Феномен религии далеко не так прост, как склонны считать обыватели, неважно, относящие себя к верующим или же к атеистам. Ещё в эпоху Просвещения ведущим интеллектуалам показалось, что секрет церкви, равно как и шаманизма, жречества и т.д., кроется в заведомом злостном обмане масс и отдельных доверчивых личностей. Однако более поздние (проводившиеся, начиная с XIX века) научные изыскания вскрыли, что использовавшиеся ими источники не выдерживают элементарной критики, а выводы – грешат тенденциозностью. Вот и в современном мире – ситуация далеко не однозначна. Кажется, в какой-то из работ Сергея Георгиевича Кара-Мурзы упоминаются слова одного западного университетского профессора, рассказывавшего, что, если во второй половине 1960-х требовалось рассмешить студенческую аудиторию, тому было достаточно упомянуть о попах, и наоборот: разговор о политике сразу настраивал всех на серьёзный лад. Но уже пару десятилетий спустя, в «рейганомику», умонастроения изменились кардинально: теперь призвание священников внушало молодёжи почтение, в отличие от актуальной идеологической повестки дня, не заслуживавшей ничего, кроме ехидства. Вот и с наступлением Миллениума обстановка не стала проще. С одной стороны набирает обороты пропаганда гедонизма и нигилизма в крайних, самых примитивных формах, но с другой, как ответная реакция, растёт интерес к духовным практикам, в том числе – к наследию традиционных конфессий. И кинематограф, как важнейшая часть культуры, в данном отношении не является исключением.
Не думаю, что когда-нибудь возобновится доминирование библейских «суперколоссов», как при Сесиле Блаунте ДеМилле, но несколько постановочных боевиков на христианском материале (1) вновь вызвали повышенный интерес у публики. Братья Эрвины (так и подмывает пошутить: братья, которые точно не станут сёстрами) с лёгкостью вписались в эту тенденцию, начиная с ранних работ – видеоклипов на композиции нескольких христианских музыкантов: Эми Грант, Майкла Уитакера Смита и т.д. Их крупнейший (на текущий момент) успех тоже связан с соответствующей тематикой. Даже кажется немного странным тот факт, что Джон и Эндрю сразу после ленты «Можно только представить» /2018/, посвящённой рождению одноимённой песни MercyMe во славу Иисуса, разошедшейся тиражом свыше 2,5 миллионов экземпляров, взялись за явно созвучный проект. Впрочем, лично я верю в искренность кинематографистов, уверявших, что заинтересовались не столько творчеством, сколько самой личностью Джереми Кэмпа, познавшего раннюю славу, но и пережившего трагедию, подвергнувшую серьёзному испытанию на прочность его веру в Бога. Знаменательно, что воплотить образ знаменитости режиссёры доверили Кей Джей Апе – и не по одной лишь той причине, что сотрудничали с молодым новозеландским актёром в «Собачьей жизни» /2017/, вновь сведя его в тандеме с Бритт Робертсон. Артист, успевший стать кумиром сверстников багодаря подростковой драме «Ривердэйл», воспитывался в семье добрых христиан в строгом соответствии с принятыми обычаями, тем самым заслужив уважение настоящего Кэмпа, охотно консультировавшего кинематографистов – помогавшего воплотить свой образ.
Вообще-то Эрвины и кинодраматург Джон Ганн поступили весьма дальновидно, решив не выпячивать собственно религиозную тематику. Из фильма мы не узнаем даже такой биографической «мелочи», что отец Джереми являлся пастором церкви Harvest Chapel, а не просто гитаристом-любителем, всячески поддерживавшим сына в страстном увлечении музыкой. Правда, Жан-Люк, волей судьбы ставший наставником новичка, глубокомысленно замечает, что, прежде чем выйти к микрофону, необходимо определиться, с каким посланием ты хочешь обратиться к людям – и Кэмп выносит на суд публики трогательную песню о Распятии. И всё, этого достаточно! Естественно, в картине нет и намёка на стереотипные представления о кумирах поп- и рок-сцены, не представляющих творчества без наркотиков и нескончаемого блуда. Джереми, вокалистке Мелиссе и даже старшему товарищу, уже познавшему славу, подобные вещи чужды. Музыка становится средством общения с единомышленниками, верящими в добро, наслаждающимися гармонией звуков, жаждущими услышать о долге, самопожертвовании, любви. И любовь, превосходящая, как говорил ещё апостол Павел в первом послании к Коринфянам, веру и надежду, вновь оказывается в центре всего.
Именно так! Авторы могли бы смело предпослать фильму эпиграф «Бог есть любовь», позаимствованный из Первого послания Иоанна. Кэмп, совсем не производящий впечатление религиозного фанатика, действительно ищет способ выразить через песни то светлое чувство к людям, что переполняет душу. Но дело, конечно, ещё и в другом. Встреча с мисс Хеннинг, состоявшаяся практически сразу по прибытии в колледж (не иначе, как предуготовленная свыше!), поистине переворачивает жизнь парня. Их отношения завязываются, как в десятках молодёжных мелодрам, да и что радикально нового здесь может произойти? Даже ситуация с внезапно диагностированной смертельной болезнью, поразившей девушку, была впечатляюще обыграна не раз и не два: от «Истории любви» /1970/, где организм Дженнифер поражала лейкемия, до картины «Спеши любить» /2002/ – экранизации бестселлера Николаса Спаркса. Почитатели таланта Джереми, разумеется, хорошо помнят о трагической судьбе его избранницы (и знали задолго до появления на прилавках книжных магазинов в 2011-м году автобиографической книги). Но и им будет, надо полагать, важно узнать, как именно возлюбленные боролись с раком, через какие страдания прошли, какие чувства испытывали. Особо сильное впечатление производит случай, когда болезнь отступила, а точнее, практически полностью исчезла, к вящему удивлению врачей-онкологов. Это ли не чудо? Это ли не знак милости Господа, услышавшего молитвы?.. Тем более болезненным ударом стал рецидив, да ещё обнаруженный в такой момент, когда доктора уже ничего не могли поделать… Тут бы не отчаялся редкий человек! А что же Джереми?
В отечественном кинопрокате фильм получил заголовок «Верю в любовь», но в оригинальной, англоязычной версии содержится прямая отсылка к одноимённому синглу Кэмпа, декларировавшего немного другое: «Я по-прежнему верю». Нельзя исключать, что шлягер стал ответом на чрезвычайно популярную композицию коллектива R.E.M. под названием Losing My Religion, однако прежде всего автор постарался выразить в произведении собственный опыт – опыт преодоления тягостных сомнений… Да, Эрвинам при желании можно предъявить массу сугубо эстетических претензий, в первую очередь – из-за такой сусальности, какой бы позавидовали и Артур Хиллер с Адамом Шенкманом (постановщики упомянутых выше «слезоточивых» мелодрам). И по части драматургии, пусть в основу положены подлинные биографические факты, и в отношении игры ведущих исполнителей, которым (особенно Робертсон) всё-таки не хватает, как мне кажется, глубины, чтобы передать драму своих персонажей. Но фильм подкупает искренностью пафоса – и, когда под занавес происходит новая судьбоносная встреча (поклонники музыканта моментально опознают Эдриэн Лишинг), это безо всякого нажима со стороны авторов воспринимается как заслуженная награда человеку, сохранившему веру. Сложно прогнозировать прокатную судьбу кинопроизведения, но хочется, чтобы коммерческие результаты оказались не хуже, чем у предыдущей постановки братьев-режиссёров.
_______
1 – Вроде «Ноя» /2014/ Даррена Аронофски и «Исхода: Царей и богов» /2014/ Ридли Скотта.
8
,0
2020, США, Мелодрамы
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Феномен религии далеко не так прост, как склонны считать обыватели, неважно, относящие себя к верующим или же к атеистам. Ещё в эпоху Просвещения ведущим интеллектуалам показалось, что секрет церкви, равно как и шаманизма, жречества и т.д., кроется в заведомом злостном обмане масс и отдельных доверчивых личностей. Однако более поздние (проводившиеся, начиная с XIX века) научные изыскания вскрыли, что использовавшиеся ими источники не выдерживают элементарной критики, а выводы – грешат тенденциозностью. Вот и в современном мире – ситуация далеко не однозначна. Кажется, в какой-то из работ Сергея Георгиевича Кара-Мурзы упоминаются слова одного западного университетского профессора, рассказывавшего, что, если во второй половине 1960-х требовалось рассмешить студенческую аудиторию, тому было достаточно упомянуть о попах, и наоборот: разговор о политике сразу настраивал всех на серьёзный лад. Но уже пару десятилетий спустя, в «рейганомику», умонастроения изменились кардинально: теперь призвание священников внушало молодёжи почтение, в отличие от актуальной идеологической повестки дня, не заслуживавшей ничего, кроме ехидства. Вот и с наступлением Миллениума обстановка не стала проще. С одной стороны набирает обороты пропаганда гедонизма и нигилизма в крайних, самых примитивных формах, но с другой, как ответная реакция, растёт интерес к духовным практикам, в том числе – к наследию традиционных конфессий. И кинематограф, как важнейшая часть культуры, в данном отношении не является исключением. Не думаю, что когда-нибудь возобновится доминирование библейских «суперколоссов», как при Сесиле Блаунте ДеМилле, но несколько постановочных боевиков на христианском материале (1) вновь вызвали повышенный интерес у публики. Братья Эрвины (так и подмывает пошутить: братья, которые точно не станут сёстрами) с лёгкостью вписались в эту тенденцию, начиная с ранних работ – видеоклипов на композиции нескольких христианских музыкантов: Эми Грант, Майкла Уитакера Смита и т.д. Их крупнейший (на текущий момент) успех тоже связан с соответствующей тематикой. Даже кажется немного странным тот факт, что Джон и Эндрю сразу после ленты «Можно только представить» /2018/, посвящённой рождению одноимённой песни MercyMe во славу Иисуса, разошедшейся тиражом свыше 2,5 миллионов экземпляров, взялись за явно созвучный проект. Впрочем, лично я верю в искренность кинематографистов, уверявших, что заинтересовались не столько творчеством, сколько самой личностью Джереми Кэмпа, познавшего раннюю славу, но и пережившего трагедию, подвергнувшую серьёзному испытанию на прочность его веру в Бога. Знаменательно, что воплотить образ знаменитости режиссёры доверили Кей Джей Апе – и не по одной лишь той причине, что сотрудничали с молодым новозеландским актёром в «Собачьей жизни» /2017/, вновь сведя его в тандеме с Бритт Робертсон. Артист, успевший стать кумиром сверстников багодаря подростковой драме «Ривердэйл», воспитывался в семье добрых христиан в строгом соответствии с принятыми обычаями, тем самым заслужив уважение настоящего Кэмпа, охотно консультировавшего кинематографистов – помогавшего воплотить свой образ. Вообще-то Эрвины и кинодраматург Джон Ганн поступили весьма дальновидно, решив не выпячивать собственно религиозную тематику. Из фильма мы не узнаем даже такой биографической «мелочи», что отец Джереми являлся пастором церкви Harvest Chapel, а не просто гитаристом-любителем, всячески поддерживавшим сына в страстном увлечении музыкой. Правда, Жан-Люк, волей судьбы ставший наставником новичка, глубокомысленно замечает, что, прежде чем выйти к микрофону, необходимо определиться, с каким посланием ты хочешь обратиться к людям – и Кэмп выносит на суд публики трогательную песню о Распятии. И всё, этого достаточно! Естественно, в картине нет и намёка на стереотипные представления о кумирах поп- и рок-сцены, не представляющих творчества без наркотиков и нескончаемого блуда. Джереми, вокалистке Мелиссе и даже старшему товарищу, уже познавшему славу, подобные вещи чужды. Музыка становится средством общения с единомышленниками, верящими в добро, наслаждающимися гармонией звуков, жаждущими услышать о долге, самопожертвовании, любви. И любовь, превосходящая, как говорил ещё апостол Павел в первом послании к Коринфянам, веру и надежду, вновь оказывается в центре всего. Именно так! Авторы могли бы смело предпослать фильму эпиграф «Бог есть любовь», позаимствованный из Первого послания Иоанна. Кэмп, совсем не производящий впечатление религиозного фанатика, действительно ищет способ выразить через песни то светлое чувство к людям, что переполняет душу. Но дело, конечно, ещё и в другом. Встреча с мисс Хеннинг, состоявшаяся практически сразу по прибытии в колледж (не иначе, как предуготовленная свыше!), поистине переворачивает жизнь парня. Их отношения завязываются, как в десятках молодёжных мелодрам, да и что радикально нового здесь может произойти? Даже ситуация с внезапно диагностированной смертельной болезнью, поразившей девушку, была впечатляюще обыграна не раз и не два: от «Истории любви» /1970/, где организм Дженнифер поражала лейкемия, до картины «Спеши любить» /2002/ – экранизации бестселлера Николаса Спаркса. Почитатели таланта Джереми, разумеется, хорошо помнят о трагической судьбе его избранницы (и знали задолго до появления на прилавках книжных магазинов в 2011-м году автобиографической книги). Но и им будет, надо полагать, важно узнать, как именно возлюбленные боролись с раком, через какие страдания прошли, какие чувства испытывали. Особо сильное впечатление производит случай, когда болезнь отступила, а точнее, практически полностью исчезла, к вящему удивлению врачей-онкологов. Это ли не чудо? Это ли не знак милости Господа, услышавшего молитвы?.. Тем более болезненным ударом стал рецидив, да ещё обнаруженный в такой момент, когда доктора уже ничего не могли поделать… Тут бы не отчаялся редкий человек! А что же Джереми? В отечественном кинопрокате фильм получил заголовок «Верю в любовь», но в оригинальной, англоязычной версии содержится прямая отсылка к одноимённому синглу Кэмпа, декларировавшего немного другое: «Я по-прежнему верю». Нельзя исключать, что шлягер стал ответом на чрезвычайно популярную композицию коллектива R.E.M. под названием Losing My Religion, однако прежде всего автор постарался выразить в произведении собственный опыт – опыт преодоления тягостных сомнений… Да, Эрвинам при желании можно предъявить массу сугубо эстетических претензий, в первую очередь – из-за такой сусальности, какой бы позавидовали и Артур Хиллер с Адамом Шенкманом (постановщики упомянутых выше «слезоточивых» мелодрам). И по части драматургии, пусть в основу положены подлинные биографические факты, и в отношении игры ведущих исполнителей, которым (особенно Робертсон) всё-таки не хватает, как мне кажется, глубины, чтобы передать драму своих персонажей. Но фильм подкупает искренностью пафоса – и, когда под занавес происходит новая судьбоносная встреча (поклонники музыканта моментально опознают Эдриэн Лишинг), это безо всякого нажима со стороны авторов воспринимается как заслуженная награда человеку, сохранившему веру. Сложно прогнозировать прокатную судьбу кинопроизведения, но хочется, чтобы коммерческие результаты оказались не хуже, чем у предыдущей постановки братьев-режиссёров. _______ 1 – Вроде «Ноя» /2014/ Даррена Аронофски и «Исхода: Царей и богов» /2014/ Ридли Скотта.