Было бы, бесспорно, ещё лучше, если б Шан-Чи появился на экране (в кинофильме или, на худой конец, в телевизионном цикле) во второй половине 1980-х, сыгранный Брэндоном Ли. По-видимому, студийное руководство тогда решило, что массовая аудитория пока не готова принять кинокомикс с актёром азиатского происхождения в главной роли. К сожалению! Ведь само рождение персонажа произошло вскоре после того, как владельцы Warner Bros. Television ответили отказом на предложение Marvel Comics адаптировать «Кунг-фу» /1972-75/ – нашумевший телесериал, в который продюсеры пригласили воплотить образ шаолиньского монаха Квай Чан Кейна, странствующего по Дикому Западу, Дэвида Кэррадайна, а не Брюса Ли. Причём создатели графических романов уверяли, что нового супергероя «срисовывали» с последнего (1), но… достаточно беглого взгляда, чтобы понять: оригинальный Шан-Чи гораздо сильнее напоминает представителя европеоидной расы. И хотя на излёте «рейганомики» замысел реализовать не удалось, успех «Ворона» /1994/ Алекса Пройаса, ставшего последним достижением Брэндона, косвенно доказывает: коммерческий потенциал у проекта наличествовал. К идее возвращались и позже (в частности, с наступлением XXI века выказывали интерес Стивен Норрингтон, Юань Хэпин и Энг Ли), однако восстановления справедливости пришлось ждать свыше тридцати лет, когда на «фабрике грёз», как и в Соединённых Штатах в целом, умонастроения поменялись радикально.
Отсылка к «Безумно богатым азиатам» /2018/ представляется уместной не только по той причине, что там также отметились Аквафина, Мишель Йео и Ронни Чиэн. Джон Чу, обратившись к бестселлеру Кевина Квана, доверил все ведущие партии исполнителям именно азиатского происхождения. От него, конечно, не требовалось столько же смелости, как от Кинга Видора, в своё время (аж в 1929-м году!) поразившего соотечественников мюзиклом «Аллилуйя», в который ангажировал исключительно афроамериканцев, но прецедент всё равно оказался громким. Без солидного финансового успеха упомянутой романтической комедии серьёзные бизнесмены от киноискусства вряд ли рискнули бы поддержать с таким энтузиазмом провозглашённую идеологами тенденцию к окончательному изживанию расовых стереотипов. В случае с Walt Disney Pictures политика дала блестящие результаты ещё в компьютерном мультфильме «Райя и последний дракон» /2021/, покорившем (наряду с фирменными для диснеевской продукции драматургическими находками, колоритными характерами и т.д.) неожиданно глубоким осмыслением художниками культурного наследия сразу нескольких народов Востока. Но и постановка Дестина Дэниела Креттона (уроженца штата Гавайи, в чьих жилах течёт японская, ирландская и словацкая кровь), начинавшего в малобюджетном «независимом» кинопроизводстве, в данном отношении любопытна. Знаменательно, что всё та же Аквафина, наделившая своим голосом дракона Сису, вновь получила возможность продемонстрировать яркий комедийный талант.
Между прочим, именно её героиня, устав от нескончаемых пустопорожних диспутов с родственниками, резонно бросает родительнице: «Ну, а ты кто, мам, не американка?» Формально так и есть: потенциальный блокбастер с астрономическим бюджетом (озвучена сумма $150 млн.) априори не должен быть ориентирован на узкую этническую, социальную, возрастную и т.д. группу. Однако режиссёру хватило упорства и дарования, чтобы на сеансе «Шан-Чи и легенды десяти колец» возникали устойчивые ассоциации не столько с прочими голливудскими кинокомиксами, сколько с кинофантазиями, в изобилии снимавшимися в Гонконге и КНР (реже в Японии) – произведениями, визуально изобретательными и, как правило, насыщенными боевыми искусствами. Авторы уверяли, что возвращение Тревора Слэттери призвано привнести в действие дополнительный юмор. Отчасти утверждение справедливо: Бен Кингсли и вправду заставляет посмеяться над незадачливым лицедеем, мечтающим о шекспировском репертуаре, но низведённым до статуса невольника-шута – в наказание за то, что посмел выдать себя за могущественного Мандарина. Вместе с тем присутствие бедолаги является, по сути, единственным (не считая краткого появления кое-каких знакомых личностей под занавес, на заключительных титрах) связующим звеном с привычной Кинематографической вселенной Marvel. Убери его – и всякий, кто не читал первоисточник, будет воспринимать сюжет вне связи с подвигами «Мстителей», их союзников и врагов. И это как раз хорошо!
На мой, чисто субъективный взгляд основным просчётом Дестина Дэниела Креттона стал выбор исполнителя заглавной партии. Дело не в том, что его популярность, по сути, ограничивалась телевизионными работами. Симу Лю, родившийся в Харбине, но выросший в Канаде, регулярно занимавшийся тхэквондо, вин-чуном и гимнастикой, а в процессе подготовки к роли освоивший приёмы ряда других единоборств, изрядно уступает в харизме отцу и сыну Ли. И, хотя выглядит достойно в сценах потасовок (один на один и против нескольких соперников, внезапно нарисовавшихся в салоне автобуса), напрочь проигрывает актёрскую дуэль Тони Люну Чу Ваю. Впрочем, режиссёр наверняка гордится тем, что сумел заполучить кинозвезду из Сянгана, чьё мастерство вызывает восхищение у Роберта Де Ниро и Брэда Питта… Сюнь Вэйву не имеет ничего общего с Фу Манчу (напомним, что изначально, в комиксах, Шан-Чи представал отпрыском этого ходячего воплощения зла, придуманного англичанином Саксом Ромером), раскрываясь не такой одномерной фигурой. Да, обладатель десяти колец на протяжении тысячелетий оказывал тайное влияние на ход истории, наслаждался бессмертием и властью, не принимая в расчёт никакие жертвы. Но… лишь трагическая гибель Ин Ли, хранительницы легендарной деревни Та Ло, побудила вернуться на прежнюю стезю. Это для его детей, просвещённых тётей Нань, решение родителя с очевидностью представляется ошибочным, хуже того, несущим угрозу всему сущему. Человек же, поглощённый страстным высоким чувством, доводам рассудка не внемлет.
Дестин Дэниел не скрывал от общественности, какие киноленты служили источниками вдохновения (от «Двух воинов» /1993/ до «Крадущегося тигра, притаившегося дракона» /2000/), и о сложной, запутанной «марвеловской» мифологии почти не вспоминаешь на сеансе. Благодаря удачной стилизации супергерои-азиаты видятся сродни сказочным персонажам, которые испокон веков сражались с драконами, колдунами, духами. Нельзя не отдать должного виртуозно поставленным поединкам – как в замкнутом пространстве (особенно впечатляет схватка с Бритвенным кулаком), так и в открытом бою, выливающемся в эпическую битву с исполинским Обитателем Тьмы. По сути, ведётся извечная борьба Добра и Зла – и лишь в финале кинематографисты возвращают нас на грешную землю, заставляя давних знакомых Шана-Чи («Шона») и Кэти усомниться в достоверности невероятного рассказа друзей. Так называемая четвёртая фаза едва стартовала, а публике уже обещают лавину фильмов и сериалов – но теперь хоть успокаивает тот факт, что создатели отважились расширить диапазон предлагаемых зрелищ. Радует, что зрителей ждут, грубо говоря, не сплошь «злободневные» (разумеется, в кавычках) опусы о текущем положении вещей, начало которым накануне положила «Чёрная вдова» /2021/, но также нечто занимательное в духе старых добрых фэнтези.
_______
1 – К тому моменту артист и мастер восточных единоборств уже снискал известность благодаря не только «Зелёному шершню» /1966-67/, где изображал Като, но и гонконгским боевикам.
8
,4
2021, США, Фэнтези
132 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Было бы, бесспорно, ещё лучше, если б Шан-Чи появился на экране (в кинофильме или, на худой конец, в телевизионном цикле) во второй половине 1980-х, сыгранный Брэндоном Ли. По-видимому, студийное руководство тогда решило, что массовая аудитория пока не готова принять кинокомикс с актёром азиатского происхождения в главной роли. К сожалению! Ведь само рождение персонажа произошло вскоре после того, как владельцы Warner Bros. Television ответили отказом на предложение Marvel Comics адаптировать «Кунг-фу» /1972-75/ – нашумевший телесериал, в который продюсеры пригласили воплотить образ шаолиньского монаха Квай Чан Кейна, странствующего по Дикому Западу, Дэвида Кэррадайна, а не Брюса Ли. Причём создатели графических романов уверяли, что нового супергероя «срисовывали» с последнего (1), но… достаточно беглого взгляда, чтобы понять: оригинальный Шан-Чи гораздо сильнее напоминает представителя европеоидной расы. И хотя на излёте «рейганомики» замысел реализовать не удалось, успех «Ворона» /1994/ Алекса Пройаса, ставшего последним достижением Брэндона, косвенно доказывает: коммерческий потенциал у проекта наличествовал. К идее возвращались и позже (в частности, с наступлением XXI века выказывали интерес Стивен Норрингтон, Юань Хэпин и Энг Ли), однако восстановления справедливости пришлось ждать свыше тридцати лет, когда на «фабрике грёз», как и в Соединённых Штатах в целом, умонастроения поменялись радикально. Отсылка к «Безумно богатым азиатам» /2018/ представляется уместной не только по той причине, что там также отметились Аквафина, Мишель Йео и Ронни Чиэн. Джон Чу, обратившись к бестселлеру Кевина Квана, доверил все ведущие партии исполнителям именно азиатского происхождения. От него, конечно, не требовалось столько же смелости, как от Кинга Видора, в своё время (аж в 1929-м году!) поразившего соотечественников мюзиклом «Аллилуйя», в который ангажировал исключительно афроамериканцев, но прецедент всё равно оказался громким. Без солидного финансового успеха упомянутой романтической комедии серьёзные бизнесмены от киноискусства вряд ли рискнули бы поддержать с таким энтузиазмом провозглашённую идеологами тенденцию к окончательному изживанию расовых стереотипов. В случае с Walt Disney Pictures политика дала блестящие результаты ещё в компьютерном мультфильме «Райя и последний дракон» /2021/, покорившем (наряду с фирменными для диснеевской продукции драматургическими находками, колоритными характерами и т.д.) неожиданно глубоким осмыслением художниками культурного наследия сразу нескольких народов Востока. Но и постановка Дестина Дэниела Креттона (уроженца штата Гавайи, в чьих жилах течёт японская, ирландская и словацкая кровь), начинавшего в малобюджетном «независимом» кинопроизводстве, в данном отношении любопытна. Знаменательно, что всё та же Аквафина, наделившая своим голосом дракона Сису, вновь получила возможность продемонстрировать яркий комедийный талант. Между прочим, именно её героиня, устав от нескончаемых пустопорожних диспутов с родственниками, резонно бросает родительнице: «Ну, а ты кто, мам, не американка?» Формально так и есть: потенциальный блокбастер с астрономическим бюджетом (озвучена сумма $150 млн.) априори не должен быть ориентирован на узкую этническую, социальную, возрастную и т.д. группу. Однако режиссёру хватило упорства и дарования, чтобы на сеансе «Шан-Чи и легенды десяти колец» возникали устойчивые ассоциации не столько с прочими голливудскими кинокомиксами, сколько с кинофантазиями, в изобилии снимавшимися в Гонконге и КНР (реже в Японии) – произведениями, визуально изобретательными и, как правило, насыщенными боевыми искусствами. Авторы уверяли, что возвращение Тревора Слэттери призвано привнести в действие дополнительный юмор. Отчасти утверждение справедливо: Бен Кингсли и вправду заставляет посмеяться над незадачливым лицедеем, мечтающим о шекспировском репертуаре, но низведённым до статуса невольника-шута – в наказание за то, что посмел выдать себя за могущественного Мандарина. Вместе с тем присутствие бедолаги является, по сути, единственным (не считая краткого появления кое-каких знакомых личностей под занавес, на заключительных титрах) связующим звеном с привычной Кинематографической вселенной Marvel. Убери его – и всякий, кто не читал первоисточник, будет воспринимать сюжет вне связи с подвигами «Мстителей», их союзников и врагов. И это как раз хорошо! На мой, чисто субъективный взгляд основным просчётом Дестина Дэниела Креттона стал выбор исполнителя заглавной партии. Дело не в том, что его популярность, по сути, ограничивалась телевизионными работами. Симу Лю, родившийся в Харбине, но выросший в Канаде, регулярно занимавшийся тхэквондо, вин-чуном и гимнастикой, а в процессе подготовки к роли освоивший приёмы ряда других единоборств, изрядно уступает в харизме отцу и сыну Ли. И, хотя выглядит достойно в сценах потасовок (один на один и против нескольких соперников, внезапно нарисовавшихся в салоне автобуса), напрочь проигрывает актёрскую дуэль Тони Люну Чу Ваю. Впрочем, режиссёр наверняка гордится тем, что сумел заполучить кинозвезду из Сянгана, чьё мастерство вызывает восхищение у Роберта Де Ниро и Брэда Питта… Сюнь Вэйву не имеет ничего общего с Фу Манчу (напомним, что изначально, в комиксах, Шан-Чи представал отпрыском этого ходячего воплощения зла, придуманного англичанином Саксом Ромером), раскрываясь не такой одномерной фигурой. Да, обладатель десяти колец на протяжении тысячелетий оказывал тайное влияние на ход истории, наслаждался бессмертием и властью, не принимая в расчёт никакие жертвы. Но… лишь трагическая гибель Ин Ли, хранительницы легендарной деревни Та Ло, побудила вернуться на прежнюю стезю. Это для его детей, просвещённых тётей Нань, решение родителя с очевидностью представляется ошибочным, хуже того, несущим угрозу всему сущему. Человек же, поглощённый страстным высоким чувством, доводам рассудка не внемлет. Дестин Дэниел не скрывал от общественности, какие киноленты служили источниками вдохновения (от «Двух воинов» /1993/ до «Крадущегося тигра, притаившегося дракона» /2000/), и о сложной, запутанной «марвеловской» мифологии почти не вспоминаешь на сеансе. Благодаря удачной стилизации супергерои-азиаты видятся сродни сказочным персонажам, которые испокон веков сражались с драконами, колдунами, духами. Нельзя не отдать должного виртуозно поставленным поединкам – как в замкнутом пространстве (особенно впечатляет схватка с Бритвенным кулаком), так и в открытом бою, выливающемся в эпическую битву с исполинским Обитателем Тьмы. По сути, ведётся извечная борьба Добра и Зла – и лишь в финале кинематографисты возвращают нас на грешную землю, заставляя давних знакомых Шана-Чи («Шона») и Кэти усомниться в достоверности невероятного рассказа друзей. Так называемая четвёртая фаза едва стартовала, а публике уже обещают лавину фильмов и сериалов – но теперь хоть успокаивает тот факт, что создатели отважились расширить диапазон предлагаемых зрелищ. Радует, что зрителей ждут, грубо говоря, не сплошь «злободневные» (разумеется, в кавычках) опусы о текущем положении вещей, начало которым накануне положила «Чёрная вдова» /2021/, но также нечто занимательное в духе старых добрых фэнтези. _______ 1 – К тому моменту артист и мастер восточных единоборств уже снискал известность благодаря не только «Зелёному шершню» /1966-67/, где изображал Като, но и гонконгским боевикам.