Документальный фильм о бесчеловечных экспериментах, которые проводили над пленными японские военные и медики-палачи накануне и во время Второй мировой войны. Еще в 1930-х годах в районе города Харбин началась подготовка к масштабной бактериологической войне Японии против Китая, СССР, Монгольской Народной Республики и других стран. Так зародился «азиатский Освенцим», за которым стоял «отряд 731». Над заключенными в секретных лабораториях проводились чудовищные медицинские опыты: в том числе их намеренно заражали бактериями. Разрабатываемое биологическое оружие должно было обеспечить возможность быстрого распространения смертельных эпидемий. Это страшная правда о преступлениях против человечества, которую нельзя забывать. Фильм «Лаборатория смерти. Апокалипсис по-японски» можно посмотреть онлайн.
Страны | Россия |
---|---|
Жанр | Документальные, Исторические, Русские |
Премьера в мире | 1 января 2016 |
Время | 44 мин. |
Режиссёры | Овез Нарлиев |
---|---|
Актёры | Александр Клюквин |
Сценаристы | Александр Звягинцев |
Операторы | Илья Бойко, Андрей Которженко |
В конце 30-х – начале 40-х Япония активно готовилась к началу Второй Мировой войны. Плацдармом для агрессии против СССР стала оккупированная Манчжурия. В окрестностях закрытого города русских эмигрантов Харбина начали пропадать люди. Японские жандармы задерживали мужчин и женщин по подозрению в различных преступлениях, но отправляли не в тюрьму. На территории Харбина проводились бесчеловечные эксперименты и ужасающие пытки. Узников заражали сифилисом, ампутировали руки и пришивали к противоположной стороне тела. Эти жуткие опыты имели немало общего с преступлениями печально знаменитого нацистского ученого Йозефа Менгеле. Опасность грозила не только жителям Харбина. Именно здесь японские власти проводили испытания бактериологического оружия, от которого могли пострадать и сопредельные страны, и всё человечество.
Чернцы, небольшое село в Ивановской области. Именно сюда зимой 1950 года привезли на санях высокопоставленных японских генералов и офицеров – в советскую тюрьму. Но вместо одиночных камер с решетками на окнах пленники оказались в красивой усадьбе, переделанной в лагерь для военнопленных. Сегодня от бывшего имения остались только разрушенные стены, но по уцелевшим надписям на кирпичах можно определить, что там находилось прежде. Благодаря записи с рассказом бывшей медсестры тюрьмы Татьяны Мотовой до наших дней дошли факты.
Мотова рассказывает, что генералов размещали по 2 человека в комнате. Медсестра обязана была снимать пробы с блюд. Пленники играли на досуге в бильярд, гуляли, занимались садоводством. Никто из персонала не знал, что эти мирные и спокойные узники – осужденные за бесчеловечные опыты военные преступники. Суд над ними получил название Хабаровский процесс, а подсудимыми были руководители «Отряда 731». Преступники проводили чудовищные эксперименты, действуя предельно жестокими методами. Японцы планировали устроить смертельные эпидемии на территории Советского Союза, Китая и Монголии, для чего ставили опыты на живых людях.
В январе 1942 года спецотряд японской армии привёз художника, занимавшегося в обычной жизни росписью кимоно. Его заставили рисовать жуткие вещи: сгнившие руки и ноги, детские тела с ампутированными конечностями. Плёнки тогда не было, и авторы ужасающих опытов нуждались в наглядном изучении действия смертельных бактерий. «Отряд 731» разрабатывал истребительное оружие, наблюдая за страданиями живых людей.
Японцы сами выступили инициаторами вступления во Вторую Мировую войну, что устроило Гитлера. Японцы начали полномасштабное наступление, вторглись в соседние страны, но их блицкриг провалился, как и «План Барбаросса». К середине 1942 года американцы и англичане начали наступление, и выиграть Япония не смогла. Несмотря на недостаток необходимых ресурсов японские власти санкционировали создание бактериологического оружия, для чего был создан «Отряд 731». Женевский протокол от 17 июня 1925 года запрещал применение на войне удушливых и бактериологических средств, но подписали его не все страны. Гитлер тайно поручил Герингу заняться созданием института для разведения смертоносных бактерий. Японцы находились в контакте с нацистами. Первые опыты распыления ядов проводились с воздуха над Познанью.
Специальный отряд японских вооруженных сил был создан в 30-х, но повышенный интерес к бактериологическому оружию власти страны начали питать в военные годы. Людей, которых использовали для опытов, называли брёвнами. По признанию одного из генералов, в оккупированной Манчжурии в отряд ежегодно поступало 600 человек для опытов. Как рассказывал другой преступник, в окне тюрьмы он наблюдал за девочкой и матерью, а затем они исчезли – на них был поставлен опыт с ядовитыми газами. Врачи цинично наблюдали за ходом эксперимента. На специальных картах обозначались объекты для заражения бактериями.
В 30-х годах в Китае вышла статья о вспышке чумы. Однажды утром японский истребитель сбросил над двумя китайскими городами пакетики ваты и рисовые зерна. Вскоре начались заболевания со смертельным исходом. Причиной смерти была чума. Именно эту статью с гордостью показал своим подчиненным Сиро Исии – микробиолог, генерал-лейтенант японской армии и главный вдохновитель экспериментов. Исии напирал на дешевизну производства бактериологического оружия, приравнивал к ядерному, и ему удалось убедить власти в создании такого оружия.
Идея сбрасывать бомбы, начинённые чумными блохами, Сиро Исии понравилась сразу, но встал вопрос: как взорвать заряд, чтобы блохи остались целыми? Выход невольно подсказала одна из гейш, когда случайно уронила керамическую вазу. «Отряд 731» занялся производством керамических бомб, действие которых испытывали на людях-«бревнах». В каждой такой бомбе находилось около 30 000 зараженных блох. Привязанные к столбам отчаянно кричали, но спастись было невозможно.
Татьяна Мотова вспоминает молодого японского санитара, которому поручали изучение бактерий на манекенах, а затем на живых людях. Члены «Отряда 731» фанатично служили стране и верили, что таким образом приносят ей пользу. Весной 1945 года Сиро Исии приказал усилить подготовку к бактериологической войне против СССР, вот почему «Отряд 731» дислоцировался поблизости от границы.
В архивных документах тюрьмы в Чернцах хранится переписка военнопленных, в которых генералы благодарили сотрудников НКВД за «чуткий уход». «Отряд 731» находился в составе Квантунской армии, которой руководил генерал Ямада – с виду милый старичок, а на деле – один из главных японских военных преступников.
Японцы готовились к суровому русскому климату, проводя опыты по обморожению. Моделировалась ситуация передовой линии фронта с обморожением солдат. Ученые «Отряда 731» замораживали пленнику часть руки,затем отрезали руку по локоть и замораживали руку по плечо, после чего ампутировали по плечо. Таким образом от человека оставались лишь голова и туловище – для других, не менее чудовищных экспериментов.
В «Отряде 731» существовала так называемая образцовая комната, и выдержать созерцание жутких экспонатов которой мог далеко не каждый. Всех новобранцев заставляли посещать эту комнату, испытывая мужество. Японцы хорошо подготовились к бактериологической войне, но воспользоваться результатами кошмарных экспериментов не успели – СССР напал первым, нанеся сокрушительное поражение Квантунской армии. Главарю «Отряда 731» Сиро Исии и его ближайшим сподвижникам удалось вовремя сбежать из Харбина. Они стремились вывезти все накопленные материалы и, особенно, штаммы бактерий. Что не могли вывезти, преступники уничтожали. Сиро раздал подопечным ампулы с цианидом, которые они должны были принять, поняв, что плен неизбежен.
3 мая 1946 года в Японии начался международный трибунал в Токио, организованный США. Одним из пунктов обвинения значились бактериологические эксперименты. Поначалу американцы планировали сотрудничать с русскими, однако позже, получив доказательства деятельности «Отряда 731», заключили сделку с японцами: они не поднимают этот пункт обвинения, а взамен получают все результаты экспериментов. В обмен на бумаги Сиро Исии и другие преступники стали неуязвимыми для следствия. Свыше 3600 японских ученых получили расширенную амнистию, а многие получили видные места в американских вузах и спокойно дожили до старости. Эту информацию в свете Холодной войны американцы сочли более важной, чем правосудие. Вот почему советские власти инициировали свой процесс – Хабаровский. Осуждены были не главные идеологи «Отряда 731», зато об их зверствах узнал весь мир.
На скамье подсудимых оказались люди разного статуса – от молодого санитара до главнокомандующего Квантунской армии. Осужденные получили от 2 до 25 лет лишения свободы. Они содержались с комфортом, у них был свой переводчик, они получали прекрасное питание. Вместо 25 лет узники отсидели лишь 7. Их освободили с наступлением оттепели. На прощание каждому подарили костюм с галстуком, вручили сухой паёк. Такой заботой советская власть хотела продемонстрировать свое миролюбивое отношение к Японии. Из стен советской тюрьмы вышли не все узники, их похоронили с почестями. Существование «Отряда 731» и его деятельность нынешними японскими властями так и не было признано.
Отзывы