Психологическая драма "Ночной конвой" режиссера и сценариста Анн Фонтен ("Белоснежка. Сказка для взрослых", "Марвин или прекрасное воспитание") привлекает внимание нетрадиционным подходом к рассказу истории о нескольких парижских полицейских и акцентирует внимание именно на женском взгляде на происходящие на экране события. Проблема депортации нелегальных мигрантов остро стоит не только перед Францией, но и перед остальными европейскими странами, которые за последнее десятилетие испытывают огромные сложности с людьми, очень часто ищущими помимо работы также и политическое убежище. Для постановщицы момент принудительной доставки в аэропорт Руасси и отправки из заключения безмолвного таджикского мужчины (Пейман Моаади, "Призрачная шестёрка", "Свинья") провоцирует французских копов на переосмысление накопившихся внутри проблем и становится шагом в полную неизвестность в течение одной трудной и долгой ночи на сверхурочном дежурстве. Имея в своем распоряжении крепкий и сбалансированный актерский ансамбль из Омара Си (сериал "Люпен", "Папина дочка"), Виржини Эфира ("Счастливо оставаться", "Соблазн") и Грегори Гадебуа ("Офицер и шпион", "Рауль Табюрин"), Фонтен создает беспристрастную и захватывающую драму, в которой она еще раз показывает свое умение создавать нечто выдающееся на среднем бюджете и удивительном импрессионистском подходе к нарративу, предпочитая больше показывать, чем рассказывать. Роман 2016 года Уго Бориса "Полиция", ставший основой для экранной адаптации и давший оригинальное название проекту, изначально напоминал сценарий для фильма по форме, построению фраз и вообще был максимально кинематографичен. Мир парижского правосудия, обычного полицейского участка, у Фонтен получается своеобразным отражением той части действительности, самой жизни, которая находится за пределами казенных стен. В этом мире, имеющем свои пятьдесят оттенков нежности и мрачности, есть место и желанию спрятаться за сверхурочной работой от малолетнего сына и мужа, и почувствовать себя важным и скрыться от периодически накрывающих панических атак, и скрыться от преследований и токсичных отношений со стороны любимой и столь же ненавидимой жены. Поэтому "Ночной конвой" показывает и подтверждает мастерство Фонтен извлекать из стереотипных по своей сути и хорошо знакомых персонажей неожиданные искры, которые заставляют задуматься о честности отношений с самим собой, о совести и об умении проживать собственную жизнь в радости. Само собой, для полицейского фильма это не совсем стандартный подход, но динамика и способы работы режиссера с материалом дают возможность получить ощущение катарсиса после просмотра.
Уже оригинальное название ""Ночного конвоя" Фонтен, инвертированное в титрах "Police", позволяет ощутить особенности авторского подхода и намекает на то, что постановщица намерена рассматривать историю изнутри, с разных точек зрения и ракурсов, собирая взгляды на одни те же события при помощи нелинейного рассказа в первом акте. В экспозиции у режиссера показана тюремная камера, где надзиратель будит Асомидина Тохирова (Пейман Моаади) и сообщает ему о том, что скоро он будет отправлен из Франции обратно в Таджикистан. Во взгляде героя Моаади, не понимающего ни слова по-французски и жадно ловящего только интонации речи, есть что-то такое от животного, которое пытается понять, что с ним произойдет дальше и подобострастно заглядывающего в глаза самой судьбе. Это потом станет ясно, что Тохиров - настоящий диссидент, который бежал с родины и которого по возвращении ждет неминуемая казнь и расправа со стороны режима. Но пока он просто пытается поймать обрывки знакомых слов и сообразить относительно того, зачем его разбудили так рано этой ночью. Виржини (Виржини Эфира) систематически не высыпается уже 18 месяцев после рождения ребенка, но, тем не менее, она всегда встает к плачущему сыну. Персонаж Эфира - обычный рядовой полицейский, одна из немногих женщин в патрульном отряде, мечтавшая в детстве стать фигуристкой, оказавшаяся по воле судьбы на трудной службе. Очевидно, что ее отношения с мужем, длящиеся уже более семи лет далеки от идеала, брак дал трещину и рождение сына должно было все компенсировать и привести к равновесию. Но Виржини явно тяготит муж, выполняющий все работы по дому. Интрижка с темнокожим сослуживцем Аристидом (Омар Си ) привела молодую женщину к незапланированной беременности, в итоге Фонтен показывает главной женский характер, впрочем как и мужские, в состоянии настоящего экзистенциального кризиса. На следующий день героине Эфира предстоит убить еще нерожденного ребенка, она мучается и стремится пережить это в одиночку. Однако при выезде на очередное задание она рассказывает об этом Арестиду, и после этого идет разбираться с очередными нарушителями порядка. Такая работа, в которой хочется забыться, которая заставляет мучиться от профессиональной деформации и внутри которой удивительно комфортно, несмотря на множество служебных опасностей. Их командир, лейтенант Эрик (Грегори Гадебуа) с большим трудом держит дистанцию от алкоголя, из подкаблучника дома, которому жена открыто говорит, что у него нет яиц, на работе он превращается в исполнительного аккуратиста, способного четко и профессионально реагировать на происходящее и без всяких трудностей ставящего свою точку в рутинных криминальных схемах.
Поскольку в "Ночном конвое" Анн Фонтен фокусируется на пограничном состоянии своих главных действующих лиц как в прямом, так и в переносном смысле, то она выстраивает ленту как разрешение этической дилеммы и начинает ворочать такие пласты, о которых в современном кинематографе вспоминают не так часто, как хотелось бы. Формально работа постановщицы оказывается тем самым популярным артхаусом, снятым с поправкой на зрительскую и аудиторию, выигрывающим от этого и предлагающим умеренный саспенс. Извлекая максимум смыслов из простой идеи, Фонтен создает образы людей, которые стремятся убежать на опасную работу и тем самым уйти от множества проблем, давно ставших для них неразрешимыми. Только такая затяжная поездка, которая вышла за рамки служебного функционала Аристида, Эрика и Виржини, способна подтолкнуть их к принятию сложных решений, когда в их руках оказывается судьба несправедливо осужденного Тохирова, дело которого вот-вот должно быть рассмотрено в европейском суде по правам человека. Напряженность молчания, которую привносит в свою роль Пейман Моаади, страх, дрожь и недоверие, создаваемые актером в кадре, оказываются, по мнению Фонтен, намного важнее обид и недомолвок разного размера и срока давности, накопившихся у сопровождающего его конвоя. Полицейский автомобиль, на котором четверка едет в аэропорт, оказывается местом, где копы, разрывающиеся между личным и профессиональным, готовы преступить закон, а непонимающий ни слова из разговоров Тохиров становится способен подчеркнуть, что совесть персонажей Эфира, Си и Гадебуа можно подвергнуть жестоким и эмоциональным испытаниям. Каждый из трех полицейских оказывается за пределами работы абсолютно другим в частной жизни, постановщица при помощи многочисленных флэшбэков убедительно доказывает, что Аристид отнюдь не является тем самым балагуром и альфа-самцом, не пропускающим мимо себя ни одной юбки, а Виржини разрывается между чувствами к своему напарнику и долгом сохранить семью, которая вызывает у нее глухое раздражение. Драматургия Фонтен сталкивает моральный долг с долгом полицейских внутри замкнутых пространств в мрачной ночной атмосфере и добивается угнетающего эффекта в течение всей поездки. Решение судьбы Тохирова, которое возникает у Виржини как способ противостоять системе, безжалостной и в большинстве случаев ломающей без разбора, превращается для раздражительного Эрика в вызов самому себе и риск поставить огромное пятно на своей карьере.
В "Ночном конвое" Фонтен сама готова идти на риск не понравиться публике, которой сюжет проекта может показаться излишне скрипучим и надуманным, тем не менее, человеческое взаимодействие внутри серой зоны, на перекрестке личного и профессионального оказывается для нее оправданным, потому что моральные ценности оказываются способны больно жалить даже под полицейской формой. Личности, подчиняющиеся долгу и закону, служат для постановщицы фигурами, которые постоянно подчеркивают всей сущностью интригу нарратива, где принятие вроде бы правильных и гуманистических решений оборачивается парадоксами и постоянно готово завести существующий конфликт в глухой тупик. Казалось бы, и разочарованная своей семейной жизнью Виржини, и Аристид, который тщательно скрывает сердечность и ранимость за своим джокерским фасадом, и неудачник Эрик должны были бы ограничиться формальным выполнением служебного задания, но в итоге они оказываются внутри запутанного клубка из эмоций и агрессии. Дистанция, на которой должны постоянно держаться служители закона от человеческих страданий, сознательно нарушается Фонтен, режиссер управляет накопившейся напряженностью на протяжении всего пути и смешивает множество вопросов, находящих разрешение в необычной кульминации. Прибегая к эффекту "бог из машины", постановщица добавляет ленте оптимизма и выводит все в абсолютно зрительский финал, где каждый из персонажей испытывает огромное облегчение после прохождения точки невозврата и нарушения профессиональной этики. Трудно быть человеком - такой девиз можно было сделать девизом для этого фильма, где есть сиюминутные победы, ничего существенно не меняющие в самой ситуации. Вероятность, что Тохиров будет обратно уже следующим рейсом в свой Таджикистан, остается высокой, однако для Фонтен важен такой идеализм, такой способ что-то изменить в привычном порядке вещей и хотя бы на некоторое время оставить своим прекрасно выстроенным характерам чувство покоя. Поэтому "Ночной конвой" становится в итоге общей победой над обстоятельствами Виржини, Эрика и Аристида, победой чересчур символической и бессмысленной, но именно такой поступок дает чувство очищения персонажам Фонтен и подводит незримую черту для их жизней, которые оказываются на стороне высокой нравственности.
7
,2
2020, Драмы
98 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Психологическая драма "Ночной конвой" режиссера и сценариста Анн Фонтен ("Белоснежка. Сказка для взрослых", "Марвин или прекрасное воспитание") привлекает внимание нетрадиционным подходом к рассказу истории о нескольких парижских полицейских и акцентирует внимание именно на женском взгляде на происходящие на экране события. Проблема депортации нелегальных мигрантов остро стоит не только перед Францией, но и перед остальными европейскими странами, которые за последнее десятилетие испытывают огромные сложности с людьми, очень часто ищущими помимо работы также и политическое убежище. Для постановщицы момент принудительной доставки в аэропорт Руасси и отправки из заключения безмолвного таджикского мужчины (Пейман Моаади, "Призрачная шестёрка", "Свинья") провоцирует французских копов на переосмысление накопившихся внутри проблем и становится шагом в полную неизвестность в течение одной трудной и долгой ночи на сверхурочном дежурстве. Имея в своем распоряжении крепкий и сбалансированный актерский ансамбль из Омара Си (сериал "Люпен", "Папина дочка"), Виржини Эфира ("Счастливо оставаться", "Соблазн") и Грегори Гадебуа ("Офицер и шпион", "Рауль Табюрин"), Фонтен создает беспристрастную и захватывающую драму, в которой она еще раз показывает свое умение создавать нечто выдающееся на среднем бюджете и удивительном импрессионистском подходе к нарративу, предпочитая больше показывать, чем рассказывать. Роман 2016 года Уго Бориса "Полиция", ставший основой для экранной адаптации и давший оригинальное название проекту, изначально напоминал сценарий для фильма по форме, построению фраз и вообще был максимально кинематографичен. Мир парижского правосудия, обычного полицейского участка, у Фонтен получается своеобразным отражением той части действительности, самой жизни, которая находится за пределами казенных стен. В этом мире, имеющем свои пятьдесят оттенков нежности и мрачности, есть место и желанию спрятаться за сверхурочной работой от малолетнего сына и мужа, и почувствовать себя важным и скрыться от периодически накрывающих панических атак, и скрыться от преследований и токсичных отношений со стороны любимой и столь же ненавидимой жены. Поэтому "Ночной конвой" показывает и подтверждает мастерство Фонтен извлекать из стереотипных по своей сути и хорошо знакомых персонажей неожиданные искры, которые заставляют задуматься о честности отношений с самим собой, о совести и об умении проживать собственную жизнь в радости. Само собой, для полицейского фильма это не совсем стандартный подход, но динамика и способы работы режиссера с материалом дают возможность получить ощущение катарсиса после просмотра. Уже оригинальное название ""Ночного конвоя" Фонтен, инвертированное в титрах "Police", позволяет ощутить особенности авторского подхода и намекает на то, что постановщица намерена рассматривать историю изнутри, с разных точек зрения и ракурсов, собирая взгляды на одни те же события при помощи нелинейного рассказа в первом акте. В экспозиции у режиссера показана тюремная камера, где надзиратель будит Асомидина Тохирова (Пейман Моаади) и сообщает ему о том, что скоро он будет отправлен из Франции обратно в Таджикистан. Во взгляде героя Моаади, не понимающего ни слова по-французски и жадно ловящего только интонации речи, есть что-то такое от животного, которое пытается понять, что с ним произойдет дальше и подобострастно заглядывающего в глаза самой судьбе. Это потом станет ясно, что Тохиров - настоящий диссидент, который бежал с родины и которого по возвращении ждет неминуемая казнь и расправа со стороны режима. Но пока он просто пытается поймать обрывки знакомых слов и сообразить относительно того, зачем его разбудили так рано этой ночью. Виржини (Виржини Эфира) систематически не высыпается уже 18 месяцев после рождения ребенка, но, тем не менее, она всегда встает к плачущему сыну. Персонаж Эфира - обычный рядовой полицейский, одна из немногих женщин в патрульном отряде, мечтавшая в детстве стать фигуристкой, оказавшаяся по воле судьбы на трудной службе. Очевидно, что ее отношения с мужем, длящиеся уже более семи лет далеки от идеала, брак дал трещину и рождение сына должно было все компенсировать и привести к равновесию. Но Виржини явно тяготит муж, выполняющий все работы по дому. Интрижка с темнокожим сослуживцем Аристидом (Омар Си ) привела молодую женщину к незапланированной беременности, в итоге Фонтен показывает главной женский характер, впрочем как и мужские, в состоянии настоящего экзистенциального кризиса. На следующий день героине Эфира предстоит убить еще нерожденного ребенка, она мучается и стремится пережить это в одиночку. Однако при выезде на очередное задание она рассказывает об этом Арестиду, и после этого идет разбираться с очередными нарушителями порядка. Такая работа, в которой хочется забыться, которая заставляет мучиться от профессиональной деформации и внутри которой удивительно комфортно, несмотря на множество служебных опасностей. Их командир, лейтенант Эрик (Грегори Гадебуа) с большим трудом держит дистанцию от алкоголя, из подкаблучника дома, которому жена открыто говорит, что у него нет яиц, на работе он превращается в исполнительного аккуратиста, способного четко и профессионально реагировать на происходящее и без всяких трудностей ставящего свою точку в рутинных криминальных схемах. Поскольку в "Ночном конвое" Анн Фонтен фокусируется на пограничном состоянии своих главных действующих лиц как в прямом, так и в переносном смысле, то она выстраивает ленту как разрешение этической дилеммы и начинает ворочать такие пласты, о которых в современном кинематографе вспоминают не так часто, как хотелось бы. Формально работа постановщицы оказывается тем самым популярным артхаусом, снятым с поправкой на зрительскую и аудиторию, выигрывающим от этого и предлагающим умеренный саспенс. Извлекая максимум смыслов из простой идеи, Фонтен создает образы людей, которые стремятся убежать на опасную работу и тем самым уйти от множества проблем, давно ставших для них неразрешимыми. Только такая затяжная поездка, которая вышла за рамки служебного функционала Аристида, Эрика и Виржини, способна подтолкнуть их к принятию сложных решений, когда в их руках оказывается судьба несправедливо осужденного Тохирова, дело которого вот-вот должно быть рассмотрено в европейском суде по правам человека. Напряженность молчания, которую привносит в свою роль Пейман Моаади, страх, дрожь и недоверие, создаваемые актером в кадре, оказываются, по мнению Фонтен, намного важнее обид и недомолвок разного размера и срока давности, накопившихся у сопровождающего его конвоя. Полицейский автомобиль, на котором четверка едет в аэропорт, оказывается местом, где копы, разрывающиеся между личным и профессиональным, готовы преступить закон, а непонимающий ни слова из разговоров Тохиров становится способен подчеркнуть, что совесть персонажей Эфира, Си и Гадебуа можно подвергнуть жестоким и эмоциональным испытаниям. Каждый из трех полицейских оказывается за пределами работы абсолютно другим в частной жизни, постановщица при помощи многочисленных флэшбэков убедительно доказывает, что Аристид отнюдь не является тем самым балагуром и альфа-самцом, не пропускающим мимо себя ни одной юбки, а Виржини разрывается между чувствами к своему напарнику и долгом сохранить семью, которая вызывает у нее глухое раздражение. Драматургия Фонтен сталкивает моральный долг с долгом полицейских внутри замкнутых пространств в мрачной ночной атмосфере и добивается угнетающего эффекта в течение всей поездки. Решение судьбы Тохирова, которое возникает у Виржини как способ противостоять системе, безжалостной и в большинстве случаев ломающей без разбора, превращается для раздражительного Эрика в вызов самому себе и риск поставить огромное пятно на своей карьере. В "Ночном конвое" Фонтен сама готова идти на риск не понравиться публике, которой сюжет проекта может показаться излишне скрипучим и надуманным, тем не менее, человеческое взаимодействие внутри серой зоны, на перекрестке личного и профессионального оказывается для нее оправданным, потому что моральные ценности оказываются способны больно жалить даже под полицейской формой. Личности, подчиняющиеся долгу и закону, служат для постановщицы фигурами, которые постоянно подчеркивают всей сущностью интригу нарратива, где принятие вроде бы правильных и гуманистических решений оборачивается парадоксами и постоянно готово завести существующий конфликт в глухой тупик. Казалось бы, и разочарованная своей семейной жизнью Виржини, и Аристид, который тщательно скрывает сердечность и ранимость за своим джокерским фасадом, и неудачник Эрик должны были бы ограничиться формальным выполнением служебного задания, но в итоге они оказываются внутри запутанного клубка из эмоций и агрессии. Дистанция, на которой должны постоянно держаться служители закона от человеческих страданий, сознательно нарушается Фонтен, режиссер управляет накопившейся напряженностью на протяжении всего пути и смешивает множество вопросов, находящих разрешение в необычной кульминации. Прибегая к эффекту "бог из машины", постановщица добавляет ленте оптимизма и выводит все в абсолютно зрительский финал, где каждый из персонажей испытывает огромное облегчение после прохождения точки невозврата и нарушения профессиональной этики. Трудно быть человеком - такой девиз можно было сделать девизом для этого фильма, где есть сиюминутные победы, ничего существенно не меняющие в самой ситуации. Вероятность, что Тохиров будет обратно уже следующим рейсом в свой Таджикистан, остается высокой, однако для Фонтен важен такой идеализм, такой способ что-то изменить в привычном порядке вещей и хотя бы на некоторое время оставить своим прекрасно выстроенным характерам чувство покоя. Поэтому "Ночной конвой" становится в итоге общей победой над обстоятельствами Виржини, Эрика и Аристида, победой чересчур символической и бессмысленной, но именно такой поступок дает чувство очищения персонажам Фонтен и подводит незримую черту для их жизней, которые оказываются на стороне высокой нравственности.