Выступая в роли режиссера, сценариста или продюсера, Джадд Апатоу мастерски затрагивает щекотливые темы — запоздалая девственность, неожиданная беременность, саморазрушающее поведение, смертельные болезни и кризис среднего возраста — со свойственной ему смесью комичного абсурда, острой проницательности и искреннего сопереживания. Его новый фильм «Король Стейтен-Айленда» приглашает зрителя окунуться в глубоко личную историю, щедро сдобренную черным юмором, основанную на реальной жизни исполнителя главной роли Пита Дэвидсона.Пит Дэвидсон начал задумываться о том, чтобы изложить свой опыт на бумаге и превратить его в киносценарий еще задолго до встречи с ДжаддомАпатоу.Своего будущего соавтора комика и писателя Дэйва Сайруса Дэвидсон впервые встретил в 18 лет. Они сдружились на почве общего увлечения лос-анджелесскими магазинами кроссовок. Сайрус познакомил Дэвидсона с этим городом и научил чувствовать его. А потом приятели начали вместе писать для телеканала «ComedyCentral». Вскоре после этого Дэвидсон стал выступать в шоу «Субботним вечером в прямом эфире», а год спустя Сайрус тоже присоединился к проекту в качестве сценариста. После возобновления сотрудничества на платформе шоу партнерство Дэвидсона и Сайруса укрепилось еще больше. «Дэйв — самый остроумный человек из всех, кого я знаю. Это самый приятный и умный парень в мире, хоть и несколько тревожный, — рассказывает Дэвидсон. — Он получил наконец-то заслуженное признание, что меня очень радует. Если бы не Дэйв, меня точно здесь не было бы».По прошествии какого-то времени они начали задумываться о том, чтобы написать сценарий, основанный на жизни Дэвидсона. «Оглянувшись вокруг и проанализировав свою жизнь и карьеру, я понял, что сейчас самое время», — делится Дэвидсон. Поскольку ни один из них не писал киносценариев ранее, им потребовался опытный наставник.Дэйв Сайрус и Пит Дэвидсон считают юмор сильной стороной своего писательского таланта. Задача сценариста/режиссера/продюсера ДжаддаАпатоу заключалась в том, чтобы превратить плоды их творчества в нечто большее, чем серия взаимосвязанных комичных сцен. Апатоу, выпустивший за два последних десятилетия целый ряд успешнейших драматических комедий, славится своей способностью привлекать и удерживать внимание зрителей гармоничным сочетанием юмора и пафоса. На заре своей карьеры он дебютировал с театральной постановкой «Сорокалетний девственник». Кинематографист обладает даром улавливать настоящие эмоции и рассказывать в своих комедиях о глубоко личных проблемах искренне и без прикрас.Осенью 2014 года, незадолго до того, как Дэвидсон впервые выступил в «Субботним вечером в прямом эфире», он привлек внимание Апатоу и сыграл эпизодическую роль в фильме «Девушка без комплексов» с Эми Шумер в главной роли. «Эми рассказывала мне, какие комики ей нравятся, — вспоминает Апатоу. — Однажды вечером она сказала: “Ты должен увидеть этого парня. Ему всего 19, и это просто умора”. Мы посмотрели видео с ним и поняли, что просто обязаны показать его в фильме». Режиссер добавляет: «Я всегда стремлюсь быть тем, кто поднимает флаг, чтобы иметь возможность сказать: я знал, что этот человек добьется успеха, еще до того, как это поняли все остальные».Немного погодя Шумер уговорила Апатоу вновь вернуться на сцену и попробовать себя в жанре стендапа. Тем вечером дважды номинированный на премию Американской киноакадемии® продюсер Бэрри Мендел, с которым Апатоу успел поработать уже над пятью фильмами к тому времени, впервые увидел, на что способен Дэвидсон. «В тот вечер Джадд должен был выступать в «Селлар». Мы пришли поддержать его и увидели Пита, номер которого шел первым, — рассказывает Мендел. — Он показался нам человеком не от мира сего. Было видно, что ему плевать, кажется он кому-то смешным или нет. Это было не похоже ни на что другое, потому что другие комики обычно из штанов выпрыгивают, чтобы понравиться публике. А вот Питу было все равно. Это было так оригинально и смешно! Он в самом деле показался нам исключительным юмористом».Поработав с Дэвидсоном на съемках «Девушки без комплексов», Апатоу предложил ему написать собственный сценарий. «Пит и Дэйв написали для меня сценарий, но он не оправдал моих надежд, — вспоминает Апатоу. — Потом Пит как-то упомянул о том, что хотел бы, чтобы у его мамы были отношения с кем-то, и чтобы она была счастлива. Мы начали крутить эту идею так и эдак, представляя себе, что было бы, если бы мама Пита начала встречаться с пожарным... Как это могло бы сказаться на характере Пита? Что это ему дало бы? Нет ничего смешнее, чем ненависть к бойфренду своей мамы».Поскольку сценарий должен был стать полухудожественным повествованием о взрослении самого Дэвидсона, ему показалось, что одних шуток здесь недостаточно. И Апатоу стал тем, кто сумел заполнить пробелы. «Джадд превратил этот сценарий в завершенную историю», — считает Дэвидсон. Сайрус и Дэвидсон доверили Апатоу доработать сценарий и придать ему более глубокий смысл. «Джадд показал нам, как важно относиться к комедии с тем же уважением, которого заслуживает любая история», — рассказывает Сайрус. Дэвидсон добавляет: «Наш первый черновой вариант был просто сборником анекдотов на 90 страниц. Когда за дело взялся Джадд, получилось 120 страниц анекдотов, сдобренных эмоциями».Как и фильмы «Восьмая миля» и «Любовь — болезнь», «Король Стейтен-Айленда» представляет собой художественно обработанную версию автобиографических событий. «Мой персонаж в фильме совпадает со мной процентов на 75, — делится Дэвидсон. — А может и больше. Сложно сказать наверняка». Один из первых разговоров трех сценаристов был посвящен тому, насколько достоверной должна быть история. «Мы решили, что сюжет должен быть полностью вымышленным, но все эмоции должны быть настоящими, плюс пара событий из реальной жизни Пита, — рассказывает Апатоу. — Это не фильм о трагедии 11 сентября. Это история молодого человека, чей отец-пожарный погиб во время борьбы с огнем». Он ненадолго замолкает и добавляет: «Во многих смыслах это фантазия на тему того, какой была бы жизнь Пита, если бы он не нашел себя в комедийном жанре, а до сих пор в его годы оставался в Стейтен-Айленде, не двигаясь дальше.Начав писать вместе, мы с Питом и Дэйвом просто садились и разговаривали, — продолжает Апатоу. — Мы часами беседовали о том, через что пришлось пройти Питу, и что он по этому поводу чувствует. Наша история выросла из этих разговоров». Режиссер ставил перед собой задачу извлечь из этой истории максимум комедийных моментов, но вопрос исцеления интересовал его ничуть не меньше. «Я хотел, чтобы наш персонаж раскрылся навстречу любви, — делится Апатоу. — А еще я хотел дать ему возможность почувствовать, какую роль может сыграть отец в его жизни». Мендел добавляет: «Джадд всегда стимулирует людей глубже копаться в том, что происходит в их жизни в данный момент, и использовать это, чтобы добиться успеха». Сайрус благодарен команде за умение не зацикливаться на чем-то одном, а редактировать и импровизировать по ходу съемок. «Джадд научил нас придерживаться принципов органичности и реализма, — рассказывает Сайрус. — С ним мы никогда не чувствовали, что механически вырезаем и переставляем куски текста». Дэвидсон добавляет: «Джадд извлекает из каждого лучшее, что в нем есть».Режиссер считает, что никто не подошел бы на главную роль лучше Дэвидсона. «Впервые встретив Пита, я был поражен его остроумием, — вспоминает Апатоу. — Он был настолько зрелым и продвинутым как писатель и комик. Сразу же стало ясно, что это особенный человек. Такие, как он, вызывают у людей интерес и сочувствие. Он харизматичен, и нам интересно наблюдать за перипетиями его жизни. Люди хотят знать, что он чувствует. Фильм дал ему возможность показать, через что ему пришлось пройти, и как пришлось бороться, чтобы все это преодолеть». Режиссер признает, что обычно он добавляет в свои комедии капельку драмы, но «Король Стейтен-Айленда» показал, что пришло время снять драму с элементом комедии. «Я сделал попытку поменять свои приоритеты, — поясняет Апатоу. — Здесь на первый план выходит история, персонажи и просто люди. Я подумал: “Что ж, пусть это будет смешно, но не обязательно, чтобы каждая сцена вызывала хохот. Давайте просто расскажем историю о веселых людях и посмотрим, получится ли из этого комедия”».Работая над своим первым крупным фильмом, Пит Дэвидсон окружил себя близкими друзьями, родственниками и людьми, которых долгое время считал своими кумирами. Он поставил перед собой цель явить миру восходящих звезд, многие из которых уже давно ждали своего часа. Теплота отношений, которые развиваются на экране и в жизни, делает эту семейную историю до боли реалистичной и уморительно смешной.Дэвидсон играет незадачливого Скотта Карлина двадцати с лишним лет, тезку реального отца Пита, уроженца Стейтен-Айленда, который не в силах справиться с безвременным уходом отца, скончавшегося, когда Скотт был совсем ребенком. Скотт ест приготовленную мамой Марджи (Мариса Томей) еду и прозябает в тени своей одаренной младшей сестры Клэр (Мод Апатоу). А еще постоянно курит траву со своими приятелями (Рики Велес, Мойзес Ариас, Лу Уилсон), мечтая о том, чтобы развить свои врожденные способности и стать тату-мастером.Когда Марджи заводит роман с местным пожарным (Билл Бёрр), который становится ее первым мужчиной после смерти мужа, Скотт воспринимает происходящее в штыки. Джадд Апатоу считает, что Дэвидсон в роли Скотта смотрится неимоверно органично. «Невозможно представить себе, как это — поделиться чем-то настолько тяжелым с другими, — считает Апатоу. — Это настоящий дар. Не знаю, задумывался ли об этом Пит во время работы над фильмом. Но я всегда помню о том, насколько удивительно желание открыться миру и рассказать, через что тебе пришлось пройти. Думаю, людям, которые на это способны, становится намного легче пережить свои проблемы. Эта история дарит Питу возможность обратиться к людям и сказать: “Я борюсь, и мне уже лучше. Я прошел нелегкий путь. Вы тоже справитесь, и все у вас будет хорошо”». Коллеги Дэвидсона по съемочной площадке тоже ощутили его поразительную эмоциональную честность. «Я думаю, этот фильм многое расскажет людям о Пите, — считает Рики Велес, который играет друга Скотта по имени Оскар. — А еще я наблюдал за тем, как Пит узнавал о своем отце то, чего не знал до этого».Впервые встречая Марджи, мы видим одинокую вдову, мать 24-летнего оболтуса, который до сих пор живет с ней. В течение многих лет после смерти мужа Марджи одна растила двоих детей. Отправив Клэр в колледж, она остается со Скоттом и при забавных обстоятельствах знакомится с пожарным Рэем, отцом девятилетнего Харольда (ЛЮК ДЭВИД БЛУМ, «Грешница» USA), у которого возник конфликт со Скоттом и его приятелями. Источником вдохновения при создании этого персонажа послужила настоящая мать Пита Эми, которая сама родилась и выросла в Стейтен-Айленде. Обладательница премии «Оскар»®Мариса Томей сфокусировала внимание на центральном эмоциональном стержне Марджи. «Играя эту роль, я не отталкивалась от реальной Эми, но ее любовь к сыну настолько огромна, что я решила привнести в своего персонажа то пространство, которое она выделяет ему, позволяя быть собой», — рассказывает Мариса Томей.Томей впервые работала с ДжаддомАпатоу на съемках «Девушки без комплексов». «Для съемок пародийной вставки «Выгульщик собак» искали кого-то, кто сыграет барышню, гуляющую с собаками в парке, — вспоминает Томей. — Я была огромной фанаткой Джадда и, к счастью, он рискнул снять меня в этом маленьком эпизоде!» Справедливости ради, никто не считал это риском в прямом смысле слова. Пит Дэвидсон был в восторге, когда она согласилась сниматься. Ему очень понравилось работать с Марисой.«Я впервые увидел Марису в моей любимой мыльной опере [«Как вращается мир»], когда учился в старшей школе, и сразу влюбился, — вспоминает Дэвидсон. — Она чем-то напоминает мою маму, с ней так легко общаться. Мариса стояла первой в нашем списке претенденток, и мы безумно благодарны ей за то, что она согласилась. В этой роли она превзошла саму себя». Томей вспоминает, насколько естественными получились сцены, где она снималась вместе с Дэвидсоном. «Пит — это такая открытая книга. Его невозможно не любить, с ним легко разговаривать, — делится актриса. — Мы с ним довольно быстро выработали общий ритм». Несмотря на то, что на долю Марджи выпало много боли, персонаж, созданный Томей, не кажется трагическим или печальным. «Меня глубоко впечатлила способность Марисы подмечать небольшие черточки, свойственные Эми, настоящей маме Пита, — рассказывает Дэйв Сайрус. — Она сумела уловить то счастье, которое излучает Эми. Мариса вложила в Марджи внутреннюю радость».При этом Марджи нельзя назвать слишком уж мягкой. Если надо, она умеет действовать жестко, но справедливо. В одной из сцен Марджи возвращается домой и застает Скотта и Рэя в разгар настоящей драки, в финале которой Рэй бросает Скотта в стоящий во дворе бассейн. Марджи, мягко говоря, сыта по горло их выходками, поэтому выгоняет обоих из своего дома. «Я мечтала об этом дне, и наконец он настал! — вспоминает Томей. — Мне жутко хотелось поучаствовать в заварухе наравне со всеми. День, помнится, был жаркий, и Пит в этой своей сбруе вынужден был снова и снова окунаться в бассейн. Он был так жалок, что мне было даже немного стыдно на него орать. Но только немного». Апатоу заверяет, что Томей превзошла его самые смелые ожидания. Даже на этапе послесъемочной обработки он отмечает нюансы, на которые не обратил внимания во время съемок. «Работа Марисы была невероятной. Она глубоко погружалась в роль, оставаясь при этом настолько смешной и изобретательной, — рассказывает Апатоу. — Она принимала решения, выбирая варианты, которые нам и в голову не приходили. Лишь впервые показав фильм зрителям на большом экране, мы смогли увидеть все, что она сделала. Были моменты, когда она играла глазами и микрожестами. Это по-настоящему сильное исполнение. Мариса не из тех, кто станет тратить время попусту. Ее работа фантастически хороша». Томей спешит вернуть комплимент. «Под руководством Джадда я сумела раскрепоститься, и я глубоко благодарна ему за это, — делится Томей. — Свободная игра — это такое удовольствие! Джадд всегда держит в голове общую картину. Он помог мне найти грань между игрой с ребятами/весельем на всю катушку и выражением чувств, лежащих в основе отношений между Марджи и ее сыном». Апатоу воспринимает этого персонажа как настоящее любовное послание матери Пита — за все, что она для него сделала, и через что прошла сама. «А еще это дань памяти его отцу, — добавляет Апатоу. — Это способ рассказать о семье Пита, о людях, которых он любит, и воздать должное тем, кто так для него важен».Бойфренда Марджи по имени Рэй сыграл комедийный актер Билл Бёрр. Создатели фильма видели его в этой роли задолго до того, как сам он согласился принять участие в работе. Рэй, ставший первым мужчиной Марджи за много лет вдовства, во многом напоминает ее погибшего мужа. Вплоть до того, что служит в том же департаменте пожарной охраны Нью-Йорка. Бёрр был выбран на эту роль не только благодаря своему комедийному таланту, но еще и потому, что их с Питом Дэвидсоном связывает одна занимательная история. Будучи подростком, Дэвидсон начал интересоваться комедийным жанром, но его интерес шел во вред учебе в школе и всему остальному тоже. В итоге мама Эми заключила с Питом соглашение: если он поступит в старшую школу, то она разрешит ему сходить на живое шоу и попробовать свои силы. Но при условии, что сын вернется домой до полуночи. В то время Дэвидсон был горячим фанатом Бёрра. За его шутками Пит рассмотрел комика, который выплескивает свою боль и очищает душу, приводя в восторг аудиторию. Итак, когда Дэвидсону было 16, мать повезла его на выступление Бёрра в Атлантик-Сити. На следующий день, случайно столкнувшись с комиком возле лифта, мать подтолкнула сына представиться ему. Спустя почти десять лет после первой встречи Дэвидсон по-прежнему считает Бёрра «лучшим комиком всех времен и настоящим героем». Что самое удивительное, Бёрр тоже помнит тот вечер. «Не знаю, почему я запомнил его, — делится Бёрр. — Шоу получилось отличным. На следующий день, когда я вышел из лифта, ко мне подошла эта женщина вместе с высоким нескладным парнишкой. Он стоял и не знал, куда себя деть, пока мать говорила со мной. Она такая говорит: “Мой сын хочет быть комиком”. А Пит стоит и бровями поигрывает. И я подумал: “Этот чудик и впрямь выглядит как настоящий комик. Он же абсолютный недотепа. Кажется, он совершенно не умеет общаться с людьми и хочет выпрыгнуть из собственной шкуры. Обычное дело в таком возрасте”. Еще помню, как подумал, что его явно ждет успех».А теперь вернемся в 2019 год, когда Дэвидсон предложил ДжаддуАпатоу пригласить Бёрра на роль Рэя, и тот согласился. Этого персонажа должен был сыграть кто-то, с кем у Дэвидсона сложились бы особые отношения и искренняя привязанность, так что Бёрр подходил идеально. «Я был безумно рад, потому что юмор Билла понятен всем без исключения, — рассказывает Апатоу. — А еще он талантливый актер, но никогда не играл еще таких больших ролей в кино. То есть, это не тот случай, когда актер сыграл в 50 фильмах, и онивыжали его досуха. Нам посчастливилось поработать с ним и дать ему возможность проявить всю свою изобретательность и глубину. Он привнес свежую струю, потому что мир еще не успел пресытиться Биллом Бёрром как актером».Бёрр был тронут тем, что Дэвидсон захотел пригласить его сниматься, но очень волновался, что придется играть роль одного из защитников Нью-Йорка. «Мы начали с того, что сходили в пожарную часть, где работал отец Пита, — вспоминает Бёрр. — Это был потрясающе эмоциональный момент. Спускаясь по лестнице, мы смотрели на все эти памятные снимки героев 11 сентября, и я подумал, как же так вышло, что столько ребят из этой части погибли. Я вспоминаю, как сказал Джон Сорентино [консультант]: “Что ж, это было давно, и я научился об этом говорить”. Я подумал: “Я никогда не сумею достойно сыграть такого человека. Они понимают вообще, кого наняли?” Я был польщен, но очень нервничал». Бёрр зря переживал. «Билл всегда был нашей мечтой», — говорит Дэйв Сайрус, соавтор Дэвидсона и Апатоу. Эта мечта начала сбываться еще тогда, возле лифта в Атлантик-Сити.Мод Апатоу играет младшую сестру Скотта по имени Клэр, прототипом которой послужила реальная сестра Пита Дэвидсона Кейси. В фильме Клэр уезжает в университет, чтобы начать новую главу в своей жизни и наконец почувствовать себя свободной от драматических переживаний брата. Она хотела, чтобы у нее было нормальное детство, но не срослось. А теперь у нее возникла возможность погрузиться с головой в жизнь колледжа. Но проблема в том, что она никак не может перестать волноваться о Скотте. «Клэр жалеет о том, что они со Скоттом не так близки, как ей хотелось бы, — считает Мод Апатоу. — При этом она очень любит брата и хочет построить с ним хорошие отношения. Она прикладывает массу усилий, пытаясь найти что-то общее с ним, потому что сама идет совсем по другой дороге».Клэр была совсем малышкой, когда умер отец, поэтому переживает свою потерю не так, как другие члены семьи. «Несмотря на хаос, сопровождавший ее взросление, Клэр пошла по другому пути, — рассказывает Мод. — Она выросла суперамбициозным человеком с большими целями и глобальными мечтами. Клэр хочет уехать из Стейтен-Айленда и учиться в колледже. А у Скотта цели нет. Он до сих пор пытается разобраться в себе. Клэр считает, что корень их конфликтов как раз в том, что у брата нет ее амбиций и драйва». Мод уже снималась несколько раз в фильмах своего отца Джадда Апатоу, но после последней их совместной работы прошло какое-то время. С тех пор, как закончились съемки фильма «Любовь по-взрослому», Мод успела превратиться в опытную исполнительницу. Отец получил истинное удовольствие, наблюдая за ее работой. «Было любопытно наблюдать за тем, как Мод играет персонажа, высказывающего Питу все, что о нем думает, — вспоминает Джадд. — Это единственный персонаж, способный выложить ему все как есть: “Вот что с тобой не так, и вот что ты делаешь”. Мод весьма убедительна и реалистична, но это не мешает ей быть смешной. Все их совместные сцены пронизаны электричеством и наполнены честностью. Любая сестра в такой ситуации, скорее всего, стала бы думать: “Ты не имеешь права говорить, что испытал больше боли, чем я!” В этом-то и заключался основной и непрекращающийся конфликт между Скоттом и Клэр».Когда Скотт не прожигает жизнь с приятелями, он встречается со своей подругой детства Келси. Келси, которую сыграла Бел Паули, — это яркая представительница той части молодежи района, которая стремится к чему-то большему. Болея всем сердцем за судьбу Стейтен-Айленда, Келси готовится сдать городской экзамен и получить работу в правительстве. Устав от нежелания Скотта обнародовать их отношения, она близка к тому, чтобы двигаться дальше без него. Эта роль привлекла Паули возможностью поработать со своим хорошим другом Дэвидсоном. «Мой парень снимался с Питом в кино два года назад, когда я играла в нью-йоркском театре, — вспоминает Паули. Мы все лето зависали вместе и здорово подружились. Когда подбирали актеров для «Короля Стейтен-Айленда», мне позвонили мои агенты и рассказали, что Пит с Джаддом решили снять фильм. Я пошла на это импровизированное прослушивание, хоть мне было и страшно до ужаса, потому что я никогда еще в таком не участвовала. Выйдя оттуда, я сказала самой себе: “Господи, все было хуже не придумаешь!” А потом Пит написал мне сообщение большими буквами о том, что все от меня в восторге».Паули заинтриговал жанр фильма, представляющий собой баланс между комедией и драмой. А еще ей показалось интересным посмотреть, как стендап Дэвидсона будет переплетаться с тонкой эмоциональностью Апатоу. «Стендап Пита — это довольно черный юмор, поэтому я знала, что комедия получится более мрачной, чем другие фильмы Джадда, — рассказывает Паули. — Я была уверена, что будет уморительно смешно, потому что Джадд способен превратить в комедию что угодно, и каждый в его руках делается смешным. Но основные темы депрессии, наркозависимости и горя мрачные сами по себе. При этом Джадд обладает удивительной способностью равномерно распределять такие моменты по сюжету, не создавая ощущение, что тебя словно обухом по голове ударили». Для Джадда было важно, чтобы зрители поверили, что эти персонажи знакомы еще с начальной школы. «Мы хотели создать ощущение, что Скотт и Келси закрутили роман, но сами не понимают, насколько далеко он может зайти, — делится Апатоу. — Каждый раз, снимая сцену с Бел, мы все смотрели друг на друга и отмечали это чувство, которое иногда возникает с некоторыми актерами. В такие моменты думаешь: “Однажды наступит день, когда мало кто поверит, что они снимались в этом фильме”. Как, например, когда Адам Драйвер снимался в «Девочках», и все мы думали: “Он даже не понимает, что его вообще здесь быть не должно”». Коллега Паули по съемочной площадке согласен с этим мнением. «Через пару лет Бел обязательно получит «Оскар»®, поэтому нам с Джаддом все время казалось, что мы ее у кого-то воруем, — рассказывает Дэвидсон. — Мы считаем, нам обоим очень повезло».Скотт проводит дни напролет со своими друзьями Оскаром, Айгором и Ричи. Они играют в видеоигры, курят травку и сбывают рецептурные лекарства окрестной молодежи. На роли тройки мастеров по принятию плохих решений Пит Дэвидсон позвал своих друзей и коллег по комедийному цеху Рики Велеса, МойзесаАриаса и Лу Уилсона. «Уверен, нет смысла заниматься чем бы то ни было, если рядом нет твоих друзей», — считает Дэвидсон. Велес рассказывает: «Мы показали, что эти парни тратят жизнь впустую. Они увязли в своем болоте и не видят солнечного света». Уилсон добавляет: «Они слишком ленивы, чтобы найти себе друзей получше. Эта компания дружит по привычке. Такие, как они, так и будут курить вместе траву, считая, что все у них отлично. Они просто бредут по замкнутому кругу».Велес играет Оскара, самого мускулистого парня в компании, и его коллеги по съемочной площадке уверены, что он идеально подходит для этой роли. «Рики идеально исполняет такого себе злобного и агрессивного чувака из Стейтен-Айленда, — считает Уилсон, который играет Ричи. — Никогда не думал, что актер способен настолько вжиться в роль, чтобы суметь причинить кому-то физический вред». На съемках Велес работал на два фронта: играл роль перед камерой и выполнял функции сопродюсера. «Рики сумел создать потрясающего персонажа, с одной стороны, харизматичного, а с другой — полнейшего лузера, который потянет вас за собой на дно, — считает Апатоу. — Изо дня в день он был удивительно смешным, а еще настоящим и даже пугающим. А потом на выходных я сидел дома и переписывал сценарий. Рики часто помогал мне, а Дэйв и Пит потом подтягивали слабые сцены. Его вклад был так велик, потому что он хорошо понимал Пита и отлично разбирался в истории. Рики стал бесценной частью команды создателей фильма». Велес был потрясен глубиной эмоций, привнесенной Апатоу в сценарий в целом, и особенно в персонажа Дэвидсона. «В этом фильме есть потрясающие диалоги. Жаль, что у Пита не было возможности поговорить так со своими родными, — говорит Велес. — Вот почему Джадда считают великим кинематографистом. Уверен, ему нет равных в этой отрасли».Мойзес Ариас играет Айгора. «Айгору в этой компании отведена роль подопытного кролика, — считает Ариас. — Он служит холстом для Скотта, ведь тому нужно на ком-то тренировать свое мастерство татуировщика. Айгор делает все, чего хотят от него приятели. Он довольствуется ролью ведомого, пока все не начинает лететь к чертям. И вот тогда он вступает в игру». Уилсон, который сыграл Ричи, до съемок ни разу не был в Стейтен-Айленде. Поэтому он решил пожить в этом районе, пока будет идти работа над фильмом, чтобы вжиться в роль. «Если бы кто-то, кто ни разу не был в Нью-Йорке, начал свое знакомство с городом со Стейтен-Айленда, а потом вдруг услышал про Манхэттен, то просто не поверил бы и послал рассказчика подальше, — уверен Уилсон. — Это два абсолютно разных места. Темп жизни и то, как живут люди... Даже топография и та разная! Стейтен-Айленд кишит сюжетами, потому что это уникальное место, не похожее ни на что другое». Он ненадолго замолкает и добавляет: «Я счастлив, что могу рассказать о нем миру».Стив Бушеми, приглашенный на роль «Папаши» — пожарного-ветерана на станции Рэя, знавшего еще отца Скотта, — органично влился в собранную команду опытных исполнителей. Более того, у легендарного актера оказалась особая связь с предложенным ему персонажем. Прежде чем стать актером, Бушеми работал пожарным в Нью-Йорке в 1980-х. Уже снимаясь в кино, он вернулся к этой работе волонтером, присоединившись к своим товарищам, ликвидирующим последствия трагедии 11 сентября. Этот добровольный вклад он считает самым важным делом в своей жизни. «Стив понимает, какую жертву принесли эти люди, потому что сам прошел через это», — считает соавтор сценария Дэйв Сайрус. Этот опыт оказался особенно ценным во время съемки сцены с тушением пожара. «Сразу видно, что работает профессионал, — говорит Билл Бёрр. — Наблюдая за Стивом, становилось понятно, что у него срабатывает мышечная память».В одной из самых пронзительных сцен «Короля Стейтен-Айленда», когда Скотт встречает Папашу вместе с другими пожарными на бейсбольном матче, он делится с ним своим мнением о том, что сотрудники служб экстренного реагирования вообще не должны иметь детей. Во время съемок этой сцены, проходивших на бейсбольном стадионе, стояла гробовая тишина. Не проронив ни слова, все слушали, как Дэвидсон говорит от чистого сердца. «Создавалось впечатление, что он забыл о том, что снимается в фильме, — вспоминает пожарный-консультант Джон Соррентино. — Он не играл. Он изливал душу». Продюсер Бэрри Мендел добавляет: «С точки зрения ребенка, это понятное отношение. Это именно то, чему посвящен фильм. А еще это эмоциональный путь, который проходит Скотт, — переход от детского отношения к более зрелому».До того, как Бушеми согласился сняться в фильме, Джадд Апатоу и Мендел попросили его поучаствовать в первой читке сценария. «Мы попросили об этом в надежде, что Стив захочет стать частью этого фильма, — признается Апатоу. — Когда он сказал «да», я был просто в восторге. Во многих смыслах этот персонаж является душой истории». Режиссер открыто считает Бушеми одним из величайших исполнителей своего поколения. «Он один из наших любимцев, как актер и как человек, — говорит Апатоу. — Он выступил режиссером эпизода «Пайн-Барренс» в сериале «Клан Сопрано». Разве можно хотеть от человека чего-то большего?» Дэвидсон разглядел более озорную сторону Бушеми, ту самую, которая заставляет всех нас влюбиться в этого заслуженного исполнителя еще больше. «Стив потрясающий, — считает Дэвидсон. — Тот факт, что он сам был пожарным, делает его игру по-настоящему особенной. Это настолько чудесный человек, что мне хочется плакать, глядя в его лицо».В то время как многие современные фильмы показывают зрителю гламурные места типа Лас-Вегаса, Лос-Анджелеса или Манхэттена, эта история рассказывает о жизни в районе, известном как «забытый город». Стейтен-Айленд — это сплоченное сообщество, которое редко показывают в кино, поэтому создателям фильма так важно было уловить дух этого района. «Жители Стейтен-Айленда — это достойнейшие, прекрасные люди, обладающие своей гордостью, которую нужно уважать, — считает продюсер Бэрри Мендел. — Это реликтовое место, которого не коснулись перемены, что несет за собой время. Люди, которые там живут, не спешат вырваться вперед, чтобы заполнить неизбежный пробел. Они счастливы жить своей жизнью, такой, какая она есть, стараясь не мудрствовать лукаво».Художник-постановщик Кевин Томпсон получил задание найти лучшую локацию для съемок, обращая первоочередное внимание на главные черты характера Стейтен-Айленда. Томпсон рассказывает о своих попытках уловить квинтэссенцию жизни города. «Здесь возникает уникальное ощущение, непохожее ни на какие другие районы Нью-Йорка, — говорит Томпсон. — В семьях тут бывает по три-четыре поколения. Дети вырастают и покупают свои дома, в Стейтен-Айленде есть даже своя бейсбольная команда младшей лиги». Дэйв Сайрус считает, что дурная репутация этого района синих воротничков не совсем заслужена. «Если бы Стейтен-Айленд находился между Делавэром и Мэрилендом, его, возможно, считали бы более классным местом», — полагает он.Создатели фильма также хотели убедиться, что сумели достаточно точно показать жизнь нью-йоркских пожарных, поэтому Томпсон провел уйму времени, изучая местные пожарные части и погружаясь в жизнь сообщества. «Мы исследовали и посетили 20 пожарных частей Стейтен-Айленда, — рассказывает Томпсон, — изучая, как они работают, как работают машины и двигатели, и сколько пожарных одновременно находятся на станции». Его команда также ездила на станцию в Бруклин-Хайтс, где работал отец Пита и Кейси. Основная цель поездок по пожарным частям и изучения того, как работают там люди, заключалась только в одном: разобраться в слаженной работе команд и передать эту впечатляющую согласованность на экране.Большинство сцен снимались в самом Стейтен-Айленде, в том числе в парке Сент-Джордж (где соревнуются «Янки Стейтен-Айленда»), конечной точке знаменитой паромной переправы Стейтен-Айленд Ферри. Любимая пиццерия жителей Стейтен-Айленда «У Денино» стала первым местом работы Скотта. Владелец Майкл Денино и его работники пекли одну пиццу за другой, чтобы накормить актеров и съемочную бригаду во время съемок. Дом семьи Карлин, где вот уже много лет проживает Марджи со своими детьми Скоттом и Клэр, располагался на Лэйк-Авеню. В фильме также засветились и другие небезызвестные места Стейтен-Айленда, в том числе тату-салон «Ron&Dave’sTattooing» на Мэйнор-Роуд, парк Фон Брисен на пересечении Бэй-Стрит и Норт-Роуд и Форт Уодсворт, расположенный на главном проходе в гавань Нью-Йорка. Пожарная часть, где работают Рэй и Папаша — и где проводит время Скотт, когда Марджи выставляет его из дома, — это депо 163/83 на Джуитт-Авеню.Получив задание изучить Стейтен-Айленд и его влияние на решения, принимаемые персонажами, художник по костюмам Сара Мэй Бертон, которая недавно работала с ДжаддомАпатоу и Бэрри Менделом над фильмом «Любовь — болезнь», с головой погрузилась в жизнь района. «Я люблю глубоко изучать мир и выяснять, на чем строятся его реалии. А еще люблю сама строить уникальные миры внутри фильмов», — делится Бертон. Она отмечает, что ей постоянно бросалась в глаза уникальная «униформа», характерная для этого города. «Находясь там, я все время отмечала людей в футболках местного пошива, — вспоминает Бертон. — Мы начали отталкиваться от этого, пытаясь встроить футболки, сшитые в Стейтен-Айленде, в сюжет, придав ему тем самым дополнительный оттенок реалистичности».Сам Пит Дэвидсон предпочитает ультрамодную «уличную» одежду, в то время как его персонажу Скотту требовалось что-то иное. В гардеробе Скотта не найти дорогущей одежды. Он предпочитает обычные шорты и футболки, большую часть которых носит, по всей видимости, еще с подросткового возраста. Чтобы одеть Скотта и его дружков, Бертон вываривала джинсы и искусственно состаривала повседневную одежду, чтобы она не выглядела слишком новой. Для пожарных Бертон поставила перед собой цель найти настоящую униформу, которая подчеркнула бы честь профессии и помогла бы придать аутентичности персонажам. Работа оказалась не из легких — команде пришлось два дня кряду отслеживать объявления в разделе для пожарных, чтобы подобрать нужного поставщика из Квинса. Но оно того стоило. «Мы показываем тяжело работающих людей, которые каждый день делают свое дело, — объясняет Бертон. — Надеюсь, мы рассказали хорошую историю о них». Работая над костюмами, она ставила достоверность и аутентичность во главу угла. «Надеюсь, жителям Стейтен-Айленда понравится, — говорит Бертон. — Мы сделали все возможное, чтобы показать их такими, какие они есть, и увидели много прекрасных вещей, которые может предложить этот район. У меня такое ощущение, как будто мы написали любовное письмо Стейтен-Айленду и всему, что он собой олицетворяет. Надеюсь, они тоже это почувствуют».Создатели фильма хотели достоверно рассказать о мужчинах и женщинах, работающих в пожарной службе Нью-Йорка, поэтому обратились к пожарному Терри Куинну с предложением выступить в роли консультанта во время съемок. Куинн, который главным образом отвечал за пожарные сцены в фильме, работал вместе со своим коллегой по пожарной службе Нью-Йорка Джоном Соррентино, близким другом отца Дэвидсона, с которым они вместе работали в Бруклин-Хайтс. К счастью, 11 сентября 2001 года Соррентино был выходным и поэтому остался жив, в отличии от многих своих братьев, дежуривших в тот день. Чтобы поделиться опытом, Сорретино предложил Питу Дэвидсону, Биллу Бёрру и ДжаддуАпатоу провести день с ним и другими пожарными, прийти в часть и понаблюдать за их повседневной работой. Благодаря богатому профессиональному опыту Куинн и Соррентино оказались весьма полезными при съемках ключевых сцен фильма (например, когда бригада Рэя эвакуировалась из объятого дымом и пламенем здания), а также при написании большинства диалогов между сотрудниками службы чрезвычайного реагирования. Соррентино также сыграл небольшую роль в фильме, исполнив мечту всей своей жизни.Пит Дэвидсон и его сестра Кейси, как и многие другие жители Стейтен-Айленда, знают, что такое детство ребенка пожарного, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Их мать Эми знает все о жизни вдовы, поднимающей детей в одиночестве после 11 сентября. Равно как и бессчетное количество других вдов и вдовцов. «Каждый человек, бывший в тех башнях, заслуживает признания», — считает Дэйв Сайрус. Во все времена такие пожарные, как Скотт Дэвидсон, Стив Бушеми, Терри Куинн и Джон Соррентино, служили примером храбрыхлюдей, берущих на себя обязанность спасать жизни и защищать ньюйоркцев. Команда Апатоу снимала все пожарные сцены в депо 163/83, где работали настоящие пожарные, выезжающие на вызов по звонку и вновь возвращающиеся на свой пост. Актеры и члены съемочной группы «Короля Стейтен-Айленда» сумели проникнуться духом этой пожарной части, делая свое дело бок о бок с людьми, реагирующими на реальные чрезвычайные ситуации. «Один из пожарных сказал кое-что такое, что поразило меня до глубины души, — делится Бэрри Мендел. — Он сказал: “Люди не представляют себе, насколько нам не все равно, как важно для нас то, что мы делаем”. Пускай эта фраза слишком банальна, чтобы вставить ее в фильм, но я не думаю, что кто-то придавал этому значение раньше. Это стало нашей миссией — заставить людей понять, насколько пожарным не все равно. Уверен, в личной жизни они также многогранны, как и все остальные люди. Но выполнение такой благородной работы дарит им определенное чувство внутреннего удовлетворения. Едва уловимое, но оттого не менее прекрасное». Каждый раз, когда случалось сталкиваться со старыми друзьями Скотта Дэвидсона, вся съемочная группа чувствовала исходящую от них любовь. «Они на самом деле любили отца Пита, — считает Апатоу. — Мы много снимали этих людей в сценах в баре, куда ходят пожарные. Они говорят о нем так, словно потеряли его всего месяц назад. Он оставил неизгладимый след в их душах, ведь они вместе пережили много боли. Глядя на них, вы видите связь, которой не бывает у большинства других людей». Апатоу надеется, что «Король Стейтен-Айленда» воздаст должное сотрудникам служб экстренного реагирования и жертвам, которые они и члены их семей приносят ради нас. «Мы постоянно думали об этом, — признается Апатоу. — Мы знали, что должны поступить правильно в отношении всех этих людей. Мы должны были снять фильм, который покажет им наше уважение, — фильм, который порадует их и даст почувствовать, что их поняли. Это было нашей целью».Вдобавок к дизайнерским решениям, предложенным Дэйвом Сайрусом, в фильме используется много работ консультанта Лондона Риза, тату-художника из Южной Калифорнии, старого знакомого Пита Дэвидсона. Много лет назад друзья набили себе татуировки, посвященные болезни Крона, и с тех пор прониклись взаимным доверием и уважением к искусству и друг другу. «Лондон сделал за меня большую работу и разработал многие дизайны татуировок для нашего фильма, — рассказывает Дэвидсон. — Это было нелегко. Такие художники настолько хороши в своем деле, что их практически невозможно заставить намеренно рисовать всякую дрянь». Джадд Апатоу с уважением отнесся к приверженности Дэвидсона этой форме искусства. «У Пита сформировалась глубокая, буквально физическая связь с татуировками, — рассказывает Апатоу. — Он заверяет, что они его успокаивают. Я долго изучал татуировки и разбирался в причинах, почему люди их бьют. У меня самого их нет. Пит уговаривал меня набить себе тату, но я не согласился». Он делает паузу и продолжает: «Мне потребовалось собрать всю свою волю в кулак, чтобы отказаться...» Одним из самых сложных аспектов фильма была попытка вычислить, к какому стилю должны относиться татуировки Скотта: насколько хорош должен быть он сам, и насколько плохи его тату? «Нам пришлось провести масштабное исследование искусства тату, — рассказывает Апатоу. — Мы нашли несколько мастеров, работы которых заставили нас подумать: “О, именно такие тату бьет Скотт”. А еще мы хотели написать этими чернилами историю, чтобы, глядя на друзей Скотта, можно было увидеть, как он практиковался на них, начиная со старшей школы и до сегодняшнего дня. Они все покрыты татуировками, уровень качества которых зависит от того, в каком году их набил Скотт. Но теперь друзья сыты по горло этим, и ему больше не на ком экспериментировать».Работая над персонажем Скотта, мы подумали, что будет достовернее, если у него за спиной не будет «классического» обучения. «Есть тату-мастера, которые начинают свой путь как ученики. Они идут работать в салон и учатся там всему традиционным образом, с низов, — рассказывает Бэрри Мендел. — А есть балбесы, которые просто начинают бить тату у себя в гараже. Лондон Риз был как раз из таких, когда только начинал свое дело, поэтому и у Пита такой стиль, как у тату-мастера. Он рисует и экспериментирует, но его работы сложно отнести к фотореализму. У него свое представление и свое чувство стиля... энергия низов. Мы просмотрели десятки тысяч татуировок и побеседовали с толпами мастеров, стараясь найти его стиль. Особенно вдохновил нас тату-художник из Северной Калифорнии DISCOUNT STAB SHACK, а еще французский мастер FUZI. Оба работают в так называемом «невежественном стиле». Оба мастера предоставили свои разработки для фильма». Также, как и персонаж Дэвидсона Скотт, Риз поначалу бил татуировки всем друзьям, которые разрешали на себе практиковаться. «Я начинал с маленьких логотипов заправки, которые набивал всем нашим парням из Chevron, пока он был открыт, — вспоминает Риз. — Люди заходили к нам за утренней газетой, кофе и бананами и ничего не говорили. Они просто таращились квадратными глазами, пока платили за свои покупки... Но глаз при этом не отводили, такие: “Что это за фигня вообще?” Так что многие из нас, татуировщиков, которые начинали заниматься этим в ранней молодости, узнают друг друга по таким историям. Тупой способ принимать решения, согласитесь». Овладение мастерством татуировщика — это, фактически, метафорическое выражение пути, который проходит Скотт. «С этим не разобраться за один день, — считает Риз. — Это один шажок за раз, один день за раз. Ты просто делаешь мелкие успехи, достигая прогресса по крохам. Достаточно сказать себе: “Ладно, завтра я вернусь к этому снова”. Ты просто надеешься, что сегодня у тебя получится лучше, чем вчера».Хоть «Король Стейтен-Айленда» и не боевик, создателям фильма все же пришлось потрудиться над трюками. Например, в сцене ограбления аптеки с участием Скотта, его друзей и оружия, а также во время драки между Скоттом и Рэем во дворе дома Марджи. Мечтая, чтобы мать порвала с Рэем, Скотт накурился с его первой женой Джиной, и та поделилась «ценными» грязными фактами из прошлого Рэя. Рэю это закономерно не понравилось. «Кульминация фильма наступает, когда Рэй бросается на Скотта, и они начинают драться, — рассказывает Джадд Апатоу. — В конце концов Рэй швыряет Скотта в бассейн, стоящий во дворе. Я люблю снимать «мокрые» драки, которые выглядят как настоящие потасовки в реальной жизни. Например, как поставленная нами драка между Эриком Баной и Адамом Сэндлером, когда мы снимали “Приколистов”». Команде пришлось потрудиться, чтобы срежиссировать ужасающую драку, в пылу которой Рэй чуть дух не вышиб из Скотта, даже зная, что по лицу его бить нельзя. «Самым волнующим для меня в этой сцене было то, что я смог поработать с Бобом Элсвитом, одним из лучших операторов-постановщиков в мире, — рассказывает Апатоу. — Боб снимал «Ночи в стиле буги» и «Нефть». Я сейчас веду переговоры о съемках фильма «Борн», который тоже будет снимать он». Он ненадолго замолкает и добавляет: «Может, мне предложат снять супергеройское кино на основе этого сюжета. Все может быть». Бёрр вспоминает: «У моего персонажа были такие слова: “Господи, какой ты легкий!” И это правда, Пит легкий. Я все думал: “Я точно не смогу поднять этого парня. В нем же росту 192 сантиметра, а я староват, да и плечо травмировано”. Мне посоветовали использовать так называемый «пожарный захват», и это сработало. Так что я ушел от удара, а потом подобрался и схватил его. Подтверждаю: Пит легкий, как пушинка. У него птичьи косточки. Он может сидеть на проводах, и те не порвутся». По словам Дэвидсона, бесчисленные дни подготовки к съемкам, трюков и самих съемок выжали его досуха. «Господи, как я устал», — делится он. А еще эта работа изменила его мнение о звездах высшего эшелона. «Знаете, Том Круз — самый трудолюбивый человек в мире. Он летает на вертолетах и делает еще кучу всего того, что я не умею. Это безумно тяжело. Все, кто занимается вот этим вот всем, зарабатывают каждый свой пенни потом и кровью».Двукратный обладатель BMI FilmMusicAward Майкл Эндрюс работает с ДжаддомАпатоу еще со времен знаменитых телесериалов «Хулиганы и ботаны» и «Неопределившиеся», а его сотрудничество с Бэрри Менделом началось во время съемок фильмов «Приколисты» и «Девичник в Вегасе». «Совместное творчество служит катализатором моей музыкальной эволюции, — делится Эндрюс. — Во время работы над разными фильмами и чисто музыкальными проектами мне посчастливилось сотрудничать с поистине великими людьми. Музыканты, киномонтажеры, режиссеры — все они выталкивали меня из зоны комфорта, заставляя учиться и расти. Джадд и Бэрри понимают, что у меня нет устоявшегося стиля работы, — продолжает Эндрюс. — Я всегда готов принять вызов. Я имею в виду постоянное переосмысление своего подхода к фильму. Поскольку для проектов Джадда характерен постоянно меняющийся баланс смысловых оттенков, переосмысление своего подхода к тому или иному эпизоду фильма служит ключом к успеху. Конкретная методология или устоявшийся стиль не работают для таких проектов вообще». Эндрюс считает, что его задача заключается в том, чтобы фильтровать мечты и желания режиссера, с которым он работает, и пропускать его видение через свое. «Мало просто быть музыкальным мастером. Это лишь часть шоу. Еще одна часть зависит от личной интерпретации чувств и от того, как я сумею выразить их по-своему, — считает Эндрюс. — Одни режиссеры ждут от меня более личного видения. Другие хотят больше мастерства и просят использовать конкретный стиль, свойственный тому или иному жанру». Композитор ненадолго умолкает, а затем продолжает: «Одни ребята ждут, что я пойду против правил, а другие нет». Размышляя о запомнившихся музыкальных элементах, которые помогли ему рассказать историю взросления Скотта, Эндрюс говорит: «Наши дискуссии строились вокруг того, как придать этому фильму максимальную реалистичность. Мы хотели убрать как можно больше «киношных» моментов. Мы старались избегать широко распространенных ловушек. Поэтому, в конце концов, проследив путь Скотта от начала и до конца, мы решили не использовать фоновой музыкидо третьего акта».Выбирая основные инструменты для каждого персонажа, композитор черпал вдохновение у своих коллег по цеху, которыми всегда восхищался. «Мы обратились к нескольким великолепным музыкантам и предложили им сотрудничество. Среди них были ДЖЕЙСОН ЧОН (известный как NOSAJ THING) и ЭМИЛЬ ХЕЙНИ, — рассказывает Эндрюс. — Это потрясающие артисты, каждый в своем роде. Мы хотели, чтобы мир Скотта звучал по-современному». Работа с Чоном и Хейни расширила творческие горизонты Эндрюса и помогла ему переосмыслить весь процесс. «Что касается инструментальной части, передо мной раскрывался широкий выбор звуков, от которых я мог отталкиваться, — рассказывает Эндрюс. — Благодаря обработке и идеям Эмиля и NT мы сумели создать действительно свежую музыку». В то время как некоторые композиторы стремятся создавать отдельные темы для каждого персонажа, Эндрюс не хотел, чтобы звуковой ряд ассоциировался с конкретными людьми. Они с Апатоу отдали предпочтение более глобальному подходу. Избегая традиционной методики «своя тема для каждого человека», они сумели реализовать замысел «как звучит этот мир?» Композитор Донни Дарко отдал должное тому, как его коллеги-музыканты развернулись в «Короле Стейтен-Айленда», и вдохновился их стремлением по-другому взглянуть на то, что делалось во время прошлых проектов. «Меня порадовало знакомство с музыкальным миром моих коллег Джейсона и Эмиля.Мы продолжим сотрудничать с ними в будущем, — говорит Эндрюс. — Здорово попасть в проект и открыться навстречу тому, что происходит, не пытаясь контролировать ни процесс, ни результат. Обожаю удивляться».
Отзывы