Дебютный игровой полнометражный проект "Запретная кухня" бразильского режиссера и сценариста Фернанду Гроштейна Андради, представленный в начале этого года на фестивале "Сандэнс", стремится увлечь яркой комедийной драмой из жизни 12-летнего мальчика из нью-йоркского Бруклина. Среди множества подобных историй постановщику нельзя отказать в темпераменте и в стремлении мягко и с юмором поговорить о межэтнических конфликтах, которые существуют на огромном отдалении от тех территорий, где до сих пор стреляют и рвутся бомбы. Прифронтовой полосой для режиссера становится обычный обеденный стол, за которым собираются евреи и мусульмане, породнившиеся члены нескольких семей. Парламентером и своеобразным голубем мира для непримиримых сторон становится обычный 12-летний мальчик (Ноа Шнапп, сериал "Очень странные дела", "Шпионский мост"), который стремится привести всех к согласию и принятию друг друга при помощи раскрытия секретов ближневосточной кухни и экспериментов со вкусами и сочетаниями. Андради увлекает за собой зрителей и стремится при помощи экранной истории сценаристов Ламиса Иссака, Джейкоба Кадера и Криса Фоглера ("Тилль Уленшпигель", "Король Лев") максимально живо рассказать о ребенке, мечущемся в поисках собственной идентичности, среди двух абсолютно разных культурных систем. Герой Шнаппа не на шутку растревожен болезненностью самого выбора, он пока еще с трудом понимает, что такое компромисс и в итоге становится настоящим яблоком раздора для двух разных конфессий. Для режиссера важно поговорить о том, как при помощи кухонного фьюжна, можно добиться уникального вкуса и тем самым сделать шаг к примирению людей, постоянно старающихся доказать, что именно они придерживаются веры в правильного Бога. Как ни странно, но благодаря ленте Андради становится ясно, что даже в условиях решительного противостояния может возобладать голос разума и победить непримиримость. Постановщик весьма корректно высказывается на околополитические темы и представляет членов семей отнюдь не разгоряченными фундаменталистами со взрывчаткой, а рядовыми жителями Нью-Йорка, обывателями и носителями традиций, которые помогают им иметь собственное лицо в мультикультурном поле. Андради говорит об опыте иммигрантов и показывает, что ребенка, впитавшего и продолжающего впитывать такой разный этнический опыт, буквально раздирает на части. Персонаж Шнаппа оказывается страшно далек от таких распрей и мечтает только об одном: научиться готовить оригинальные блюда, перемешивая вкусы разных стран и континентов. Поэтому "Запретная кухня" показывает, что в битве за превосходство двух жизненных систем координат нет единственно правильного канона, по которому можно было бы выстроить свою жизнь.
Благодаря ироничной экспозиции "Запретной кухни" Андради показывает, что далеко не у всех мальчиков, которым исполняется 12 лет есть настоящий детский праздник во время дня рождения. Главный герой ленты имеет несколько имен, Ибрагим, Авраам, Эйб, и говорит об этом абсолютно спокойно, предпочитая, чтобы к нему обращались на американский манер, коротко и просто - Эйб (Ноа Шнапп). Характер Шнаппа очень обаятелен, он только что отправился на каникулы, и, самое главное, он искренне увлечен приготовлением еды и мечтает стать настоящим мастером в этом деле. Планы Эйба на лето поэтому предельно просты: искать оригинальные вкусы (и кулинарное вдохновение) в Бруклине, на перекрестке разнообразных пищевых культур. На собственный день рождения мальчик хочет приготовить пирог своими руками и удивить всех своих родственников, которые придут к нему в гости. У героя Шнаппа настоящий стресс из-за того, что он должен приготовить такую выпечку, которая не задела бы конфессиональные чувства его палестинских и израильских родственников и не стала бы яблоком раздора. Родители Эйба, его мать Ребекка (Дагмара Доминчик, "Ассистентка", сериал "Блудный сын") и отец Амир (Ариан Моайед, сериалы "Наследники" и "Мистер Мерседес"), не являются глубоко верующими людьми и рассматривают религию как космополиты. Их атеизм не способствует укреплению семейного мира. Празднование 12-го дня рождения сына Амира и Ребекки перестает из бодрого торжества в настоящую зону боевых действий, где нет выстрелов, но есть столкновение интересов старших в борьбе за влияние на внука. Все хотят мальчику только добра и при этом полностью игнорируют его увлеченность созданием новых блюд и кулинарными экспериментами. У Эйба есть настоящая страсть к приготовлению еды, огорченный, он покидает взрослых в плохом настроении и отправляется на одну из уличных ярмарок в своем районе, где проживают представители разных культур и национальностей. То место, куда отправился герой Шнаппа, славится своей тягой к фьюжну, смешиванию и экспериментам. Руководит этой уличной закусочной бразильский шеф-повар Чико (Сеу Жоржи, "Пеле: Рождение легенды", "Элитный отряд: Враг внутри"), который первоначально совсем не рад появлению Эйба, предлагающего свою помощь и желающего набраться опыта у настоящих мастеров вкуса. Родители записывают мальчика в летний лагерь для юных поваров и надеются тем самым хотя бы немного порадовать сына, но для персонажа Шнаппа подобное мероприятие не представляет никакого интереса. Эйб сбегает оттуда в первый же день и отправляется к Чико, умоляя его взять помощником. Главный герой готов выполнять любую работу, лишь бы оказаться среди тех, кто превращает готовку в настоящую магию.
Было бы странно рассматривать "Запретную кухню" Андради как историю об идеальном ученике Эйбе, который проходит через все лишения и в итоге превосходит по части мастерства своего учителя Чико. Постановщик вместе с командой сценаристов стремится подмешать в ленту политические ноты и показать не только процесс взросления героя Шнаппа, но и его участие в поединке между дедами, всерьез обеспокоенными тем, что внук до сих пор не может понять какую религию ему все-таки исповедовать и к каким традициям склониться. Режиссера больше интересует опыт трансформации протагониста, его способность к переменам, желание удивить взрослых и установить призрачный мир на территории, где никто и никогда ни с кем не может договориться. Хотя у Андради Эйб меньше всего похож на загнанного в угол персонажа, который одержим только своими честолюбивыми мечтами. Актерское мастерство юного Ноа Шнаппа удивляет, ему удается играть и настоящую увлеченность, и показать все трудности, которые его персонаж по большому счету преодолевает самостоятельно. Андради избегает сладкой милоты традиционных семейных фильмов и уводит ленту от сентиментальности к жизнеутверждающей драме. Эйб живет как типичный подросток, ведет блог в социальной сети о своих кулинарных опытах, имеет множество виртуальных друзей и подписчиков и, как приятно это осознавать, не понимает насколько он талантлив и свободен от всех стереотипов, навязываемых обществом. Постановщик показывает, что иногда важно выдвинуться из собственной зоны комфорта не только благодаря огромным амбициям, но и еще ради личностного роста. Для подростка оказывается гораздо ближе и понятнее философия его наставника Чико, в которой нет утверждающего превосходства и которая просто показывает, что нет ничего невозможного в осуществлении своей мечты. Несмотря на всю наивность планов Эйба, он добивается своего. И когда в кульминации Андради показывает всю большую семью, сидящую за столом в уличном ресторанчике, то видно, что между взрослыми хотя бы на время наступил мир и они очень гордятся тем, как работает характер Шнаппа. Энтузиазм режиссера, смешанный с волшебством и очарованием традиционных фильмов, где все увлечены приготовлением чего-нибудь вкусного, находит вдохновение в мечтах о том, что есть вещи, которые могут заставить людей отказаться от превосходства одной культуры над другой.
Андради заставляет биться сердце "Запретной кухни" в отличном ритме и с внятными интонациями, показывая как можно представить сложную палестино-израильскую тему с точки зрения поисков мира в трех отдельно взятых семьях. Между героями Сеу Жоржи и Ноа Шнаппа много экранного взаимодействия, однако Чико меньше всего похож на нетрадиционного наставника, который помогает ребенку найти себя и свое призвание. Грубость шеф-повара и его напускная суровость показывают, что мужчина немного стесняется своей эмоциональности и избегает воплощения придуманного веселья в кадре. У Андради практически нет клишированных моментов, показывающих во что можно вляпаться во время приготовления вкусной еды в окружении разбитных и очень ловких профессионалов. Постановщик способен разговаривать с любой аудиторией на увлекательном языке и обходиться при этом без прямых и навязчивых нравоучений. Тонкая и своеобразно поданная лента о кулинарном вундеркинде вряд ли может стать ролевой моделью для подражания, но способ поговорить о том, как можно уладить конфликты режиссер выбрал безусловно очень удачный. Поэтому "Запретная кухня" напоминает отрезок той самой реальности, с которой рано или поздно сталкивается любой человек при взрослении, и прекрасно, что Фернанду Гроштейн Андради находит вдохновение там, где нет зла и криминала, радуя душевностью и настоящей любовью к своим персонажам, которые смогли в итоге выбраться из кокона своих предрассудков благодаря нестандартным усилиям Эйба и его фьюжн-кухни.
7
,5
2019, США, Семейные
82 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Дебютный игровой полнометражный проект "Запретная кухня" бразильского режиссера и сценариста Фернанду Гроштейна Андради, представленный в начале этого года на фестивале "Сандэнс", стремится увлечь яркой комедийной драмой из жизни 12-летнего мальчика из нью-йоркского Бруклина. Среди множества подобных историй постановщику нельзя отказать в темпераменте и в стремлении мягко и с юмором поговорить о межэтнических конфликтах, которые существуют на огромном отдалении от тех территорий, где до сих пор стреляют и рвутся бомбы. Прифронтовой полосой для режиссера становится обычный обеденный стол, за которым собираются евреи и мусульмане, породнившиеся члены нескольких семей. Парламентером и своеобразным голубем мира для непримиримых сторон становится обычный 12-летний мальчик (Ноа Шнапп, сериал "Очень странные дела", "Шпионский мост"), который стремится привести всех к согласию и принятию друг друга при помощи раскрытия секретов ближневосточной кухни и экспериментов со вкусами и сочетаниями. Андради увлекает за собой зрителей и стремится при помощи экранной истории сценаристов Ламиса Иссака, Джейкоба Кадера и Криса Фоглера ("Тилль Уленшпигель", "Король Лев") максимально живо рассказать о ребенке, мечущемся в поисках собственной идентичности, среди двух абсолютно разных культурных систем. Герой Шнаппа не на шутку растревожен болезненностью самого выбора, он пока еще с трудом понимает, что такое компромисс и в итоге становится настоящим яблоком раздора для двух разных конфессий. Для режиссера важно поговорить о том, как при помощи кухонного фьюжна, можно добиться уникального вкуса и тем самым сделать шаг к примирению людей, постоянно старающихся доказать, что именно они придерживаются веры в правильного Бога. Как ни странно, но благодаря ленте Андради становится ясно, что даже в условиях решительного противостояния может возобладать голос разума и победить непримиримость. Постановщик весьма корректно высказывается на околополитические темы и представляет членов семей отнюдь не разгоряченными фундаменталистами со взрывчаткой, а рядовыми жителями Нью-Йорка, обывателями и носителями традиций, которые помогают им иметь собственное лицо в мультикультурном поле. Андради говорит об опыте иммигрантов и показывает, что ребенка, впитавшего и продолжающего впитывать такой разный этнический опыт, буквально раздирает на части. Персонаж Шнаппа оказывается страшно далек от таких распрей и мечтает только об одном: научиться готовить оригинальные блюда, перемешивая вкусы разных стран и континентов. Поэтому "Запретная кухня" показывает, что в битве за превосходство двух жизненных систем координат нет единственно правильного канона, по которому можно было бы выстроить свою жизнь. Благодаря ироничной экспозиции "Запретной кухни" Андради показывает, что далеко не у всех мальчиков, которым исполняется 12 лет есть настоящий детский праздник во время дня рождения. Главный герой ленты имеет несколько имен, Ибрагим, Авраам, Эйб, и говорит об этом абсолютно спокойно, предпочитая, чтобы к нему обращались на американский манер, коротко и просто - Эйб (Ноа Шнапп). Характер Шнаппа очень обаятелен, он только что отправился на каникулы, и, самое главное, он искренне увлечен приготовлением еды и мечтает стать настоящим мастером в этом деле. Планы Эйба на лето поэтому предельно просты: искать оригинальные вкусы (и кулинарное вдохновение) в Бруклине, на перекрестке разнообразных пищевых культур. На собственный день рождения мальчик хочет приготовить пирог своими руками и удивить всех своих родственников, которые придут к нему в гости. У героя Шнаппа настоящий стресс из-за того, что он должен приготовить такую выпечку, которая не задела бы конфессиональные чувства его палестинских и израильских родственников и не стала бы яблоком раздора. Родители Эйба, его мать Ребекка (Дагмара Доминчик, "Ассистентка", сериал "Блудный сын") и отец Амир (Ариан Моайед, сериалы "Наследники" и "Мистер Мерседес"), не являются глубоко верующими людьми и рассматривают религию как космополиты. Их атеизм не способствует укреплению семейного мира. Празднование 12-го дня рождения сына Амира и Ребекки перестает из бодрого торжества в настоящую зону боевых действий, где нет выстрелов, но есть столкновение интересов старших в борьбе за влияние на внука. Все хотят мальчику только добра и при этом полностью игнорируют его увлеченность созданием новых блюд и кулинарными экспериментами. У Эйба есть настоящая страсть к приготовлению еды, огорченный, он покидает взрослых в плохом настроении и отправляется на одну из уличных ярмарок в своем районе, где проживают представители разных культур и национальностей. То место, куда отправился герой Шнаппа, славится своей тягой к фьюжну, смешиванию и экспериментам. Руководит этой уличной закусочной бразильский шеф-повар Чико (Сеу Жоржи, "Пеле: Рождение легенды", "Элитный отряд: Враг внутри"), который первоначально совсем не рад появлению Эйба, предлагающего свою помощь и желающего набраться опыта у настоящих мастеров вкуса. Родители записывают мальчика в летний лагерь для юных поваров и надеются тем самым хотя бы немного порадовать сына, но для персонажа Шнаппа подобное мероприятие не представляет никакого интереса. Эйб сбегает оттуда в первый же день и отправляется к Чико, умоляя его взять помощником. Главный герой готов выполнять любую работу, лишь бы оказаться среди тех, кто превращает готовку в настоящую магию. Было бы странно рассматривать "Запретную кухню" Андради как историю об идеальном ученике Эйбе, который проходит через все лишения и в итоге превосходит по части мастерства своего учителя Чико. Постановщик вместе с командой сценаристов стремится подмешать в ленту политические ноты и показать не только процесс взросления героя Шнаппа, но и его участие в поединке между дедами, всерьез обеспокоенными тем, что внук до сих пор не может понять какую религию ему все-таки исповедовать и к каким традициям склониться. Режиссера больше интересует опыт трансформации протагониста, его способность к переменам, желание удивить взрослых и установить призрачный мир на территории, где никто и никогда ни с кем не может договориться. Хотя у Андради Эйб меньше всего похож на загнанного в угол персонажа, который одержим только своими честолюбивыми мечтами. Актерское мастерство юного Ноа Шнаппа удивляет, ему удается играть и настоящую увлеченность, и показать все трудности, которые его персонаж по большому счету преодолевает самостоятельно. Андради избегает сладкой милоты традиционных семейных фильмов и уводит ленту от сентиментальности к жизнеутверждающей драме. Эйб живет как типичный подросток, ведет блог в социальной сети о своих кулинарных опытах, имеет множество виртуальных друзей и подписчиков и, как приятно это осознавать, не понимает насколько он талантлив и свободен от всех стереотипов, навязываемых обществом. Постановщик показывает, что иногда важно выдвинуться из собственной зоны комфорта не только благодаря огромным амбициям, но и еще ради личностного роста. Для подростка оказывается гораздо ближе и понятнее философия его наставника Чико, в которой нет утверждающего превосходства и которая просто показывает, что нет ничего невозможного в осуществлении своей мечты. Несмотря на всю наивность планов Эйба, он добивается своего. И когда в кульминации Андради показывает всю большую семью, сидящую за столом в уличном ресторанчике, то видно, что между взрослыми хотя бы на время наступил мир и они очень гордятся тем, как работает характер Шнаппа. Энтузиазм режиссера, смешанный с волшебством и очарованием традиционных фильмов, где все увлечены приготовлением чего-нибудь вкусного, находит вдохновение в мечтах о том, что есть вещи, которые могут заставить людей отказаться от превосходства одной культуры над другой. Андради заставляет биться сердце "Запретной кухни" в отличном ритме и с внятными интонациями, показывая как можно представить сложную палестино-израильскую тему с точки зрения поисков мира в трех отдельно взятых семьях. Между героями Сеу Жоржи и Ноа Шнаппа много экранного взаимодействия, однако Чико меньше всего похож на нетрадиционного наставника, который помогает ребенку найти себя и свое призвание. Грубость шеф-повара и его напускная суровость показывают, что мужчина немного стесняется своей эмоциональности и избегает воплощения придуманного веселья в кадре. У Андради практически нет клишированных моментов, показывающих во что можно вляпаться во время приготовления вкусной еды в окружении разбитных и очень ловких профессионалов. Постановщик способен разговаривать с любой аудиторией на увлекательном языке и обходиться при этом без прямых и навязчивых нравоучений. Тонкая и своеобразно поданная лента о кулинарном вундеркинде вряд ли может стать ролевой моделью для подражания, но способ поговорить о том, как можно уладить конфликты режиссер выбрал безусловно очень удачный. Поэтому "Запретная кухня" напоминает отрезок той самой реальности, с которой рано или поздно сталкивается любой человек при взрослении, и прекрасно, что Фернанду Гроштейн Андради находит вдохновение там, где нет зла и криминала, радуя душевностью и настоящей любовью к своим персонажам, которые смогли в итоге выбраться из кокона своих предрассудков благодаря нестандартным усилиям Эйба и его фьюжн-кухни.