в ограниченном пространстве появляются полька Ула (Каролина Бенефилд), переехавшая в Лос-Анджелес звезда Instagram и модных вечеринок. Мужскую часть "застекольщиков", кроме Каспера, дополняет звезда боев без правил ирландец Джеймс "Могила" (Кристофер Джерард, сериал "Ван Хельсинг"), который уже несколько лет находится за пределами ринга, однако исправно ходит по барам и поколачивает их посетителей. Также к ним присоединяются горячий рэпер-чилиец "Эль Шокер" (Матиас Ретамаль), филиппинская красавица-колдунья Кэт Зим (Аманда Хауэллс), американка, звезда шоу для невест, Лонни Бирн (Хамиса Уилшер), британский остряк, сенсация Youtube, Невин (Дейли Нельсон) и мексиканка Химена Торрес (Гиги Сол Герреро), ведущая блог о поп-культуре, основой которого являются слухи о богатых и знаменитых. Жизнь всех восьмерых участников находится под пристальным круглосуточным наблюдением миллионов зрителей, которые могут голосованием поддерживать своих фаворитов и отправлять не вызывающих симпатий в последний путь на испытания. Последний оставшийся в живых получит все. Находясь в режиссерском кресле "Эксперимент "За стеклом" Ли не просто заигрывает со зрительской публикой, предлагая ей полноценный парад пустышек, но и еще показывает, что фраза "хлеба и зрелищ" остается сегодня по-прежнему актуальна и для этого совсем не обязательно идти на площадь или на стадион. Можно просто похомячить у монитора и почувствовать себя вершителем экранных судеб. Пипл ест примитив, вседоступная низкопробность, когда каждый может вообразить себя кем-то, наговорить много слов и написать каких-то букв поощряется абсолютно везде и слывет "независимым" мнением. Из-за этого все запертые характеры фильма первоначально больше всего напоминают плоские двумерные фигуры на лицо прекрасные и гулко пустые внутри. Фуркас, стараясь сохранить загадочность, говорит фазированным голосом, без сожалений комментирует все и следит за порядком при помощи специальной команды. Любопытно, но вышедший четыре года назад "Дизлайк" Павла Руминова со сходной сюжетной основой воспринимается с намного меньшим энтузиазмом, чем лента Ли. И это происходит по вполне понятной причине. Режиссерская интонация Ли стремится высмеять тот фальшивый праздник радости массового потребления, который заставляет детей мечтать о блогерстве как о профессии, приносящей деньги и славу. Сатира у постановщика на столь очевидна и не лежит на поверхности, но те, кого принято сейчас называть селебрити, в ленте показаны удручающе-отвратительными жертвами. Их смерть началась еще задолго до представления Фуркаса, смерть Каспера и всей остальной компании началась тогда, когда все эти люди поняли, что год-другой славы могут обеспечить их на долгое время. Ли без всякого жеманства соглашается с тем, что люди хотят видеть то, чего нет в их серой потребительской жизни, причем это должно зашкаливать: если насилие, то обязательно с кровью и до смерти, если секс, то такой чтобы можно было удовлетворить всю свою дремлющую похоть. Хотя постановщик и делает из зрителей шоу претендующих на объективность судей, но лента в большей степени напоминает глянцевый поход против всего, что заставляет автора сомневаться в искренности ценностей мира, в котором он живет. Интрига "Эксперимент "За стеклом" у Ли получается при помощи переработки клише, у большей части запертых и изолированных характеров начинает пробиваться что-то похожее на рефлексию и эмпатию только в минуты особого эмоционального напряжения. Букет из восьми нарциссов разной степени концентрации на себе получился не отталкивающим, а скорее достойным жалости. У постановщика, взявшего на себя смелость демиурга, не получается провоцировать публику своими идеями, никчемность персонажей подается без должной степени гротеска. Ли пытается коленом давить на сентиментальность и в кульминации ему удается выжать сильно уменьшенные, но все же шекспировские страсти, повернув сюжет в сторону, очевидную для опытного зрителя подобных проектов. Парадоксально, но отсутствие в ленте приглашенных звезд только идет на пользу проекту, где уровень актерской игры подчеркивает нужный градус накала, но не претендует на особую интеллектуальность представления. Ли локализует слэшер, но делает это так, что смерти сладких и не вызывающих симпатий обладателей форм и томностей происходят с беспощадностью эстетского метронома, способного удивить, но не растрогать и вызвать жалость. Поэтому "Эксперимент "За стеклом" Ли пропитывает ненавистью и поливает кровью, но финал для слишком маниакального Фуркаса оказывается не столь будоражащим, как его злобный аттракцион. Ну заигрался взрослый мальчик в вершителя судеб и всевышнего судью. С кем не бывает, когда душу разъедает тотальная скука и неприятие.