Проект "Живой", локализованный для отечественного проката с названием "Пила: Начало", которое эксплуатирует брэнд одной из самых известных хоррор-франшиз, способен привлечь своим свежим взглядом на жанр и в очередной раз доказывает, что для создания интересного и волнующего фильма бюджет не всегда первостепенен. Канадский режиссер Роб Грант ("Гарпун", "Поддельная кровь") в разработке своего фильма ужасов склоняется к кровавому мокьюментари, эмоциональному, перегруженному и будоражащему мозг. Авторы экранной истории, сценаристы Чак МакКью и Жюль Венсан, реализуют концепт об одиноком докторе из заброшенной клиники, который уже давно не в себе, но стремится к спасению своих жертв и желает им только добра. Удивление вызывает то, как постановщик эксплуатирует жанровые клише и дает им новые измерения. Герои фильма действительно окажутся в определенный момент по колено в крови, но вряд ли будет уместно ерничать над этой сценой, которая буквально пропитана разящим натурализмом убойного цеха мясокомбината. Вне всяких сомнений, Грант стремится зайти как можно дальше, и идейно фильм вполне выглядит как своеобразный спин-офф для "Пилы", где ужасающая атмосфера не вызывает сомнений и способна местами вводить в оцепенение при просмотре. Такая игра по-крупному приносит свои результаты уже при просмотре первого акта, где нарратив не стремится концентрироваться на поясняющих флэшбэках, а придавливает внимание именно тайной, настоящей мистерией сверхъестественного триллера, который развивается без всяких предысторий. Нельзя сказать, что проект Гранта стремится выжать максимум экстремальности из происходящего в кадре и разместить как можно больше красных брызг на единицу площади экрана. Выползающий буквально отовсюду медленно тлеющий ужас для режиссера выглядит настоящей родной стихией, где все живет и умирает не всегда так, как на это могут рассчитывать даже самые проницательные зрители. Восстановление памяти и правды знаний о самих себе у главных героев ленты, сознательно лишенных имен авторами, приобретает экспрессивный и мечущийся визуальный дизайн от художника Бобби Ванонена (сериал "Чёрное лето"). Погружение протагонистов в кошмар благодаря излишне увлеченному врачу-садисту раз за разом вытаскивает сюрпризы и показывает уровень амбиций и таланта самого Гранта. Поэтому "Пила: Начало" разрабатывает хорошо известные жанровые темы, неторопливо концентрируясь вокруг неоднозначности уходящего в бурную воронку саспенса сюжета.
Тревожность Роб Грант в "Пила: Начало" создает буквально с самых первых кадров, когда демонстрирует на экране разрастающееся под аккомпанемент полицейской сирены и стук лопаты могильщика разрастающееся яркое белое пятно, на фоне которого возникает окровавленная рука. Окровавленный и перебинтованный во многих местах мужчина, которому уже на вид хорошо за 30, находится в крайне тяжелом состоянии и просыпается в полном беспамятстве в заброшенной больнице. Он остроумно обозначен сценаристами как Мужчина-пациент (Томас Кокерел, "Золото Флинна", "ДругаяЖизнь"). Герой Кокерела в контексте ленты представляет собой полностью чистый лист в плане воспоминаний, происхождение такой тотальной амнезии авторы не поясняют, но со всей закипающей очевидностью отправляют его в ползучее путешествие к двери, над которой горит манящая табличка "Выход". Грязный больничный коридор вполне логично показывать как трудный путь к свободе. Мелькающий на фоне доктор-хирург, которого авторы обозначили как Человека (Энгус Макфадьен, "Затерянный город Z", "Павшая империя"), в последнюю секунду перехватывает уползающего и улыбается так, как улыбается гордый родитель, вовремя остановивший ребенка, когда неразумное дитя начало употреблять что-то не то. С методичностью настоящего врача персонаж Макфадьена укладывает пациента обратно на каталку и терпеливо подключает ко всем контрольным приборам. То, что характер Кокерела страдает от бесконечной и бескрайней боли по всеми телу, постановщик при помощи доктора обыгрывает как важнейший признак жизни. В слишком сладкой белохалатной доброте хорошо считывается, что герой Макфадьена создает тяжелейший дискомфорт ради блага пациента, однако посматривая понимающе поверх очков по-заговорщицки рассказывает ему что-то обнадеживающее о скором выздоровлении. В голосе лечащего столько любви и настоящего участия, что это работает на остроту снижения внимания. Все это происходит до тех пор, пока в этой камерной ленте не появляется третья участница, Женщина-пациент (Камилла Стоппс, сериалы "Киллджойс" и "Штамм"), также покрытая многочисленными швами и также все забывшая о своем прошлом. Пока еще безымянные мужчина и женщина начинают искать ключи к разгадке своих личностей, ей кажется, что у нее есть маленький ребенок, ему - что он сидел в тюрьме. Тем временем эскулап продолжает с еще большим энтузиазмом выхаживать своих покалеченных питомцев и рассказывать им о том, что все вместе они и есть - та самая семья, которая навеки. Жестокость оздоровления толкает еле стоящих на ногах персонажей Кокерела и Стоппс на побег из этого мрачного рая.
С мрачной насмешкой Грант в "Пила: Начало" реконструирует подобие рая и сурового отца-создателя, отчаянного и сошедшего с ума маньяка-демиурга. Побег от планомерного лечения из компании смотрителя и его рычащего добермана можно интерпретировать вполне по-библейски, сшитые по кусочкам Адам и Ева пытаются прорваться на свободу и все же понять в кульминации кто они такие на самом деле. Постановщик учитывает, что у героев зияют черные дыры в памяти, но остались все рефлексы и способность мыслить. Такая насильная социализация и разговоры о том, что все они - семья, у любого могут стать отправными точками для начала адской дороги к восстановлению самих себя. Энгус Макфадьен, снимавшийся кстати в нескольких сериях "Пилы", прекрасно чувствует фактуру проекта Гранта и его потенциал, ему удается портрет такого загадочного медика с непроявленной черной стороной стороной, которая найдет массу леденящих подтверждений во время блужданий сбежавшей парочки по пустынным лабиринтам больницы. Портрет, который создает актер в достаточной степени многогранен: доктор, отец, медбрат, конвойный и вершитель судеб, похожий на не страшащегося крови Франкенштейна. Широкий диапазон эмоций Макфадьена и их многополярность делают антагониста фильма наиболее проработанным персонажем с точки зрения его присутствия в кадре. Появления врача в большинстве случаев неожиданные и заставляющие цепенеть от его непредсказуемости. Пара Кокерел-Стоппс напротив стремится убежать и избежать множества сюрпризов, проявляя чудеса находчивости и изобретательности. Капкан ситуации, в которой оказались эти пациенты, крепко их держит на протяжении всего второго акта и не стремится к проявлению чего-то теплого и человеческого. Грант при помощи множества интерьерных шоков, демонстраций множественной расчлененки и динамичной манеры съемки оператора Чарльз Хэмилтон выводит все в какую-то умопомрачительную тональность, где найденный выход на свободу отнюдь не означает для главных героев спасение и движение в сторону хэппи-энда. Создание объединяющей связи между пациентами обозначается в фильме как поиск стабильности и предсказуемости там, где на лидирующих позициях уже давно находятся страх, паранойя и постоянное преодоление боли. Тем не менее, то, что с самого начала подается сценаристами и режиссером как ужас экзистенции, беспощадной и иррациональной, со временем трансформируется в логику и внутренние смыслы, это создает несколько сюжетных подсказок к финалу и раскрытию страшащей тайны.
Надо отдать должное мастерству Гранта, который в "Пила: Начало" постоянно держит ритм, по мере возможностей разгоняет его и хранит интригу рассказа вплоть до самого финала. Сюрпризом для ценителей хорроров будет скорее всего то, что лента все время будет находиться в миллиметрах от полноценного слэшера, при этом не скупясь на пролитие крови и выворачивание конечностей, но избегая прямого физического насилия, переводя все частично в плоскость нестандартного психологического триллера о способном потомке доктора Лектера. Внешне следуя законам субжанра о сошедшем с ума докторе, Грант оказывается способен зайти намного дальше в своей режиссуре, чем обычная игра в кошки-мышки, его врач в исполнении Макфадьена слишком увлечен своей ролью благоносца и спасителя при том, что его личность уже давно начала распадаться, и он наивно пытается воспроизвести и заселить свой идеальный мир из подручных материалов в больничной локации. Безнадежность места, уродливость протекающего без внешних сигналов времени в компании знающего как поступить лучше доктора раскачивают депрессию и безнадегу. Особо впечатлительные зрители фильма Гранта без сомнений испытают шок и оцепенение от третьего акта, где мрачность замыслов и скрипящий идеализм героя Макфадьена станут уже совсем неприкрытыми. Проект, как ни странно, оказывается во многом близок к тому, что принято называть "новая французская крайность" в духе шокирующего артхауса "Падали" Гаспара Ноэ и разрывающего плоть на части в "Границе" Ксавье Жанса. Во многом благодаря немногочисленному актерскому составу все сюжетные арки оказываются хорошо выстроенными и взаимодействующими между собой, трое исполнителей позволяют почувствовать общую силу игры в ансамблях и дают зрителям исчерпывающее представление о характерах на экране. Грант использует тесноту помещений и дает для персонажей некоторое количество загадок, позволяя им что-то узнавать друг о друге и о себе, а также создавая условия для адекватного восприятия зрителями происходящего на экране. В фильме максимально используется потенциал заброшенной клиники, госпиталя, где есть темнота, грязь и неустроенность самого места, а также жуткий фактор того, что все происходящее является сверхъестественным. Поэтому "Пила: Начало" способен показать ужасную тайну через цепочку событий и эпизодов, многие из которых показывают особый склад ума тех, кто привык отводить себе роль Творца и Господа Бога.
5
,8
2018, Ужасы
87 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Проект "Живой", локализованный для отечественного проката с названием "Пила: Начало", которое эксплуатирует брэнд одной из самых известных хоррор-франшиз, способен привлечь своим свежим взглядом на жанр и в очередной раз доказывает, что для создания интересного и волнующего фильма бюджет не всегда первостепенен. Канадский режиссер Роб Грант ("Гарпун", "Поддельная кровь") в разработке своего фильма ужасов склоняется к кровавому мокьюментари, эмоциональному, перегруженному и будоражащему мозг. Авторы экранной истории, сценаристы Чак МакКью и Жюль Венсан, реализуют концепт об одиноком докторе из заброшенной клиники, который уже давно не в себе, но стремится к спасению своих жертв и желает им только добра. Удивление вызывает то, как постановщик эксплуатирует жанровые клише и дает им новые измерения. Герои фильма действительно окажутся в определенный момент по колено в крови, но вряд ли будет уместно ерничать над этой сценой, которая буквально пропитана разящим натурализмом убойного цеха мясокомбината. Вне всяких сомнений, Грант стремится зайти как можно дальше, и идейно фильм вполне выглядит как своеобразный спин-офф для "Пилы", где ужасающая атмосфера не вызывает сомнений и способна местами вводить в оцепенение при просмотре. Такая игра по-крупному приносит свои результаты уже при просмотре первого акта, где нарратив не стремится концентрироваться на поясняющих флэшбэках, а придавливает внимание именно тайной, настоящей мистерией сверхъестественного триллера, который развивается без всяких предысторий. Нельзя сказать, что проект Гранта стремится выжать максимум экстремальности из происходящего в кадре и разместить как можно больше красных брызг на единицу площади экрана. Выползающий буквально отовсюду медленно тлеющий ужас для режиссера выглядит настоящей родной стихией, где все живет и умирает не всегда так, как на это могут рассчитывать даже самые проницательные зрители. Восстановление памяти и правды знаний о самих себе у главных героев ленты, сознательно лишенных имен авторами, приобретает экспрессивный и мечущийся визуальный дизайн от художника Бобби Ванонена (сериал "Чёрное лето"). Погружение протагонистов в кошмар благодаря излишне увлеченному врачу-садисту раз за разом вытаскивает сюрпризы и показывает уровень амбиций и таланта самого Гранта. Поэтому "Пила: Начало" разрабатывает хорошо известные жанровые темы, неторопливо концентрируясь вокруг неоднозначности уходящего в бурную воронку саспенса сюжета. Тревожность Роб Грант в "Пила: Начало" создает буквально с самых первых кадров, когда демонстрирует на экране разрастающееся под аккомпанемент полицейской сирены и стук лопаты могильщика разрастающееся яркое белое пятно, на фоне которого возникает окровавленная рука. Окровавленный и перебинтованный во многих местах мужчина, которому уже на вид хорошо за 30, находится в крайне тяжелом состоянии и просыпается в полном беспамятстве в заброшенной больнице. Он остроумно обозначен сценаристами как Мужчина-пациент (Томас Кокерел, "Золото Флинна", "ДругаяЖизнь"). Герой Кокерела в контексте ленты представляет собой полностью чистый лист в плане воспоминаний, происхождение такой тотальной амнезии авторы не поясняют, но со всей закипающей очевидностью отправляют его в ползучее путешествие к двери, над которой горит манящая табличка "Выход". Грязный больничный коридор вполне логично показывать как трудный путь к свободе. Мелькающий на фоне доктор-хирург, которого авторы обозначили как Человека (Энгус Макфадьен, "Затерянный город Z", "Павшая империя"), в последнюю секунду перехватывает уползающего и улыбается так, как улыбается гордый родитель, вовремя остановивший ребенка, когда неразумное дитя начало употреблять что-то не то. С методичностью настоящего врача персонаж Макфадьена укладывает пациента обратно на каталку и терпеливо подключает ко всем контрольным приборам. То, что характер Кокерела страдает от бесконечной и бескрайней боли по всеми телу, постановщик при помощи доктора обыгрывает как важнейший признак жизни. В слишком сладкой белохалатной доброте хорошо считывается, что герой Макфадьена создает тяжелейший дискомфорт ради блага пациента, однако посматривая понимающе поверх очков по-заговорщицки рассказывает ему что-то обнадеживающее о скором выздоровлении. В голосе лечащего столько любви и настоящего участия, что это работает на остроту снижения внимания. Все это происходит до тех пор, пока в этой камерной ленте не появляется третья участница, Женщина-пациент (Камилла Стоппс, сериалы "Киллджойс" и "Штамм"), также покрытая многочисленными швами и также все забывшая о своем прошлом. Пока еще безымянные мужчина и женщина начинают искать ключи к разгадке своих личностей, ей кажется, что у нее есть маленький ребенок, ему - что он сидел в тюрьме. Тем временем эскулап продолжает с еще большим энтузиазмом выхаживать своих покалеченных питомцев и рассказывать им о том, что все вместе они и есть - та самая семья, которая навеки. Жестокость оздоровления толкает еле стоящих на ногах персонажей Кокерела и Стоппс на побег из этого мрачного рая. С мрачной насмешкой Грант в "Пила: Начало" реконструирует подобие рая и сурового отца-создателя, отчаянного и сошедшего с ума маньяка-демиурга. Побег от планомерного лечения из компании смотрителя и его рычащего добермана можно интерпретировать вполне по-библейски, сшитые по кусочкам Адам и Ева пытаются прорваться на свободу и все же понять в кульминации кто они такие на самом деле. Постановщик учитывает, что у героев зияют черные дыры в памяти, но остались все рефлексы и способность мыслить. Такая насильная социализация и разговоры о том, что все они - семья, у любого могут стать отправными точками для начала адской дороги к восстановлению самих себя. Энгус Макфадьен, снимавшийся кстати в нескольких сериях "Пилы", прекрасно чувствует фактуру проекта Гранта и его потенциал, ему удается портрет такого загадочного медика с непроявленной черной стороной стороной, которая найдет массу леденящих подтверждений во время блужданий сбежавшей парочки по пустынным лабиринтам больницы. Портрет, который создает актер в достаточной степени многогранен: доктор, отец, медбрат, конвойный и вершитель судеб, похожий на не страшащегося крови Франкенштейна. Широкий диапазон эмоций Макфадьена и их многополярность делают антагониста фильма наиболее проработанным персонажем с точки зрения его присутствия в кадре. Появления врача в большинстве случаев неожиданные и заставляющие цепенеть от его непредсказуемости. Пара Кокерел-Стоппс напротив стремится убежать и избежать множества сюрпризов, проявляя чудеса находчивости и изобретательности. Капкан ситуации, в которой оказались эти пациенты, крепко их держит на протяжении всего второго акта и не стремится к проявлению чего-то теплого и человеческого. Грант при помощи множества интерьерных шоков, демонстраций множественной расчлененки и динамичной манеры съемки оператора Чарльз Хэмилтон выводит все в какую-то умопомрачительную тональность, где найденный выход на свободу отнюдь не означает для главных героев спасение и движение в сторону хэппи-энда. Создание объединяющей связи между пациентами обозначается в фильме как поиск стабильности и предсказуемости там, где на лидирующих позициях уже давно находятся страх, паранойя и постоянное преодоление боли. Тем не менее, то, что с самого начала подается сценаристами и режиссером как ужас экзистенции, беспощадной и иррациональной, со временем трансформируется в логику и внутренние смыслы, это создает несколько сюжетных подсказок к финалу и раскрытию страшащей тайны. Надо отдать должное мастерству Гранта, который в "Пила: Начало" постоянно держит ритм, по мере возможностей разгоняет его и хранит интригу рассказа вплоть до самого финала. Сюрпризом для ценителей хорроров будет скорее всего то, что лента все время будет находиться в миллиметрах от полноценного слэшера, при этом не скупясь на пролитие крови и выворачивание конечностей, но избегая прямого физического насилия, переводя все частично в плоскость нестандартного психологического триллера о способном потомке доктора Лектера. Внешне следуя законам субжанра о сошедшем с ума докторе, Грант оказывается способен зайти намного дальше в своей режиссуре, чем обычная игра в кошки-мышки, его врач в исполнении Макфадьена слишком увлечен своей ролью благоносца и спасителя при том, что его личность уже давно начала распадаться, и он наивно пытается воспроизвести и заселить свой идеальный мир из подручных материалов в больничной локации. Безнадежность места, уродливость протекающего без внешних сигналов времени в компании знающего как поступить лучше доктора раскачивают депрессию и безнадегу. Особо впечатлительные зрители фильма Гранта без сомнений испытают шок и оцепенение от третьего акта, где мрачность замыслов и скрипящий идеализм героя Макфадьена станут уже совсем неприкрытыми. Проект, как ни странно, оказывается во многом близок к тому, что принято называть "новая французская крайность" в духе шокирующего артхауса "Падали" Гаспара Ноэ и разрывающего плоть на части в "Границе" Ксавье Жанса. Во многом благодаря немногочисленному актерскому составу все сюжетные арки оказываются хорошо выстроенными и взаимодействующими между собой, трое исполнителей позволяют почувствовать общую силу игры в ансамблях и дают зрителям исчерпывающее представление о характерах на экране. Грант использует тесноту помещений и дает для персонажей некоторое количество загадок, позволяя им что-то узнавать друг о друге и о себе, а также создавая условия для адекватного восприятия зрителями происходящего на экране. В фильме максимально используется потенциал заброшенной клиники, госпиталя, где есть темнота, грязь и неустроенность самого места, а также жуткий фактор того, что все происходящее является сверхъестественным. Поэтому "Пила: Начало" способен показать ужасную тайну через цепочку событий и эпизодов, многие из которых показывают особый склад ума тех, кто привык отводить себе роль Творца и Господа Бога.