У американского режиссёра Дэвида Финчера, принадлежащего к числу наиболее интересных кинотворцов поколения «50+», уже был удачный опыт действительно умного и изобретательного байопика «Социальная сеть» о Марке Цукерберге, создателе Фейсбука. И следовало, наверно, ожидать, что «Манк» тоже окажется весьма любопытным фильмом об одном из сценаристов знаменитого «Гражданина Кейна», называемого среди самых лучших произведений мирового кино на протяжении почти восьми десятков лет. Герман Манкевич (американцы произносят его имя и фамилию иначе - Хёрмен Мэнкевиц), конечно, не столь велик, как режиссёр Орсон Уэллс, умудрившийся снять в двадцатипятилетнем возрасте кинематографический шедевр. Однако предпринимаются время от времени попытки всячески принизить значение этого выдающегося постановщика и его новаторского кинодебюта. И вот «Манк» вписывается, к сожалению, в эту сомнительную традицию, хотя сам Дэвид Финчер, как уверяют, является большим поклонником творчества своего прославленного соотечественника.
Поскольку данная лента не могла не быть посвящена Джеку Финчеру, отцу режиссёра, скончавшемуся ещё в 2003 году, который больше подвизался как писатель и эссеист, подобно Герману Манкевичу в начале его карьеры, а ещё стремился сочинять сценарии (в частности, намеревался поведать о магнате Говарде Хьюзе), то в ней неизбежно прочитываются параллели между двумя судьбами. И экранизируя историю, придуманную Финчером-старшим, сын поневоле выступает в качестве упорного защитника труда сценаристов, которых отодвигают на задний план, если к тому же постановщики обладают невероятной харизмой и считаются гениями, несмотря на молодость, а вообще-то являются самовлюблёнными эгоистами, готовыми запросто присвоить себе авторство и все заслуги, когда фильм получается великолепным и даже этапным в истории кинематографа.
Разумеется, Дэвид Финчер должен был знать о том, как доказательно и с язвительной иронией американский критик и режиссёр Питер Богданович в 1972 году опроверг в своей большой статье «Мятеж на «Кейне» ложные посылы и откровенные инсинуации насчёт «Гражданина Кейна», сделанные модной критикессой Полин Кейл, которая возмутительно и цинично утверждала, что Орсон Уэллс не имеет никакого отношения к сценарной основе этого фильма. Но практически повторил в «Манке», следуя замыслу своего отца, те же самые упрёки, ничем не подтверждённые. А ведь был снят в 1999 году неплохой телефильм «РКО 281» (у нас известен как «Проект 281»), где точнее расставлены акценты в истории появления на свет прорывного кинематографического творения.
Пьяница и острослов Герман Манкевич, выполнявший при «дворе газетного короля» Уильяма Хёрста роль своеобразного шута, представлен в исполнении английского актёра Гэри Олдмена (и он явно old для этой роли, особенно в сценах ретроспекций) как единственный борец с системой Голливуда и вообще мира праздных богачей, который бросил вызов всему на свете, сочиняя сценарий «Американца» (таково было предварительное название). Но повествование в «Манке» перегружено лишними эпизодами чересчур многословно, что являлось также недостатком того варианта, который вымучил из себя Манкевич, потом недовольный сокращениями и переделкой, в том числе по ходу съёмок, осуществлёнными Уэллсом. Особенно кажутся утомительными сцены с выборами калифорнийского губернатора, что к тому же решительно расходится с нынешней ситуацией в США, когда деятели Голливуда одержимо поддерживают демократов, а не консерваторов. И постоянные флэшбэки начинают надоедать, даже близко не выполняя ту функцию, которую они приобрели в смелом и неожиданном выстраивании кинематографического нарратива в «Гражданине Кейне» (опять же оба Финчера соврали, что необычная сюжетная конструкция пришла на ум Герману Манкевичу, а не Орсону Уэллсу - причём за пару лет до начала работы над этим сценарием).
Если и воздавать должное стилевым изыскам картины Дэвида Финчера (его можно было бы на манер Манка назвать Финчем, что в переводе с английского - «зяблик»), то это касается виртуозного по аутентичности чёрно-белого изображения, достигнутого оператором Эриком Мессершмидтом, который всего лишь шесть лет назад был гафером на ленте «Исчезнувшая», а значит, хорошо ведает, что такое свет в кино. Выдающийся мастер Грегг Толанд, сам вызвавшийся снимать «Гражданина Кейна» после того, как убедился в исключительном умении Орсона Уэллса обращаться со светом в театре, наверняка оценил бы усилия по визуализации давно минувшего в «Манке».
8
,1
2020, США, Биография
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
У американского режиссёра Дэвида Финчера, принадлежащего к числу наиболее интересных кинотворцов поколения «50+», уже был удачный опыт действительно умного и изобретательного байопика «Социальная сеть» о Марке Цукерберге, создателе Фейсбука. И следовало, наверно, ожидать, что «Манк» тоже окажется весьма любопытным фильмом об одном из сценаристов знаменитого «Гражданина Кейна», называемого среди самых лучших произведений мирового кино на протяжении почти восьми десятков лет. Герман Манкевич (американцы произносят его имя и фамилию иначе - Хёрмен Мэнкевиц), конечно, не столь велик, как режиссёр Орсон Уэллс, умудрившийся снять в двадцатипятилетнем возрасте кинематографический шедевр. Однако предпринимаются время от времени попытки всячески принизить значение этого выдающегося постановщика и его новаторского кинодебюта. И вот «Манк» вписывается, к сожалению, в эту сомнительную традицию, хотя сам Дэвид Финчер, как уверяют, является большим поклонником творчества своего прославленного соотечественника. Поскольку данная лента не могла не быть посвящена Джеку Финчеру, отцу режиссёра, скончавшемуся ещё в 2003 году, который больше подвизался как писатель и эссеист, подобно Герману Манкевичу в начале его карьеры, а ещё стремился сочинять сценарии (в частности, намеревался поведать о магнате Говарде Хьюзе), то в ней неизбежно прочитываются параллели между двумя судьбами. И экранизируя историю, придуманную Финчером-старшим, сын поневоле выступает в качестве упорного защитника труда сценаристов, которых отодвигают на задний план, если к тому же постановщики обладают невероятной харизмой и считаются гениями, несмотря на молодость, а вообще-то являются самовлюблёнными эгоистами, готовыми запросто присвоить себе авторство и все заслуги, когда фильм получается великолепным и даже этапным в истории кинематографа. Разумеется, Дэвид Финчер должен был знать о том, как доказательно и с язвительной иронией американский критик и режиссёр Питер Богданович в 1972 году опроверг в своей большой статье «Мятеж на «Кейне» ложные посылы и откровенные инсинуации насчёт «Гражданина Кейна», сделанные модной критикессой Полин Кейл, которая возмутительно и цинично утверждала, что Орсон Уэллс не имеет никакого отношения к сценарной основе этого фильма. Но практически повторил в «Манке», следуя замыслу своего отца, те же самые упрёки, ничем не подтверждённые. А ведь был снят в 1999 году неплохой телефильм «РКО 281» (у нас известен как «Проект 281»), где точнее расставлены акценты в истории появления на свет прорывного кинематографического творения. Пьяница и острослов Герман Манкевич, выполнявший при «дворе газетного короля» Уильяма Хёрста роль своеобразного шута, представлен в исполнении английского актёра Гэри Олдмена (и он явно old для этой роли, особенно в сценах ретроспекций) как единственный борец с системой Голливуда и вообще мира праздных богачей, который бросил вызов всему на свете, сочиняя сценарий «Американца» (таково было предварительное название). Но повествование в «Манке» перегружено лишними эпизодами чересчур многословно, что являлось также недостатком того варианта, который вымучил из себя Манкевич, потом недовольный сокращениями и переделкой, в том числе по ходу съёмок, осуществлёнными Уэллсом. Особенно кажутся утомительными сцены с выборами калифорнийского губернатора, что к тому же решительно расходится с нынешней ситуацией в США, когда деятели Голливуда одержимо поддерживают демократов, а не консерваторов. И постоянные флэшбэки начинают надоедать, даже близко не выполняя ту функцию, которую они приобрели в смелом и неожиданном выстраивании кинематографического нарратива в «Гражданине Кейне» (опять же оба Финчера соврали, что необычная сюжетная конструкция пришла на ум Герману Манкевичу, а не Орсону Уэллсу - причём за пару лет до начала работы над этим сценарием). Если и воздавать должное стилевым изыскам картины Дэвида Финчера (его можно было бы на манер Манка назвать Финчем, что в переводе с английского - «зяблик»), то это касается виртуозного по аутентичности чёрно-белого изображения, достигнутого оператором Эриком Мессершмидтом, который всего лишь шесть лет назад был гафером на ленте «Исчезнувшая», а значит, хорошо ведает, что такое свет в кино. Выдающийся мастер Грегг Толанд, сам вызвавшийся снимать «Гражданина Кейна» после того, как убедился в исключительном умении Орсона Уэллса обращаться со светом в театре, наверняка оценил бы усилия по визуализации давно минувшего в «Манке».