Фантастический хоррор "Чужие" австралийского режиссера и сценариста Сандры Скиберрас ("Школа выживания Джорджии", "Мечта гусеницы") рассматривает нашествие инопланетных паразитов через призму драмы маленького городка, затерянного посреди австралийской пустыни. Небольшой бюджет проекта не становится помехой для презентации постановщицей целого набора переосмысленных идей. Скиберрас активно использует "Цвет из иных миров" Говарда Лавкрафта и в том же самом ключе показывает страшное нечто, иррациональное и не поддающееся разумному объяснению, то, что сложно распознать и с чем крайне трудно бороться. В экранной истории любые контакты с прилетевшей субстанцией приводят к превращению обывателей в нечто среднее между зомби и биороботами. Очевидно, что сама мысль о тварях из космоса, выбравших местом своей агрессии Зеленый континент, для Скиберрас по-своему патриотична и не требует тщательной проработки локаций. Для съемок нужно было всего лишь найти локацию, где остановилось время и ничего не происходит, такое место, где граница между пустыней и цивилизацией начинается сразу же на выезде из места и практически зрительно ощутима. Постановщица, безусловно, знает, что из космоса могут прилететь монстры с совершенно непонятными разуму инструкциями, но специфика ленты такова, что хтоническое начало должно взять верх и заставить изрядно поволноваться местного шерифа и его помощника. Поэтому "Чужие" отличаются от целого легиона подобных лент режиссерскими поисками Сандры Скиберрас и ее желанием уйти от стереотипов убивать все, что шевелится, как это происходит в подобных жанровых проектах, и найти небольшие, но важные крупицы реализма в создании характеров и их поведения.
Когда в атмосфере Земле и позднее на ее поверхности в самом начале "Чужих" Скиберрас оказывается условный космический корабль, то нельзя даже выдвинуть предположение о том, почему именно возникла такая посадка и что это: катастрофа или тщательно продуманный визит в удаленный от большинства человечества уголок земной поверхности? Пришельцы оказываются настолько продвинутыми, что сразу же выводят телескопическую антенну, обеспечивавшую связь австралийского городка со всем остальным миром, и создают серьезные проблемы с электроснабжением. Ремонтник Фрэнк (Джон Харви Моррис), приехавший на пикапе решить проблему, прикасается из любопытства к окрашенному в алый цвет грунту и небольшому существу лежащему на нем. Последствия наступают практически сразу же, и взрослый мужчина начинает меняться в лице и теле. Страшное дело, но сотовая связь так и остается недоступной. Шериф Джоанн Шарп (Джолин Андерсон, "Добыча", "Доктор Хэрроу"), которая вот-вот собирается покинуть городишко навсегда со своей сестрой Самантой (Стэф Доусон, "7 хранителей гробницы", "Голодные игры") и уехать в Сидней, где гораздо больше шансов для женщин среднего возраста, вынуждена решать практически в одиночку все проблемы поселения и инопланетянами такую женщину напугать крайне сложно. Многие из жителей буквально за считанные часы начинают вести себя более чем странно и превращаются в кровавых убийц, которые слышат разрушительные внутренние голоса. Геолог Анжела (Кассандра Маграт, "Пугающая кампания", сериал "Тихий океан"), давно изучающая горные породы в окрестностях, находит следы инопланетного вторжения и неизвестное вещество в свежем кратере, который образовался после падения с небес. Незадолго до этого выпускница школы видела в свой телескоп рано утром как по небу к поверхности Земли пронесся неизвестный объект и, судя по звукам, упал где-то неподалеку. За что такое Австралии?... Стране, где и так хватает белых акул, сумчатых животных и беспощадных аллигаторов. По режиссерской мысли Скиберрас важно отрезать городок от внешнего мира и дать возможность землякам, инфицированным странной красной пылью, как следует запугать всех остальных.
Поскольку в оригинале "Чужие" у Скиберрас получили название, которое можно перевести как "Выползающий из пыли", то это очень сильно упрощает задачу в понимании основных сюжетных арок проекта. Немного усталая героиня Джолин Андерсон должна встать на защиту родных мест вместе со своим профеминистским отрядом и показать номинальному монстру, слепленному при помощи простоватых спецэффектов, кто в городке настоящий хозяин. Амбиции постановщицы по-хорошему зашкаливают, и она начинает собирать в ленте всевозможные клише, которые грозят персонажам вполне объяснимым посттравматическим стрессом. Так появляется зараженный странным вирусом Билл (Бен Мортли, "Портал", "На гребне"), который тоже подцепил вирус возле деструктивной вышки. Персонаж Мортли благодаря Скиберрас становится детоубийцей, рефлексирующим над тем, что он сделал. Несмотря на кажущуюся простоту нарратива, постановщица пытается вытянуть максимум из того, что было заложено в ленту. Страх, который распространяется в городке и заставляет браться за оружие, общая тревожность и непонимание того, что происходит с такими милыми жителями, готовыми лишать жизни своих близких подобно автоматизированным киллерам, и, наконец, кольцо природной песчаной бури (привет, спецэффекты), не позволяющее вырваться Анжеле за подмогой. Режиссер так формирует своих персонажей, что они очень быстро начинают понимать, что без связи и без возможности сообщить о себе, они должны дать бой тем, кто уже оказался нездоров и у кого шевелится кровавыми цветами кожа на черепе, когда ситуация начинает выходить из-под контроля. Связи нет, но вы держитесь... В лучших моментах и сценах лента ловит постановочный кураж и доказывает, что даже там, где в общем-то все уже давно известно заранее, можно поддать будоражащего саспенса и заставить шевелиться зрительские нервы. Метаморфозы человеческие, жажда схватить за горло и обратить в свою армию внешне так похожих на живых у Скиберрас находятся вполне в рамках неплохого b-movie.
Сандра Скиберрас в "Чужих" не претендует на сквозящую оригинальность и не пытается соревноваться с жанровой классикой типа "Нечто" Джона Карпентера или более модерновым "Слизняком" Джеймса Ганна. В очень неспешной первой половине фильма становятся ясны все возможные расклады и все возможные коллаборации, когда все вроде бы неплохие люди, в меру веселые и в меру беззаботные, без явных скелетов в шкафу и чистые душой, оказываются в двух разных лагерях. У Скиберрас хватает мастерства показать, что те, кто уже обречены, еще не до конца понимают, что с ними происходит и что точка невозврата в прежнюю обывательскую жизнь уже пройдена. В кульминации режиссер пытается сотворить самое настоящее чудо и показывает, что истребление монстра не всегда может считаться гарантом полной настоящей победы. Вообще Скиберрас не сторонница большого проливания красной жидкости в кадре, в большей степени ее интересует развитие массовой паранойи, последовательно уводящей городок в панический коллапс. Парадоксально, но у постановщицы временами получается уход в сверхъестественный ситком, в мыльную оперу, где все пошло не так и не по плану. Поэтому "Чужие" найдут своих поклонников среди тех, кому нравится приближенный к жизни аскетизм постановки и обилие атмосферности в духе Лавкрафта. Инопланетянам, как выясняется, иногда жизненно важно провести забор нужных биоматериалов, а не получить контроль над всей планетой.
3
,8
2019, Фантастика
91 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Фантастический хоррор "Чужие" австралийского режиссера и сценариста Сандры Скиберрас ("Школа выживания Джорджии", "Мечта гусеницы") рассматривает нашествие инопланетных паразитов через призму драмы маленького городка, затерянного посреди австралийской пустыни. Небольшой бюджет проекта не становится помехой для презентации постановщицей целого набора переосмысленных идей. Скиберрас активно использует "Цвет из иных миров" Говарда Лавкрафта и в том же самом ключе показывает страшное нечто, иррациональное и не поддающееся разумному объяснению, то, что сложно распознать и с чем крайне трудно бороться. В экранной истории любые контакты с прилетевшей субстанцией приводят к превращению обывателей в нечто среднее между зомби и биороботами. Очевидно, что сама мысль о тварях из космоса, выбравших местом своей агрессии Зеленый континент, для Скиберрас по-своему патриотична и не требует тщательной проработки локаций. Для съемок нужно было всего лишь найти локацию, где остановилось время и ничего не происходит, такое место, где граница между пустыней и цивилизацией начинается сразу же на выезде из места и практически зрительно ощутима. Постановщица, безусловно, знает, что из космоса могут прилететь монстры с совершенно непонятными разуму инструкциями, но специфика ленты такова, что хтоническое начало должно взять верх и заставить изрядно поволноваться местного шерифа и его помощника. Поэтому "Чужие" отличаются от целого легиона подобных лент режиссерскими поисками Сандры Скиберрас и ее желанием уйти от стереотипов убивать все, что шевелится, как это происходит в подобных жанровых проектах, и найти небольшие, но важные крупицы реализма в создании характеров и их поведения. Когда в атмосфере Земле и позднее на ее поверхности в самом начале "Чужих" Скиберрас оказывается условный космический корабль, то нельзя даже выдвинуть предположение о том, почему именно возникла такая посадка и что это: катастрофа или тщательно продуманный визит в удаленный от большинства человечества уголок земной поверхности? Пришельцы оказываются настолько продвинутыми, что сразу же выводят телескопическую антенну, обеспечивавшую связь австралийского городка со всем остальным миром, и создают серьезные проблемы с электроснабжением. Ремонтник Фрэнк (Джон Харви Моррис), приехавший на пикапе решить проблему, прикасается из любопытства к окрашенному в алый цвет грунту и небольшому существу лежащему на нем. Последствия наступают практически сразу же, и взрослый мужчина начинает меняться в лице и теле. Страшное дело, но сотовая связь так и остается недоступной. Шериф Джоанн Шарп (Джолин Андерсон, "Добыча", "Доктор Хэрроу"), которая вот-вот собирается покинуть городишко навсегда со своей сестрой Самантой (Стэф Доусон, "7 хранителей гробницы", "Голодные игры") и уехать в Сидней, где гораздо больше шансов для женщин среднего возраста, вынуждена решать практически в одиночку все проблемы поселения и инопланетянами такую женщину напугать крайне сложно. Многие из жителей буквально за считанные часы начинают вести себя более чем странно и превращаются в кровавых убийц, которые слышат разрушительные внутренние голоса. Геолог Анжела (Кассандра Маграт, "Пугающая кампания", сериал "Тихий океан"), давно изучающая горные породы в окрестностях, находит следы инопланетного вторжения и неизвестное вещество в свежем кратере, который образовался после падения с небес. Незадолго до этого выпускница школы видела в свой телескоп рано утром как по небу к поверхности Земли пронесся неизвестный объект и, судя по звукам, упал где-то неподалеку. За что такое Австралии?... Стране, где и так хватает белых акул, сумчатых животных и беспощадных аллигаторов. По режиссерской мысли Скиберрас важно отрезать городок от внешнего мира и дать возможность землякам, инфицированным странной красной пылью, как следует запугать всех остальных. Поскольку в оригинале "Чужие" у Скиберрас получили название, которое можно перевести как "Выползающий из пыли", то это очень сильно упрощает задачу в понимании основных сюжетных арок проекта. Немного усталая героиня Джолин Андерсон должна встать на защиту родных мест вместе со своим профеминистским отрядом и показать номинальному монстру, слепленному при помощи простоватых спецэффектов, кто в городке настоящий хозяин. Амбиции постановщицы по-хорошему зашкаливают, и она начинает собирать в ленте всевозможные клише, которые грозят персонажам вполне объяснимым посттравматическим стрессом. Так появляется зараженный странным вирусом Билл (Бен Мортли, "Портал", "На гребне"), который тоже подцепил вирус возле деструктивной вышки. Персонаж Мортли благодаря Скиберрас становится детоубийцей, рефлексирующим над тем, что он сделал. Несмотря на кажущуюся простоту нарратива, постановщица пытается вытянуть максимум из того, что было заложено в ленту. Страх, который распространяется в городке и заставляет браться за оружие, общая тревожность и непонимание того, что происходит с такими милыми жителями, готовыми лишать жизни своих близких подобно автоматизированным киллерам, и, наконец, кольцо природной песчаной бури (привет, спецэффекты), не позволяющее вырваться Анжеле за подмогой. Режиссер так формирует своих персонажей, что они очень быстро начинают понимать, что без связи и без возможности сообщить о себе, они должны дать бой тем, кто уже оказался нездоров и у кого шевелится кровавыми цветами кожа на черепе, когда ситуация начинает выходить из-под контроля. Связи нет, но вы держитесь... В лучших моментах и сценах лента ловит постановочный кураж и доказывает, что даже там, где в общем-то все уже давно известно заранее, можно поддать будоражащего саспенса и заставить шевелиться зрительские нервы. Метаморфозы человеческие, жажда схватить за горло и обратить в свою армию внешне так похожих на живых у Скиберрас находятся вполне в рамках неплохого b-movie. Сандра Скиберрас в "Чужих" не претендует на сквозящую оригинальность и не пытается соревноваться с жанровой классикой типа "Нечто" Джона Карпентера или более модерновым "Слизняком" Джеймса Ганна. В очень неспешной первой половине фильма становятся ясны все возможные расклады и все возможные коллаборации, когда все вроде бы неплохие люди, в меру веселые и в меру беззаботные, без явных скелетов в шкафу и чистые душой, оказываются в двух разных лагерях. У Скиберрас хватает мастерства показать, что те, кто уже обречены, еще не до конца понимают, что с ними происходит и что точка невозврата в прежнюю обывательскую жизнь уже пройдена. В кульминации режиссер пытается сотворить самое настоящее чудо и показывает, что истребление монстра не всегда может считаться гарантом полной настоящей победы. Вообще Скиберрас не сторонница большого проливания красной жидкости в кадре, в большей степени ее интересует развитие массовой паранойи, последовательно уводящей городок в панический коллапс. Парадоксально, но у постановщицы временами получается уход в сверхъестественный ситком, в мыльную оперу, где все пошло не так и не по плану. Поэтому "Чужие" найдут своих поклонников среди тех, кому нравится приближенный к жизни аскетизм постановки и обилие атмосферности в духе Лавкрафта. Инопланетянам, как выясняется, иногда жизненно важно провести забор нужных биоматериалов, а не получить контроль над всей планетой.