В 1989 году Пабло Эскобар вошел в десятку самых богатых людей на планете по версии журнала Forbes. Он руководил Медельинским наркокартелем на протяжении 20 лет и, по некоторым оценкам, за время своей деятельности перебросил в США и другие страны кокаина на 25 миллиардов долларов.
В 70-ые годы Эскобар буквально засыпал кокаином улицы Америки. Спрос был феноменальным, прибыль взлетела до небес. В какой-то момент Медельинский картель контролировал до 80 % мирового оборота кокаина. Только в США отправлялось примерно 70 тонн в месяц.
В те времена Колумбию накрыла футбольная волна. Национальная сборная была одной из лучших на континенте в начале 90-х годов. Но как случилось, что в стране, где не решены элементарные проблемы, футбол вышел на первое место? Почему это стало возможным? Это история о том, как один из самых известных преступников за всю историю человечества дал толчок колумбийскому футболу и изменил его облик навсегда.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Документальные, Зарубежные |
Премьера в мире | 1 января 2020 |
Время | 37 мин. |
Пабло Эскобар был не просто торговцем наркотиками, нуждавшимся в легализации капиталов. Главарь Медельинского наркокартеля любил футбол и решил вложиться в развитие ведущих клубов с национальной сборной. Этот период в спортивной истории Колумбии получил название «Наркофутбол».
Двоюродный брат Эскобара, Хайме Гавирия рассказывает, как они росли в нищете. Эскобар начинал с угона автомобилей, считая, что богатые должны делиться с бедными. Вскоре Пабло нашел новый способ зарабатывания денег – производством и продажей кокаина. Этот «бизнес» вознес Эскобара на вершины власти, превратив к концу восьмидесятых в одного из самых богатых людей мира. 20 лет он управлял Медельинским картелем, перебросив только в США наркотиков на 25 млрд. долларов. Примерно 70 тонн кокаина направлялось ежемесячно. В те годы Эскобар и обратил взоры на футбол, так как видел в нем отличную возможность легализовать свои гигантские доходы.
Гавирия рассказывает, как они с братом ездили по всей стране, открывая поля. Тогдашние звезды колумбийского футбола были бедными, и игра была для них единственной возможностью отвлечься от безрадостной действительности.
Экс-защитник клуба «Атлетико Насьональ» и колумбийской сборной Леонель Альварес рассказывает, что ни для кого не являлось секретом, каков источник финансирования команды, но сами они были счастливы. Эскобар одаривал футболистов, со многими дружил. Он зарабатывал огромные деньги, и вскоре «Атлетико Насьональ» превратился в «прачечную» по отбеливанию доходов наркобарона. Билеты продавались за наличные, ими же расплачивались за трансферы игроков в другие команды, и эти суммы стабильно завышались в отчетности. Эскобар открыто заявлял о финансировании «Атлетико Насьональ» и другого клуба – «Индепендьенте».
Тогдашний тренер «Атлетико Насьональ» и сборной Колумбии Франсиско Матурана рассказывает о колоссальном влиянии Эскобара на футбол. Благодаря его деньгам удавалось сохранять в команде всех лучших игроков. В 1990 году Колумбия впервые в своей истории пробилась на чемпионат мира.
Эскобар был не единственным наркобароном, активно вкладывавшимся футбол. Клуб «Милльонариос» поддерживался главой другого, мексиканского картеля, «Америка Кали» – еще одним главарем, Мигелем Родригесом. Эскобар поддерживал дружественные отношения с руководителями других картелей. Он регулярно приглашал их, а также футбольных звезд к себе на ранчо, где устраивал товарищеские матчи на баснословные гонорары. На эти встречи приезжали и иностранные футболисты.
В том же 1990 году «Атлетико Насьональ» впервые пробился в плей-офф Кубка Либертадорес – главного международного клубного турнира Южной Америки. Клуб дошел до финала, при этом в полуфинале соперники из уругвайского «Данубио» попросту боялись оказывать сопротивление, безропотно уступив со счетом 0:6, а аргентинскому судье предлагалась взятка, от которой он отказался. В финале «Атлетико Насьональ» ждала парагвайская «Олимпия». Тот зрелищный матч вошел в историю южноамериканского футбола. Основное время встречи завершилось со счетом 2:2, при этом колумбийцы сумели отыграться с 0:2, и выявлять победителя пришлось в серии послематчевых пенальти. Решающий удар нанес Леонель Альварес, и «Атлетико Насьональ» в дебютном для себя сезоне сумел завоевать почетный трофей. Эскобар считал игроков «Атлетико Насьональ» своими друзьями и не поскупился на праздничную вечеринку в честь исторической победы на своем ранчо площадью в 29 квадратных километров и стоимостью 63 млн. долларов.
В какой-то момент правительство США решило покончить с распространением кокаина и выдало запрос на экстрадицию Эскобара, а он не собирался никуда сбегать, предпочтя пойти в политику. Эскобар опирался на поддержку бедноты, для которой был национальным героем. Хайме Гавирия рассказывает, что у брата были обширные планы: он хотел баллотироваться в конгресс, а затем войти в палату общин. Таким способом он рассчитывал приобрести дипломатическую неприкосновенность. Эскобар начал строить дома для нищего населения, парки, больницы, футбольные поля, школы, церкви, и в результате получил от людей необходимые голоса, избравшись в палату представителей и получив иммунитет от экстрадиции на четыре года. Эскобар хотел изменить закон об экстрадиции, для чего был готов лично погасить государственный долг Колумбии.
С подачи Эскобара тренер «Атлетико Насьональ» Франсиско Матурана возглавил национальную сборную, сделав костяк из игроков своей клубной команды, дополнив их главными звездами страны – Карлосом Вальдеррамой и Фаустино Асприльей. Леонель Альварес рассказывает о высочайшей ответственности, что была возложена на них, как на игроков сборной. Для погрязшей в преступности и наркотиках страны футболисты стали символами преодоления. Та команда была заряженным общей идеей единым братством, стремившимся пробиться на чемпионат мира 1994 года в США. Колумбийцы прошлись победным маршем по отбору на турнир, потерпев в 26 матчах всего одно поражение.
Матурана собрал лучших колумбийских игроков, отличавшихся к тому же беспримерным патриотизмом. Тренер просил футболистов максимально самовыражаться, и такая политика принесла плоды: народ боготворил своих героев, не разделяя их по клубной принадлежности. Это была сплоченная и очень сильная команда.
Бывший защитник национальной команды Чонто Эррера рассказывает о последней игре отбора с аргентинцами за право занять первое место, дающее прямую путевку на чемпионат мира. В аэропорту Буэнос-Айреса игрокам пришлось выслушать немало оскорбительных реплик. Сумасшедшая заряженность позволила колумбийцам буквально уничтожить противника на его поле – 5:0.
Лидер и капитан той сборной Карлос Вальдеррама признается, что помимо разгромного счета особенно гордится аплодисментами аргентинских болельщиков, которыми они провожавших тогда колумбийских звезд. Выход сборной объединил любовью и гордостью за свой футбол всю страну.
Душой команды и настоящим джентльменом на поле был однофамилец всемогущего наркобарона, защитник Андрес Эскобар. На чемпионат мира в США он приехал капитаном команды. Чонто Эррера рассказывает, что оборона была особенно сильной, позволив пропустить за весь отбор всего 2 гола. Вместе с командой выигрывала вся страна, а 80% матчей посещал президент и члены правительства. «Король футбола» Пеле предрекал колумбийцам победу на чемпионате мира.
Джон Хаиро Веласкес Васкес, друг Эскобара, рассказывает, что находясь в бегах, наркобарон не переставал следить за успехами команды. По трагическому для Эскобара стечению обстоятельств, он не дожил до чемпионата мира полгода, поскольку был убит силами колумбийских и американских спецслужб. После гибели Эскобара началась война за власть, и Медельин утонул в крови. На таком тяжелом эмоциональном фоне сборная отправилась в США.
В первом же матче с румынами колумбийцы потерпели поражение 1:3. Спустя годы ни Альварес, ни Эррера, ни Вальдеррама не понимают, почему у них внезапно разладились связи, и перестали работать натренированные ходы. Румыны ловили соперников на контратаках и без особых проблем довели дело до победы.
Стартовая неудача обернулась кризисом, к чему команда была не готова. Многие тогда лишились огромных денег, поставив на колумбийцев. В команде появилась «черная рука», негативно влиявшая на процессы. Ночью после поражения Чонто Эррера узнал, что его брат был убит в Медельине. Андрес Эскобар помогал ему справиться с горем. Вторая встреча с США становилась для колумбийцев решающей.
Матурана плакал перед матчем, сообщая игрокам, что им угрожают убийством в случае поражения. После такой новости никто уже не мог нормально настроиться. Колумбийцы атаковали всеми силами, но забить не могли, а затем Андрес Эскобар срезал мяч в свои ворота. Колумбийцы пропустили еще, сумев ответить лишь однажды, и игра была сделана – 1:2. Колумбийцы потеряли все шансы на выход из группы.
Чичо Серна признается, что игроки по сей день не понимают, как так вышло. Они хотели показать, что Колумбия – страна футбола, но одного мастерства оказалось недостаточно. На парковке возле бара Андрес Эскобар был застрелен охранником, и это убийство подвело черту под самым успешным периодом в истории колумбийского футбола.
Отзывы