Четыре искренние, эмоциональные и жизненные истории, рассказывающие о том, как война разрушает судьбы людей и наносит их душам неизлечимые раны.
Первая часть альманаха носит название «Бритва» и рассказывает о брадобрее, который вернулся с фронта после окончания Второй мировой и пытается жить мирной жизнью. Однажды герой лицом к лицу сталкивается с бывшим немецким военным, который зашёл к нему побриться. Последний раз эти двое встречались в камере пыток, где власть была на стороне нациста, но в мирное время расстановка сил меняется. Эпизод «Запретное влечение» рассказывает историю молодого немецкого офицера, влюблённого в гувернантку. Мужчина не справляется с возложенной на него властью и, находясь под постоянным влиянием нацистской пропаганды, начинает психически и морально деградировать. История «Послевкусие» представляет собой экранизацию пьесы «Варшавская мелодия» Леонида Зорина. Молодым влюблённым, которые созданы друг для друга, предстоит совершить сложнейший в жизни выбор на тему своего дальнейшего пути и будущего своих чувств. Заключительная глава альманаха под названием «Сын» повествует о тяжёлом и болезненном возвращении домой с фронта, которое пережили те солдаты, чьи семьи в тылу пали жертвами войны.
Приглашаем вас посмотреть пронзительный фильм «Последствия войны» в нашем онлайн-кинотеатре.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Военные, Драмы, Исторические |
Премьера в мире | 4 мая 2020 |
Время | 1 ч. 27 мин. |
Киноальманах включает в себя четыре новеллы.
Бритва.
Небольшая парикмахерская. Входит мальчик. Его стрижет один из двух работающих здесь парикмахеров. Мальчик расплачивается с хозяином, который сидит возле кассы, уходит. Маникюрша ввиду отсутствия клиентов ухаживает за собственными ногтями. Брадобрей точит опасную бритву на ремне.
Наступает время обеда. Оба парикмахера переодеваются и уходят. Хозяин подходит к маникюрше, что-то говорит ей вполголоса. Они оба поднимаются по лестнице на второй этаж.
В парикмахерскую входит посетитель. Он снимает пальто и шляпу, размещает их на вешалке. Господин абсолютно лысый. Брадобрей смотрит на посетителя и вспоминает его в другой одежде: форме офицера СС.
Лысый господин садится в кресло, парикмахер укрывает его простыней, намыливает подбородок, подносит опасную бритву к его горлу.
Флешбэк. Тюремная камера. Двое солдат избивают заключенного. Это брадобрей. Офицер (лысый господин) прогуливается по камере, насвистывает какую-то мелодию, держит в руках опасную бритву.
Брадобрей: сидите, господин хороший. А то у меня рука дрогнет – порежу. Я все помню, как допрашивали меня четыре года назад, даже кличку вашу, которую вам заключенные дали, помню: Цирюльник. Не думал, что встретимся. Но я выжил, и мы тут совершенно одни. Вот дрогнет у меня рука – и сразу будет очень много крови.
Флешбэк. Солдаты держат заключенного, а Цирюльник бритвой отрезает ему палец на руке. Заключенный кричит, теряет сознание, его уволакивают из камеры.
Брадобрей: а вот здесь бьется сонная артерия. Здесь кровь, много крови. Но до этого я хочу, чтобы ваше лицо было прилично выбрито. Но до этого хочу вам кое-что рассказать.
Флешбэк. Заключенный бежит по заснеженному лесу. Вдалеке слышны звуки автоматных очередей.
Брадобрей: вот и все. Покойников и приговоренных к смертной казни бреют. Сейчас я брею вас. К чему бы это? Брадобрей заканчивает бритье, брызгает одеколоном в лицо лысому господину, приставляет бритву к его горлу. Черт с вами, можете идти. Встать! Брадобрей нахлобучивает на голову клиенту шляпу, сует в руки пальто, выволакивает за шкирку за порог парикмахерской. Марш! Он возвращается в парикмахерскую, садится в кресло, плачет.
Запретное влечение.
В камере находятся унтер-офицер СС Вернер и заключенная концлагеря еврейка Анна. Вернер кормит Анну шоколадом. Он говорит, что скоро в лагерь прибудет новая партия узников, часть из них будет направлена в Аушвиц, где их ждут газовые камеры. Ты должна хорошо есть, чтобы не попасть в их число. Анна говорит, что боится за Вернера: ему грозит расстрел за нарушение расовых законов. За себя она давно перестала бояться, ее все равно ждут или газовая камера, или виселица. В камеру входит комендант лагеря Герман Фишер. Он приказывает Анне вернуться в свой барак. Потом он обращается к Вернеру: завтра с утра ты ее расстреляешь. Иначе тебя ждет Восточный фронт.
Фишер сидит в своем кабинете. Горничная – заключенная еврейка Лия Штайн – наливает в чашку кофе. Фишер гладит ее по руке, потом начинает орать, утверждая, что кофе холодный. Фишер бьет заключенную по лицу, он упрекает ее за то, что его пес набрался от нее блох. Потом он валит горничную на стол, душит ее. Знай свое место, еврейская тварь! Убери все. Вечером у меня будут гости. Фишер уходит.
Лия чистит серебряную посуду. В кабинет входит адъютант Фишера Альфред. Он приставляет к горлу Лии нож, спрашивает ее, как она околдовала коменданта. На его месте я бы давно тебе пулю в лоб пустил, еврейская тварь. Входит Фишер. Он говорит Альфреду, что сам решает, кого ему расстреливать, а кого – нет. Если ты по делу – докладывай. Альфред сообщает, что накануне несколько заключенных были расстреляны за то, что слушали ВВС. Фишер приходит в ярость: их надо было повесить, их трупы должны устрашать других заключенных. Он говорит Альфреду, что в лагере заканчивается хлорка, так как русские разбомбили железнодорожный состав, запасы надо пополнить. Альфред уходит.
Фишер угощает Лию шоколадом. Пока я комендант этого лагеря – тебя никто не тронет. Потом предлагает выпить рюмку коньяка. Лия говорит, что не переносит алкоголя. Фишер вливает коньяк ей в рот. Фишер говорит, что после войны заберет Лию к себе домой, в Дрезден, поселит в доме своих родителей. Им на старости лет как раз будет нужна такая сиделка, как ты. А сейчас я голоден – принеси мне поесть!
В казарме Вернер слушает разговор двух охранников. Они рассуждают о том, что может произойти с ними в случае нарушения расового закона: гестапо сделает обрезание без морфия и без штанов отправит на Восточный фронт. Вернер приказывает доставить к нему Анну.
Вернер ведет Анну в лес. Он говорит ей, что ему сообщили о гибели родителей во время бомбардировки. Теперь ты – единственное, что у меня есть. Но мне с тобой нельзя. Беги! А ты? Вернер: у меня руки по локоть в крови. Меня все равно расстреляют. Анна: я тебя найду, все будет хорошо, мы будем вместе. Влюбленные обнимаются, целуются. Вернер говорит: прости и стреляет в упор в Анну из пистолета. Он укладывает ее на землю, читает над телом молитву, вставляет себе в рот ствол пистолета и нажимает на спуск.
Лия выносит во двор шоколад. Она отдает его заключенному, который подметает под окнами кабинета Фишера. Ешь, Якоб! Что ты, нас заметят! Наблюдающий эту сцену Фишер стреляет из пистолета в Якоба, тот замертво валится к ногам Лии. Фишер зовет охранников: расстреляйте ее! В последний момент Фишер отменяет приказ: я всегда успею ее расстрелять. Он приказывает привести Лию к нему.
Альфред разговаривает по телефону. Да, я понимаю, что это серьезное обвинение. Да, я готов дать показания в суде. Да, понимаю, что меня ждет, если обвинения окажутся ложными.
Фишер говорит Лие: я тебе даю шоколад, обеспечиваю пайком, а ты им делишься? Хочешь в Аушвиц? Могу отправить ближайшим рейсом. Меня к тебе сильно влечет неведомая страсть, я хочу тебя уже давно, мне все труднее сдерживаться. Из-за этого искушения я скоро застрелюсь. Это – ад. Я не просился на это место. Это все мой дядя, который постоянно вмешивается в мою жизнь. Твоя жизнь тоже ад, но не по сравнению с тем, что ждет тебя в бараке. Мне нужен только один поцелуй! Фишер крепко целует Лию в губы.
В кабинет Фишера входят два офицера СС и объявляют коменданту лагеря, что он арестован за нарушение расовых законов. Они предъявляют Фишеру ордер и уводят его.
Фишер сидит в тюремной камере. Он просит у охранника карандаш и бумагу, пишет прощальное письмо Лие: как же сильно я любил тебя все это время! Он просит охранника передать письмо адресату.
Дверь камеры открывается. Фишеру сообщают, что суд приговорил его к смертной казни. Приговор приводится в исполнение немедленно.
Финальные титры. Лию Штайн освободили англо-американские войска в 1945 году, после войны она эмигрировала в США, где и живет сегодня. Охранник Йенс Дитрих передал письмо Лие Штайн в 1970 году. Заместитель Германа Фишера Альфред Золенген умер от тифа в 1951 году в городе Асбест (СССР). Герман Фишер был расстрелян 13 января 1945 года, его тело было сожжено в крематории концлагеря Дахау.
Послевкусие.
Едет автобус. К одинокой женщине подсаживается мужчина. Это Геля и Виктор.
Геля ставит пластинку Вертинского. Стук в дверь. Приходит Виктор. Он торопит Гелю, они должны идти на встречу Нового года в гости. Он вручает Геле подарок – новые туфли. Откуда деньги? Я разбогател. Геля вручает Виктору ответный подарок – галстук.
Геля занимается макияжем. Она говорит, что, наводя красоту, она поддерживает престиж своей родины – Польши. Я должна быть самая красивая. Она скрывается за дверкой одежного шкафа, надевает нарядное платье.
Но пока Геля переодевается, Виктор засыпает. Звучит новогодний салют. Геля ждет. Виктор просыпается. Он говорит, что устал, потому что разгружал вагоны. Геля: понятно, как ты разбогател. Геля говорит, что в гости идти уже не стоит. Виктор достает принесенную им бутылку вина. Геля с Виктором пьют вино, произносят тосты за счастье в наступающем 1947 году, танцуют под патефон. Геля целует Виктора. Потом она говорит, что у вина странное послевкусие. Виктор утверждает, что у Гели – талант винодела. Виктор говорит, что хочет расти над собой. Геля заверяет его, что расти ему никуда не надо: мне с тобой так хорошо и спокойно!
Геля по-польски говорит Виктору, что страшно любит его. Виктор понимает эту фразу. Геля говорит, что будет учить Виктора польскому языку. Виктор предлагает Геле выйти за него замуж. Он говорит, что с Гелей ему никогда не будет скучно, что он избавит ее от тревог и страхов.
Геля высказывает сожаление по поводу того, что в мире существует множество границ. Только у их с Виктором надежды границы отсутствуют. Виктор говорит, что за свои 24 года никогда не был так счастлив. Геля обнимает Виктора.
Финальные титры. 15 февраля 1947 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами».
Сын.
Июнь 1945 года. Мотоциклист высаживает на развилке двух проселочных дорог солдата. Дальше солдат идет пешком. В руке у него чемоданчик, за спиной вещмешок. В руках солдат несет щенка. Солдат идет по лугам, перелескам. Периодически он останавливается для того, чтобы перекусить самому и накормить щенка. Иногда солдат курит. Если начинается дождь – он надевает плащ-палатку, под которую прячет испуганного звуками грозы щенка. Солдат останавливается, чтобы поговорить с местными жителями.
Солдат входит в деревню, подходит к дому. Его замечает женщина, которая ворошит сено. С криком «Миша!» женщина бросается к солдату, но на полпути останавливается.
Солдат и женщина сидят в доме за столом. Солдат достает из вещмешка портсигар, медаль «За отвагу» и завернутую в платок горсть земли, отдает их женщине и выходит во двор. Женщина в доме плачет. Солдат на завалинке курит.
Солдат идет к развалинам церкви, входит в разрушенное сооружение. Потом он возвращается к дому.
Флешбэк. Идет бой. Немецкий снайпер убивает Мишу, второй снайпер ранит солдата.
Финальные титры. Солдат остался у матери погибшего друга. Он заменил ей сына, а она заменила ему родителей.
Отзывы