Том Холланд поучаствовал в спасении фильма от отмены, когда студия Sony хотела вернуть Человека-паука к себе. Холланд вынудил Disney и Sony возобновить переговоры, в результате чего не только действие «Человека-паука: Нет пути домой» всё еще происходит в рамках кинематографической вселенной Marvel, но и сам Человек-паук может появляться как и в диснеевской франшизе, так и в собственных фильмах студии Sony.В одной из сцен Нэд задаётся вопросом о существовании другой версии себя в какой-либо из альтернативных вселенных. В комиксах Нэд Лидс – репортёр газеты «Daily Bugle», который после промывки мозгов стал суперзлодеем Хобгоблином.Трилогия с Томом Холландом – это первая трилогия в кинематографической вселенной Marvel, снятая одним режиссёром, Джоном Уоттсом. Все предыдущие трилогии («Тор», «Капитан Америка», «Железный человек») имели лишь двух постоянных постановщиков.По словам Зендеи и Тома Холланда, Уиллем Дефо в образе Зелёного гоблина искренне пугал всех на съёмочной площадке, что сделало реакцию персонажей фильма на его появление куда более реалистичной. Сам же Дефо, вдобавок ко всему, даже появился в маске злодея на премьерном показе картины.Роботизированная рука, которую можно увидеть в квартире Хэппи, на самом деле является DUM-E, половинкой рук-помощников Тони Старка.В сцене первого появления Доктора Осьминога на мосту виден номерной знак «63ASM-3». Это отсылка к комиксу «The Amazing Spider-Man» (vol.1) issue #3, который был выпущен в 1963-ом году. Именно в нём впервые появился этот злодей.В сцене, где Питер поднимается по школьной лестнице, на заднем плане можно увидеть фреску с изображением известных учёных. Помимо реальных людей там также присутствуют и персонажи кинематографической вселенной Marvel: Говард Старк (отец Тони Старка), Хэнк Пим (первый Человек-муравей) и Авраам Эрскин (доктор, который создал сыворотку суперсолдата).В фильме к роли адвоката Мэтта Мёрдока вернулся актёр Чарли Кокс, ранее примирявший этот образ в сериале «Сорвиголова» на стриминговом сервисе Netflix.Эм-Джей работает в ресторане «Peter Pan Donut & Pastry Shop». Это реальное заведение, располагающееся в Бруклине, Нью-Йорк. Так как фильм снимался в штате Джорджия, члены съёмочной группы посетили и сфотографировали сам ресторан, а после просто построили такую же декорацию на площадке. Тем не менее реальные сотрудники «Peter Pan Donut & Pastry Shop» очень рады, что стали частью киновселенной Marvel.Том Холланд начал сниматься в этом фильме всего лишь спустя два дня после окончания съёмок в «Анчартед: На картах не значится» (2022). Правда, в итоге в прокат первым вышел всё-таки именно «Нет пути домой».Уиллем Дефо в качестве одного из условий возвращения к своей роли настаивал на том, чтобы ему разрешили выполнять как можно больше трюков самому (что он делал и в фильме «Человек-паук» (2002)), поскольку актёр считал, что не сможет полностью отдать себя роли, если вместо него работу будут делать компьютерная графика и каскадёры.В начале фильма на крыше школы можно заметить граффити с надписью «дитко», а в дальнейшем этот тег можно также увидеть и на боку грузовика F.E.A.S.T, припаркованного у дома Хэппи. Стив Дитко наряду со Стэном Ли был одним из создателей Человека-Паука, Доктора Стрэнджа и всех злодеев фильма.Футболка с надписью «Я пережил поездку в Нью-Йорк», которую Питер надевает, когда он с Эм-Джей возвращается в квартиру, - это та же футболка, которую герой носил дома после того, как Тони Старк забрал костюм паука из-за случая с паромом в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» (2017).Первый трейлер фильма набрал 355 млн. просмотров всего за 24 часа с момента выхода, что позволило ему стать самым просматриваемым трейлером в истории, обогнав тем самым ролик «Мстителей: Финал» (2019), который собрал 289 млн. просмотров за тот же период.В первых версиях сценария Питер Паркер должен был отправиться в космическое путешествие, однако впоследствии от этой сюжетной линии отказались в пользу создания сериала «Секретное вторжение» для Disney Plus, а после сделки Sony и Disney для картины был написан новый сценарий, в котором основное место занимала мультивсленная.В качестве одного из элементов рекламной кампании фильма в сети TikTok был создан аккаунт «Daily Bugle», который вела Бетти Брант.Хронометраж «Нет пути домой» составляет 148 минут, что делает эту ленту самой длинной картиной о Человеке-пауке. Предыдущим рекордсменом был «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014) с длительностью в 141 минуту.В фильме «Новый Человек-паук» (2012) на правой руке Ящера было всего четыре пальца вместо пяти, так как эта конечность – искусственно выращенная. В этом фильме данная деталь сохранилась.Младший брат Тома Холланда, Гарри, должен был сыграть в «Нет пути домой» эпизодическую роль торговца наркотиками, но незадолго до выхода фильма Холланд рассказал, что этот эпизод пришлось вырезать.«Нет пути домой» стал первым фильмом за два года, который в ковидных условиях за открывающие прокатные выходные смог заработать больше 100 млн. долларов внутри США, а для студии Sony картина и вовсе стала самой кассовой в истории, заработав за первые 11 дней проката 1,6 млрд. долларов.Изначально премьера фильма была запланирована на 16 июля 2021-го года, но из-за пандемии COVID-19 дата его выхода была перенесена на 5 ноября того же года, а спустя три месяца «Нет пути домой» с 5 ноября переехал уже на 17 декабря 2021-го, из-за чего его пришлось переписывать и переснимать, чтобы вписать фильм в последовательную хронологию вселенной Marvel. Таким образом, лента стала 27ой картиной в рамках этой киновселенной, хотя первоначально должна была быть 28ой, выйдя уже после сиквела «Доктора Стрэнджа».Когда Макс Диллон (Электро) принимает в фильме человеческое обличие, Питер Паркер даёт ему первую попавшуюся одежду, которой оказывается светоотражающая куртка и рабочие брюки с ближайшей электростанции. Это отсылка к комиксам, где персонаж изначально работал обходчиком путей, прежде чем его ударила молния, превратив Макса в Электро.В финальной сцене фильма Питер Паркер выбирается в город в новом паучьем костюме, который уже не имеет никаких функций от Тони Старка и который, кажется, вдохновлён костюмами пауков Эндрю Гарфилда (от него взята цветовая гамма и дизайн) и Тоби Магуайра (эмблема). В целом же этот костюм больше всего напоминает облачение Паркера с комиксной «Земли-616».Бенедикт Камбербэтч признавался, что не читал сценарий полностью, так как хотел, чтобы получившийся фильм смог его удивить.Когда Доктор Стрэндж выбивает астральную форму Питера из его тела, у головы Паркера виднеются прозрачные волнистые линии классического «паучьего чутья».Альфреда Молину пришлось омолаживать цифровым способом, чтобы приблизить внешность его персонажа к версии из фильма «Человек-паук 2» (2004), а его механические щупальца в этот раз были воссозданы с помощью компьютерной графики, а не практических эффектов, как это было раньше.Когда в финале ленты Питер приходит к Эм-Джей в закусочную, на забывшей своего любимого девушке надето ожерелье, которое Паркер подарил ей в фильме «Человек-паук: Вдали от дома» (2019).Для поддержания секретности во время производства фильма Уиллему Дефо приходилось ходить по съёмочной площадке в плаще, который прикрывал костюм Зелёного гоблина. Холланд и Дефо впервые познакомились, когда Том случайно наткнулся на Уиллема в этом плаще.Когда в конце фильма Человек-паук Тома Холланда прощается со своими другими версиями в исполнении Эндрю Гарфилда и Тоби Магуайра, он обнимает их двоих, благодаря пауков за помощь. Эта сцена была полностью сымпровизирована самим Холландом. А звучащая в фильме фраза «Я люблю вас, парни» была импровизацией уже со стороны Гарфилда.Спустя месяц после премьеры фильма Эндрю Гарфилд, до выхода картины, несмотря на все утекшие кадры со съёмочной площадки, отрицавший во всех разговорах своё появление в «Нет пути домой», в интервью «Entertainment Tonight» впервые откровенно рассказал о своём участии в ленте. По его словам, ему очень хотелось увидеть, как зрители отреагируют на появление пауков Тоби Магуайра и самого Эндрю. Поэтому в ночь премьеры актёры решили инкогнито пойти на один из сеансов фильма, чтобы увидеть эмоции аудитории самим. Реакция людей его не разочаровала: Эндрю охарактеризовал её как «нереальную» и «совершенно фантастическую». Также Гарфилд выразил заинтересованность в своём возвращении к этой роли в дальнейшем.В сцене, когда разрывается ткань реальности вселенной, в небе можно увидеть многих других классических врагов Человека-паука: Носорога, Скорпиона, Крэйвена-охотника, Мистерио и Чёрную кошку.Тоби Магуайру на момент съёмок в фильме исполнилось 45 лет, что делает его самым старым актёром, когда-либо примерявшим образ Человека-паука.В одной из сцен, когда Питер Паркер забирается на крышу автомобиля, позади него можно заметить такси с номером 1228. Это отсылка к дню рождения Стэна Ли – 28 декабря 1922 года.Для сцен, в которых Песочный человек и Ящер принимают свою человеческую форму, были по новой использованы старые кадры из фильмов про пауков, где появлялись эти персонажи.Эпитафия на надгробии тёти Мэй гласит: «Когда помогаешь кому-то, ты помогаешь всем». Это та же цитата, которую можно увидеть на могиле тёти Мэй в видеоигре «Человек-паук», вышедшей в 2018 году для PS4.Книга, которую написал в фильме Флэш Томпсон, называется «Флэшпоинт» («Flashpoint»), что иронично отсылается к одноимённой линейке комиксов про супергероя Флэша от DC, конкурента Marvel.В «Нет пути домой» появляется самое большое количество злодеев (пять) за всю историю фильмов о Человеке-пауке. До этого максимально на экране за один раз можно было увидеть трёх врагов Паука в фильмах «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014).Из фильма было вырезано появление актрисы Лекси Рэйб в образе дочери Тони Старка, которую она сыграла в фильме «Мстители: Финал» (2019). Продюсеры посчитали, что в картине и так слишком много персонажей, а вдобавок к этому студия Sony в «Нет пути домой» хотела максимально отдалить Человека-паука от связи с Тони Старком.События фильма происходят сразу же после концовки «Человек-паук: Вдали от дома» (2019). Это означает, что действие «Нет пути домой» происходит летом-зимой 2024-го года.Плащ Доктора Осьминога был слегка изменён по сравнению с его видом в фильме «Человек-паук 2» (2004), чтобы теперь он больше соответствовал цветам из комиксов «Ultimate Spider-Man».На шоссе, где появляется Доктор Осьминог, один из знаков указывает на движение в сторону моста Джорджа Вашингтона. Именно там в комиксах была убита Гвен Стейси. Помимо этого, также показано, что само шоссе находится рядом с мостом Квинсборо, откуда в фильме «Человек-паук» (2002) Зелёный Гоблин сбрасывал вниз Мэри Джейн.На титрах фильма появляется благодарность от авторов Ави Араду. Арад – бизнесмен, спродюсировавший многие экранизации фильмов Marvel Comics.С самого начала было понятно, что заключительный фильм трилогии ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ станет для кинематографистов весьма амбициозным в эмоциональном плане. Питер Паркер перешёл в выпускной класс, и теперь весь мир наблюдает за ним. Очевидно, НЕТ ПУТИ ДОМОЙ призван был стать финальным аккордом в истории о взрослеющем Питере Паркере. «В фильме ПЕРВЫЙ МСТИТЕЛЬ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ Старк говорит: «А ты тот самый чувачок-паук?», – вспоминает Том Холланд, вернувшийся к амплуа Человека-паука в новом фильме. – В предыдущих фильмах Питер действительно был таким «чувачком-паучком», а в этом фильме он становится Человеком-пауком. Мой герой взрослеет, он готов брать на себя ответственность и принимать взвешенные решения, как настоящий Мститель». «Чем больше сила,тем больше и ответственность». В жизни Питера Паркера эти слова были чем-то большим, чем просто девиз, будь то комикс, телевизионный сериал, трилогия ЧЕЛОВЕК-ПАУК Сэма Рэйми, два фильма франшизы НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК Марка Уэбба или фильмы киновселенной Marvel. Они были своеобразным обрядом посвящения, призывом к действию и прощанием с детством. В фильмах ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ и ВДАЛИ ОТ ДОМА Питер вынужден чем-то жертвовать, чтобы исправить ситуацию, но он защищён, ведь никто не знает, кто скрывается под маской. В фильме НЕТ ПУТИ ДОМОЙ Питеру придётся принимать намного более сложные решения, поскольку пути Питера и Человека-паука слились в одну дорогу. «Питер всегда стремился поступать правильно», – говорит Джон Уоттс, который вновь занял режиссёрское кресло на съёмках фильма ЧЕЛОВЕК-ПАУК: НЕТ ПУТИ ДОМОЙ. При этом режиссёр отмечает, что смысл словосочетания «поступать правильно» весьма размыт, и Питер частенько убеждает себя в том, что поступать правильно – поступать так, как выгодно ему. «Он разрывается между своими желаниями и предопределённой судьбой, – продолжает Уоттс. – Иногда ситуация, которая кажется проще пареной репы, на поверку оказывается намного сложнее».По словам Кевина Файги, Питеру ещё никогда прежде не было так трудно найти правильное решение. «Фильм НЕТ ПУТИ ДОМОЙ начинается с последних событий предыдущей картины ВДАЛИ ОТ ДОМА, – говорит продюсер. – Мы, признаться, всегда хотели это попробовать – начать с того самого места, на котором остановились. В этом фильме нам, наконец, представилась такая возможность, хотя для Питера ситуация развивается не лучшим образом. Начало учебного года в выпускном классе становится хаотичным, атмосфера совсем не похожа на ту, которая была в ВОЗВРАЩЕНИИ ДОМОЙ».НЕТ ПУТИ ДОМОЙ является кульминацией трилогии ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ…, открывающей множество вариантов для развития мультивселенной. В первом фильме ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ у Питера появляется наставник в лице Тони Старка. Питер отчаянно хочет вступить в ряды Мстителей, но Старк советует ему сконцентрироваться на амплуа дружелюбного соседа Человека-паука. Во втором фильме ВДАЛИ ОТ ДОМА Питер теряет своего наставника и крайне переживает этот разрыв. Он начинает понимать, что быть Человеком-пауком – значит приходить на помощь, когда зовёт долг. К финалу фильма Питер фактически становится самостоятельным героем, которого все в нём хотят видеть. Но тут неожиданно его личность раскрывают и обвиняют в убийстве Квентина Бэка, известного под псевдонимом Мистерио. «Закончив предыдущий фильм, мы подумали: «Вот блин! Эк мы наворотили. Не представляем, как следующая команда сценаристов будет выпутываться!» – смеётся один из сценаристов фильма Крис МакКенна. – Кто же знал, что следующей командой окажемся мы сами?»Итак, Мистерио открыл всему миру личность Человека-паука, а бескомпромиссный Джей Джона Джеймесон раструбил об этом по всему свету. Питер оказался в весьма незавидном положении. «Его мир перевернулся с ног на голову, – объясняет МакКенна. – У него был столь желанный момент славы, типа «я – Железный Человек», но отнюдь не по его воле. Эту новость сообщил умирающий Бэк. Джеймесон услышал об этом и заклеймил Человека-паука убийцей. В жизни Питера всё должно было быть замечательно – он перешёл в выпускной класс, у него есть девушка, он, наконец, нашёл гармоничный баланс обоих своих альтер-эго. Всё это летит вверх тормашками». Продюсер Эми Паскаль отмечает, что всё к тому шло: сначала Нэд, потом тётя Мэй, затем ЭмДжей узнают о двойной жизни Питера. Ну и, разумеется, об этом знают Мстители. Это был всего лишь вопрос времени, когда об этом узнает весь мир. Разумеется, естественная реакция мира… что, этот юнец и есть Человек-паук? «Теперь все знают, кто он такой, – говорит Паскаль. – Думаю, что ситуацию, в которой люди полюбят его, узнав, кто он такой, нарисовало воображение Питера. Увы, получается совсем наоборот».Дурная слава становится для Питера большой проблемой, и он, разумеется, стремится найти какой-нибудь выход из сложившейся ситуации, чтобы вернуть свой мир на круги своя. «Питер Паркер может справиться со многими трудностями, – говорит Файги, – но когда он видит, что его поступки негативно сказываются на его друзьях, это его эмоционально выматывает. Что остаётся делать Питеру? Что во всей киновселенной Marvel может помочь ему изменить ситуацию к лучшему? Что ж, он знаком с доктором Стрэнджем, который проживает на Бликер-стрит. Питер может попросить его исправить всё при помощи магии – просто повернуть время вспять, чтобы его жизнь вошла в привычное русло. Хотя это, как вы понимаете, не так-то просто». «Самой впечатляющей суперсилой Человека-паука является Питер Паркер и его скромность, – говорит Холланд. – Когда под угрозой оказываются его друзья и его тётя, когда их жизни рушатся из-за него, Питер просто обязан что-то предпринять. Забавный факт, который постоянно напоминает нам, кем на самом деле является Питер, – по своей наивности он отправляется к доктору Стрэнджу со словами: «Сделайте так, чтобы все забыли о том, кто я такой. Это вы можете?» Так может поступить только подросток». «Давайте вспомним всё, через что довелось пройти Питеру, – говорит Уоттс. – Стрэндж связан с очень важным этапом его жизни. В фильме МСТИТЕЛИ: ФИНАЛ в результате исполнения плана Стрэнджа по нейтрализации Таноса Питер теряет своего наставника – Тони умирает у него на глазах. Догадываюсь, что после этого Стрэндж чувствует некоторую ответственность за этого юношу. Поэтому когда Питер приходит к Стрэнджу за помощью, тот соглашается помочь, даже если это потребует нарушить некоторые правила». Бенедикт Камбербэтч отмечает, что Стрэндж и Питер никогда не были особо близки. «Даже в момент их знакомства они запутались, как друг к другу обращаться, – говорит актёр. – Через какие бы трудности им ни довелось пройти вместе (а их было немало – они вместе сражались и на Земле, и на корабле пришельцев, и на Титане), они так и не познакомились по-хорошему. В этом фильме они сближаются, начинают узнавать и понимать друг друга. Стрэндж понимает, что этот мальчишка со сверхъестественными способностями столкнулся с очень серьёзной проблемой, с которой без посторонней помощи просто не справится».Заклятие Стрэнджа открывает мультивселенную для всех, кто знал, что Питер Паркер и Человек-паук – одно лицо. Выяснилось, что таких немало… Начиная с первого фильма о Человеке-пауке 2002 года было немало злодеев, которые раскрыли тайну Питера: Зелёный Гоблин, доктор Осьминог, Песчаный Человек, Ящер, Электро – все они в своё время пытались свести счёты с Питером Паркером. Когда заклинание Стрэнджа стирает границы между вселенными, все эти персонажи собираются в одной вселенной, чтобы встретиться с нашим Питером Паркером. Было крайне важно вернуть на съёмочную площадку именно тех актёров, которые играли роли в оригинальных фильмах. Это должны были быть не эпизоды, а полноценные роли, неотъемлемые части сюжетного повествования. На экране вновь появятся Уиллем Дефо, Альфред Молина и Джейми Фокс в уже привычных для них амплуа Зелёного Гоблина, доктора Осьминога и Электро. Как убедить актёра вернуться во франшизу? Кевин Файги убеждён, что наилучший способ – сделать так, чтобы актёр загорелся этим проектом так же, как и сам продюсер. «Мы никогда не относимся к кастингу, как к чему-то само собой разумеющемуся, – утверждает Файги. – Мы не ждём, что актёр подпишет контракт, даже не читая сценарий. Мы всегда стремимся встретиться, поговорить, рассказать о наших надеждах, чаяниях и мечтах о проекте. Возможно, к тому времени у нас даже нет чётко прописанных сцен – только идея, надежда и мечта. Мы пытаемся окунуть актёра в нашу мечту, завоевать его доверие, убедить его в том, что наша мечта осуществима только с его участием. Но мы никогда не пускаем процесс кастинга на самотёк». С другой стороны, ни у кого не возникает мысли о том, что нужно кого-нибудь из актёров заменить. «Если уж в кадре должен появиться доктор Осьминог, то это должен быть Альфред Молина, не правда ли? – объясняет Файги. – Ведь это будет так круто!» «Я, как актёр и фанат Человека-паука, не мог поверить своим глазам, когда увидел этих мэтров в своих костюмах, увидел, как они входят в образы, – восхищается Холланд. – Было забавно видеть, насколько удивлён Альфред Молина новейшими технологиями, ведь съёмки подобных фильмов круто изменились за последнее время. Когда он снимался в фильме ЧЕЛОВЕК-ПАУК 2, его щупальца были бутафорными – их поддерживали и двигали четверо или пятеро парней. Теперь же он стоял на специальной платформе, закреплённой на шесте с огромным противовесом с другой стороны, а щупальца двигались сами по себе. Альфред был похож на мальчишку, попавшего в магазин сладостей». «Я вспоминаю тот день, когда закончились съёмки фильма ЧЕЛОВЕК-ПАУК 2, – говорит Молина. – Мне намекнули, что хотели бы увидеть меня в другом фильме. Я заявил Ави Араду: «Надеюсь, вы приглашаете меня не для того, чтобы убить», а он ответил: «Ну, в этой вселенной никто не умирает». Тогда я думал, что он шутит. Но Ави был абсолютно прав – никто не умирает в этой вселенной».За минувшие 17 лет Молина накопил внушительный актёрский опыт, но доктор Отто Октавиус по прозвищу «доктор Осьминог» всегда был и остаётся для него самым приятным воспоминанием. «Я очень гордился тем фильмом и был искренне рад стать частью нового. Я впервые возвращался к прежней роли, а с учётом новых технологий это возвращение стало крайне увлекательным. Было здорово вновь почувствовать себя в этой роль, но на этот раз по-другому. Теперь я чувствовал груз ответственности, поскольку понимал, насколько популярен этот персонаж. 17 лет назад мне хватало обычного энтузиазма. Теперь же я не хотел подвести фанатов». По словам Молина, он пересматривал фильма ЧЕЛОВЕК-ПАУК 2, чтобы было легче войти в образ: «Было полезно пересмотреть тот фильм, чтобы убедиться, что я не забыл, каким был мой герой, и восстановить его образ на съёмках новой картины».Уиллем Дефо, готовясь к роли Нормана Осборна по прозвищу «Зелёный Гоблин», напротив, не пересматривал оригинальный фильм ЧЕЛОВЕК-ПАУК. «Я очень хорошо помню того персонажа, вспоминаю его с удовольствием, – отмечает Дефо. – Это всё тот же бизнесмен с раздвоением личности, за его душу ведут непримиримую борьбу Норман и Гоблин. Этот персонаж навсегда остался в моём сердце». «Впервые я встретился с Уиллемом перед репетицией трюков, – рассказывает Холланд. – Это один из сверхъестественных моментов в моей жизни, потому что когда он перевоплощается в Гоблина, мне становится по-настоящему страшно. Во время репетиций Уиллем начал хохотать и говорить, как он ненавидит Питера Паркера. Я вновь стал пятилетним мальчишкой, который увидел Гоблина на большом экране».Дефо трижды был номинирован на «Оскар», в том числе, за роль в фильме ВЗВОД. При этом актёр утверждает, что ни одна роль не сравнится с амплуа злодея из комиксов. «Забавно пытаться уследить за развитием персонажа, искать логику в его поступках, – говорит он. – Осборн верит, что мир делится на победителей и проигравших, что власть – единственная подлинная ценность. Ему незнакомы терпимость, сострадание и участие. Он убеждён, что этим миром правят сильнейшие, и места для слабаков нет и быть не может». Как в случае с Молина и Дефо, Фокс говорит, что Электро остался прежним, но выглядит немного иначе. «Электро всосало в мультивселенную уже после того, как он превратился в чистую энергию в фильме НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, – объясняет исполнительный продюсер Рэйчел О’Коннор. – Мы решили, что он мог преобразиться, когда материализовался в мультивселенной». «Электричество – ДНК этого персонажа, но на этот раз он выглядит иначе, – говорит Фокс. – Мы приняли осознанное решение, что Электро не должен быть синим. В этом фильме он будет более фантастическим, словно не из этого мира. При этом персонаж стал более реалистичным, его образ многое может рассказать о характере героя».По словам Холланда, большой находкой стало то, что кинематографисты позволили Джейми быть самим Джейми. «Джейми Фокс – один из самых талантливых актёров, с которыми я знаком, – утверждает Холланд. – А кроме того, он – один из самых харизматичных людей, с которыми я знаком. Так что я думаю, что продюсеры решили: «У нас в фильме снимается Джейми Фокс, так пусть Джейми Фокс сам появится в этом фильме». Джон предоставил ему определённую свободу действий, чтобы актёр мог облечь свой юмор в устрашающую форму. Но это-то и смешно – ведь Джейми совершенно не страшный. Это самый очаровательный и милый человек с отличным чувством юмора, но когда он перевоплощается в Электро, это по-настоящему страшно. Участие в фильме Джейми сделало картину поистине уникальной. Серьёзно, я готов сниматься с Джейми Фоксом в любом фильме. Обожаю его». Возвращение на съёмочную площадку такого масштабного проекта, как фильм о Человеке-пауке, да ещё наполненного такими колоритными персонажами, может кому-то показаться трудным, но только не для Джейми Фокса. Он разряжал атмосферу на съёмках, устраивая импровизированные танцплощадки, причём для разной аудитории у него была своя музыка. «При мне всегда был рюкзак с динамиками со всей моей любимой музыкой, и я развлекал народ, – вспоминает Фокс. – Когда я видел операторов, думал: «О! Этим ребятам наверняка понравится Тед Ньюджент». Я мог безошибочно определить, кому больше по сердцу Карди Би, кому – KISS или Rush. Впрочем, я никогда не забывал о режиссёре – мешать творчеству нельзя, можно только помогать и подбадривать. Особенно актуальной музыка была в бесконечно тянущиеся часы подготовки к съёмкам. Из-за пандемии все дискотеки были закрыты, так что мы устраивали дискотеки без отрыва от производства. Когда выдаётся перерыв в 15-20 минут, можно было включить Бейонсе, которая очень нравится Эми Паскаль».На съёмочной площадке вновь встретились Том Холланд, Джейкоб Баталон и Зендея , сыгравшие роли Питера Паркера, Нэда и ЭмДжей. С самого первого фильма трио сдружилось. Отчасти работа Уоттса состояла в том, чтобы периодически отпускать поводья и позволять актёрам импровизировать, а иногда, наоборот, управлять их актёрской игрой. По словам Холланда, они, в свою очередь, никогда не забывали, кто на съёмочной площадке – босс. «Будучи актёром, я всегда даю режиссёру понять, что знаю, кто за всё в ответе, – заявляет он. – В конце концов, моя работа состоит в том, чтобы делать то, что мне говорят, а его работа – управлять мною. Мы можем расходиться во мнениях, я могу высказывать свои предложения, но в конечном итоге он – босс. Я так и отвечал Джону: «Да, босс! Нет, босс!» Я думаю, режиссёру приятно осознавать это. Я никогда не забываю, кому подчиняюсь, и если мне дают какой-то совет или рекомендацию, я отношусь к этому с уважением. На съёмочной площадке мы все сотрудничаем, можем что-то обсуждать, он может спросить моего мнения… С таким режиссёром приятно работать. Он – единственный режиссёр из всех, с кем я работал, которому я мог бы доверить переозвучить мои реплики. Иногда он так классно произносил мои реплики и пародировал мой голос, что я не мог сдержаться и говорил: «Слушай, давай мы твой голос запишем! У меня не получится так здорово!» Джон великолепен. Он многому научился за время съёмок, как и все мы. У нас с ним сложились замечательные партнёрские взаимоотношения и хорошая дружба. Я надеюсь, в дальнейшем они будут только крепнуть». «Когда нас вновь собирают на съёмочной площадке, мы начинаем с того же, на чём остановились в предыдущий раз, – продолжает Холланд. – Иногда это оборачивается кошмаром для Джона Уоттса, поскольку мы так веселимся, что, кажется, этот энтузиазм не сдержать. С другой стороны, наша дружба находит отражение и в наших персонажах. Мы отлично понимаем друг друга, такое взаимопонимание очень трудно сыграть. То, что мы по-настоящему любим друг друга, очень помогает на съёмках. Наверное, поэтому фанаты так искренне переживают за наших героев». «Думаю, всем зрителям этих фильмов очевидно, что мы любим проводить время друг с другом, – говорит Баталон. – В такой компании работать очень просто и приятно».Баталон утверждает, что дружба была крайне важна для него, и не только в профессиональном плане. «Когда мы начинали работу над первым фильмом, я только поступил в актёрскую школу, – вспоминает он. – Я ничего ещё не добился. Том и Зендея уже освоились в этой индустрии. Со мной вместе на площадке работали актёры, гораздо успешнее и опытнее меня. То, что они меня поддерживали советами и всячески помогали, было для меня крайне важно. Наверное, именно поэтому я оказался здесь. Но, что куда важнее, за время съёмок мы все повзрослели и научились оставаться самими собой в любой ситуации. То, какими стали мои коллеги, меня очень воодушевляет». Зендея отмечает, что залогом хорошей дружбы для них стали оптимизм и взаимное уважение. «Я так благодарна за возможность вновь поработать с людьми, с которыми подружилась, – говорит актриса. – Нам было, о чём поговорить, даже в самый сумасшедший день, даже когда мы выполняли трюки. Слава Богу, мы смогли выполнять эти трюки вместе, а потом обсуждать их друг с другом. У нас самая крутая работа в мире».В этом фильме жизнь изменится не только у Питера Паркера. Неожиданный поворот событий внесёт коррективы и в жизни Нэда и ЭмДжей. «Оказывается, что Нэд может открывать порталы с помощью арсенала доктора Стрэнджа, – говорит Баталон. – Он успешно орудует двойным кольцом, которое Питер выкрал у доктора Стрэнджа. Питер отдал кольцо Нэду, а тот научился открывать порталы. Да, у Нэда есть сверхспособности». По словам Зендеи, изменения коснулись лишь внутреннего мира ЭмДжей. «Питер помог ей раскрыться, – считает актриса. – Некогда она была пессимисткой и воспринимала мир в мрачных тонах. Питеру удалось открыть ей глаза на позитив. Очень мило наблюдать за тем, как они раскрывают разные стороны характера друг друга и рассчитывают друг на друга в самых различных ситуациях. Они любят друг друга такими, какие они есть. Я думаю, ЭмДжей влюбилась в Питера давно, ещё до того, как узнала, что он – Человек-паук. Он же, в свою очередь, любит её за образ жизни, за то, как она смотрит на привычные, казалось бы, вещи. Они по-человечески понимают друг друга, позволяют себе быть уязвимыми рядом с любимым человеком».Мариса Томей признаётся, что сжилась с образом тёти Мэй. По словам актрисы, именно её героиня помогает Питеру пройти через все сложные стадии взросления. «Она трепетно, едва не благоговейно, печётся о его миссии, но при этом старается скрасить его существование и напоминает ему о необходимости отдыхать, – говорит Томей. – Она беспокоится и о его судьбе, и о том, что он – обычный мальчишка, которому нужно элементарное воспитание».Для Джона Фавро роль Хэппи Хогана стала подлинным возвращением домой. «Поразительно, как незначительные, казалось бы, решения кардинально влияют на наши жизни с течением времени, – говорит актёр. – Работая над фильмом ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК, нам приходилось совершать множество открытий только во имя того, чтобы закончить картину. У нас подобралась отличная команда, замечательные актёры, сценарий был безупречен, но ни у кого не было уверенности в том, что всё получится. Хотя, в конечном итоге, нам удалось добиться нужной атмосферы. На её фундаменте были возведены многие другие «постройки», хотя по сути они являлись продолжением нашего фильма. Ничего удивительного в том, что когда начинается новый проект, я хочу в нём сниматься. Такое ощущение, что я возвращаюсь туда, откуда никогда не уходил». Фавро, как никто другой, был счастлив (гхм), что отношения его персонажа с Мэй развиваются. «Хэппи пережил все неприятности, которые свалились на наш мир, – говорит актёр. – Очевидно, что Хэппи и Мэй проводят много времени вместе, хотя возможно Хэппи относится к их отношениям более серьёзно, чем Мэй. С одной стороны, он понимает, что она может разбить ему сердце, но с другой стороны, он не хочет терять такую подругу». Тони Револори, сыгравший роль Флэша Томпсона, утверждает, что рассекречивание личности Человека-паука коснулось не только друзей Питера. «В первом фильме мы сделали Флэша стереотипным задирой, – говорит актёр. – Когда Флэш, как и все прочие, узнаёт, кто скрывается под маской Человека-паука, в нём просыпаются такие качества, о которых я и не догадывался».Также в фильме появится Джей Джона Джеймесон, которому в фильме ВДАЛИ ОТ ДОМА досталось лишь скромное камео. Роль вновь исполнил обладатель премии «Оскар» Дж. К. Симмонс. «Я рад, что до них наконец-то дошло, что невозможно снимать фильм о Человеке-пауке без Джеймесона, – смеётся актёр, говоря о возвращении своего персонажа на большие экраны. – Сцены снимались очень быстро, по-походному, в чьём-то офисе на студии. Это был очень приятный сюрприз, и я рад оказаться вновь на этой съёмочной площадке в образе Джей Джея Джеймесона. Это очень забавный персонаж, которого зрители любят ненавидеть. Он, как та собака – лает, но не кусает. Вообще, он умеет кусаться? Единственное, что он регулярно кусает, – его сигара».Художник-постановщик Даррен Гилфорд утверждает, что ничего не может быть лучше работы на съёмках фильма о Человеке-пауке, разве что работа на съёмках фильма о Человеке-пауке и докторе Стрэндже. «Я очень обрадовался, когда Джон мне сказал, что в фильме будет сниматься Бенедикт, – говорит Гилфорд. – Я большой поклонник творчества и друг Чарли Вуда, который создавал дизайн фильмов о докторе Стрэндже и фильмов франшизы МСТИТЕЛИ. Я работал с Чарли много лет назад, поэтому теперь был очень рад встретиться с ним вновь».По сюжету, в кадре должен был появиться дом доктора Стрэнджа на Бликер-стрит. Зрители хорошо знают этот интерьер по предыдущим фильмам, и никаких проблем с воссозданием жилища колдуна не должно было быть. Но, как это часто бывает, всё оказалось не так просто. «Нам нужно было заново обставить прихожую, которая строилась неоднократно в самых различных точках планеты, – рассказывает художник. – Команда Чарли готовилась к съёмкам фильма ДОКТОР СТРЭНДЖ И МУЛЬТИВСЕЛЕННАЯ БЕЗУМИЯ как раз в тот момент, когда мы приступали к работе над картиной ЧЕЛОВЕК-ПАУК: НЕТ ПУТИ ДОМОЙ, поэтому нам пришлось выстраивать декорацию с нуля. К счастью, это было не так сложно – у нас были тонны набросков и эскизов. Скажу больше, у нас по сценарию был небольшой погодный инцидент в прихожей, так что мы смогли не только выстроить декорацию, но и забросать её снегом».Доктор Стрэндж отводит Питера (а вместе с ним и всех зрителей) в Святая Святых. Необходимо было создать не только саму декорацию, но и продумать переход туда с Бликер-стрит. Для этого Гилфорд создал отдельную площадку, сотрудничая с Чарли Вудом. «Мы встретились с Чарли, чтобы обсудить, как создавать Святыню, – вспоминает Гилфорд. – Мы хотели проявить уважение к его работе и пригласили его поучаствовать в работе над новой декорацией. Чарли сравнил Святыню с Тардисом из телесериала «Доктор Кто» – она постоянно изменяется и эволюционирует. Одна и та же дверь, если её открыть в разное время, может вести в разные места. Этот принцип, фактически, развязал нам руки. У нас было две площадки – мастерская и древняя зала. При этом мы стремились добиться, чтобы эти помещения кардинально отличались друг от друга. Когда мы спускались вниз, взгляду открывался самый скучный подвал, какой только можно представить, который, к слову, было очень интересно обставлять. Декоратор Розмари Бранденбург из моей команды нашла такое место в городе. Герои проходят через мастерскую, проходят в проём и оказываются в старой, полуразрушенной зале. Идея состояла в том, что помещение очень древнее – монахи выстроили Святыню много столетий назад. У нас был удивительной красоты дверной проём, покрытый иероглифами, который мы установили на входе в древний зал. В итоге получилось так: с вершины Святыни мы спускаемся по лестнице, попадаем в мастерскую, затем спускаемся ещё ниже и оказываемся в древнем зале. Работать над этой декорацией было очень интересно».Ещё одной локацией, которая требовала скрупулёзного декорирования, стала квартира Хэппи. «Хэппи всегда был таким жизнерадостным персонажем, так что нам было очень интересно, что с ним стало после ухода из жизни Тони Старка, – говорит Гилфорд. – Его квартира должна была напоминать жилище представителя рабочего класса – достаточно ухоженная, но без изысков, поскольку громадного наследства ему Тони не оставил. Хэппи не мог себе позволить жить в шикарных апартаментах, какие занимал его начальник. Мы должны были вывести его за пределы города, опустить чуть ниже того уровня, которого он ожидал». Что куда важнее – квартира должна была показать, как меняются отношения Хэппи и Мэй. «С этим аспектом можно было поиграть, – объясняет Гилфорд. – Они съехались, причём она переехала к нему, так что квартира изначально должна была быть пропитана тестостероном. Мы подумали: «Что, если весь интерьер его квартиры был куплен в магазинах в аэропортах – диван, кофеварка, буквально всё?» Когда тётя Мэй переезжает к нему, в интерьере квартиры появляются чисто женские штрихи».Разумеется, в квартире должны были быть намёки на сотрудничество с Тони Старком. «В одной из незаконченных комнат мы разместили фабрикатор – самое интересное и сложное испытание на съёмках фильма, – продолжает Гилфорд. – Мы тщательно выверили все пропорции, чтобы дизайн не мешал машине открываться и выдавать произведённое».Гилфорд и его команда создали машину точно так же, как создавал бы её сам Тони Старк. «Я разработал новое программное обеспечение в виртуальной 3D-реальности, – объясняет художник. – Я чувствовал себя Тони Старком. Я работал в шлеме, а на руках у меня были контроллеры. Мы разработали машину, экспортировали чертежи и передали их декораторам, которые выверили всё до мельчайшей деталей. Затем мы отправили чертежи производителям, которые в точности выполнили наш заказ. Идея состояла в том, что фабрикатор создавал снаряжение. Если Тони в пылу битвы нужна была какая-то часть костюма, фабрикатор оперативно её создавал. Машина частенько использовалась, поэтому не выглядит новой». Впрочем, фабрикатор был не единственным напоминанием о Тони в квартире Хэппи. «Мы повесили в квартире Хэппи огромную картину с изображением ретро-кара, который собирал Тони, – Форда купе 1934 года, – рассказывает Гилфорд. – Мы наняли хорошо известного художника, специализирующегося на автомобилях, чтобы тот создал полотно с изображением любимого авто Тони, точь-в-точь такого же, какой был у начальника Хэппи. Возможно, Хэппи хотел оставить себе память о Тони и выбрал именно эту картину. Мы хотели, чтобы дружба Хэппи и Тони была едва уловима – всего несколько деталей интерьера напоминали о том, через что Хэппи и Тони прошли вместе. Это была своего рода дань памяти».Многие декорации кинематографистам пришлось создавать. Из-за ограничений, связанных с пандемией, съёмки в Нью-Йорке были сопряжены с непредвиденными трудностями – натурные локации пришлось заменять декоративными. Например, для сцен на ступеньках при входе в научный музей Манхэттена, которые обычно снимали в кампусе в Бруклине, пришлось выстроить декорацию между двумя павильонами на студии в Атланте. Ещё одной бутафорской локацией стал магазин в Атланте – в него превратили любимую Джоном Уоттсом закусочную, в которой продавали пончики. Даже экстерьер Святая Святых доктора Стрэнджа, который обычно снимали на Бликер-стрит в Гринвич Вилладж, воссоздавался искусственно.Для координатора трюков Джорджа Коттла работа начиналась с Тома Холланда. «Том задавал настрой всему фильму и всем нам каждый съёмочный день, – вспоминает Коттл. – Он приходил утром на площадку в прекрасном расположении духа. Он каждому говорил: «Привет!» или «Доброе утро!» и всех нас заряжал оптимизмом. Том и Джон Уоттс ежедневно выдавали нам 110% позитива. Когда видишь, что люди работают с такой энергией и страстью, хочется сделать для них всё, что в твоих силах, и даже больше». Настроение распространялось на всех актёров, включая Уиллема Дефо и Альфреда Молина, несмотря на то, что обоим давно перевалило за 60. «Ещё до начала съёмок Уиллем Дефо обратился ко мне и настаивал, чтобы я его не жалел, – вспоминает Коттл. – Он сказал: «Я готов выполнить любой трюк, который нужно выполнить. Не сбрасывай меня со счетов». Он действительно в отличной физической форме и готов выкладываться по полной программе. Он показал, что такое «первоклассная актёрская игра». Альфред Молина, в свою очередь, 90% времени нашей совместной работы провёл в корсете, поскольку его герой доктор Осьминог передвигается при помощи щупалец. Не самый комфортный элемент одежды, скажу я вам, но Альфреду всё было нипочём». Гоблин управлял глайдером, и Уиллем Дефо получил шанс «полетать» в своём злобном амплуа. Супервайзер по специальным эффектам Дэн Садик соорудил специальную платформу для съёмок трюковых сцен в воздухе, которая создавала весьма ощутимые воздушные потоки. Для Коттла главная сложность заключалась в масштабности фильма и многочисленных злодеях, попадающих в мир Питера Паркера. «Понятно, что многое в нашей работе держалось и по сей день держится на страховке, – говорит он. – Просто представьте, что нам нужно было подвесить на страховке шестерых, семерых, а иногда и восьмерых персонажей одновременно. И у каждого должно было появиться ощущение уникальности его полёта, определённой стилистики движений».В фильме появятся ставшие классическими злодеи – доктор Осьминог, Зелёный Гоблин и Электро, а также полностью нарисованные в компьютерной графике Песчаный Человек и Ящер. Неудивительно, что картина стала сложным испытанием для команды по разработке визуальных эффектов под руководством супервайзера Келли Порта. Образы и телодвижения всех этих злодеев были разработаны давным-давно и хорошо знакомы зрителям. Очевидно, что зрители пойдут в кино с вполне чётким представлением о том, как каждый из персонажей должен выглядеть и как должен двигаться. С другой стороны, технология сделала солидный шаг вперёд с 2002 года, когда вышел первый фильм о Человеке-пауке. «Многих цифровых технологий, которые использовались в фильмах Рэйми и Уэбба, уже и в помине нет, поэтому нам пришлось воссоздавать их с нуля», – объясняет Порт. Работая с нуля, Порт и его команда фактически полностью переосмыслили то, как Песчаный Человек использует свою силу. «Если ты сделан из песка, то как наиболее практично и эффективно пересечь гостиную? – описывает Порт злободневные вопросы, которые его команде приходилось решать. – Предпочтёшь ли ты человеческую форму и просто пройдёшься? Или превратишься в кучу песка и подождёшь, пока тебя сдует? И сработает ли это? Создавал ли он голосовые связки из песка, и как они работали? В моём представлении, он всегда переменчив и подвижен. Во время разговора с кем-то он замирает, а затем снова возвращается к динамичной форме существования. Он всегда напоминает сыплющийся песок. Он также может контролировать и притягивать землю, так что нельзя сказать, что он представляет собой однородную массу песочка с какого-нибудь пляжа. Он может притянуть грязь, на которой осталась какая-нибудь текстура – веточки, камни и комки грязи делают образ персонажа ещё более интересным».Приступая к работе над Электро, Порт и его команда исследовали то, как персонаж использует и контролирует электричество. «Сначала мы решили просто поэкспериментировать с обычным электричеством, – вспоминает Порт. – Наш герой мог быть большим и маленьким, любого размера. У него есть своеобразные усики, отделяющиеся от основы, как в любом электрическом разряде. Кроме того, персонаж умеет прыгать. Занятно то, что он может участвовать в битве, драться и защищаться, но при этом совершенно не обязан подчиняться законам физики. При желании он может ударить сам себя». «Мне понравилась идея показать электричество статичной анимацией, – продолжает Порт. – Электро может быть прямо перед тобой, а в следующую секунду оказаться совсем в другом месте. Кажется, что он способен справиться с любым недругом. При этом мы хотели видеть Джейми Фокса, поэтому решили, что Электро сам может выбирать, в какой форме ему удобней существовать в данный конкретный момент – человеческой или электрической». Ещё одним эффектом, о котором стоит упомянуть, стали щупальца доктора Осьминога, который в прошлом были бутафорными. «Мы отсканировали бутафорные щупальца из старого фильма и сделали множество фотографий, – рассказывает Порт. – Мы отметили, что из кадра в кадр щупальца меняются, поэтому решили не слишком сосредотачиваться на схожести и сделать собственный вариант щупалец».Первое, о чём озаботилась дизайнер костюмов Санья Милкович Хэйс, когда согласилась работать на съёмках фильма ЧЕЛОВЕК-ПАУК: НЕТ ПУТИ ДОМОЙ, было домашнее задание. «Когда меня пригласили на интервью, я подумала, что это будет фильм о старшеклассниках и Человеке-пауке, – вспоминает дизайнер. – Оказалось, всё совсем не так. Для начала я пересмотрела все фильмы о Человеке-пауке – картины Сэма Рэйми, картины Марка Уэбба и, конечно, картины Джона Уоттса. Когда я зафиксировала все визуальные основы, начала присматриваться к персонажам». В архивах SonyPictures до сих пор хранятся классические костюмы, которые дизайнер могла использовать для вдохновения. «Я сфотографировала все костюмы, начиная с одеяния доктора Осьминога, его фирменного плаща и высокотехнологичного жилета, – вспоминает Хэйс. – Для 90-х он выглядел очень стильно – костюм был на несколько размеров больше. Мне же хотелось сделать что-то более приталенное, более крутое, но при этом не слишком видоизменять дизайн. Я просто стремилась создать подходящий по мерке плащ, не слишком киношный, каким был оригинальный плащ, и не слишком громоздкий».В работе над другими костюмами Хэйс пришлось существенно отойти от оригиналов. «Электро переходит из энергетической формы в человеческую, одеваясь в униформу, которую он позаимствовал у рабочего с подстанции, – рассказывает дизайнер. – Кроме того, в костюме появилось несколько деталей, добавленных самим Электро. Теперь он выглядит очень круто. Идея состояла в том, чтобы в костюме по-прежнему угадывалась рабочая униформа, но с индивидуальными деталями, которые делают образ персонажа по-настоящему крутым». Норман Осборн сам имеет некоторое отношение к науке, но, как выясняется, даже ему есть чему поучиться (и что позаимствовать) у Тони Старка. «Костюм Зелёного Гоблина претерпел, пожалуй, самые кардинальные изменения, – продолжает Хэйс. – Новый дизайн разработал Райан Майнердинг, руководитель отдела визуализации в компании Marvel. Мы провели ряд тестов, подбирая нужный оттенок зелёного цвета, потому что некоторые оттенки при определённом освещении и ракурсе съёмки превращаются в синий или в жёлтый цвета. Костюм был напечатан на 3D-принтере, а затем отлит в форме целиком. Уиллем залезал в него и закрывал молнию. Это не были отдельные элементы – костюм был неразборным. Это кажется, что всё так просто. На самом деле всё было крайне сложно». Кроме того, Гоблин получил новую маску. «На съёмках первого фильма когда я надевал маску, я практически ничего не видел, – вспоминает Дефо. – Она больше мешала, чем защищала. Теперь я почувствовал себя гораздо свободнее. Фактически я делал то же самое, что и на съёмках первого фильма, не важно, есть на мне маска или нет. Для меня актёрская игра – это выполнение команд режиссёра, выполнение трюков и получение опыта. Я никого ни в чём не пытаюсь убедить, просто рассказываю, что произошло с моим персонажем».
Отзывы