Второй проект "Дальний космос" режиссера и сценариста Джо Пенны ("Затерянные во льдах") реализован в формате камерной фантастической драмы, где герои-астронавты, летящие с миссией на Марс, вынуждены рисковать не только в силу профессии в связи с возникшей внештатной ситуацией на борту, но и для решения многих моральных и человеческих дилемм, которые поставили поставили полет на грань коллапса и выживания. Похоже, что постановщик искренне увлечен проблемами выживания и изоляции, что, безусловно, будет еще долго находиться в числе актуальных кинематографических трендов в связи с пандемией. И если в "Затерянных во льдах" присутствуют отчетливые постджеклондоновские мотивы и сюжетные построения, то спектр смыслов новой работы режиссера оказывается намного шире и апеллирует в большей степени к классической литературе, используя четыре характерных типажа. Поскольку сценарий был написан Пенной со своим постоянным соавтором Райаном Моррисоном, то не вызывает никаких сомнений, что клаустрофобные пространства космического корабля служат лишь декорациями к слабо тлеющему триллеру о том, как выжить в экстремальных условиях. Авторы ленты посылают зрителям отчетливый сигнал, когда постепенно выводят на первый план бортового врача Зои Левенсон (Анна Кендрик, "Простая просьба", "Идеальный голос") и возлагают на ее хрупкие плечи весь груз ответственности за выживание команды. Как постановщик Пенна предпочитает разворачивать космическое путешествие на максимально близком для зрителей эмоциональном уровне и выводит уровень сопереживания характерам буквально на расстояние вытянутой руки. Безусловно, в проекте есть некоторое количество ожидаемых клише и есть манипулирование в нарративе слабыми местами членов команды. Пенна сознательно уходит от пафоса и героики, тем не менее, в его фантастическом антураже просматриваются черты будней, где вот-вот должен грянуть личный апокалипсис и очень важно сохранить в себе гуманизм и интеллигентность. Проблемы человеческой природы с точки зрения жанра позволяют позиционировать эту работу как еще одну попытку привнести внутрь предсказуемых и коммерчески успешных схем большие драматические вопросы о проблеме личного выбора в кризисной ситуации. Появление четвертого, постороннего, там, где все ресурсы, вплоть до толщины обшивки корабля рассчитаны на троих совсем не становится для Пенны сигналом реализовать пословицу о тесноте да не в обиде. Поэтому "Дальний космос" на уровне шифров персонажей ставит также глобальные вопросы выживания и делает это весьма спрямленно, показывая в качестве потенциальной жертвы темнокожего мужчину.
Не вызывает никаких сомнений, что с Пенной при производстве "Дальнего космоса" работал целый штат консультантов, благодаря которым начальный эпизод с запуском космического модуля приобретает особую реалистичность. Постановщик представляет трех главных героев и немного позже обозначает их драматическую диспозицию внутри проекта. Командир корабля Марина Барнетт (Тони Коллетт, "Думаю, как всё закончить", "Достать ножи") является опытным пилотом, которая уже летит к Марсу в третий раз в составе экспедиции, после окончания миссии она намерена отойти от дел в космосе и заняться чем-то более приземленным. Амбициозный биолог Дэвид Ким (Дэниэл Дэ Ким, "Хеллбой"), выпускник Гарвардского университета, готовится к опытам всей своей жизни на "красной планете" и везет образцы растений и водорослей для последующих испытаний. И наконец врач Зои (Анна Кендрик), не питавшая особых иллюзий относительно того, что ей заинтересуется корпорация "Гиперион", и подавшая заявку исключительно для того, чтобы получить гарантированный отказ. Три абсолютно разных по своей сути личности, твердый лидер, настроенный на эмпатию и коммуникацию, научный деятель, который желает оставить свой свое имя в истории и молодая женщина, до сих пор не верящая в то, что она стала астронавтом и участницей космической программы. При помощи нескольких важных штрихов Пенна стремится максимально продемонстрировать непрактичность и неопытность героини Кендрик. Первым знаком для зрителей становится кулон Зои, который всплывает наружу откуда-то из глубин скафандра, когда ослабевает действие гравитации. Второй раз практичный Дэвид удивляется тому, что медик взяла с собой обычную фирменную кружку с логотипом Йелльского университета, который она совсем недавно закончила. И наконец третьим немаловажным штрихом после начала полета станет гардероб Зои, ее привязанность к обычным вещам, к обычной одежде, а не к фирменной униформе астронавтов. Постановщик прекрасно использует актерскую фактуру Кендрик и делает ее слишком земной и слишком эмоциональной из всех членов группы. Во время старта корабль сталкивается с незапланированным снижением мощности двигателей и капитан Барнетт уже держит руку на контрольном тумблере для аварийного завершения полета. Спустя несколько мгновений, после оценки количества топлива в двигателях, она получает от "Гиперона" указание продолжать движение и выходить на запланированный маршрут. Интенсивное ускорение межпланетного корабля, где Пенна, кажется, готов вытряхнуть из актеров всю душу, заканчивается режущей тишиной и внезапной невесомостью, когда Зои и Дэвид видят из иллюминаторов завораживающую Землю, колыбель, которую они возможно покидают уже навсегда.
В "Дальнем космосе" Джо Пенна организует конфликт между ratio, прагматизмом серьезной науки и осознанного выживания, и тем, что можно назвать высоким гуманизмом. Ценность человеческой жизни случайного пассажира, техника с космодрома Майкла Адамса (Шамир Андерсон, "Любовь на троих", "Время возмездия") становится для постановщика своеобразным Рубиконом, к которому он будет вести весь актерский состав до кульминационной части фильма. Хичкоковский триллер о том, кто без сознания выпадает после открытия люка и полностью закорачивает своей кровью всю систему по регенерации кислорода, очень быстро трансформируется режиссером в традиции научно-фантастического кино и сталкивается буквально через 12 часов после старта с разрушительной проблемой, где время явно начинает вести практически физиологический отсчет для жизней персонажей. Как авторы сценария Райан Моррисон и Пенна провоцируют успешную дискуссию во втором акте и разводят действие по четырем тщательно обозначенным полюсам. Ботаник Дэвид под давлением командира корабля Марины готов расконсервировать свои неприкосновенные запасы зелени, чтобы попытаться начать добывать литры живительного кислорода для остальных. Для Дэниэла Дэ Кима не остается ничего другого как продемонстрировать все грани сознания настоящего интеллектуала, как демонстрирующего эстетскую любовь к фри-джазу и Колтрейну для кажущегося примитивным и слишком негибким в общении Майкла, до разбуженного и холодного карьериста, предлагающего для героя Андерсона простую и легкую эвтаназию. С расовой точки зрения Пенна выводит некое метафорическое многоточие, о котором можно и поразмышлять: азиат Дэвид предлагает темнокожему Майклу сделать волшебный укол и уснуть. Нет человека и нет проблемы, нет лишнего груза и потребителя воздуха на корабле. С этой точки зрения, героиня Тони Коллетт с ее характерным австралийским акцентом в оригинале может претендовать на свою точку зрения и свою философию, она слишком исполнительна и пунктуальна, она привыкла исполнять приказы с Земли от интеллектуального "Гиперона" и находится в ощутимом стрессе от того, что ей придется переступить черту и отдать приказ об уничтожении ненужного "пассажира". Пенна очень тонко показывает то, как страдает Марина от груза ответственности и физической невозможности действовать в полную силу.
Фактической удачей и без того прекрасно сбалансированного каста в "Дальнем космосе" для Пенны становится присутствие Анны Кендрик, хочется надеяться, что актриса благодаря роли Зои сможет вырваться из своего традиционного амплуа энергичной и в меру правильной девушки и начать движение к намного более глубоким ролям. Именно бортовой врач в исполнении актрисы становится режиссерским alter ego и концентрирует в себе весь набор необходимых качеств, чтобы воспроизвести в третьем акте вместе с Дэниэлом Дэ Кимом аттракцион, напоминающий то, что уже было ранее в "Гравитации" у Альфонсо Куарона. Тема смерти, которая постоянно витает в тесных коридорах станции, вызывает печаль и чувство необратимости у героев, когда они смотрят через огромное стекло на земной диск, у Пенны приобретает абсолютно разные смыслы с точки зрения характеров. Для сильной и волевой Марины смерть - это провал миссии, тотальная неудача, которую нужно принять. Для Дэвида, обеспокоенного катастрофой своих посадок, неожиданно побуревших и погибших, несмотря на все его высоконаучные знания, смерть становится тем, что несет в себе отпечаток бессмысленности прожитой жизни, когда об имени ученого никто и не сможет вспомнить. Для Майкла, опекающего свою младшую сестру и нашедшего в этом свою точку опоры после гибели родителей на пожаре в далеком детстве, смерть может рассматриваться как нарушение обязательств опекуна и брата, который вне собственной воли вышел из зоны ответственности и не выполнил обязательства. С этой точки зрения героиня Кендрик, о жизни и устремлениях которой практически ничего не известно, становится той самой идеальной жертвой, которая сама примет решение и выйдет под поток радиации от солнечной вспышки ради спасения остальных. Мелодраматический момент, когда Зои отправляется в повторное движение к топливному отсеку, чтобы слить остатки кислорода в канистру и дать шанс остальным, у Пенны форсирован настолько, что за такую экранную арку для Кендрик ему можно простить временами излишнюю вязкость двух первых актов. В понимании и принятии Зои всей трагичности ситуации есть две вещи: первая - чувство вины за утерянную от волнения и неопытности емкость с кислородом, вторая - осознание ценности жизни и возможности спасения. Поэтому "Дальний космос" показывает Анну Кендрик далеко не Чудо-Женщиной, но она способна бросить вызов холодному и бесчувственному Космосу, бросить и дать надежду для остальных ценой собственной жизни.
6
,0
2021, США, Фантастика
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Второй проект "Дальний космос" режиссера и сценариста Джо Пенны ("Затерянные во льдах") реализован в формате камерной фантастической драмы, где герои-астронавты, летящие с миссией на Марс, вынуждены рисковать не только в силу профессии в связи с возникшей внештатной ситуацией на борту, но и для решения многих моральных и человеческих дилемм, которые поставили поставили полет на грань коллапса и выживания. Похоже, что постановщик искренне увлечен проблемами выживания и изоляции, что, безусловно, будет еще долго находиться в числе актуальных кинематографических трендов в связи с пандемией. И если в "Затерянных во льдах" присутствуют отчетливые постджеклондоновские мотивы и сюжетные построения, то спектр смыслов новой работы режиссера оказывается намного шире и апеллирует в большей степени к классической литературе, используя четыре характерных типажа. Поскольку сценарий был написан Пенной со своим постоянным соавтором Райаном Моррисоном, то не вызывает никаких сомнений, что клаустрофобные пространства космического корабля служат лишь декорациями к слабо тлеющему триллеру о том, как выжить в экстремальных условиях. Авторы ленты посылают зрителям отчетливый сигнал, когда постепенно выводят на первый план бортового врача Зои Левенсон (Анна Кендрик, "Простая просьба", "Идеальный голос") и возлагают на ее хрупкие плечи весь груз ответственности за выживание команды. Как постановщик Пенна предпочитает разворачивать космическое путешествие на максимально близком для зрителей эмоциональном уровне и выводит уровень сопереживания характерам буквально на расстояние вытянутой руки. Безусловно, в проекте есть некоторое количество ожидаемых клише и есть манипулирование в нарративе слабыми местами членов команды. Пенна сознательно уходит от пафоса и героики, тем не менее, в его фантастическом антураже просматриваются черты будней, где вот-вот должен грянуть личный апокалипсис и очень важно сохранить в себе гуманизм и интеллигентность. Проблемы человеческой природы с точки зрения жанра позволяют позиционировать эту работу как еще одну попытку привнести внутрь предсказуемых и коммерчески успешных схем большие драматические вопросы о проблеме личного выбора в кризисной ситуации. Появление четвертого, постороннего, там, где все ресурсы, вплоть до толщины обшивки корабля рассчитаны на троих совсем не становится для Пенны сигналом реализовать пословицу о тесноте да не в обиде. Поэтому "Дальний космос" на уровне шифров персонажей ставит также глобальные вопросы выживания и делает это весьма спрямленно, показывая в качестве потенциальной жертвы темнокожего мужчину. Не вызывает никаких сомнений, что с Пенной при производстве "Дальнего космоса" работал целый штат консультантов, благодаря которым начальный эпизод с запуском космического модуля приобретает особую реалистичность. Постановщик представляет трех главных героев и немного позже обозначает их драматическую диспозицию внутри проекта. Командир корабля Марина Барнетт (Тони Коллетт, "Думаю, как всё закончить", "Достать ножи") является опытным пилотом, которая уже летит к Марсу в третий раз в составе экспедиции, после окончания миссии она намерена отойти от дел в космосе и заняться чем-то более приземленным. Амбициозный биолог Дэвид Ким (Дэниэл Дэ Ким, "Хеллбой"), выпускник Гарвардского университета, готовится к опытам всей своей жизни на "красной планете" и везет образцы растений и водорослей для последующих испытаний. И наконец врач Зои (Анна Кендрик), не питавшая особых иллюзий относительно того, что ей заинтересуется корпорация "Гиперион", и подавшая заявку исключительно для того, чтобы получить гарантированный отказ. Три абсолютно разных по своей сути личности, твердый лидер, настроенный на эмпатию и коммуникацию, научный деятель, который желает оставить свой свое имя в истории и молодая женщина, до сих пор не верящая в то, что она стала астронавтом и участницей космической программы. При помощи нескольких важных штрихов Пенна стремится максимально продемонстрировать непрактичность и неопытность героини Кендрик. Первым знаком для зрителей становится кулон Зои, который всплывает наружу откуда-то из глубин скафандра, когда ослабевает действие гравитации. Второй раз практичный Дэвид удивляется тому, что медик взяла с собой обычную фирменную кружку с логотипом Йелльского университета, который она совсем недавно закончила. И наконец третьим немаловажным штрихом после начала полета станет гардероб Зои, ее привязанность к обычным вещам, к обычной одежде, а не к фирменной униформе астронавтов. Постановщик прекрасно использует актерскую фактуру Кендрик и делает ее слишком земной и слишком эмоциональной из всех членов группы. Во время старта корабль сталкивается с незапланированным снижением мощности двигателей и капитан Барнетт уже держит руку на контрольном тумблере для аварийного завершения полета. Спустя несколько мгновений, после оценки количества топлива в двигателях, она получает от "Гиперона" указание продолжать движение и выходить на запланированный маршрут. Интенсивное ускорение межпланетного корабля, где Пенна, кажется, готов вытряхнуть из актеров всю душу, заканчивается режущей тишиной и внезапной невесомостью, когда Зои и Дэвид видят из иллюминаторов завораживающую Землю, колыбель, которую они возможно покидают уже навсегда. В "Дальнем космосе" Джо Пенна организует конфликт между ratio, прагматизмом серьезной науки и осознанного выживания, и тем, что можно назвать высоким гуманизмом. Ценность человеческой жизни случайного пассажира, техника с космодрома Майкла Адамса (Шамир Андерсон, "Любовь на троих", "Время возмездия") становится для постановщика своеобразным Рубиконом, к которому он будет вести весь актерский состав до кульминационной части фильма. Хичкоковский триллер о том, кто без сознания выпадает после открытия люка и полностью закорачивает своей кровью всю систему по регенерации кислорода, очень быстро трансформируется режиссером в традиции научно-фантастического кино и сталкивается буквально через 12 часов после старта с разрушительной проблемой, где время явно начинает вести практически физиологический отсчет для жизней персонажей. Как авторы сценария Райан Моррисон и Пенна провоцируют успешную дискуссию во втором акте и разводят действие по четырем тщательно обозначенным полюсам. Ботаник Дэвид под давлением командира корабля Марины готов расконсервировать свои неприкосновенные запасы зелени, чтобы попытаться начать добывать литры живительного кислорода для остальных. Для Дэниэла Дэ Кима не остается ничего другого как продемонстрировать все грани сознания настоящего интеллектуала, как демонстрирующего эстетскую любовь к фри-джазу и Колтрейну для кажущегося примитивным и слишком негибким в общении Майкла, до разбуженного и холодного карьериста, предлагающего для героя Андерсона простую и легкую эвтаназию. С расовой точки зрения Пенна выводит некое метафорическое многоточие, о котором можно и поразмышлять: азиат Дэвид предлагает темнокожему Майклу сделать волшебный укол и уснуть. Нет человека и нет проблемы, нет лишнего груза и потребителя воздуха на корабле. С этой точки зрения, героиня Тони Коллетт с ее характерным австралийским акцентом в оригинале может претендовать на свою точку зрения и свою философию, она слишком исполнительна и пунктуальна, она привыкла исполнять приказы с Земли от интеллектуального "Гиперона" и находится в ощутимом стрессе от того, что ей придется переступить черту и отдать приказ об уничтожении ненужного "пассажира". Пенна очень тонко показывает то, как страдает Марина от груза ответственности и физической невозможности действовать в полную силу. Фактической удачей и без того прекрасно сбалансированного каста в "Дальнем космосе" для Пенны становится присутствие Анны Кендрик, хочется надеяться, что актриса благодаря роли Зои сможет вырваться из своего традиционного амплуа энергичной и в меру правильной девушки и начать движение к намного более глубоким ролям. Именно бортовой врач в исполнении актрисы становится режиссерским alter ego и концентрирует в себе весь набор необходимых качеств, чтобы воспроизвести в третьем акте вместе с Дэниэлом Дэ Кимом аттракцион, напоминающий то, что уже было ранее в "Гравитации" у Альфонсо Куарона. Тема смерти, которая постоянно витает в тесных коридорах станции, вызывает печаль и чувство необратимости у героев, когда они смотрят через огромное стекло на земной диск, у Пенны приобретает абсолютно разные смыслы с точки зрения характеров. Для сильной и волевой Марины смерть - это провал миссии, тотальная неудача, которую нужно принять. Для Дэвида, обеспокоенного катастрофой своих посадок, неожиданно побуревших и погибших, несмотря на все его высоконаучные знания, смерть становится тем, что несет в себе отпечаток бессмысленности прожитой жизни, когда об имени ученого никто и не сможет вспомнить. Для Майкла, опекающего свою младшую сестру и нашедшего в этом свою точку опоры после гибели родителей на пожаре в далеком детстве, смерть может рассматриваться как нарушение обязательств опекуна и брата, который вне собственной воли вышел из зоны ответственности и не выполнил обязательства. С этой точки зрения героиня Кендрик, о жизни и устремлениях которой практически ничего не известно, становится той самой идеальной жертвой, которая сама примет решение и выйдет под поток радиации от солнечной вспышки ради спасения остальных. Мелодраматический момент, когда Зои отправляется в повторное движение к топливному отсеку, чтобы слить остатки кислорода в канистру и дать шанс остальным, у Пенны форсирован настолько, что за такую экранную арку для Кендрик ему можно простить временами излишнюю вязкость двух первых актов. В понимании и принятии Зои всей трагичности ситуации есть две вещи: первая - чувство вины за утерянную от волнения и неопытности емкость с кислородом, вторая - осознание ценности жизни и возможности спасения. Поэтому "Дальний космос" показывает Анну Кендрик далеко не Чудо-Женщиной, но она способна бросить вызов холодному и бесчувственному Космосу, бросить и дать надежду для остальных ценой собственной жизни.