Эксцентричная черная комедия "Уйти не прощаясь" режиссера Азазеля Джейкобса (сериал "Соболезную вашей утрате", "Любовники") стремится разыграть карту французской очаровательности и непредсказуемости для американской светской львицы, которая решила погасить свет своей жизни оригинальным способом. Литературная основа романа 2018 года "Французский выход" писателя и сценариста Патрика Девитта ("Братья Систерс") позволяет концентрировать проект и множество его нюансов около главной героини (Мишель Пфайффер, "Малефисента: Владычица тьмы", "Человек-муравей и Оса") и показывать, как может быть изящна и изобретательна женщина в отчаянном положении, которая направленно идет на закат собственной жизни. Под маской манерного высокомерия и за стеной неприкрытого и отточенного цинизма героиня Пфайффер скрывает не столько страшные семейные тайны, сколько тщательно продуманную коллекцию эмоций на каждый случай. В блестящем исполнении актрисы случайное тепло по отношению к незнакомцам контрастирует с регулярным холодом для близких, а бритвенные остроты и постоянно желание скрыться за скальпелем-сигаретой показывают тонкости организации души женщины, жизнь которой катится под откос.
Постановщик стремится сочетать сатиру на тех, кто в этой жизни привык только тратить, как основу творческого метода и пропитывает ее сюрреализмом ситуаций и персонажей, соединяя невозмутимые диалоги с герметичностью мира матери и ее подавленного сына (Лукас Хеджес, "Пусть говорят", "Волны"). Режиссерская манера Джейкобса заполняет гротеском внутреннюю пустоту людей, но когда к этому подмешиваются меланхолия от неизбежности катастрофы, сумасбродство и причуды не только от характера Пфайффер, но и от всего вспомогательного исполнительского состава. Во многом постановщик рассчитывает на принятие построенного им странного мира зрителями, он создает свои правила игры внутри него, дает ему дисфункциональную логику и ведет к трагедии в компании чудаков разного калибра. Джейкобс концентрируется на недостатках персонажа Пфайффер, делает их слишком человеческими и сентиментальными. От этого озабоченность всей экранной истории балансом между смертью как таковой и реальной потерей постоянно находится в заключении финансового счета, где уменьшающееся количество хрустящих купюр отмеряет время жизни для протагонистки подобно песчинкам в часах. Поэтому "Уйти не прощаясь" стремится рационально управлять фарсом и нелепостями, которые совершаются чаще всего с определенным выражением лица, и благодаря Мишель Пфайффер создает образ вдовы в кризисе, который абсолютно невозможно выкинуть из головы после просмотра.
Сумасбродство начинается в "Уйти не прощаясь" Джейкобса еще на стадии экспозиции, когда вдова средних лет Фрэнсис Прайс (Мишель Пфайффер) собирается забрать в никуда своего юного сына Малкольма из элитной школы-интерната прямо посреди учебного года без объяснения внятных причин. Спустя десяток лет повзрослевший и внешне возмужавший Малкольм (Лукас Хеджес) живет с матерью в просторном особняке на Манхэттене, являясь чем-то средним между жертвой стокгольмского синдрома и маменькиным сынком больше смахивающим на молодого любовника увядающей богатой покровительницы. Тем не менее, у героя Хеджеса есть невеста Сьюзан (Имоджен Путс, "Отец", "Вивариум"), которая прекрасно понимает, что хочет связать свою жизнь с парнем слишком зависимым от матери и ее пристального взгляда, ее тенью и бледной копией. Дела семьи Прайс находятся вблизи полного банкротства, план Фрэнсис умереть раньше, чем будет израсходовано все состояние не сработал.
В голове героини Пфайффер возникает благодаря диалогу с лучшей подругой Джоан (Сьюзэн Койн, сериалы "Выкуп" и "Кардинал") вполне достойная на первый взгляд замена для дальнейшего хода событий. Фрэнсис готова продать все оставшееся имущество и активы, чтобы вместе с Малкольмом обрести новое пристанище в Париже в пустующей квартире Джоан, в городе, где она была счастлива в медовый месяц со своим покойным мужем Франклином. Несколько раз в кадре у Джейкобса в нью-йоркском доме Прайсов появляется черный кот, в которого, как свято верит госпожа Прайс, переселился дух ее супруга. Естественным оказывается недоумение Сьюзан от неожиданного бегства за океан и ее вопросы к Малкольму о его слепой преданности матери, которую никогда не интересовал пока она не получила над ним опекунство. Ради Фрэнсис и душевной близости с ней характер Хеджеса готов терпеть любые ее взбалмошности и дикости. На всем протяжении первого акта максимально кодирует состояние неопределенности в отношениях, не выводя при этом в состояние конфликта отношения Малкольма с властной матерью и с невестой, которая чувствует себя брошенной из-за открытой даты возвращения героя Хеджеса обратно. Чтобы еще раз подчеркнуть отсутствие прагматизма в действиях Фрэнсис постановщик отправляет ее во Францию не авиалиниями, а на комфортабельном океанском лайнере, где героиня Пфайффер будет релаксировать и проводить время с сыном, втянутым в кажущуюся абсолютно случайной интрижку с медиумом и предсказательницей Мэделин (Даниэль Макдональд, "Райские холмы", "Пышка").
Переплетая в "Уйти не прощаясь" мотивы бегства, ностальгии и нерастраченной любви, Азазель Джейкобс перезагружает традиционную трагедию нравов с сатирическим оттенком и дает полный карт-бланш Мишель Пфайффер, чье представление эгоцентричной светской дивы в добровольном изгнании сопряжено с красноречием точеных фраз и желанием как можно быстрее избавиться от раздражающих остатков наличных. Фрэнсис в исполнении Пфайффер притягивает к себе внимание не только благодаря экранной истории Патрика Девитта, где она оказывается в центре среди подобных себе одиночек классом пониже. Магия актрисы и ее игра аккумулируют внимание к себе благодаря нарративу, где Фрэнсис старается справиться с равнодушием этого мира и понимает, что все внимание к ее персоне закончится по мере того, как только деньги исчезнут из ее жизни. Специфичность подхода Джейкобса, показывающего главную героиню на первый взгляд абсолютно невыносимой и циничной, постепенно раскрывается благодаря многим деталям из жизни характера Фрэнсис, для которой гедонизм, сиюминутность и неумение отказывать себе ни в чем, становятся разрушительными зависимостями.
Постановщика интересует типаж, подобный райской птице, которая сама себя выпустила из клетки и вынуждена признать свое поражение в жизни, восторженные взгляды становятся лишь отголоском в Париже со стороны мадам Рейнард (Валери Махаффей, сериал "Прощай навсегда", "Чудо на Гудзоне"), ее утонченная светскость не лишена шарма и очаровывает детектива Джулиуса (Исаак Де Банколе, сериал "Крёстный отец Гарлема", "Шафт"). Но в интерпретации Джейкобса мифологизация персонажем Пфайффер самой себя и ее желание подпитываться восторгами окружающих показывают вымирающий вид светской львицы, которая уже давно стала блуждающим эхом. Жизнь Фрэнсис, постоянно оригинальничающей в кадре, поджигающей букетик искусственных цветов в парижском бистро, подающей двадцатку нищему в парке или посещающей корабельный морг, внешне выглядит средоточием эксцентрики, но внутри себя она никогда не выходит за рамки стереотипов. Мишель Пфайффер буквально купается в этой роли, расставляет акценты, нюансы, обогащает мимикой и местами старается открыто выглядеть вариантом Изабель Юппер, американизированным с сарказмом и слышащим только себя.
Для понимания "Уйти не прощаясь" Джейкобса важно, что в исполнении Пфайффер оказывается не таким уж и беспринципным чудовищем, вдохновляющимся от звуков заточки ножа на кухне. Вибрации любви, в которых так остро нуждается Фрэнсис и чувство вины перед покойным мужем, к которому она совсем ничего не испытывала, не способны остановить метастазы одиночества, когда хрустальная жизнь уже больше не звенит и в ней нужно оставаться честной хотя бы наедине с собой. Постановщик продвигает мысль Девитта о том, что деньги в большей степени, чем это можно себе представить, разделяют людей, чем способствуют их объединению. В этом плане показательна сцена в парке, когда героиня Пфайффер намерена освободиться от тяжкого груза купюр и хочет их отдать случайному знакомому в парке, за которым она до этого наблюдала в окно. Нищий иммигрант с Востока оказывается гораздо мудрее, когда берет ровно столько, сколько ему нужно сейчас. Мир персонажей Джейкобса, который внешне напоминает эклектичный зверинец, оказывается способен вызывать симпатию за внешним наблюдением, но не пробуждает при этом никаких желаний оказаться внутри круга тех, слишком отчужден от обыденности и рутины.
Благодаря Фрэнсис и Малкольму постановщик формирует некую парную аномалию подчиненения и отклонения от социальных норм, эдипов комплекс героя Лукаса Хеджеса становится одним из камертонов ленты и показывает с большой долей черного юмора как замечательно иногда находиться в зоне комфорта на удалении от принятия решений. Фатализм протагонистки ленты Джейкобса все время стремится подчеркнуть, что подобное притягивается исключительно к подобному, и условная оторванность от жизни характера Пфайффер добавляют фильму остроты и печали, заставляя его все время искать точки опоры между восхитительным юмором, отлитым Девиттом в готовые цитаты, и тревожной трагедией. В соревновании Фрэнсис с самой собой побеждают то продуманная до мелочей элегантность, то не дающая покоя оригинальность, но в любом случае протагонистка чувствует себя прощенной после беседы с покойным мужем Франклином. Мистика общения, которую Мэделин выстраивает при помощи пламени свечи, оставляет сильный эмоциональный отклик. Джейкобс организует новый вид сверхъестественного, продолжая традиции магического реализма, не давая повода сомневаться в нем и максимально отдаляя от тщательно проработанного трюка. Поэтому "Уйти не прощаясь" концентрируется вокруг эмоциональных шрамов Мишель Пфайффер и становится циничной и свободной от предрассудков рефлексией на тему бездарно прожитой жизни и преодоления чувства вины от потери.
7
,9
2020, Драмы
108 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Эксцентричная черная комедия "Уйти не прощаясь" режиссера Азазеля Джейкобса (сериал "Соболезную вашей утрате", "Любовники") стремится разыграть карту французской очаровательности и непредсказуемости для американской светской львицы, которая решила погасить свет своей жизни оригинальным способом. Литературная основа романа 2018 года "Французский выход" писателя и сценариста Патрика Девитта ("Братья Систерс") позволяет концентрировать проект и множество его нюансов около главной героини (Мишель Пфайффер, "Малефисента: Владычица тьмы", "Человек-муравей и Оса") и показывать, как может быть изящна и изобретательна женщина в отчаянном положении, которая направленно идет на закат собственной жизни. Под маской манерного высокомерия и за стеной неприкрытого и отточенного цинизма героиня Пфайффер скрывает не столько страшные семейные тайны, сколько тщательно продуманную коллекцию эмоций на каждый случай. В блестящем исполнении актрисы случайное тепло по отношению к незнакомцам контрастирует с регулярным холодом для близких, а бритвенные остроты и постоянно желание скрыться за скальпелем-сигаретой показывают тонкости организации души женщины, жизнь которой катится под откос. Постановщик стремится сочетать сатиру на тех, кто в этой жизни привык только тратить, как основу творческого метода и пропитывает ее сюрреализмом ситуаций и персонажей, соединяя невозмутимые диалоги с герметичностью мира матери и ее подавленного сына (Лукас Хеджес, "Пусть говорят", "Волны"). Режиссерская манера Джейкобса заполняет гротеском внутреннюю пустоту людей, но когда к этому подмешиваются меланхолия от неизбежности катастрофы, сумасбродство и причуды не только от характера Пфайффер, но и от всего вспомогательного исполнительского состава. Во многом постановщик рассчитывает на принятие построенного им странного мира зрителями, он создает свои правила игры внутри него, дает ему дисфункциональную логику и ведет к трагедии в компании чудаков разного калибра. Джейкобс концентрируется на недостатках персонажа Пфайффер, делает их слишком человеческими и сентиментальными. От этого озабоченность всей экранной истории балансом между смертью как таковой и реальной потерей постоянно находится в заключении финансового счета, где уменьшающееся количество хрустящих купюр отмеряет время жизни для протагонистки подобно песчинкам в часах. Поэтому "Уйти не прощаясь" стремится рационально управлять фарсом и нелепостями, которые совершаются чаще всего с определенным выражением лица, и благодаря Мишель Пфайффер создает образ вдовы в кризисе, который абсолютно невозможно выкинуть из головы после просмотра. Сумасбродство начинается в "Уйти не прощаясь" Джейкобса еще на стадии экспозиции, когда вдова средних лет Фрэнсис Прайс (Мишель Пфайффер) собирается забрать в никуда своего юного сына Малкольма из элитной школы-интерната прямо посреди учебного года без объяснения внятных причин. Спустя десяток лет повзрослевший и внешне возмужавший Малкольм (Лукас Хеджес) живет с матерью в просторном особняке на Манхэттене, являясь чем-то средним между жертвой стокгольмского синдрома и маменькиным сынком больше смахивающим на молодого любовника увядающей богатой покровительницы. Тем не менее, у героя Хеджеса есть невеста Сьюзан (Имоджен Путс, "Отец", "Вивариум"), которая прекрасно понимает, что хочет связать свою жизнь с парнем слишком зависимым от матери и ее пристального взгляда, ее тенью и бледной копией. Дела семьи Прайс находятся вблизи полного банкротства, план Фрэнсис умереть раньше, чем будет израсходовано все состояние не сработал. В голове героини Пфайффер возникает благодаря диалогу с лучшей подругой Джоан (Сьюзэн Койн, сериалы "Выкуп" и "Кардинал") вполне достойная на первый взгляд замена для дальнейшего хода событий. Фрэнсис готова продать все оставшееся имущество и активы, чтобы вместе с Малкольмом обрести новое пристанище в Париже в пустующей квартире Джоан, в городе, где она была счастлива в медовый месяц со своим покойным мужем Франклином. Несколько раз в кадре у Джейкобса в нью-йоркском доме Прайсов появляется черный кот, в которого, как свято верит госпожа Прайс, переселился дух ее супруга. Естественным оказывается недоумение Сьюзан от неожиданного бегства за океан и ее вопросы к Малкольму о его слепой преданности матери, которую никогда не интересовал пока она не получила над ним опекунство. Ради Фрэнсис и душевной близости с ней характер Хеджеса готов терпеть любые ее взбалмошности и дикости. На всем протяжении первого акта максимально кодирует состояние неопределенности в отношениях, не выводя при этом в состояние конфликта отношения Малкольма с властной матерью и с невестой, которая чувствует себя брошенной из-за открытой даты возвращения героя Хеджеса обратно. Чтобы еще раз подчеркнуть отсутствие прагматизма в действиях Фрэнсис постановщик отправляет ее во Францию не авиалиниями, а на комфортабельном океанском лайнере, где героиня Пфайффер будет релаксировать и проводить время с сыном, втянутым в кажущуюся абсолютно случайной интрижку с медиумом и предсказательницей Мэделин (Даниэль Макдональд, "Райские холмы", "Пышка"). Переплетая в "Уйти не прощаясь" мотивы бегства, ностальгии и нерастраченной любви, Азазель Джейкобс перезагружает традиционную трагедию нравов с сатирическим оттенком и дает полный карт-бланш Мишель Пфайффер, чье представление эгоцентричной светской дивы в добровольном изгнании сопряжено с красноречием точеных фраз и желанием как можно быстрее избавиться от раздражающих остатков наличных. Фрэнсис в исполнении Пфайффер притягивает к себе внимание не только благодаря экранной истории Патрика Девитта, где она оказывается в центре среди подобных себе одиночек классом пониже. Магия актрисы и ее игра аккумулируют внимание к себе благодаря нарративу, где Фрэнсис старается справиться с равнодушием этого мира и понимает, что все внимание к ее персоне закончится по мере того, как только деньги исчезнут из ее жизни. Специфичность подхода Джейкобса, показывающего главную героиню на первый взгляд абсолютно невыносимой и циничной, постепенно раскрывается благодаря многим деталям из жизни характера Фрэнсис, для которой гедонизм, сиюминутность и неумение отказывать себе ни в чем, становятся разрушительными зависимостями. Постановщика интересует типаж, подобный райской птице, которая сама себя выпустила из клетки и вынуждена признать свое поражение в жизни, восторженные взгляды становятся лишь отголоском в Париже со стороны мадам Рейнард (Валери Махаффей, сериал "Прощай навсегда", "Чудо на Гудзоне"), ее утонченная светскость не лишена шарма и очаровывает детектива Джулиуса (Исаак Де Банколе, сериал "Крёстный отец Гарлема", "Шафт"). Но в интерпретации Джейкобса мифологизация персонажем Пфайффер самой себя и ее желание подпитываться восторгами окружающих показывают вымирающий вид светской львицы, которая уже давно стала блуждающим эхом. Жизнь Фрэнсис, постоянно оригинальничающей в кадре, поджигающей букетик искусственных цветов в парижском бистро, подающей двадцатку нищему в парке или посещающей корабельный морг, внешне выглядит средоточием эксцентрики, но внутри себя она никогда не выходит за рамки стереотипов. Мишель Пфайффер буквально купается в этой роли, расставляет акценты, нюансы, обогащает мимикой и местами старается открыто выглядеть вариантом Изабель Юппер, американизированным с сарказмом и слышащим только себя. Для понимания "Уйти не прощаясь" Джейкобса важно, что в исполнении Пфайффер оказывается не таким уж и беспринципным чудовищем, вдохновляющимся от звуков заточки ножа на кухне. Вибрации любви, в которых так остро нуждается Фрэнсис и чувство вины перед покойным мужем, к которому она совсем ничего не испытывала, не способны остановить метастазы одиночества, когда хрустальная жизнь уже больше не звенит и в ней нужно оставаться честной хотя бы наедине с собой. Постановщик продвигает мысль Девитта о том, что деньги в большей степени, чем это можно себе представить, разделяют людей, чем способствуют их объединению. В этом плане показательна сцена в парке, когда героиня Пфайффер намерена освободиться от тяжкого груза купюр и хочет их отдать случайному знакомому в парке, за которым она до этого наблюдала в окно. Нищий иммигрант с Востока оказывается гораздо мудрее, когда берет ровно столько, сколько ему нужно сейчас. Мир персонажей Джейкобса, который внешне напоминает эклектичный зверинец, оказывается способен вызывать симпатию за внешним наблюдением, но не пробуждает при этом никаких желаний оказаться внутри круга тех, слишком отчужден от обыденности и рутины. Благодаря Фрэнсис и Малкольму постановщик формирует некую парную аномалию подчиненения и отклонения от социальных норм, эдипов комплекс героя Лукаса Хеджеса становится одним из камертонов ленты и показывает с большой долей черного юмора как замечательно иногда находиться в зоне комфорта на удалении от принятия решений. Фатализм протагонистки ленты Джейкобса все время стремится подчеркнуть, что подобное притягивается исключительно к подобному, и условная оторванность от жизни характера Пфайффер добавляют фильму остроты и печали, заставляя его все время искать точки опоры между восхитительным юмором, отлитым Девиттом в готовые цитаты, и тревожной трагедией. В соревновании Фрэнсис с самой собой побеждают то продуманная до мелочей элегантность, то не дающая покоя оригинальность, но в любом случае протагонистка чувствует себя прощенной после беседы с покойным мужем Франклином. Мистика общения, которую Мэделин выстраивает при помощи пламени свечи, оставляет сильный эмоциональный отклик. Джейкобс организует новый вид сверхъестественного, продолжая традиции магического реализма, не давая повода сомневаться в нем и максимально отдаляя от тщательно проработанного трюка. Поэтому "Уйти не прощаясь" концентрируется вокруг эмоциональных шрамов Мишель Пфайффер и становится циничной и свободной от предрассудков рефлексией на тему бездарно прожитой жизни и преодоления чувства вины от потери.