Подумать только! Ведь не так давно – в исторической перспективе, понятно – американцев запугивали азиатским нашествием, подразумевая под коварными выходцами с Востока то китайцев, то японцев, а то и русских, якобы угрожавших из-за «железного занавеса». В кинематографе общественные фобии нашли отражение, в частности, в боевике «Год дракона» /1985/, живописавшем мрачные реалии нью-йоркского Чайна-тауна, и в детективе «Восходящее солнце» /1993/, посвящённом расследованию обстоятельств гибели «девочки по вызову» в штаб-квартире одной из корпораций Страны Восходящего Солнца. Отголоски давнего поветрия периодически дают о себе знать и поныне. Чего только стоит новый «Красный рассвет» /2012/, где место советско-кубинских оккупантов Соединённых Штатов, зверствовавших в оригинале Джона Милиуса, должна была занять армия КНР – но после настоятельных просьб из Пекина (подкреплённых угрозой экономических санкций, не иначе) заняли войска КНДР. И тем не менее сложно не поразиться радикальной смене идеологических установок «фабрики грёз»… Причём появление «Райи и последнего дракона» в некотором отношении даже более показательно, чем, скажем, выход игровой версии легенды об отважной Мулан (Хуа Мулань), поскольку в случае с детищем Ники Каро хотя бы угадывался расчёт на огромный кинорынок Китайской Народной Республики. От руководства Walt Disney Pictures требовалась, что ни говори, известная смелость (и, кстати сказать, дальновидность), чтобы, вложив минимум $100 млн., запустить в производство сценарий Ки Нгуена и Адель Лим, которые, вынашивая замысел, явно отдавали дань своим корням – соответственно вьетнамским и малазийским.
Конечно, здесь не следует ударяться в крайность. Авторы вовсе не норовили отринуть вековые голливудские наработки. Причисление Райи к пёстрой когорте диснеевских принцесс (1) видится вполне оправданным, а, скажем, добрый Тук Тук выполняет примерно ту же драматургическую функцию, что рыбка Флаундер при русалочке Ариэль или енот-полоскун Мико, сопровождавший индианку Покахонтас. Да и трактовка образа дракона, вроде бы соответствующая не представлениям Запада (там они испокон веков считались воплощением абсолютного зла), а исполненной глубокого почтения восточной традиции, не так проста. Сису, озвученная (в англоязычной версии) популярной певицей и комедианткой Аквафиной, обладательницей выразительного, запоминающегося голоса, мало напоминает мудрое создание, особенно когда принимает человеческое обличие… Причудливый мир, пятьсот лет назад составлявший прекрасную, единую и неделимую, существовавшую в ладу страну Кумандру, а ныне распавшийся на пять враждующих земель (Клык, Сердце, Хвост, Хребет и Коготь), едва ли мог родиться исключительно в воображении художников. Тот факт, что кинематографисты совершили длительный тур по Юго-Восточной Азии, вдохновляясь природой и объектами материальной культуры Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, Мьянмы, Малайзии, Индонезии и Филиппин, в высшей степени знаменателен! Вместе с тем не сказать, чтобы обитатели могущественных держав, столкнувшихся со страшным бедствием, вели себя как-то непривычно, руководствуясь мотивами, непонятными современному человеку, или служа непостижимым, чуждым идеалам. В том, по-видимому, и выражается пресловутая глобализация (во всяком случае в идеологическом аспекте), какой её представляют себе заокеанские творцы. В этом смысле мультфильм воспринимается произведением программным.
И есть ещё одно обстоятельство, изумляющее на сеансе даже сильнее. Постановка Дона Холла, Карлоса Лопеса Эстрады, Пола Бриггса и Джона Райпы, вероятно, произвела бы на самых впечатлительных зрителей и вовсе неизгладимое впечатление в разгар почти повсеместно введённого карантина, причём тут неважно, что проект стартовал задолго до пандемии (первые сообщения в прессе мелькнули в мае 2018-го). Мрачная картина опустошённых (опустошённых стараниями друунов, превращающих людей в камни) территорий, по которым Райя путешествует верхом на верном Тук Туке в поисках последнего дракона, поневоле провоцируют ассоциации с унылыми урбанистическими пейзажами во время принятых правительствами ограничительных мер. Да и в тех городах, где пока удалось сдержать натиск нечисти, царит тотальное взаимное недоверие: если невинное дитя (пронырливая Малышка Ной) на поверку оказывается мошенницей и предводительницей банды юрких обезьяноподобных зверушек под названием онги, что уж говорить о прочих… Впрочем, выискивание злободневных мотивов невольно огрубляет благородный посыл ленты.
Райя, странствующая, стараясь не привлекать к себе внимание (замотавшись в плащ и скрывая лицо под широкополой конической шляпой), напоминает внешним видом многих экранных воинов: от Цубаки Сандзюро до Дзюбэя Кибагами из «Манускрипта ниндзя» /1993/. И сцены поединков (включая противоборство двух наследниц престолов, начиная с первой схватки ещё в отрочестве) нарисованы на уровне лучших аниме, мастера которых на соответствующих эпизодах, как говорится, собаку съели. Особенно выразительно работает деталь – меч принцессы, способный, повергая врагов в ужас, трансформироваться и разрастаться. Однако создатели картины аккуратно проводят мысль о том, что иногда залогом победы служит не сила, не хитрость, даже не вера в свою правоту как таковая. Боун, гордящийся искусством приготовления вкусных блюд, озвучивает не самый продуманный план проникновения в сердце царства Клыка, где находится последний осколок драконьего камня. План, в котором силы лазутчиков явно переоценены, а мощь противника, наоборот, недооценена. Однако в сравнении с затеей, предложенной Сису, идея юного повара кажется не такой уж глупой. Как может демонстрировать подобную бесхитростность дракон? Неужели уловок со стороны людей не хватило, чтобы сделать должные выводы о человеческой природе?.. А вот она верит, что на Намаари рано ставить крест – и всё тут!
Мультфильм, хотя и не основанный на литературном произведении, последовательно выстроен по законам фэнтези – и действительно порадует любителей специфического жанра. Чтобы спасти мир от друунов, героям предстоит пройти через массу захватывающих дух испытаний, но здесь интереснее другое. Одно дело – внешняя угроза, априори не допускающая компромиссов. Но в том и заключается беда, что относительное благополучие моментально улетучивается, как только раскалывается камень, из-за чего резко ослабевает драконья магия – и злые духи вырываются из заточения. Распри и раздоры, подогреваемые «законными» амбициями конкретных личностей, в любое время не несут ничего хорошего, однако вражда на грани катастрофы – равносильна коллективному акту суицида. Сису истово верит, что единственное средство – первыми продемонстрировать доверие, и чем дальше, тем менее её убеждённость видится наивной. Подпитываемое страхами (разной природы) эсхатологическое настроение, характерное, увы, для многих современников кинематографистов, вообще замечательно передано в «Райе и последнем драконе» – и сценаристы даже прибегают к крайним мерам, допуская гибель тех, за кого зрители болеют всей душой. Тем не менее сеанс покидаешь исполненным оптимизма и радости, с чувством искренней благодарности авторам за страстный гуманистический пафос. Сису словно помнит о бессмертных заветах нашего кота Леопольда, не устававшего взывать: «Ребята, давайте жить дружно!» В кризисную эпоху тотальный разлад переживается особенно остро, и, казалось бы, несбыточная мечта о восстановлении утраченной гармонии (в контексте сюжета – о собирании земель раздробленной Кумандры) вполне может стать той идеей, что, овладев массами, обретёт материальную силу.
_______
1 – Между прочим, эта медиафраншиза входит в число самых успешных по величине полученных суммарных доходов.
8
,8
2021, США, Фэнтези
107 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Подумать только! Ведь не так давно – в исторической перспективе, понятно – американцев запугивали азиатским нашествием, подразумевая под коварными выходцами с Востока то китайцев, то японцев, а то и русских, якобы угрожавших из-за «железного занавеса». В кинематографе общественные фобии нашли отражение, в частности, в боевике «Год дракона» /1985/, живописавшем мрачные реалии нью-йоркского Чайна-тауна, и в детективе «Восходящее солнце» /1993/, посвящённом расследованию обстоятельств гибели «девочки по вызову» в штаб-квартире одной из корпораций Страны Восходящего Солнца. Отголоски давнего поветрия периодически дают о себе знать и поныне. Чего только стоит новый «Красный рассвет» /2012/, где место советско-кубинских оккупантов Соединённых Штатов, зверствовавших в оригинале Джона Милиуса, должна была занять армия КНР – но после настоятельных просьб из Пекина (подкреплённых угрозой экономических санкций, не иначе) заняли войска КНДР. И тем не менее сложно не поразиться радикальной смене идеологических установок «фабрики грёз»… Причём появление «Райи и последнего дракона» в некотором отношении даже более показательно, чем, скажем, выход игровой версии легенды об отважной Мулан (Хуа Мулань), поскольку в случае с детищем Ники Каро хотя бы угадывался расчёт на огромный кинорынок Китайской Народной Республики. От руководства Walt Disney Pictures требовалась, что ни говори, известная смелость (и, кстати сказать, дальновидность), чтобы, вложив минимум $100 млн., запустить в производство сценарий Ки Нгуена и Адель Лим, которые, вынашивая замысел, явно отдавали дань своим корням – соответственно вьетнамским и малазийским. Конечно, здесь не следует ударяться в крайность. Авторы вовсе не норовили отринуть вековые голливудские наработки. Причисление Райи к пёстрой когорте диснеевских принцесс (1) видится вполне оправданным, а, скажем, добрый Тук Тук выполняет примерно ту же драматургическую функцию, что рыбка Флаундер при русалочке Ариэль или енот-полоскун Мико, сопровождавший индианку Покахонтас. Да и трактовка образа дракона, вроде бы соответствующая не представлениям Запада (там они испокон веков считались воплощением абсолютного зла), а исполненной глубокого почтения восточной традиции, не так проста. Сису, озвученная (в англоязычной версии) популярной певицей и комедианткой Аквафиной, обладательницей выразительного, запоминающегося голоса, мало напоминает мудрое создание, особенно когда принимает человеческое обличие… Причудливый мир, пятьсот лет назад составлявший прекрасную, единую и неделимую, существовавшую в ладу страну Кумандру, а ныне распавшийся на пять враждующих земель (Клык, Сердце, Хвост, Хребет и Коготь), едва ли мог родиться исключительно в воображении художников. Тот факт, что кинематографисты совершили длительный тур по Юго-Восточной Азии, вдохновляясь природой и объектами материальной культуры Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, Мьянмы, Малайзии, Индонезии и Филиппин, в высшей степени знаменателен! Вместе с тем не сказать, чтобы обитатели могущественных держав, столкнувшихся со страшным бедствием, вели себя как-то непривычно, руководствуясь мотивами, непонятными современному человеку, или служа непостижимым, чуждым идеалам. В том, по-видимому, и выражается пресловутая глобализация (во всяком случае в идеологическом аспекте), какой её представляют себе заокеанские творцы. В этом смысле мультфильм воспринимается произведением программным. И есть ещё одно обстоятельство, изумляющее на сеансе даже сильнее. Постановка Дона Холла, Карлоса Лопеса Эстрады, Пола Бриггса и Джона Райпы, вероятно, произвела бы на самых впечатлительных зрителей и вовсе неизгладимое впечатление в разгар почти повсеместно введённого карантина, причём тут неважно, что проект стартовал задолго до пандемии (первые сообщения в прессе мелькнули в мае 2018-го). Мрачная картина опустошённых (опустошённых стараниями друунов, превращающих людей в камни) территорий, по которым Райя путешествует верхом на верном Тук Туке в поисках последнего дракона, поневоле провоцируют ассоциации с унылыми урбанистическими пейзажами во время принятых правительствами ограничительных мер. Да и в тех городах, где пока удалось сдержать натиск нечисти, царит тотальное взаимное недоверие: если невинное дитя (пронырливая Малышка Ной) на поверку оказывается мошенницей и предводительницей банды юрких обезьяноподобных зверушек под названием онги, что уж говорить о прочих… Впрочем, выискивание злободневных мотивов невольно огрубляет благородный посыл ленты. Райя, странствующая, стараясь не привлекать к себе внимание (замотавшись в плащ и скрывая лицо под широкополой конической шляпой), напоминает внешним видом многих экранных воинов: от Цубаки Сандзюро до Дзюбэя Кибагами из «Манускрипта ниндзя» /1993/. И сцены поединков (включая противоборство двух наследниц престолов, начиная с первой схватки ещё в отрочестве) нарисованы на уровне лучших аниме, мастера которых на соответствующих эпизодах, как говорится, собаку съели. Особенно выразительно работает деталь – меч принцессы, способный, повергая врагов в ужас, трансформироваться и разрастаться. Однако создатели картины аккуратно проводят мысль о том, что иногда залогом победы служит не сила, не хитрость, даже не вера в свою правоту как таковая. Боун, гордящийся искусством приготовления вкусных блюд, озвучивает не самый продуманный план проникновения в сердце царства Клыка, где находится последний осколок драконьего камня. План, в котором силы лазутчиков явно переоценены, а мощь противника, наоборот, недооценена. Однако в сравнении с затеей, предложенной Сису, идея юного повара кажется не такой уж глупой. Как может демонстрировать подобную бесхитростность дракон? Неужели уловок со стороны людей не хватило, чтобы сделать должные выводы о человеческой природе?.. А вот она верит, что на Намаари рано ставить крест – и всё тут! Мультфильм, хотя и не основанный на литературном произведении, последовательно выстроен по законам фэнтези – и действительно порадует любителей специфического жанра. Чтобы спасти мир от друунов, героям предстоит пройти через массу захватывающих дух испытаний, но здесь интереснее другое. Одно дело – внешняя угроза, априори не допускающая компромиссов. Но в том и заключается беда, что относительное благополучие моментально улетучивается, как только раскалывается камень, из-за чего резко ослабевает драконья магия – и злые духи вырываются из заточения. Распри и раздоры, подогреваемые «законными» амбициями конкретных личностей, в любое время не несут ничего хорошего, однако вражда на грани катастрофы – равносильна коллективному акту суицида. Сису истово верит, что единственное средство – первыми продемонстрировать доверие, и чем дальше, тем менее её убеждённость видится наивной. Подпитываемое страхами (разной природы) эсхатологическое настроение, характерное, увы, для многих современников кинематографистов, вообще замечательно передано в «Райе и последнем драконе» – и сценаристы даже прибегают к крайним мерам, допуская гибель тех, за кого зрители болеют всей душой. Тем не менее сеанс покидаешь исполненным оптимизма и радости, с чувством искренней благодарности авторам за страстный гуманистический пафос. Сису словно помнит о бессмертных заветах нашего кота Леопольда, не устававшего взывать: «Ребята, давайте жить дружно!» В кризисную эпоху тотальный разлад переживается особенно остро, и, казалось бы, несбыточная мечта о восстановлении утраченной гармонии (в контексте сюжета – о собирании земель раздробленной Кумандры) вполне может стать той идеей, что, овладев массами, обретёт материальную силу. _______ 1 – Между прочим, эта медиафраншиза входит в число самых успешных по величине полученных суммарных доходов.