Приключенческий триллер "Вражеские линии" шведского режиссера Андерса Банке (сериал "Чернобыль: Зона отчуждения", "Горячие новости") относится к разряду тех фильмов, которые стремятся представить еще один малоизвестный эпизод из истории Второй Мировой войны. По сути дела постановщик интерпретирует один из эпизодов так называемой миссии "Алсос", где американцы выступали в качестве "охотников за головами". Союзники СССР активно занимались похищением ученых, занятых исследованиями по созданию атомной бомбы, с территорий, которые были оккупированы нацистами. Работа Банке - пример обычного b-movie, снятого на умеренном бюджете, лента ни в коем случае не претендует на масштабность и не содержит в себе оригинального высказывания на тему того, как создавался Манхэттенский проект. Глянцевый стиль и солидный актерский состав стремятся как можно интенсивнее передать происходящее на экране, из-за этого проект в большей степени выглядит как реконструкторское произведение, где оккупированная Польша образца 1943 года воспроизводится в локации при помощи белорусских лесов и деревень, сохраняющих до сих пор аутентичность. Авторы экранной истории, сценаристы Майкл Райт и Том Джордж, не претендуют на точную реконструкцию событий и уводят все к американо-британской миссии, благодаря которой ценного ученого-ядерщика крадут у фашистов. Режиссерская манера Андерса Банке может показаться старомодной, а само повествование излишне мужественным, но изначально невысокая планка, поставленная продюсерским составом, ориентирована в первую очередь на развлекательность. Поэтому "Вражеские линии" стремятся показать бравых героев-спецназовцев, которые дезориентируют своей дерзостью нацистов и еще оказываются на шаг впереди в операции, которую проводят агенты советского НКВД, заброшенные на вражескую территорию.
Андерс Банке во "Вражеских линиях" начинает рассказ с наглядной иллюстрации и показывает нападение диверсантов на безымянную польскую деревню, оккупированную немцами. Из происходящего можно догадаться, что целью этой операции является похищение ученого, доктора Фабиена (Павел Делонг, сериалы "Легенда Феррари" и "Черный пес"), занятого по сведениям разведки исследованиями в области твердого топлива для производства ракет. Майор Камински (Эд Вествик, сериалы "Белое золото" и "Большой куш") из морской пехоты США получает приказ высадиться на балтийском побережье в Польше вместе с несколькими хорошо подготовленными разведчиками из британской армии. Целью героя Вествика и его людей является тот самый ученый, который вынужден работать на гитлеровцев и получающий раз в месяц свидание со своей семьей на засекреченной территории. Однако персонаж Делонга оказывает куда более ценным персонажем, чем это можно было себе представить. Этот физик исследует расщепление атомов в секретной лаборатории, поэтому представляет в своем лице носителя куда более смертоносных идей, хотя и с виду не очень-то и похож на одного из "отцов" атомной бомбы, одержимо идущего к цели во имя науки. Красная Армия представлена в фильме четверкой персонажей во главе которых стоит некий Петров (Владимир Епифанцев, сериалы "В клетке" и "Лютый"), получивший также приказ выкрасть Фабиена из расположения гитлеровцев. В претенциозном сюжете "русским" не отказывают в изобретательности и смелости, но все равно делают их вечно вторыми по отношению к союзникам. Добавление к нарративу польских партизан с их собственной правдой о войне формирует беглый портрет еще одной стороны - польского Сопротивления, готового биться с оккупантами до последней капли крови.
Сценарий "Вражеских линий" только в максимально общих чертах передает эпоху военного времени и не стремится концентрироваться ни на драматических деталях судеб персонажей, ни на стремлении максимально адекватно передать историческую правду. Для Банке важно сделать фильм так, чтобы не оставалось сомнений в том, что любая миссия во время оказывается выполнима и что англичане и американцы не будут стоять за ценой во время похищения и дальнейших движений с Фабиеном. Героизм и отвага союзников от этого выглядят именно на уровне низкобюджетного боевика. И хотя мотивация персонажей понятна, то выглядят они все равно не как спасители человечества, а как обычные, хорошо тренированные и имеющие делать в бою абсолютно все рейнджеры. Постановщик стремится создать эмоциональную вовлеченность, когда погибает жена Фабиена во время операции и он остается один с юной дочерью Иреной. За всем тем, что происходит на экране крайне мало трагизма войны и душевного трепета, задевающего зрителя. Режиссер хорошо знает как работает современный экшн и реализует обычный концепт о похищении, попутно манипулируя всевозможными клише, которые не дают провисаний для истории на экране, но лишают ее непредсказуемости. Это не вызывает удивления, потому что Андерс Банке в большей степени знаком со Второй Мировой по книгам и учебникам. Не ныряя глубоко в психологию персонажей, постановщик предпочитает сосредотачиваться около внешней стороны, тщательно визуализируя все с реконструкторским задором. Камински, экранная фамилия героя Вествика, рассматривается только как прагматичный функционал для облегчения контактов с партизанами и не располагает даже к единственному флэшбэку о тоске по исторической родине. Не шитые лыком польские крестьяне демонстрируют при этом хорошее знание английского и вполне адекватно коммуницируют с британскими участниками разведгруппы.
Интересно, что с гендерной точки зрения "Вражеские линии" балансируются Банке при помощи Сары (Екатерина Владимирова, сериалы "Филатов" и "Кухня. Война за отель"), дочери командира польского партизанского отряда, которая готова мстить фашистам абсолютно за все и которая полностью отравлена войной. Не случайно героиня Владимировой вкладывает в руки Ирены пистолет и рассуждает о том, как же все-таки хорошо, когда есть возможность выстрелить и пристрелить врага. Режиссер не стесняется банальностей и показывает скоротечный роман Сары и одного из разведчиков, Дэвидсона (Том Уисдом, "Вмешательство", сериал "Доминион") определенно символизируя скоротечность жизни, когда быстрота связей проявляется в первую очередь в тоске по человеческому перед лицом смертельной опасности. Диалоги от Майкла Райта и Тома Джорджа пытаются передать серьезную ситуацию при помощи юмора, выстраивая в намеренно конфликтном ключе общение при управлении миссией американского генерала МаКлауда (Кори Джонсон, сериал "Программисты", "Опасный элемент") и английского полковника Престона (Джон Ханна, сериал "Жертва", "За бортом"). Стремясь выглядеть как можно циничнее и хотя бы на дюйм приблизиться к "Бесславным ублюдкам" Тарантино сценаристы дают герою Епифанцева настоящую крылатую фразу о том, что он никому не расскажет, что его солдат погиб, сражаясь за капиталистов. Попутно, практически мимоходом, Банке старается поговорить еще и о последствиях войны для детей на примере дочери Фабиена и том, как быстро человек взрослеет на войне и учится принимать решения направленные только на одно - спасение жизней не только своих близких, но и товарищей по партизанскому отряду. Поэтому "Вражеские линии" по касательной стремятся еще и поговорить об аморальности войны. В целом лента Андерса Банке стремится к объединению культур, практик и исторической памяти, еще раз напоминая об ужасах фашизма и той огромной цене, заплаченной союзниками за победу над общим нацистским врагом.
5
,7
2020, Военные
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Приключенческий триллер "Вражеские линии" шведского режиссера Андерса Банке (сериал "Чернобыль: Зона отчуждения", "Горячие новости") относится к разряду тех фильмов, которые стремятся представить еще один малоизвестный эпизод из истории Второй Мировой войны. По сути дела постановщик интерпретирует один из эпизодов так называемой миссии "Алсос", где американцы выступали в качестве "охотников за головами". Союзники СССР активно занимались похищением ученых, занятых исследованиями по созданию атомной бомбы, с территорий, которые были оккупированы нацистами. Работа Банке - пример обычного b-movie, снятого на умеренном бюджете, лента ни в коем случае не претендует на масштабность и не содержит в себе оригинального высказывания на тему того, как создавался Манхэттенский проект. Глянцевый стиль и солидный актерский состав стремятся как можно интенсивнее передать происходящее на экране, из-за этого проект в большей степени выглядит как реконструкторское произведение, где оккупированная Польша образца 1943 года воспроизводится в локации при помощи белорусских лесов и деревень, сохраняющих до сих пор аутентичность. Авторы экранной истории, сценаристы Майкл Райт и Том Джордж, не претендуют на точную реконструкцию событий и уводят все к американо-британской миссии, благодаря которой ценного ученого-ядерщика крадут у фашистов. Режиссерская манера Андерса Банке может показаться старомодной, а само повествование излишне мужественным, но изначально невысокая планка, поставленная продюсерским составом, ориентирована в первую очередь на развлекательность. Поэтому "Вражеские линии" стремятся показать бравых героев-спецназовцев, которые дезориентируют своей дерзостью нацистов и еще оказываются на шаг впереди в операции, которую проводят агенты советского НКВД, заброшенные на вражескую территорию. Андерс Банке во "Вражеских линиях" начинает рассказ с наглядной иллюстрации и показывает нападение диверсантов на безымянную польскую деревню, оккупированную немцами. Из происходящего можно догадаться, что целью этой операции является похищение ученого, доктора Фабиена (Павел Делонг, сериалы "Легенда Феррари" и "Черный пес"), занятого по сведениям разведки исследованиями в области твердого топлива для производства ракет. Майор Камински (Эд Вествик, сериалы "Белое золото" и "Большой куш") из морской пехоты США получает приказ высадиться на балтийском побережье в Польше вместе с несколькими хорошо подготовленными разведчиками из британской армии. Целью героя Вествика и его людей является тот самый ученый, который вынужден работать на гитлеровцев и получающий раз в месяц свидание со своей семьей на засекреченной территории. Однако персонаж Делонга оказывает куда более ценным персонажем, чем это можно было себе представить. Этот физик исследует расщепление атомов в секретной лаборатории, поэтому представляет в своем лице носителя куда более смертоносных идей, хотя и с виду не очень-то и похож на одного из "отцов" атомной бомбы, одержимо идущего к цели во имя науки. Красная Армия представлена в фильме четверкой персонажей во главе которых стоит некий Петров (Владимир Епифанцев, сериалы "В клетке" и "Лютый"), получивший также приказ выкрасть Фабиена из расположения гитлеровцев. В претенциозном сюжете "русским" не отказывают в изобретательности и смелости, но все равно делают их вечно вторыми по отношению к союзникам. Добавление к нарративу польских партизан с их собственной правдой о войне формирует беглый портрет еще одной стороны - польского Сопротивления, готового биться с оккупантами до последней капли крови. Сценарий "Вражеских линий" только в максимально общих чертах передает эпоху военного времени и не стремится концентрироваться ни на драматических деталях судеб персонажей, ни на стремлении максимально адекватно передать историческую правду. Для Банке важно сделать фильм так, чтобы не оставалось сомнений в том, что любая миссия во время оказывается выполнима и что англичане и американцы не будут стоять за ценой во время похищения и дальнейших движений с Фабиеном. Героизм и отвага союзников от этого выглядят именно на уровне низкобюджетного боевика. И хотя мотивация персонажей понятна, то выглядят они все равно не как спасители человечества, а как обычные, хорошо тренированные и имеющие делать в бою абсолютно все рейнджеры. Постановщик стремится создать эмоциональную вовлеченность, когда погибает жена Фабиена во время операции и он остается один с юной дочерью Иреной. За всем тем, что происходит на экране крайне мало трагизма войны и душевного трепета, задевающего зрителя. Режиссер хорошо знает как работает современный экшн и реализует обычный концепт о похищении, попутно манипулируя всевозможными клише, которые не дают провисаний для истории на экране, но лишают ее непредсказуемости. Это не вызывает удивления, потому что Андерс Банке в большей степени знаком со Второй Мировой по книгам и учебникам. Не ныряя глубоко в психологию персонажей, постановщик предпочитает сосредотачиваться около внешней стороны, тщательно визуализируя все с реконструкторским задором. Камински, экранная фамилия героя Вествика, рассматривается только как прагматичный функционал для облегчения контактов с партизанами и не располагает даже к единственному флэшбэку о тоске по исторической родине. Не шитые лыком польские крестьяне демонстрируют при этом хорошее знание английского и вполне адекватно коммуницируют с британскими участниками разведгруппы. Интересно, что с гендерной точки зрения "Вражеские линии" балансируются Банке при помощи Сары (Екатерина Владимирова, сериалы "Филатов" и "Кухня. Война за отель"), дочери командира польского партизанского отряда, которая готова мстить фашистам абсолютно за все и которая полностью отравлена войной. Не случайно героиня Владимировой вкладывает в руки Ирены пистолет и рассуждает о том, как же все-таки хорошо, когда есть возможность выстрелить и пристрелить врага. Режиссер не стесняется банальностей и показывает скоротечный роман Сары и одного из разведчиков, Дэвидсона (Том Уисдом, "Вмешательство", сериал "Доминион") определенно символизируя скоротечность жизни, когда быстрота связей проявляется в первую очередь в тоске по человеческому перед лицом смертельной опасности. Диалоги от Майкла Райта и Тома Джорджа пытаются передать серьезную ситуацию при помощи юмора, выстраивая в намеренно конфликтном ключе общение при управлении миссией американского генерала МаКлауда (Кори Джонсон, сериал "Программисты", "Опасный элемент") и английского полковника Престона (Джон Ханна, сериал "Жертва", "За бортом"). Стремясь выглядеть как можно циничнее и хотя бы на дюйм приблизиться к "Бесславным ублюдкам" Тарантино сценаристы дают герою Епифанцева настоящую крылатую фразу о том, что он никому не расскажет, что его солдат погиб, сражаясь за капиталистов. Попутно, практически мимоходом, Банке старается поговорить еще и о последствиях войны для детей на примере дочери Фабиена и том, как быстро человек взрослеет на войне и учится принимать решения направленные только на одно - спасение жизней не только своих близких, но и товарищей по партизанскому отряду. Поэтому "Вражеские линии" по касательной стремятся еще и поговорить об аморальности войны. В целом лента Андерса Банке стремится к объединению культур, практик и исторической памяти, еще раз напоминая об ужасах фашизма и той огромной цене, заплаченной союзниками за победу над общим нацистским врагом.