В своем режиссерском дебюте "Линия родства" сценарист Рохит Карн Батра следует по хорошо разработанному пути криминальной саги в духе "Крестного отца" Копполы или недавнего "Ирландца" Скорсезе и представляет драму, которая произошла в Дели. Режиссер представляет сцены из жизни организованной преступности так, как они функционируют в индийской столице, выдвигая на первый план темы вины и искупления. С достаточной для жанра динамикой постановщик воспроизводит обобщенный портрет семейства, находящегося на грани внутреннего разлома, обильно политый кровью и раздираемый противоречиями изнутри. Однако если империя дона Корлеоне в "Крестном отце" воплощала устрашающий брэнд и ассоциировалась с властью и психозами, то у Батры все намного проще и приземленнее. Никто из центральных персонажей ленты не производит впечатления озаренного внутренним светом гангстера, во многом эти фигуры гротескны и собирательны с точки зрения тех драматических ситуаций, которые можно увидеть на экране. Особые характерные традиции индийского кино у Батры просматриваются даже слишком отчетливо, и криминальная война между тремя братьями столичного клана больше выражается во внутрисемейных разборках, чем в каких-то масштабных побоищах. Формула такого кино прекрасно всем известна, и лента может выиграть в таком случае только в результате тщательной проработки экранных характеров, что Батре удается сделать сочетая условный национальный колорит и элементы клише голливудских b-movie. Вероломство криминальных индусов может вызвать улыбку благодаря своей предсказуемости, хотя в качестве автора экранной истории режиссер стремится максимально точно воспроизвести традиционный каркас нарратива. Тяжелая молодость основателя клана, его желание идти по головам ради власти, женщины, за внешней красотой скрывающие надломленность похоть и желание лишний раз тряхнуть не только телом, но и золотыми побрякушками, три брата с абсолютно разными ценностями, психотравмами и интересами в жизни у Батры показаны с максимальной для региона убедительностью. Чтобы уйти от локальности и придать фильму привлекательность за пределами Индии продюсеры специально выписали из Америки Брендана Фрейзера ("Ядовитая роза", сериал "Роковой патруль"), который искренне развлекается в кадре в роли подпольного криминального босса без принципов. Поэтому "Линия родства" надолго оседает в памяти при помощи нескольких центральных мужских ролей, в которых актерская игра находится за пределами классической школы и выстраивается по канонам Болливуда, где эмоциональный передел семейного бизнеса больше напоминает мелодраму деление имущества супругами при разводе, чем триллер о копах и бандитах.
Вдохновляясь "Крестным отцом", Батра также открывает "Линию родства" сценой семейного торжества по поводу дня рождения дочери одного из сыновей Бхарата Синха (Прем Чопра, "Любимый раджа", "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников"). Герой Чопры основал мрачную империю, где криминальная семья занимается незаконным отъемом земли у собственников в Дели и их последующей продажей хватким девелоперам под застройку. Само собой, такое невозможно без коррумпированной поддержки на разных уровнях, поэтому Бхарат испытывает что-то напоминающее раскаяние от неправильно прожитой жизни и при помощи самоубийства сам себе отпускает все грехи, не желая более нести этот груз боли и ответственности. У семьи Синхов есть официальное прикрытие: магазин по продаже бытовой техники, громко названный Sinha Electronics, где работают его средний сын Сиддхарт (Нирадж Каби, "Дом вице-короля", "Виновен") и его сводный брат Сурадж (Али Хажи, "Супер 30", "Все будет хорошо"), самый младший из всех. Покойный патриарх был настоящей акулой, буквально выдавливал и выбивал людей из их законных домой, руководил всем этим террором старший сын Притви (Ронит Рой, "Банды Индостана", "Способный"), который был правой рукой старика и которому после стыдливого суицида отошли все семейные деньги и бизнес. Батра в своем фильме делает похороны Бхарата той самой отправной водораздельной точкой, после которой начинается целый каскад семейных крушений, убийств, предательств и разочарований. Расследовать дело Сингхов и пресекать их криминальные связи берется детектив Рагхав (Абхай Деол, "Ноль", "Вне времени"), новый человек в Дели, не запятнавший себя коррупцией, крепкий профессионал с прекрасными рекомендациями, обладающий острым чутьем для розыскной работы. Именно герою Деола спецслужбы поручают руководить операцией и под его руководством в криминальный бизнес американского гостя Чарли "Чару" Джолпина (Брендан Фрейзер) внедряется несколько агентов. Такая расстановка сил объясняется очень просто. Обиженный отцом Сиддхарт, чувствует себя засидевшимся неудачником в магазине электроники, хочет продолжать дело отца и начать прибыльную нелегальную торговлю оружием с афганскими и пакистанскими боевиками. Конфликт между персонажем Каби и его братом Притви, готовым легализоваться и распрощаться с теневой деятельностью, обостряет все противоречия уже в плоскости повреждений, не совместимых с жизнью. Начинается противостояние, где с налитыми кровью глазами брат пойдет на брата, и многие семейные тайны начнут разрешаться с нарастающей быстротой.
Драматургия, которую Рохит Карн Батра закладывает "Линию родства", оказывается сродни шекспировской по размаху, но спроецированной на индийскую ментальность. В своей роли Нирадж Каби следует режиссерским установкам и разыгрывает неуравновешенного психопата с оглядкой на Де Ниро и Аль Пачино, в удовлетворении своих амбиций и кажущихся грандиозными планов Сиддхарт не останавливается ни перед чем. Его любовница Рэйчел Рассел (Шарлотта Потрель, "Дом вверх дном"), дочь европейских дипломатов, осевшая в Дели, с удовольствием играет в леди Макбет и готова к любой стрельбе и нанесению увечий ради своего ненаглядного. Характерно, что и характер Фрейзера, и характер Потрель показаны с той самой яркостью, которая больше похожа на глумление над образами, чем на зловещую отмороженность и одержимость. Чарли любит деньги, ему не нужна семья, его цели простираются гораздо дальше легального автосервиса, где трудолюбивые индусы трудятся над починкой "ведер" на колесах для местного населения. Рэйчел, которая постоянно дарит Сиддхарту незабываемый секс и подсознательное чувство победы над белыми колонизаторами - это еще и важная часть любовного четырехугольника, куда кроме нее и героя Каби входят Притви и жена среднего Сухата (Приянка Сетия, "Сын ветра"). Медленно тлеющая в первом акте лента начинает привлекать далее иногда даже слишком много персонажей второго плана, чтобы показать массу взаимодействий и создать некий эффект толпы около несущегося в пропасть бизнеса Синхов. Батра слишком увлекается эмоциями, если судить о ленте с точки зрения европейца, и от этого элементы триллера в фильме оказываются проскальзывающими, играя больше развитием сюжета, чем созданием атмосферы нуара. Сюжетные арки трех центральных персонажей, Притви, Сиддхарта и Сураджа, не всегда получают сбалансированное развитие, постановщик иногда слишком увлекается одной сюжетной линией в ущерб другой, но, тем не менее, для дебюта такая масштабная лента выглядит максимально солидно. В целом у ленты хорошо сбалансированный и крепкий актерский состав, на фоне которого Фрейзер выглядит настоящим существом с другой планеты, который подобно пылесосу впитал в себя все важнейшие циничные американские ценности и чувствует себя теперь скучающим интриганом в стране дикарей, где на него смотрят как на жестокого и вспыльчивого идола, меняющего свои решения с систематическим вероломством.
В целом организация междоусобной войны в "Линии родства" у Батры носит оттенок морального воспитания, причем носитель авторского компаса Али Хажи, запятнавший руки в крови, но сотрудничавший со следствием и полностью во всем раскаивающийся, не преподносится как носитель семейной правды и безучастный мученик. Подобные персонажи и их противоречивые линии оказываются подчас намного интереснее выходцев с голливудского конвейера, потому что работа постановщика в любом случае отражает культурные и человеческие традиции, где происходит все ее действие. Шекспировский накал истории у Батры не всегда сопровождается остротой сцен и существенно уступает в разработке аналогичного концепта фильму 2018 года "Красное небо" Мани Ратнам со сходным сюжетом. Режиссер обсуждает со зрителями разные способы утоления жажды власти, получения влияния и богатства, которые могут разбудить зверя в любом человеке, но не симпатизирует при этом ни одному из центральных персонажей. Такой подход позволяет наблюдать за гангстерской драмой с большим количеством нюансов как за миром бессмысленной суеты, копошения и многократного обмана после обрушения патриархальной стены под названием "Бхарат Синх", когда все проблемы семейства стали максимально оголены и первоначальные идеальные отношения между братьями стала разъедать токсичность самых разных форм. Рохит Карн Батра одержим идеализмом и поиском верха справедливости, заставляя более слабых детей расплачиваться за грехи своего монстроподобного отца, по-своему это может показаться справедливым. Можно заметить, что на монструозность Синха-старшего намекают множественные флэшбэки, показывая героя Према Чопры в качестве одного из демократических плодов, которых во множестве породила молодая индийская демократия после Второй мировой войны. Из-за этого элемент предсказуемости в ленте усиливается, но не ослабляет желания насладиться кульминацией, где есть соблюдение абсолютно своих, далеких от голливудских условностей. Батра может вполне успешно справляться с воплощением реалистичных лент, где присутствует национальная аутентичность, но еще не готов полностью играть по правилам производства блокбастера с хорошим бюджетом. Поэтому "Линии родства" показывают вполне убедительный взгляд на особенности организации мафиозных структур в Индии и дают возможность насладиться полным падением в ад такой крепкой на первый взгляд большой индийской семьи.
7
,4
2019, США, Драмы
103 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В своем режиссерском дебюте "Линия родства" сценарист Рохит Карн Батра следует по хорошо разработанному пути криминальной саги в духе "Крестного отца" Копполы или недавнего "Ирландца" Скорсезе и представляет драму, которая произошла в Дели. Режиссер представляет сцены из жизни организованной преступности так, как они функционируют в индийской столице, выдвигая на первый план темы вины и искупления. С достаточной для жанра динамикой постановщик воспроизводит обобщенный портрет семейства, находящегося на грани внутреннего разлома, обильно политый кровью и раздираемый противоречиями изнутри. Однако если империя дона Корлеоне в "Крестном отце" воплощала устрашающий брэнд и ассоциировалась с властью и психозами, то у Батры все намного проще и приземленнее. Никто из центральных персонажей ленты не производит впечатления озаренного внутренним светом гангстера, во многом эти фигуры гротескны и собирательны с точки зрения тех драматических ситуаций, которые можно увидеть на экране. Особые характерные традиции индийского кино у Батры просматриваются даже слишком отчетливо, и криминальная война между тремя братьями столичного клана больше выражается во внутрисемейных разборках, чем в каких-то масштабных побоищах. Формула такого кино прекрасно всем известна, и лента может выиграть в таком случае только в результате тщательной проработки экранных характеров, что Батре удается сделать сочетая условный национальный колорит и элементы клише голливудских b-movie. Вероломство криминальных индусов может вызвать улыбку благодаря своей предсказуемости, хотя в качестве автора экранной истории режиссер стремится максимально точно воспроизвести традиционный каркас нарратива. Тяжелая молодость основателя клана, его желание идти по головам ради власти, женщины, за внешней красотой скрывающие надломленность похоть и желание лишний раз тряхнуть не только телом, но и золотыми побрякушками, три брата с абсолютно разными ценностями, психотравмами и интересами в жизни у Батры показаны с максимальной для региона убедительностью. Чтобы уйти от локальности и придать фильму привлекательность за пределами Индии продюсеры специально выписали из Америки Брендана Фрейзера ("Ядовитая роза", сериал "Роковой патруль"), который искренне развлекается в кадре в роли подпольного криминального босса без принципов. Поэтому "Линия родства" надолго оседает в памяти при помощи нескольких центральных мужских ролей, в которых актерская игра находится за пределами классической школы и выстраивается по канонам Болливуда, где эмоциональный передел семейного бизнеса больше напоминает мелодраму деление имущества супругами при разводе, чем триллер о копах и бандитах. Вдохновляясь "Крестным отцом", Батра также открывает "Линию родства" сценой семейного торжества по поводу дня рождения дочери одного из сыновей Бхарата Синха (Прем Чопра, "Любимый раджа", "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников"). Герой Чопры основал мрачную империю, где криминальная семья занимается незаконным отъемом земли у собственников в Дели и их последующей продажей хватким девелоперам под застройку. Само собой, такое невозможно без коррумпированной поддержки на разных уровнях, поэтому Бхарат испытывает что-то напоминающее раскаяние от неправильно прожитой жизни и при помощи самоубийства сам себе отпускает все грехи, не желая более нести этот груз боли и ответственности. У семьи Синхов есть официальное прикрытие: магазин по продаже бытовой техники, громко названный Sinha Electronics, где работают его средний сын Сиддхарт (Нирадж Каби, "Дом вице-короля", "Виновен") и его сводный брат Сурадж (Али Хажи, "Супер 30", "Все будет хорошо"), самый младший из всех. Покойный патриарх был настоящей акулой, буквально выдавливал и выбивал людей из их законных домой, руководил всем этим террором старший сын Притви (Ронит Рой, "Банды Индостана", "Способный"), который был правой рукой старика и которому после стыдливого суицида отошли все семейные деньги и бизнес. Батра в своем фильме делает похороны Бхарата той самой отправной водораздельной точкой, после которой начинается целый каскад семейных крушений, убийств, предательств и разочарований. Расследовать дело Сингхов и пресекать их криминальные связи берется детектив Рагхав (Абхай Деол, "Ноль", "Вне времени"), новый человек в Дели, не запятнавший себя коррупцией, крепкий профессионал с прекрасными рекомендациями, обладающий острым чутьем для розыскной работы. Именно герою Деола спецслужбы поручают руководить операцией и под его руководством в криминальный бизнес американского гостя Чарли "Чару" Джолпина (Брендан Фрейзер) внедряется несколько агентов. Такая расстановка сил объясняется очень просто. Обиженный отцом Сиддхарт, чувствует себя засидевшимся неудачником в магазине электроники, хочет продолжать дело отца и начать прибыльную нелегальную торговлю оружием с афганскими и пакистанскими боевиками. Конфликт между персонажем Каби и его братом Притви, готовым легализоваться и распрощаться с теневой деятельностью, обостряет все противоречия уже в плоскости повреждений, не совместимых с жизнью. Начинается противостояние, где с налитыми кровью глазами брат пойдет на брата, и многие семейные тайны начнут разрешаться с нарастающей быстротой. Драматургия, которую Рохит Карн Батра закладывает "Линию родства", оказывается сродни шекспировской по размаху, но спроецированной на индийскую ментальность. В своей роли Нирадж Каби следует режиссерским установкам и разыгрывает неуравновешенного психопата с оглядкой на Де Ниро и Аль Пачино, в удовлетворении своих амбиций и кажущихся грандиозными планов Сиддхарт не останавливается ни перед чем. Его любовница Рэйчел Рассел (Шарлотта Потрель, "Дом вверх дном"), дочь европейских дипломатов, осевшая в Дели, с удовольствием играет в леди Макбет и готова к любой стрельбе и нанесению увечий ради своего ненаглядного. Характерно, что и характер Фрейзера, и характер Потрель показаны с той самой яркостью, которая больше похожа на глумление над образами, чем на зловещую отмороженность и одержимость. Чарли любит деньги, ему не нужна семья, его цели простираются гораздо дальше легального автосервиса, где трудолюбивые индусы трудятся над починкой "ведер" на колесах для местного населения. Рэйчел, которая постоянно дарит Сиддхарту незабываемый секс и подсознательное чувство победы над белыми колонизаторами - это еще и важная часть любовного четырехугольника, куда кроме нее и героя Каби входят Притви и жена среднего Сухата (Приянка Сетия, "Сын ветра"). Медленно тлеющая в первом акте лента начинает привлекать далее иногда даже слишком много персонажей второго плана, чтобы показать массу взаимодействий и создать некий эффект толпы около несущегося в пропасть бизнеса Синхов. Батра слишком увлекается эмоциями, если судить о ленте с точки зрения европейца, и от этого элементы триллера в фильме оказываются проскальзывающими, играя больше развитием сюжета, чем созданием атмосферы нуара. Сюжетные арки трех центральных персонажей, Притви, Сиддхарта и Сураджа, не всегда получают сбалансированное развитие, постановщик иногда слишком увлекается одной сюжетной линией в ущерб другой, но, тем не менее, для дебюта такая масштабная лента выглядит максимально солидно. В целом у ленты хорошо сбалансированный и крепкий актерский состав, на фоне которого Фрейзер выглядит настоящим существом с другой планеты, который подобно пылесосу впитал в себя все важнейшие циничные американские ценности и чувствует себя теперь скучающим интриганом в стране дикарей, где на него смотрят как на жестокого и вспыльчивого идола, меняющего свои решения с систематическим вероломством. В целом организация междоусобной войны в "Линии родства" у Батры носит оттенок морального воспитания, причем носитель авторского компаса Али Хажи, запятнавший руки в крови, но сотрудничавший со следствием и полностью во всем раскаивающийся, не преподносится как носитель семейной правды и безучастный мученик. Подобные персонажи и их противоречивые линии оказываются подчас намного интереснее выходцев с голливудского конвейера, потому что работа постановщика в любом случае отражает культурные и человеческие традиции, где происходит все ее действие. Шекспировский накал истории у Батры не всегда сопровождается остротой сцен и существенно уступает в разработке аналогичного концепта фильму 2018 года "Красное небо" Мани Ратнам со сходным сюжетом. Режиссер обсуждает со зрителями разные способы утоления жажды власти, получения влияния и богатства, которые могут разбудить зверя в любом человеке, но не симпатизирует при этом ни одному из центральных персонажей. Такой подход позволяет наблюдать за гангстерской драмой с большим количеством нюансов как за миром бессмысленной суеты, копошения и многократного обмана после обрушения патриархальной стены под названием "Бхарат Синх", когда все проблемы семейства стали максимально оголены и первоначальные идеальные отношения между братьями стала разъедать токсичность самых разных форм. Рохит Карн Батра одержим идеализмом и поиском верха справедливости, заставляя более слабых детей расплачиваться за грехи своего монстроподобного отца, по-своему это может показаться справедливым. Можно заметить, что на монструозность Синха-старшего намекают множественные флэшбэки, показывая героя Према Чопры в качестве одного из демократических плодов, которых во множестве породила молодая индийская демократия после Второй мировой войны. Из-за этого элемент предсказуемости в ленте усиливается, но не ослабляет желания насладиться кульминацией, где есть соблюдение абсолютно своих, далеких от голливудских условностей. Батра может вполне успешно справляться с воплощением реалистичных лент, где присутствует национальная аутентичность, но еще не готов полностью играть по правилам производства блокбастера с хорошим бюджетом. Поэтому "Линии родства" показывают вполне убедительный взгляд на особенности организации мафиозных структур в Индии и дают возможность насладиться полным падением в ад такой крепкой на первый взгляд большой индийской семьи.