Казахский режиссёр Акан Сатаев, который дебютировал в качестве режиссёра сравнительно поздно - в 37 лет, потом работал интенсивно, сняв 12 фильмов и два минисериала, причём отличался всеядностью, чередуя криминальные истории про рэкетиров и ликвидаторов с историко-биографическими картинами, в частности, приложив руку к одной из лент в игровом цикле о Нурсултане Назарбаеве. Кстати, он уже несколько лет сотрудничает с Алиёй Назарбаевой, младшей дочерью первого президента Республики Казахстан и лидера нации, чьи цитаты использованы ещё в первом дорогостоящем проекте Сатаева - «Тысяча храбрых мальчишек» / «Отважные», действие которого происходило во второй четверти XVIII века и было посвящено борьбе разрозненных казахских племён против джунгар. И в том фильме, можно сказать, оказалась впервые заявленной тема женщины-воина, молодой девушки Корлан, сражающейся наравне с парнями-батырами, вместе с которыми она выросла и обучилась военному искусству.
Между прочим, названная картина вызвала немалый интерес на Западе - так что её постановщик был привлечён для создания своей первой англоязычной ленты «Хакер», пусть и касающейся уже «современных битв» двух юношей и одной девушки со всем мировым капиталом. Но даже в его единственной арт-хаусной работе экспериментального плана под названием «Она», вновь по сценарию верного и постоянного соавтора Тимура Жаксылыкова, нетрудно обнаружить вполне феминистский подход к материалу, когда почти на всём протяжении действия мы видим на экране в абсолютно пустом мире только одну женщину-балерину, и её дочь, а больше никого вроде как не существует на свете.
Происходящее в фильме «Томирис» относится к более давним временам ещё до нашей эры, и можно предположить, что в рассказе о соперничестве саков и массагетов, которые принадлежали всё-таки к общей группе кочевников, живших на территории Южного Казахстана и Киргизии, использованы сведения о высоком положении женщин в тогдашней общественной иерархии. Например, была известна Томирия, вдова местного царя, которая в войне с Киром, вождём персов, стояла во главе войска массагетов. Правда, в экранной версии Томирис - дочь сакского царя Спаргапа, злодейски убитого массагетами. Чудом спасшаяся от расправы маленькая девочка потом вырастает в грозную воительницу, способную повести за собой в бой тысячи соплеменников.
И если первая треть «Томириса» не выглядит столь привлекательной с точки зрения масштабного исторического зрелища, то в дальнейшем создатели фильма явно навёрстывают упущенное. Будучи уже опытным в весьма нелёгком деле воссоздания минувших эпох и набравшись мастерства в представлении на экране всевозможных схваток - как индивидуальных, так и массовых, режиссёр Акан Сатаев чувствует себя увереннее в этом «пеплуме по-казахски». Да и вообще в современном кинематографе Казахстана сформировалась определённая традиция эпических повествований на историческом материале, начало которых было положено ещё в «Гибели Отрара», снятой как раз на сломе «советской империи».
8
,0
2019, Казахстан, Исторические
155 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Казахский режиссёр Акан Сатаев, который дебютировал в качестве режиссёра сравнительно поздно - в 37 лет, потом работал интенсивно, сняв 12 фильмов и два минисериала, причём отличался всеядностью, чередуя криминальные истории про рэкетиров и ликвидаторов с историко-биографическими картинами, в частности, приложив руку к одной из лент в игровом цикле о Нурсултане Назарбаеве. Кстати, он уже несколько лет сотрудничает с Алиёй Назарбаевой, младшей дочерью первого президента Республики Казахстан и лидера нации, чьи цитаты использованы ещё в первом дорогостоящем проекте Сатаева - «Тысяча храбрых мальчишек» / «Отважные», действие которого происходило во второй четверти XVIII века и было посвящено борьбе разрозненных казахских племён против джунгар. И в том фильме, можно сказать, оказалась впервые заявленной тема женщины-воина, молодой девушки Корлан, сражающейся наравне с парнями-батырами, вместе с которыми она выросла и обучилась военному искусству. Между прочим, названная картина вызвала немалый интерес на Западе - так что её постановщик был привлечён для создания своей первой англоязычной ленты «Хакер», пусть и касающейся уже «современных битв» двух юношей и одной девушки со всем мировым капиталом. Но даже в его единственной арт-хаусной работе экспериментального плана под названием «Она», вновь по сценарию верного и постоянного соавтора Тимура Жаксылыкова, нетрудно обнаружить вполне феминистский подход к материалу, когда почти на всём протяжении действия мы видим на экране в абсолютно пустом мире только одну женщину-балерину, и её дочь, а больше никого вроде как не существует на свете. Происходящее в фильме «Томирис» относится к более давним временам ещё до нашей эры, и можно предположить, что в рассказе о соперничестве саков и массагетов, которые принадлежали всё-таки к общей группе кочевников, живших на территории Южного Казахстана и Киргизии, использованы сведения о высоком положении женщин в тогдашней общественной иерархии. Например, была известна Томирия, вдова местного царя, которая в войне с Киром, вождём персов, стояла во главе войска массагетов. Правда, в экранной версии Томирис - дочь сакского царя Спаргапа, злодейски убитого массагетами. Чудом спасшаяся от расправы маленькая девочка потом вырастает в грозную воительницу, способную повести за собой в бой тысячи соплеменников. И если первая треть «Томириса» не выглядит столь привлекательной с точки зрения масштабного исторического зрелища, то в дальнейшем создатели фильма явно навёрстывают упущенное. Будучи уже опытным в весьма нелёгком деле воссоздания минувших эпох и набравшись мастерства в представлении на экране всевозможных схваток - как индивидуальных, так и массовых, режиссёр Акан Сатаев чувствует себя увереннее в этом «пеплуме по-казахски». Да и вообще в современном кинематографе Казахстана сформировалась определённая традиция эпических повествований на историческом материале, начало которых было положено ещё в «Гибели Отрара», снятой как раз на сломе «советской империи».