В 1996-м году по экранам прошла любопытная – по крайней мере в замысле – американская кинокомедия «Как разобраться с убийствами» (известна у нас и под названием «Зигзаг неудачи»). Коммерческого успеха постановка не имела, и остаётся только посочувствовать Харви Миллеру, имевшему основания надеяться на благосклонность публики. Помимо блестящего актёрского ансамбля (Дэн Эйкройд, Лили Томлин и великий Джек Леммон) фильм запомнился неординарной драматической ситуацией: Джек Ламберт, преподающий в колледже этику, сталкивается с моральной дилеммой в собственной жизни, узнав в соседе Максе Мюллере скрывшегося от возмездия нацистского преступника. Он решает поступить по совести, взяв правосудие в свои руки, однако реальность преподносит весьма неприятные сюрпризы, заставив крепко задуматься на предмет ограниченности самонадеянного человеческого разума… Причём авторы продемонстрировали изрядное остроумие, выбрав эпиграфом сентенцию, изречённую Конфуцием: «Перед тем, как мстить, вырой две могилы». Ту же самую мудрость можно смело предпослать и событиям «Девушки, подающей надежды». Кассандра Томас ни секунды не сомневается, что имеет полное право лично проучить мужчин, норовящих воспользоваться обстоятельствами – вступить в интимную связь (по сути, изнасиловать) с женщиной, которую увидели в ночном клубе пьяной в стельку и привезли к себе домой…
Не то чтобы кинодраматурги и раньше обходили стороной методику «ловли на живца», практикуемую в первую очередь сотрудниками правоохранительных органов в штатском. Например, в боевике «Воины» /1979/ Уолтера Хилла есть эпизод, когда один из членов молодёжной шайки, не вняв советам приятелей, начинает приставать к одиноко сидящей на скамейке красотке – и напрасно! Схожий мотив – в юмористическом ключе – обыгрывался в двух последних работах нашего классика Леонида Гайдая. И так далее. Разница заключается в том, что Кэсси одержима идеей собственноручно наказывать «хороших» (вызвавшихся якобы помочь находящейся в невменяемом состоянии привлекательной незнакомке) парней не меньше, чем, допустим, архитектор Пол Кёрси – «жаждой смерти». Когда под утро мисс Томас, расправившись с очередной жертвой, неспешно шествует (босиком!) домой и вдруг слышит поток весёлых непристойностей в свой адрес со стороны мужланов-работяг, одного её пристального, сурового взгляда оказывается достаточно, чтобы смутить компанию. Тем более никаких шансов обелить себя не остаётся у трусов и неудачников, с удивлением узнающих, что «подцепленная» девица на поверку – трезва как стёклышко. Особенно «забавно» складывается разговор с бедолагой Нилом (шлейф повзрослевшей «звезды» тинэйджеровских комедий очень помогает Кристоферу Минцу-Плассу), напоминающим кролика, попавшего в объятия удава. Что ни говори, каждому хочется, совершая неблаговидный поступок, оправдаться – хотя бы в собственных глазах.
Среди продюсеров фильма можно обнаружить знаменитую Марго Робби, затрагивавшую тему сексуальных домогательств в собственных актёрских работах (1). Но ещё любопытнее, что «Девушка, подающая надежды» стала полнометражным дебютом англичанки Эмеральд Феннелл, которая начинала на артистическом и писательском поприщах, однако добилась наивысшего признания, пожалуй, благодаря участию в создании (со второго сезона) телесериала «Убивая Еву». Кроме того, получила тёплый приём её тринадцатиминутная лента «Осторожно, как ты идёшь» /2018/, повествующая о трёх недобрых дамах. Режиссёр и по совместительству автор сценария, казалось бы, всецело и полностью на стороне Кассандры, уставшей выслушивать от родителей упрёки в том, что не желает ни к чему стремиться в жизни, что сторонится людей (не поддерживая ни с кем ни романтических, ни дружеских отношений), трудится в обычном кафетерии да ещё и регулярно – пропадает по ночам. Пожилой чете невдомёк, что дочь решила посвятить всю себя без остатка высокой миссии. Подобное утверждение грозит прозвучать чересчур пафосно, но по существу – так и есть. Остальное Томас решительно неинтересно, поскольку лишь таким образом она не предаст память о лучшей подруге Нине… Кэри Маллиган виртуозно чередует манеры игры, переходя от, допустим, иронического (в сценах морального унижения несостоявшихся насильников) существования на экране – к драматическому. Вместе с тем «сочувствие» героине не мешает Феннелл сохранить объективность – и, мало того, подвергнуть Кэсси своеобразному испытанию на стойкость моральной позиции.
Если первая половина повествования отдаёт сатирическим привкусом, то с момента появления Райана начинает доминировать сентиментальная интонация. Главную проверку Кэсси предстоит пройти после неожиданной встречи. Она старается уклониться от распросов бывшего одногруппника по медицинскому вузу, делающего успешную карьеру детского хирурга, но и неопределённых ответов оказывается достаточно, чтобы понять, что вынудило девушку, подававшую большие надежды (считавшуюся одной из лучших на курсе), бросить учёбу. Но даже не это главное. Да, Райану нелегко преодолеть сопротивление со стороны Томас, доказав, что среди представителей прекрасного пола встречаются порядочные личности. Кассандра не оставляет давнюю затею покарать обидчиков Нины, но… чем лучше складываются отношения с избранником, тем яснее она осознаёт сомнительность выбранного занятия. Стоит ли рисковать потерять подарок судьбы?.. Ещё чуть-чуть – и идея продолжать мстить покажется совсем нелепой. Но именно в этот момент Эмеральд ошарашивает сюжетным поворотом, не совместимым ни с юмором, ни с лирикой. Окончательно «добивает» изумлённого зрителя эпизод мальчишника, куда заявляется Кассандра, предварительно выведав адрес у Райана и выдав себя за стриптизёршу в костюме медсестры, якобы заказанную для жениха. Не успеваешь опомниться, как начинают доминировать законы триллера.
Развязка воспринимается одной из самых сильных сторон фильма, компенсируя некоторые стилистические огрехи, в общем простительные для дебютантки. Феннелл не без сарказма доказывает правоту изречения, оставленного китайским философом, а в широком смысле – призывает задуматься о предназначении человека на земле. Действительно ли жизнь стоит того, чтобы ради прошлого жертвовать настоящим и, как выясняется, будущим. Какими бы благородными ни казались мотивы… Кадр, когда труп незваной гостьи сжигают на огромном костре (и сообщник Аля Монро небрежным движением ноги запихивает в огонь руку), красноречив! Да, справедливость в конечном итоге торжествует: Томас недаром считалась обладательницей незаурядного ума. Да, виновные понесут заслуженное наказание, в том числе за преступление, совершённое много лет назад. Да, женщина в самом деле разбирается с изнасилованиями – примерно в той же мере, в какой эйкройдовский Ламберт разобрался с убийствами. Но… стоило ли оно того? Не слишком ли дорогой ценой?! Сложно спорить с позицией авторов, отстаивающих мысль о крайней неоднозначности выбора Кэсси. «Девушка, подающая надежды» – пример достаточно редкого (особенно в последнее время) кинопроизведения, создатели которого не навязывают собственного мнения, а оставляют аудитории возможность сделать выводы самостоятельно, исходя из персональных нравственных критериев.
_______
1 – Наиболее ярко – в «Скандале» /2019/, поведавшем о прегрешениях топ-менеджмента телеканала Fox News, включая всемогущего Роджера Айлза.
7
,2
2020, США, Триллеры
108 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В 1996-м году по экранам прошла любопытная – по крайней мере в замысле – американская кинокомедия «Как разобраться с убийствами» (известна у нас и под названием «Зигзаг неудачи»). Коммерческого успеха постановка не имела, и остаётся только посочувствовать Харви Миллеру, имевшему основания надеяться на благосклонность публики. Помимо блестящего актёрского ансамбля (Дэн Эйкройд, Лили Томлин и великий Джек Леммон) фильм запомнился неординарной драматической ситуацией: Джек Ламберт, преподающий в колледже этику, сталкивается с моральной дилеммой в собственной жизни, узнав в соседе Максе Мюллере скрывшегося от возмездия нацистского преступника. Он решает поступить по совести, взяв правосудие в свои руки, однако реальность преподносит весьма неприятные сюрпризы, заставив крепко задуматься на предмет ограниченности самонадеянного человеческого разума… Причём авторы продемонстрировали изрядное остроумие, выбрав эпиграфом сентенцию, изречённую Конфуцием: «Перед тем, как мстить, вырой две могилы». Ту же самую мудрость можно смело предпослать и событиям «Девушки, подающей надежды». Кассандра Томас ни секунды не сомневается, что имеет полное право лично проучить мужчин, норовящих воспользоваться обстоятельствами – вступить в интимную связь (по сути, изнасиловать) с женщиной, которую увидели в ночном клубе пьяной в стельку и привезли к себе домой… Не то чтобы кинодраматурги и раньше обходили стороной методику «ловли на живца», практикуемую в первую очередь сотрудниками правоохранительных органов в штатском. Например, в боевике «Воины» /1979/ Уолтера Хилла есть эпизод, когда один из членов молодёжной шайки, не вняв советам приятелей, начинает приставать к одиноко сидящей на скамейке красотке – и напрасно! Схожий мотив – в юмористическом ключе – обыгрывался в двух последних работах нашего классика Леонида Гайдая. И так далее. Разница заключается в том, что Кэсси одержима идеей собственноручно наказывать «хороших» (вызвавшихся якобы помочь находящейся в невменяемом состоянии привлекательной незнакомке) парней не меньше, чем, допустим, архитектор Пол Кёрси – «жаждой смерти». Когда под утро мисс Томас, расправившись с очередной жертвой, неспешно шествует (босиком!) домой и вдруг слышит поток весёлых непристойностей в свой адрес со стороны мужланов-работяг, одного её пристального, сурового взгляда оказывается достаточно, чтобы смутить компанию. Тем более никаких шансов обелить себя не остаётся у трусов и неудачников, с удивлением узнающих, что «подцепленная» девица на поверку – трезва как стёклышко. Особенно «забавно» складывается разговор с бедолагой Нилом (шлейф повзрослевшей «звезды» тинэйджеровских комедий очень помогает Кристоферу Минцу-Плассу), напоминающим кролика, попавшего в объятия удава. Что ни говори, каждому хочется, совершая неблаговидный поступок, оправдаться – хотя бы в собственных глазах. Среди продюсеров фильма можно обнаружить знаменитую Марго Робби, затрагивавшую тему сексуальных домогательств в собственных актёрских работах (1). Но ещё любопытнее, что «Девушка, подающая надежды» стала полнометражным дебютом англичанки Эмеральд Феннелл, которая начинала на артистическом и писательском поприщах, однако добилась наивысшего признания, пожалуй, благодаря участию в создании (со второго сезона) телесериала «Убивая Еву». Кроме того, получила тёплый приём её тринадцатиминутная лента «Осторожно, как ты идёшь» /2018/, повествующая о трёх недобрых дамах. Режиссёр и по совместительству автор сценария, казалось бы, всецело и полностью на стороне Кассандры, уставшей выслушивать от родителей упрёки в том, что не желает ни к чему стремиться в жизни, что сторонится людей (не поддерживая ни с кем ни романтических, ни дружеских отношений), трудится в обычном кафетерии да ещё и регулярно – пропадает по ночам. Пожилой чете невдомёк, что дочь решила посвятить всю себя без остатка высокой миссии. Подобное утверждение грозит прозвучать чересчур пафосно, но по существу – так и есть. Остальное Томас решительно неинтересно, поскольку лишь таким образом она не предаст память о лучшей подруге Нине… Кэри Маллиган виртуозно чередует манеры игры, переходя от, допустим, иронического (в сценах морального унижения несостоявшихся насильников) существования на экране – к драматическому. Вместе с тем «сочувствие» героине не мешает Феннелл сохранить объективность – и, мало того, подвергнуть Кэсси своеобразному испытанию на стойкость моральной позиции. Если первая половина повествования отдаёт сатирическим привкусом, то с момента появления Райана начинает доминировать сентиментальная интонация. Главную проверку Кэсси предстоит пройти после неожиданной встречи. Она старается уклониться от распросов бывшего одногруппника по медицинскому вузу, делающего успешную карьеру детского хирурга, но и неопределённых ответов оказывается достаточно, чтобы понять, что вынудило девушку, подававшую большие надежды (считавшуюся одной из лучших на курсе), бросить учёбу. Но даже не это главное. Да, Райану нелегко преодолеть сопротивление со стороны Томас, доказав, что среди представителей прекрасного пола встречаются порядочные личности. Кассандра не оставляет давнюю затею покарать обидчиков Нины, но… чем лучше складываются отношения с избранником, тем яснее она осознаёт сомнительность выбранного занятия. Стоит ли рисковать потерять подарок судьбы?.. Ещё чуть-чуть – и идея продолжать мстить покажется совсем нелепой. Но именно в этот момент Эмеральд ошарашивает сюжетным поворотом, не совместимым ни с юмором, ни с лирикой. Окончательно «добивает» изумлённого зрителя эпизод мальчишника, куда заявляется Кассандра, предварительно выведав адрес у Райана и выдав себя за стриптизёршу в костюме медсестры, якобы заказанную для жениха. Не успеваешь опомниться, как начинают доминировать законы триллера. Развязка воспринимается одной из самых сильных сторон фильма, компенсируя некоторые стилистические огрехи, в общем простительные для дебютантки. Феннелл не без сарказма доказывает правоту изречения, оставленного китайским философом, а в широком смысле – призывает задуматься о предназначении человека на земле. Действительно ли жизнь стоит того, чтобы ради прошлого жертвовать настоящим и, как выясняется, будущим. Какими бы благородными ни казались мотивы… Кадр, когда труп незваной гостьи сжигают на огромном костре (и сообщник Аля Монро небрежным движением ноги запихивает в огонь руку), красноречив! Да, справедливость в конечном итоге торжествует: Томас недаром считалась обладательницей незаурядного ума. Да, виновные понесут заслуженное наказание, в том числе за преступление, совершённое много лет назад. Да, женщина в самом деле разбирается с изнасилованиями – примерно в той же мере, в какой эйкройдовский Ламберт разобрался с убийствами. Но… стоило ли оно того? Не слишком ли дорогой ценой?! Сложно спорить с позицией авторов, отстаивающих мысль о крайней неоднозначности выбора Кэсси. «Девушка, подающая надежды» – пример достаточно редкого (особенно в последнее время) кинопроизведения, создатели которого не навязывают собственного мнения, а оставляют аудитории возможность сделать выводы самостоятельно, исходя из персональных нравственных критериев. _______ 1 – Наиболее ярко – в «Скандале» /2019/, поведавшем о прегрешениях топ-менеджмента телеканала Fox News, включая всемогущего Роджера Айлза.