Психологический хоррор "Западня для дьявола" итальянского режиссера и сценариста Алессио Лигуори ("Report 51") рискованно лавирует между религиозной верой и психическим заболеванием своего главного героя Филипа (Джэми Пол, сериал "Черное зеркало"). Постановщик предлагает весьма тонкий и своеобразный взгляд на процесс одержимости демонами, при этом Лигуори пропускает это все через через территории мужской психики. Столкновение между семьей, сексуальностью и религиозностью становится основной движущей силой фильма и подчеркивает насколько сложно протагонисту находить общий язык в отношениях с женщинами. Мать Филипа Роуз (Паола Бонтемпи), его невеста Кэтрин (Соня Каллингфорд) и любовница Соня (Мириам Галанти) становятся тремя женскими фигурами, определяющими систему координат проекта и отношения с ними становятся своеобразными драйверами для сюжета. Концепт дома с призраками, закрытой со всех сторон локации, Лигуори вполне успешно разрабатывает вместе с соавтором экранной истории сценаристом Даниэле Коши и делает рассказ в хорошем смысле интернациональным, потому что такое могло произойти не только в Италии, но и где угодно. Графство Девон на юго-западе Англии и двухэтажный особняком стоящий дом на берегу моря становятся условным местом действия ленты, где главный герой оказывается в ловушке собственных страхов и галлюцинаций. Размытость границ позволяет рассматривать работу Лигуори как минимум с двух с точек зрения. Во-первых, фильм напрямую рассказывает о дьявольских проявлениях и очень напоминает то, что снято на основе чудовищных, но в то же время реальных событий. Искать логику в нарративе в этом случае очень сложно, так как режиссер увлечен созданием соответствующей атмосферы стуков, страхов, неожиданных падений и перемещений предметов. Во-вторых, на более низком горизонте постановщик рассматривает проявление комплексного психиатрического феномена и начинает активно использовать затворничество Филипа, помноженное на клаустрофобию замкнутого пространства, где все контакты с внешним миром осуществляются через одну-единственную дверь. Экзорцизм, жуткий полноценный эпизод с которым присутствует в фильме, тем не менее, не становится предсказуемой доминантой в этой ленте, Лигуори стремится к гораздо большему, его сверхзадача - это личная драма центрального персонажа, оказавшегося в необычных обстоятельствах. Поэтому "Западня для дьявола" рассказывает о преображении мальчика, выросшего под пристальным наблюдением своей набожной матери, в мужчину, которому надо перестать бояться, найти в себе силы и изгнать из себя демонов прошлого.
Продолжительный пролог "Западни для дьявола" указывает на 1995 год, время начала действия событий ленты, и помогает Алессио Лигуори сконцентрировать последующий сюжет благодаря видениям юного Филипа (Джуд Форси) и безвозвратному исчезновению в одной из комнат его младшей сестры Айсидоры, ставшей одержимой и принявшей смерть. Ребенка постоянно во время бури преследуют видения и ему кажется, что в ногах под простыней у него скрывается настоящее чудовище, не вызывает большой тревоги у его матери Роуз, которая все списывает на слишком разыгравшееся воображение мальчика. Мама успокаивает ребенка и дает ему четки с крестом, чтобы он мог их использовать в тот момент, когда его начнет сковывать в очередной раз сверхъестественный страх. Для понимания ленты Лигуори важно, что Филип никогда не знал своего отца и даже не задавался подобным вопросом, постановщик в определенный момент делает на этом акцент и тем самым указывает на существенную уязвимость в психике центрального персонажа, не имевшего перед глазами отцовского примера. Время от времени дом, где живет Филип навещает священник, отец Эндрю (Дэвид Бэйли, "Дом, который построил Джек", "Пираты Карибского моря"), который ведет с мальчиком продолжительные беседы об изображенном на открытке архангеле Михаиле, истинном воине и победителе чудовищ. Пролог ленты полон загадок и сознательных недоговоренностей, однако Лигуори перемещает действие в настоящее время и знакомит зрителей с уже повзрослевшим Филипом, который работает на дому и занимается вычиткой и корректурой текстов. Молодой человек продолжает жить один в той же самой квартире, его мать умерла, однако отец Эндрю продолжает регулярно навещать героя Джэми Пола. Характер Дэвида Бэйли явно заинтересован в своей душеспасительной работе для Филипа, поэтому его визиты происходят по первому же звонку и в определенном смысле этот священник является для замкнутого и закомплексованного парня духовным проводником в мире его страхов и рисков. Не случайно именно с отцом Эндрю характер Пола разговаривает о своей будущей женитьбе на скрипачке Кэтрин, с которой он уже очень давно встречается. Намеки на то, что Филип болен Лигуори расставляет очень тонко, до того, как в героиню Сони Каллингфорд вселился дьявол, пара ничем не отличается от миллионов подобных влюбленных, а протагонист не ведет себя подобно загнанному в угол социопату, одержимому религиозной паранойей. Отец Эндрю призывает Филипа задернуть занавес над прошлым, все отпустить и начать жить обычной жизнью, однако именно в этот счастливый и во многом поворотный момент молодой человек понимает, что демон возвращается и начинает вновь испытывать его.
В "Западне для дьявола" Алессио Лигуори в полной мере воспроизводит классическую схему о запертой в клетке душе, которую постоянно истязает неизвестное существо и стремится к полному контролю над Филипом и лишению его всякой свободы. Камерная, по сути дела, лента не перестает постоянно пугать и нагонять жути в тех количествах насколько может это себе позволить лента, талантливо снятая на очень небольшом бюджете. Та удивительная простота локации, в которой существует главный герой позволяет режиссеру создать целую Вселенную для него в отдельной квартире чаще всего напоминающей душный затемненный лабиринт, куда не доносится большинство звуков реального мира, а в некоторых комнатах даже нет окон. Мрачность и серьезность становятся основными тонами фильма Лигуори, где напрочь отсутствует комизм в сценах или хотя бы то, что заставляет улыбнуться. В большей степени просмотр напоминает трип, путешествие по хорошо инсценированным страхам, которые держат в напряжении своей непредсказуемостью вплоть до самой кульминации. Для постановщика лента становится своеобразным зондом в самые темные уголки человеческого духа, где разворачивается битва между светом и тьмой, сознание главного героя несколько раз в течение фильма оказывается на своеобразном распутье и заставляет его принимать очень непростые решения, связанные с чередованием психических состояний. Из-за этого фигура Филипа теряет всякую однозначность и позволяет говорить о нем как о жертве и как о палаче, как о заложнике демонов и как освобожденном изощренном криминальном разуме. Среда, в которой находится центральный персонаж является для него в полном смысле тюрьмой для его души и для его тела. У Лигуори даже с избытком представлены разнообразные католические символы, паранормальные явления, демонические искушения, которые происходят на фоне постоянного раздвоения, дихотомии между верой и прогрессирующей все больше психической болезнью. Постановщик без всякого видимого труда заходит на территорию выдающихся создателей страхов на экране уровня Уильяма Фридкина или Романа Полански и чувствует себя уверенно также в разработке большинства гендерных клише для персонажей, создавая при этом при помощи нескольких штрихов и деталей запоминающиеся образы на экране. Мощный саундтрек от Массимилиано Мекелли, акцентированный на струнные с разной степенью интенсивности нагнетающих настроение и саспенс, существует в незримой органике фильма и может быть самоценен при отдельном прослушивании.
Основной конфликт в "Западне для дьявола" у Лигуори находится все-таки в плоскости оценки действий своего одержимого главного героя, что Филип делает правильно, а где он заходит в настоящий тупик сознания и веры, этому отводится немало экранного времени. Изменения и трансформация происходят в фильме благодаря женским персонажам, силе любви и веры, которая может тоже трактоваться в этом случае как особая любовь. Очевидно, что первоначально протагонист находился в положении вечного сына под неусыпным контролем матери, которая его воспитывала так, чтобы между его физическим ростом и психологическим развитием все больше и больше разверзалась пропасть. Она не хотела, чтобы Филип становился мужчиной, защищала его от демонов, но после смерти Роуз пару лет назад молодой человек почувствовал себя беззащитным и замкнулся там, где все напоминало ему о матери. Освобождение протагониста, изгнание из Филипа самого себя прежнего становится основной темой этой во многом раздвигающей рамки жанра ленты. Дом, где живет главный герой, становится метафорой его духа, и демоны, проникающие в квартиру через стены и окна, становятся эквивалентны существам будоражащим разум молодого человека изнутри. Не случайно, что пустота множества помещений требует у Лигуори быть заполненной и именно в один из этих критических моментов у Филипа появляется роковая соседка Соня в образе Мириам Галанти, которая очень интересно выстраивается авторами как еще одно, последнее, искушение дьяволом, что хорошо считывается в рамках традиционных христианских учений. Однако роль Галанти становится в большей степени триггером, способным разметать вихрем флэшбэки в памяти Филипа, и указать ему на реальное положение вещей мира, который он сам создал для себя. Поэтому "Западня для дьявола" без примеси сверхъестественного и экзорцизма становится обычно драмой о трудностях взросления, в то же самое время без погружений в психиатрические глубины лента рискует провалиться в глубины третьеразрядных фильмов ужасов. Разработка Алессио Лигуори человеческой одиссеи разума в отдельно взятом пространстве заставляет говорить о проекте и удивляться тонкостям хитросплетений постановки.
4
,3
2019, Ужасы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Психологический хоррор "Западня для дьявола" итальянского режиссера и сценариста Алессио Лигуори ("Report 51") рискованно лавирует между религиозной верой и психическим заболеванием своего главного героя Филипа (Джэми Пол, сериал "Черное зеркало"). Постановщик предлагает весьма тонкий и своеобразный взгляд на процесс одержимости демонами, при этом Лигуори пропускает это все через через территории мужской психики. Столкновение между семьей, сексуальностью и религиозностью становится основной движущей силой фильма и подчеркивает насколько сложно протагонисту находить общий язык в отношениях с женщинами. Мать Филипа Роуз (Паола Бонтемпи), его невеста Кэтрин (Соня Каллингфорд) и любовница Соня (Мириам Галанти) становятся тремя женскими фигурами, определяющими систему координат проекта и отношения с ними становятся своеобразными драйверами для сюжета. Концепт дома с призраками, закрытой со всех сторон локации, Лигуори вполне успешно разрабатывает вместе с соавтором экранной истории сценаристом Даниэле Коши и делает рассказ в хорошем смысле интернациональным, потому что такое могло произойти не только в Италии, но и где угодно. Графство Девон на юго-западе Англии и двухэтажный особняком стоящий дом на берегу моря становятся условным местом действия ленты, где главный герой оказывается в ловушке собственных страхов и галлюцинаций. Размытость границ позволяет рассматривать работу Лигуори как минимум с двух с точек зрения. Во-первых, фильм напрямую рассказывает о дьявольских проявлениях и очень напоминает то, что снято на основе чудовищных, но в то же время реальных событий. Искать логику в нарративе в этом случае очень сложно, так как режиссер увлечен созданием соответствующей атмосферы стуков, страхов, неожиданных падений и перемещений предметов. Во-вторых, на более низком горизонте постановщик рассматривает проявление комплексного психиатрического феномена и начинает активно использовать затворничество Филипа, помноженное на клаустрофобию замкнутого пространства, где все контакты с внешним миром осуществляются через одну-единственную дверь. Экзорцизм, жуткий полноценный эпизод с которым присутствует в фильме, тем не менее, не становится предсказуемой доминантой в этой ленте, Лигуори стремится к гораздо большему, его сверхзадача - это личная драма центрального персонажа, оказавшегося в необычных обстоятельствах. Поэтому "Западня для дьявола" рассказывает о преображении мальчика, выросшего под пристальным наблюдением своей набожной матери, в мужчину, которому надо перестать бояться, найти в себе силы и изгнать из себя демонов прошлого. Продолжительный пролог "Западни для дьявола" указывает на 1995 год, время начала действия событий ленты, и помогает Алессио Лигуори сконцентрировать последующий сюжет благодаря видениям юного Филипа (Джуд Форси) и безвозвратному исчезновению в одной из комнат его младшей сестры Айсидоры, ставшей одержимой и принявшей смерть. Ребенка постоянно во время бури преследуют видения и ему кажется, что в ногах под простыней у него скрывается настоящее чудовище, не вызывает большой тревоги у его матери Роуз, которая все списывает на слишком разыгравшееся воображение мальчика. Мама успокаивает ребенка и дает ему четки с крестом, чтобы он мог их использовать в тот момент, когда его начнет сковывать в очередной раз сверхъестественный страх. Для понимания ленты Лигуори важно, что Филип никогда не знал своего отца и даже не задавался подобным вопросом, постановщик в определенный момент делает на этом акцент и тем самым указывает на существенную уязвимость в психике центрального персонажа, не имевшего перед глазами отцовского примера. Время от времени дом, где живет Филип навещает священник, отец Эндрю (Дэвид Бэйли, "Дом, который построил Джек", "Пираты Карибского моря"), который ведет с мальчиком продолжительные беседы об изображенном на открытке архангеле Михаиле, истинном воине и победителе чудовищ. Пролог ленты полон загадок и сознательных недоговоренностей, однако Лигуори перемещает действие в настоящее время и знакомит зрителей с уже повзрослевшим Филипом, который работает на дому и занимается вычиткой и корректурой текстов. Молодой человек продолжает жить один в той же самой квартире, его мать умерла, однако отец Эндрю продолжает регулярно навещать героя Джэми Пола. Характер Дэвида Бэйли явно заинтересован в своей душеспасительной работе для Филипа, поэтому его визиты происходят по первому же звонку и в определенном смысле этот священник является для замкнутого и закомплексованного парня духовным проводником в мире его страхов и рисков. Не случайно именно с отцом Эндрю характер Пола разговаривает о своей будущей женитьбе на скрипачке Кэтрин, с которой он уже очень давно встречается. Намеки на то, что Филип болен Лигуори расставляет очень тонко, до того, как в героиню Сони Каллингфорд вселился дьявол, пара ничем не отличается от миллионов подобных влюбленных, а протагонист не ведет себя подобно загнанному в угол социопату, одержимому религиозной паранойей. Отец Эндрю призывает Филипа задернуть занавес над прошлым, все отпустить и начать жить обычной жизнью, однако именно в этот счастливый и во многом поворотный момент молодой человек понимает, что демон возвращается и начинает вновь испытывать его. В "Западне для дьявола" Алессио Лигуори в полной мере воспроизводит классическую схему о запертой в клетке душе, которую постоянно истязает неизвестное существо и стремится к полному контролю над Филипом и лишению его всякой свободы. Камерная, по сути дела, лента не перестает постоянно пугать и нагонять жути в тех количествах насколько может это себе позволить лента, талантливо снятая на очень небольшом бюджете. Та удивительная простота локации, в которой существует главный герой позволяет режиссеру создать целую Вселенную для него в отдельной квартире чаще всего напоминающей душный затемненный лабиринт, куда не доносится большинство звуков реального мира, а в некоторых комнатах даже нет окон. Мрачность и серьезность становятся основными тонами фильма Лигуори, где напрочь отсутствует комизм в сценах или хотя бы то, что заставляет улыбнуться. В большей степени просмотр напоминает трип, путешествие по хорошо инсценированным страхам, которые держат в напряжении своей непредсказуемостью вплоть до самой кульминации. Для постановщика лента становится своеобразным зондом в самые темные уголки человеческого духа, где разворачивается битва между светом и тьмой, сознание главного героя несколько раз в течение фильма оказывается на своеобразном распутье и заставляет его принимать очень непростые решения, связанные с чередованием психических состояний. Из-за этого фигура Филипа теряет всякую однозначность и позволяет говорить о нем как о жертве и как о палаче, как о заложнике демонов и как освобожденном изощренном криминальном разуме. Среда, в которой находится центральный персонаж является для него в полном смысле тюрьмой для его души и для его тела. У Лигуори даже с избытком представлены разнообразные католические символы, паранормальные явления, демонические искушения, которые происходят на фоне постоянного раздвоения, дихотомии между верой и прогрессирующей все больше психической болезнью. Постановщик без всякого видимого труда заходит на территорию выдающихся создателей страхов на экране уровня Уильяма Фридкина или Романа Полански и чувствует себя уверенно также в разработке большинства гендерных клише для персонажей, создавая при этом при помощи нескольких штрихов и деталей запоминающиеся образы на экране. Мощный саундтрек от Массимилиано Мекелли, акцентированный на струнные с разной степенью интенсивности нагнетающих настроение и саспенс, существует в незримой органике фильма и может быть самоценен при отдельном прослушивании. Основной конфликт в "Западне для дьявола" у Лигуори находится все-таки в плоскости оценки действий своего одержимого главного героя, что Филип делает правильно, а где он заходит в настоящий тупик сознания и веры, этому отводится немало экранного времени. Изменения и трансформация происходят в фильме благодаря женским персонажам, силе любви и веры, которая может тоже трактоваться в этом случае как особая любовь. Очевидно, что первоначально протагонист находился в положении вечного сына под неусыпным контролем матери, которая его воспитывала так, чтобы между его физическим ростом и психологическим развитием все больше и больше разверзалась пропасть. Она не хотела, чтобы Филип становился мужчиной, защищала его от демонов, но после смерти Роуз пару лет назад молодой человек почувствовал себя беззащитным и замкнулся там, где все напоминало ему о матери. Освобождение протагониста, изгнание из Филипа самого себя прежнего становится основной темой этой во многом раздвигающей рамки жанра ленты. Дом, где живет главный герой, становится метафорой его духа, и демоны, проникающие в квартиру через стены и окна, становятся эквивалентны существам будоражащим разум молодого человека изнутри. Не случайно, что пустота множества помещений требует у Лигуори быть заполненной и именно в один из этих критических моментов у Филипа появляется роковая соседка Соня в образе Мириам Галанти, которая очень интересно выстраивается авторами как еще одно, последнее, искушение дьяволом, что хорошо считывается в рамках традиционных христианских учений. Однако роль Галанти становится в большей степени триггером, способным разметать вихрем флэшбэки в памяти Филипа, и указать ему на реальное положение вещей мира, который он сам создал для себя. Поэтому "Западня для дьявола" без примеси сверхъестественного и экзорцизма становится обычно драмой о трудностях взросления, в то же самое время без погружений в психиатрические глубины лента рискует провалиться в глубины третьеразрядных фильмов ужасов. Разработка Алессио Лигуори человеческой одиссеи разума в отдельно взятом пространстве заставляет говорить о проекте и удивляться тонкостям хитросплетений постановки.