Новая работа "Тело Христово" польского режиссера Яна Комасы ("Город 44", "Зал самоубийц"), рассказывающая о вопросах истинной веры и возможности второго шанса для каждого в форме сильнейшей по напряжению социальной драмы, вошла в этом году в шорт-лист "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Резонирующие размышления постановщика о том, кто может быть более всего близок к Богу, раскрывают еще один артхаусный горизонт на традиционных темах возмездия и искупления, спасения и жертвоприношения, лжи и поисков истины. При этом лента на протяжении почти двух часов экранного времени сохраняет динамику развития и не превращается в занудный и печальный опус, где католицизм дает необходимую базу для сюжета о блаженном мошеннике, возомнившем себя пастырем. Основанный на реальных событиях проект демонстрирует, как прибывший из ниоткуда в небольшой польский городок амбициозный молодой мирянин, облачившись в ксендза, оказывается способен при помощи веры, собственной смелости и убежденности принести разрешение давно тлеющего конфликта. Герой талантливого Бартоша Белени ("Человек с волшебной коробкой", "На границе") дает множество поводов трактовать эту драму в качестве морально двусмысленной, и в то же самое время именно он становится настоящим исцелением для городка, утопающего в горе после трагедии, которая произошла с его несколькими жителями. Важность испытаний веры для протагониста Комаса трактует как с точки зрения обычного побега молодого парня от жестокой и насилующей реальности, так в более общем, метафизическом ключе, где важность следования собственному внутреннему голосу оказывается намного сильнее католических канонов. Режиссеру несомненно близка идея о том, что для того, чтобы быть проводником в мир высокий и духовный зачастую не важно заканчивать семинарию, быть рукоположенным в сан епископом и носить сутану, важность веры в Бога и желание услышать людей могут стать моментами, делающими священника тем самым человеком, который способен повести за собой. Персонаж Белени, имеющий судимость уголовник, стремится проникнуть в ту среду, где он не имеет права находиться ни при каких обстоятельствах и в то же самое время его искренность и стремление жить одними мыслями со своими прихожанами выводят проект на сторону культурного явления, заставляющего задуматься над тем, кого олицетворяет человек в церковной рясе. Поэтому "Тело Христово" рассказывает историю самозванца, встряхивающего текущее положение вещей во внешне благополучной среде при помощи острого драматического конфликта, и показывает, что нравственность и здравый смысл могут стать ключами к неортодоксальному походу в святые отцы.
Уже в первых кадрах, происходящей в исправительной колонии для молодых заключенных, "Тело Христово" демонстрирует ту самую, ничем неприкрытую жестокость, на противофазе к которой Ян Комаса будет далее выстраивать весь сюжет своего фильма. После ухода мастера из столярного цеха несколько несовершеннолетних преступников набрасываются на изгоя и насилуют его, в это время Даниэль (Бартош Беленя) стоит на стреме и готов в любой момент предупредить своих криминальных товарищей об опасности. Спустя некоторое время сверкающий своими пронзительными голыбыми глазами характер Белени уже затягивает псалм на службе, которую проводит в тюрьме отец Томаш (Лукаш Симлат, "История одного назначения"). 20-летний юноша, который хочет стать священником и поступить после освобождения в духовную семинарию, не производит впечатление смиренного агнца и вряд подставит вторую щеку своему обидчику в драке, он - один из них, тех молодых волков, не знающих пощады и живущих по криминальным, а не божьим законам. Отец Томаш доволен успехами своего молодого прихожанина, но, в то же самое время, он понимает, что множество социальных дорог для Даниэля оказываются перекрыты, поэтому не находит ничего лучше, как предложить парню отправиться на работу на лесопилку в другой конец Польши и там попытаться уйти от своего прошлого. Герой Белени в первом акте ленты меньше всего похож на того, кто хочет слушать людские души, сразу же после освобождения он попадает на вечеринку со своими корешами-наркоманами и отрывается по полной программе, которая включает в себя употребление веществ, случайный секс со студенткой и похмельное утро, когда Даниэль выряжается в сутану. Трансформирующая сила платья ксендза действует на него абсолютно магически, так ребенок, надевающий вещи взрослых мечтает о новом и неведомом для себя мире, полном новых эмоций и ощущений, но пока закрытом. Одного только взгляда на лесопилку из окна автобуса оказывается для приехавшего юноши вполне достаточно, чтобы понять, что лучше попробовать совершить настоящий побег от реальности, чем гнуть спину на незнакомого дядю и постоянного договариваться с происходящим, чтобы не наделать глупостей. В местном костеле Даниэлю удается та самая авантюра, которая разрывает его жизнь, ему удается, надев сутану из дорожной сумки, убедить молодую прихожанку Элизу (Элиза Рыцембель, "Непорочные", "Карт-Бланш") и ее моложавую и полную внутреннего достоинства мать Лидию (Александра Конечна, "Последняя семья", сериал "Правосудие Агаты") в том, что он - странствующий священник, переезжающий из прихода в приход и не так давно закончившего семинарию в Варшаве.
Поскольку основное действие "Тела Христова" у Комасы запускает не что иное как импульсивная ложь с детонирующей юношеской мотивацией, то автор экранной истории, сценарист Матеуш Пацевич, показывает, что в современных условиях при наличии смартфона и интернета Даниэль вполне можно освоить духовное ремесло и прийти на замену местному пастору (Здзисвав Вардейн, "Шаманка", "Ва-банк"), страдающему от серьезного заболевания. Парень искренне начинает проповедь со слов "Я - убийца" и дальше переходит в такой истовой импровизации у алтаря, что нехватка духовного образования подменяется той самой энергетикой, когда пастырь сливается в одном порыве с теми, кто сидит перед ним в костеле на скамейках. Как постановщик Комаса прекрасно понимает, что юноша должен стать для городка чем-то вроде местной поп-звезды, готовой говорить с людьми, помогать им и заставить верить в Бога по-настоящему, а не только для того, чтобы не осуждали за формализм более религиозные соседи. Над местом, где оказался Даниэль уже около года висит скорбь, в автомобильной аварии погибли семь человек, однако на траурном стенде напротив храма висит только шесть фотографий молодых людей. Для постановщика важен момент свежей крови, когда персонаж Белени начинает не только осуществлять духовное руководство по своим понятиям, но оказывается способен вместе со словом божьим вершить дела и пытаться погасить давно тлеющие конфликты. Совесть центрального характера оказывается от происходящего максимально перегруженной, когда юноша начинает чувствовать себя ответственным за мирские дела, активно участвуя в жизни прихожан и стараясь помочь им не только словом. На этом фоне хорошо считывается режиссерское послание о растущем разочаровании общества той религией, которая оказывается максимально заорганизованной, связанной с лицемерием и коррупцией. Появление в ленте мэра поселения (Лешек Лихота, "7 вещей, которые вы не знали о мужчинах", "Кербела"), владельца лесопилки и настоящего хозяина городка, только подчеркивает всю гниль моральных договоренностей между ксендзом и этим человеком, хорошо понимающим, как именно нужно надавить на церковь, чтобы получить то, что он хочет. То, что в другом случае могло стать комедией о нравах, когда ложь во спасение служит опорой для неизбежных разоблачений у Комасы приобретает болезненные формы, где уродливые истины препарируются и раскрываются, а появление нового человека заставляет горожан начать публично исследовать свои эмоции и пытаться разобраться в истинных причинах произошедшей автомобильной аварии.
Суровый реализм "Тела Христова" обладает мощью настоящей притчи, и Ян Комаса очень точно расставляет акценты о лицемерии, позволяя себе сравнивать как Даниэля, из уголовника превратившегося в ряженого носителя морали, так обобщать происходящее на саму церковную общину. Неожиданно, но замкнутый мир городка оказывается целой вселенной, где люди лгут и самим себе, и окружающим, где даже духовный отец с трудом устанавливает моральный авторитет, а сотворение добра и установление справедливости становится для всех настоящим испытанием. Сюжетная арка для главного героя на этом фоне оказывается возможностью движения в правильном направлении, Даниэль преображается, и хотя в его жизни уже достаточно ужасных ошибок, он понимает, что в его будущем есть возможности и для лучей света. Актерская игра Бартоша Белени стремится привлечь внимание к тому, что те, кто рядится в благочестивые одежды оказываются настоящими ханжами без дна, причем в то же самое время он всеми своими поступками на экране стремится показать, что нет ничего более сложного, чем развеять человеческие предубеждения и изменить мнение большинства. Даниэль получился максимально сложным и многослойным персонажем, говорящий с людьми от самого сердца, он уже побывал в самых темных местах в своей собственной жизни, и он действительно может давать простые советы тем, кто в них нуждается. Когда протагонист курит и выпивает со своими сверстниками на берегу реки, то он позиционирует себя как настоящего крутого священника, который может иногда высказываться необдуманно и рубить с плеча, однако это может навести зрителей на мысль, что Даниэль чувствует себя причастным к этой трагедии и он также мог быть пассажиром в той машине, если бы он вырос в таком городке. Интересно, что своего персонажа Комаса пропускает также и через искушение от героини Элизы Рыцембель, снимая тем самым вопрос растущего сексуального напряжения между девушкой и молодым священником. Тем не менее, "Тело Христово" показывает спектакль фантастической силы на тему того, что важнее - само послание или человек, его проговаривающий, заставляет заглянуть в лицо реальности и задуматься над тем насколько могут быть неисповедимы пути человека в его собственной жизни.
7
,5
2019, Драмы
110 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новая работа "Тело Христово" польского режиссера Яна Комасы ("Город 44", "Зал самоубийц"), рассказывающая о вопросах истинной веры и возможности второго шанса для каждого в форме сильнейшей по напряжению социальной драмы, вошла в этом году в шорт-лист "Оскара" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Резонирующие размышления постановщика о том, кто может быть более всего близок к Богу, раскрывают еще один артхаусный горизонт на традиционных темах возмездия и искупления, спасения и жертвоприношения, лжи и поисков истины. При этом лента на протяжении почти двух часов экранного времени сохраняет динамику развития и не превращается в занудный и печальный опус, где католицизм дает необходимую базу для сюжета о блаженном мошеннике, возомнившем себя пастырем. Основанный на реальных событиях проект демонстрирует, как прибывший из ниоткуда в небольшой польский городок амбициозный молодой мирянин, облачившись в ксендза, оказывается способен при помощи веры, собственной смелости и убежденности принести разрешение давно тлеющего конфликта. Герой талантливого Бартоша Белени ("Человек с волшебной коробкой", "На границе") дает множество поводов трактовать эту драму в качестве морально двусмысленной, и в то же самое время именно он становится настоящим исцелением для городка, утопающего в горе после трагедии, которая произошла с его несколькими жителями. Важность испытаний веры для протагониста Комаса трактует как с точки зрения обычного побега молодого парня от жестокой и насилующей реальности, так в более общем, метафизическом ключе, где важность следования собственному внутреннему голосу оказывается намного сильнее католических канонов. Режиссеру несомненно близка идея о том, что для того, чтобы быть проводником в мир высокий и духовный зачастую не важно заканчивать семинарию, быть рукоположенным в сан епископом и носить сутану, важность веры в Бога и желание услышать людей могут стать моментами, делающими священника тем самым человеком, который способен повести за собой. Персонаж Белени, имеющий судимость уголовник, стремится проникнуть в ту среду, где он не имеет права находиться ни при каких обстоятельствах и в то же самое время его искренность и стремление жить одними мыслями со своими прихожанами выводят проект на сторону культурного явления, заставляющего задуматься над тем, кого олицетворяет человек в церковной рясе. Поэтому "Тело Христово" рассказывает историю самозванца, встряхивающего текущее положение вещей во внешне благополучной среде при помощи острого драматического конфликта, и показывает, что нравственность и здравый смысл могут стать ключами к неортодоксальному походу в святые отцы. Уже в первых кадрах, происходящей в исправительной колонии для молодых заключенных, "Тело Христово" демонстрирует ту самую, ничем неприкрытую жестокость, на противофазе к которой Ян Комаса будет далее выстраивать весь сюжет своего фильма. После ухода мастера из столярного цеха несколько несовершеннолетних преступников набрасываются на изгоя и насилуют его, в это время Даниэль (Бартош Беленя) стоит на стреме и готов в любой момент предупредить своих криминальных товарищей об опасности. Спустя некоторое время сверкающий своими пронзительными голыбыми глазами характер Белени уже затягивает псалм на службе, которую проводит в тюрьме отец Томаш (Лукаш Симлат, "История одного назначения"). 20-летний юноша, который хочет стать священником и поступить после освобождения в духовную семинарию, не производит впечатление смиренного агнца и вряд подставит вторую щеку своему обидчику в драке, он - один из них, тех молодых волков, не знающих пощады и живущих по криминальным, а не божьим законам. Отец Томаш доволен успехами своего молодого прихожанина, но, в то же самое время, он понимает, что множество социальных дорог для Даниэля оказываются перекрыты, поэтому не находит ничего лучше, как предложить парню отправиться на работу на лесопилку в другой конец Польши и там попытаться уйти от своего прошлого. Герой Белени в первом акте ленты меньше всего похож на того, кто хочет слушать людские души, сразу же после освобождения он попадает на вечеринку со своими корешами-наркоманами и отрывается по полной программе, которая включает в себя употребление веществ, случайный секс со студенткой и похмельное утро, когда Даниэль выряжается в сутану. Трансформирующая сила платья ксендза действует на него абсолютно магически, так ребенок, надевающий вещи взрослых мечтает о новом и неведомом для себя мире, полном новых эмоций и ощущений, но пока закрытом. Одного только взгляда на лесопилку из окна автобуса оказывается для приехавшего юноши вполне достаточно, чтобы понять, что лучше попробовать совершить настоящий побег от реальности, чем гнуть спину на незнакомого дядю и постоянного договариваться с происходящим, чтобы не наделать глупостей. В местном костеле Даниэлю удается та самая авантюра, которая разрывает его жизнь, ему удается, надев сутану из дорожной сумки, убедить молодую прихожанку Элизу (Элиза Рыцембель, "Непорочные", "Карт-Бланш") и ее моложавую и полную внутреннего достоинства мать Лидию (Александра Конечна, "Последняя семья", сериал "Правосудие Агаты") в том, что он - странствующий священник, переезжающий из прихода в приход и не так давно закончившего семинарию в Варшаве. Поскольку основное действие "Тела Христова" у Комасы запускает не что иное как импульсивная ложь с детонирующей юношеской мотивацией, то автор экранной истории, сценарист Матеуш Пацевич, показывает, что в современных условиях при наличии смартфона и интернета Даниэль вполне можно освоить духовное ремесло и прийти на замену местному пастору (Здзисвав Вардейн, "Шаманка", "Ва-банк"), страдающему от серьезного заболевания. Парень искренне начинает проповедь со слов "Я - убийца" и дальше переходит в такой истовой импровизации у алтаря, что нехватка духовного образования подменяется той самой энергетикой, когда пастырь сливается в одном порыве с теми, кто сидит перед ним в костеле на скамейках. Как постановщик Комаса прекрасно понимает, что юноша должен стать для городка чем-то вроде местной поп-звезды, готовой говорить с людьми, помогать им и заставить верить в Бога по-настоящему, а не только для того, чтобы не осуждали за формализм более религиозные соседи. Над местом, где оказался Даниэль уже около года висит скорбь, в автомобильной аварии погибли семь человек, однако на траурном стенде напротив храма висит только шесть фотографий молодых людей. Для постановщика важен момент свежей крови, когда персонаж Белени начинает не только осуществлять духовное руководство по своим понятиям, но оказывается способен вместе со словом божьим вершить дела и пытаться погасить давно тлеющие конфликты. Совесть центрального характера оказывается от происходящего максимально перегруженной, когда юноша начинает чувствовать себя ответственным за мирские дела, активно участвуя в жизни прихожан и стараясь помочь им не только словом. На этом фоне хорошо считывается режиссерское послание о растущем разочаровании общества той религией, которая оказывается максимально заорганизованной, связанной с лицемерием и коррупцией. Появление в ленте мэра поселения (Лешек Лихота, "7 вещей, которые вы не знали о мужчинах", "Кербела"), владельца лесопилки и настоящего хозяина городка, только подчеркивает всю гниль моральных договоренностей между ксендзом и этим человеком, хорошо понимающим, как именно нужно надавить на церковь, чтобы получить то, что он хочет. То, что в другом случае могло стать комедией о нравах, когда ложь во спасение служит опорой для неизбежных разоблачений у Комасы приобретает болезненные формы, где уродливые истины препарируются и раскрываются, а появление нового человека заставляет горожан начать публично исследовать свои эмоции и пытаться разобраться в истинных причинах произошедшей автомобильной аварии. Суровый реализм "Тела Христова" обладает мощью настоящей притчи, и Ян Комаса очень точно расставляет акценты о лицемерии, позволяя себе сравнивать как Даниэля, из уголовника превратившегося в ряженого носителя морали, так обобщать происходящее на саму церковную общину. Неожиданно, но замкнутый мир городка оказывается целой вселенной, где люди лгут и самим себе, и окружающим, где даже духовный отец с трудом устанавливает моральный авторитет, а сотворение добра и установление справедливости становится для всех настоящим испытанием. Сюжетная арка для главного героя на этом фоне оказывается возможностью движения в правильном направлении, Даниэль преображается, и хотя в его жизни уже достаточно ужасных ошибок, он понимает, что в его будущем есть возможности и для лучей света. Актерская игра Бартоша Белени стремится привлечь внимание к тому, что те, кто рядится в благочестивые одежды оказываются настоящими ханжами без дна, причем в то же самое время он всеми своими поступками на экране стремится показать, что нет ничего более сложного, чем развеять человеческие предубеждения и изменить мнение большинства. Даниэль получился максимально сложным и многослойным персонажем, говорящий с людьми от самого сердца, он уже побывал в самых темных местах в своей собственной жизни, и он действительно может давать простые советы тем, кто в них нуждается. Когда протагонист курит и выпивает со своими сверстниками на берегу реки, то он позиционирует себя как настоящего крутого священника, который может иногда высказываться необдуманно и рубить с плеча, однако это может навести зрителей на мысль, что Даниэль чувствует себя причастным к этой трагедии и он также мог быть пассажиром в той машине, если бы он вырос в таком городке. Интересно, что своего персонажа Комаса пропускает также и через искушение от героини Элизы Рыцембель, снимая тем самым вопрос растущего сексуального напряжения между девушкой и молодым священником. Тем не менее, "Тело Христово" показывает спектакль фантастической силы на тему того, что важнее - само послание или человек, его проговаривающий, заставляет заглянуть в лицо реальности и задуматься над тем насколько могут быть неисповедимы пути человека в его собственной жизни.