Серж Блох, вспомнив в одном из интервью о своём детстве, пришедшемся на 1960-е годы, уверял, что продукция Marvel Comics и DC Comics тогда ещё не оккупировала Европу, и любимцами ребятишек были местные персонажи: от Астерикса с Обеликсом и Тинтина до Фантома. Да и его сынишка узнал о существовании Бэтмена вовсе не из первоисточника, а благодаря роскошной голливудской киноверсии, осуществлённой Тимом Бёртоном. Но наблюдательного отца-художника поразило до глубины души то впечатление, какое на юного Самюэля произвёл образ поборника справедливости в костюме летучей мыши. Собственно, уже по имени придуманного персонажа нетрудно догадаться, кто послужил прототипом непоседливого обитателя СамПланеты, живущего с заботливыми СамМамой и СамПапой. Не стану утверждать, что замысел оказался совсем уж уникальным, но автор в общем-то по праву гордится тем, что первые выпуски приключений СамСама были напечатаны на страницах журнала Pomme d’Api в январе 2000-го, то есть за четыре с лишним года до премьеры «пиксаровской» «Суперсемейки» /2004/. Другое дело, что руководство телеканала France 5, прикидывая, в какой технике анимации (традиционной рисованной или трёхмерной) заказать адаптацию комиксов для телеэкранов, не могло не учитывать триумф ленты Брэда Бёрда. Да и привлечённый к сотрудничеству Танги Де Кермель выдвинул условием, что возьмётся за реализацию проекта лишь с применением компьютерных 3D-технологий, в которых хорошо разбирается. Надо сказать, результат превзошёл самые смелые ожидания!
В России телесериал «СамСам: Приключения супергероя» не получил широкой известности, а между тем – полюбился далеко не только французам. Серж охотно помогал в разработке образов (от облика действующих лиц до цветового решения) и сюжетных ходов, но посчитал своим долгом не вмешиваться в процесс чересчур активно, оставив единомышленникам то, что ценит превыше всего, – свободу творчества. В итоге суммарная аудитория, причём на разных языках (от английского до китайского и арабского), составила порядка двухсот пятидесяти миллионов человек! Правда, шоу пришлось прервать по завершении второго сезона (1) – и минуло достаточно много времени, прежде чем полюбившиеся персонажи перекочевали на киноэкраны. Возможно, это послужило причиной относительно сдержанного приёма картины публикой (323 тысячи проданных билетов в национальном прокате): за прошедшее время бывшие поклонники успели изрядно подрасти. Но режиссёр точно не лукавил, уверяя, что для «Героя СамСама», являющегося предысторией телевизионного цикла, было задействовано гораздо больше технических и людских ресурсов, что позволило тщательнее подойти к работе над всеми аспектами: от мимики персонажей до элементов дизайна, очень важных для создания нужной атмосферы. У формата приквела, к слову, есть ещё одно немаловажное преимущество: чтобы постичь фабульные хитросплетения, к началу сеанса необязательно знакомиться с другими приключениями СамСама.
Авторы справедливо рассудили, что продукция, номинально рассчитанная на совсем юную часть аудитории (полнометражный мультфильм – на несколько более взрослую, чем сериал, адресовавшийся шестилетним), тем не менее должна быть интересной и родителям, которые-то и выбирают, что читать или смотреть их неоперившимся чадам. В данном отношении к де Кермелю претензий практически нет. «Герой СамСам» мне почему-то показался ближе не столько упомянутой «Суперсемейке», сколько старой доброй заокеанской анимации: от приключений Багза Банни, в числе противников которого, помнится, действовал коварный марсианин Марвин, до эпопеи про фамилию Джетсонов, обитавшую во второй половине XXI века. Есть что-то от Текса Эйвери и Уильяма Ханны с Джозефом Барберой в рассказе о трудностях, выпадающих на долю СамСама. Мальчик ничем бы не выделялся на фоне соучеников по школе, да вот незадача: сверстники давно обнаружили свои сверхъестественные способности и упорно овладевают соответствующими навыками, а ему – всё никак не везёт. Не в состоянии помочь ни родители, ни любимый СамМишка, причём дружба с плюшевым медвежонком начинает провоцировать колкие насмешки. Ситуация радикально меняется, когда в учебном заведении появляется одноклассница по имени Мега, придумывающая оригинальный способ помочь товарищу.
Интрига с происхождением новенькой, очутившейся между двух огней (с одной стороны надеющейся завязать дружбу, но с другой – не могущей, не имеющей права предать папеньку), достаточно проста для понимания и вместе с тем не настолько примитивна, чтобы заскучали зрители постарше. Естественно, моментально считываются пародийные интонации, благо сюжетные ходы с коварным диктатором, одержимым властью ради власти, давным-давно превратились в расхожие. Ситуация доведена до абсурда, ибо Марсианец Первый решил остаться вообще без подданных – изгнать с красной планеты всех поголовно, поскольку не переносит (не переносит физиологически!) детский смех. И это вовсе не забавно, поскольку сатрап не останавливается ни перед чем, проводя широкомасштабные эксперименты по выведению существ, вызывающих у ребятишек бурю негативных эмоций, в первую очередь – безотчётный, парализующий волю страх. Таким образом, создатели затрагивают далеко не самую безболезненную тематику. Режиссёр и сценаристы Валери Мажи и Жан Реньо вызывают особое уважение тем, что, в пику многим коллегам, делают ставку не на потакание склонностям к хулиганству, а на достаточно серьёзный разговор о проблеме, волнующей многих. Разговор о преодолении боязней, проявляющихся по-разному (от приступов энуреза, олицетворяемых мерзкими Мокрокроватами, до запредельной паники), но требующих преодоления, пока не развились в затяжные, зачастую пожизненные фобии… Иначе СамСаму не пополнить ряды супергероев!
Впрочем, если уж рассуждать о постановке Де Кернеля всерьёз, по-взрослому, нельзя не остановиться на другом показательном аспекте. Одним из главных творческих достижений Танги стали, помнится, видеоклипы на композиции евродэнс-группы Snap!, пользовавшиеся внушительной популярностью на телеканале MTV. То есть ему удалось внести посильный вклад в сдерживание натиска американской поп-культуры. Вот и «Герой СамСам» при кажущейся развлекательности и универсальности истории (в том смысле, что события не привязаны к конкретной эпохе) оказывается неожиданно актуальным, поскольку драматическая ситуация легко проецируется на текущие реалии Франции и вообще Старого Света. Не в плане того, что в марсианском диктаторе следует узреть ближневосточных правителей, массово записанных Западом в диктаторы, а в отношении самих школьников, являющихся выходцами из разных частей галактики и вынужденных искать общий язык. Чем не пример мультипликационного мультикультурализма?! В реальности всё обстоит, конечно, не так весело (и даже не совсем так, как показано в трогательной биографической драме «Шахматист» /2019/ Пьера-Франсуа Мартена-Лаваля), но интерес художников – знаменателен. До разочарования в том, что нынешние идеологи включают в понятие «европейские ценности», ещё далеко.
_______
1 – В настоящий момент продюсеры подумывают о запуске в производство третьего, но пока окончательное решение не принято.
7
,7
2019, Приключения
74 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Серж Блох, вспомнив в одном из интервью о своём детстве, пришедшемся на 1960-е годы, уверял, что продукция Marvel Comics и DC Comics тогда ещё не оккупировала Европу, и любимцами ребятишек были местные персонажи: от Астерикса с Обеликсом и Тинтина до Фантома. Да и его сынишка узнал о существовании Бэтмена вовсе не из первоисточника, а благодаря роскошной голливудской киноверсии, осуществлённой Тимом Бёртоном. Но наблюдательного отца-художника поразило до глубины души то впечатление, какое на юного Самюэля произвёл образ поборника справедливости в костюме летучей мыши. Собственно, уже по имени придуманного персонажа нетрудно догадаться, кто послужил прототипом непоседливого обитателя СамПланеты, живущего с заботливыми СамМамой и СамПапой. Не стану утверждать, что замысел оказался совсем уж уникальным, но автор в общем-то по праву гордится тем, что первые выпуски приключений СамСама были напечатаны на страницах журнала Pomme d’Api в январе 2000-го, то есть за четыре с лишним года до премьеры «пиксаровской» «Суперсемейки» /2004/. Другое дело, что руководство телеканала France 5, прикидывая, в какой технике анимации (традиционной рисованной или трёхмерной) заказать адаптацию комиксов для телеэкранов, не могло не учитывать триумф ленты Брэда Бёрда. Да и привлечённый к сотрудничеству Танги Де Кермель выдвинул условием, что возьмётся за реализацию проекта лишь с применением компьютерных 3D-технологий, в которых хорошо разбирается. Надо сказать, результат превзошёл самые смелые ожидания! В России телесериал «СамСам: Приключения супергероя» не получил широкой известности, а между тем – полюбился далеко не только французам. Серж охотно помогал в разработке образов (от облика действующих лиц до цветового решения) и сюжетных ходов, но посчитал своим долгом не вмешиваться в процесс чересчур активно, оставив единомышленникам то, что ценит превыше всего, – свободу творчества. В итоге суммарная аудитория, причём на разных языках (от английского до китайского и арабского), составила порядка двухсот пятидесяти миллионов человек! Правда, шоу пришлось прервать по завершении второго сезона (1) – и минуло достаточно много времени, прежде чем полюбившиеся персонажи перекочевали на киноэкраны. Возможно, это послужило причиной относительно сдержанного приёма картины публикой (323 тысячи проданных билетов в национальном прокате): за прошедшее время бывшие поклонники успели изрядно подрасти. Но режиссёр точно не лукавил, уверяя, что для «Героя СамСама», являющегося предысторией телевизионного цикла, было задействовано гораздо больше технических и людских ресурсов, что позволило тщательнее подойти к работе над всеми аспектами: от мимики персонажей до элементов дизайна, очень важных для создания нужной атмосферы. У формата приквела, к слову, есть ещё одно немаловажное преимущество: чтобы постичь фабульные хитросплетения, к началу сеанса необязательно знакомиться с другими приключениями СамСама. Авторы справедливо рассудили, что продукция, номинально рассчитанная на совсем юную часть аудитории (полнометражный мультфильм – на несколько более взрослую, чем сериал, адресовавшийся шестилетним), тем не менее должна быть интересной и родителям, которые-то и выбирают, что читать или смотреть их неоперившимся чадам. В данном отношении к де Кермелю претензий практически нет. «Герой СамСам» мне почему-то показался ближе не столько упомянутой «Суперсемейке», сколько старой доброй заокеанской анимации: от приключений Багза Банни, в числе противников которого, помнится, действовал коварный марсианин Марвин, до эпопеи про фамилию Джетсонов, обитавшую во второй половине XXI века. Есть что-то от Текса Эйвери и Уильяма Ханны с Джозефом Барберой в рассказе о трудностях, выпадающих на долю СамСама. Мальчик ничем бы не выделялся на фоне соучеников по школе, да вот незадача: сверстники давно обнаружили свои сверхъестественные способности и упорно овладевают соответствующими навыками, а ему – всё никак не везёт. Не в состоянии помочь ни родители, ни любимый СамМишка, причём дружба с плюшевым медвежонком начинает провоцировать колкие насмешки. Ситуация радикально меняется, когда в учебном заведении появляется одноклассница по имени Мега, придумывающая оригинальный способ помочь товарищу. Интрига с происхождением новенькой, очутившейся между двух огней (с одной стороны надеющейся завязать дружбу, но с другой – не могущей, не имеющей права предать папеньку), достаточно проста для понимания и вместе с тем не настолько примитивна, чтобы заскучали зрители постарше. Естественно, моментально считываются пародийные интонации, благо сюжетные ходы с коварным диктатором, одержимым властью ради власти, давным-давно превратились в расхожие. Ситуация доведена до абсурда, ибо Марсианец Первый решил остаться вообще без подданных – изгнать с красной планеты всех поголовно, поскольку не переносит (не переносит физиологически!) детский смех. И это вовсе не забавно, поскольку сатрап не останавливается ни перед чем, проводя широкомасштабные эксперименты по выведению существ, вызывающих у ребятишек бурю негативных эмоций, в первую очередь – безотчётный, парализующий волю страх. Таким образом, создатели затрагивают далеко не самую безболезненную тематику. Режиссёр и сценаристы Валери Мажи и Жан Реньо вызывают особое уважение тем, что, в пику многим коллегам, делают ставку не на потакание склонностям к хулиганству, а на достаточно серьёзный разговор о проблеме, волнующей многих. Разговор о преодолении боязней, проявляющихся по-разному (от приступов энуреза, олицетворяемых мерзкими Мокрокроватами, до запредельной паники), но требующих преодоления, пока не развились в затяжные, зачастую пожизненные фобии… Иначе СамСаму не пополнить ряды супергероев! Впрочем, если уж рассуждать о постановке Де Кернеля всерьёз, по-взрослому, нельзя не остановиться на другом показательном аспекте. Одним из главных творческих достижений Танги стали, помнится, видеоклипы на композиции евродэнс-группы Snap!, пользовавшиеся внушительной популярностью на телеканале MTV. То есть ему удалось внести посильный вклад в сдерживание натиска американской поп-культуры. Вот и «Герой СамСам» при кажущейся развлекательности и универсальности истории (в том смысле, что события не привязаны к конкретной эпохе) оказывается неожиданно актуальным, поскольку драматическая ситуация легко проецируется на текущие реалии Франции и вообще Старого Света. Не в плане того, что в марсианском диктаторе следует узреть ближневосточных правителей, массово записанных Западом в диктаторы, а в отношении самих школьников, являющихся выходцами из разных частей галактики и вынужденных искать общий язык. Чем не пример мультипликационного мультикультурализма?! В реальности всё обстоит, конечно, не так весело (и даже не совсем так, как показано в трогательной биографической драме «Шахматист» /2019/ Пьера-Франсуа Мартена-Лаваля), но интерес художников – знаменателен. До разочарования в том, что нынешние идеологи включают в понятие «европейские ценности», ещё далеко. _______ 1 – В настоящий момент продюсеры подумывают о запуске в производство третьего, но пока окончательное решение не принято.